valery.sarov@mail.ru
Идёт время, меняется многое, в том числе и степень закрытости информации о нашем города , и некоторые нюансы этой закрытости помнят уже только старожилы. Молодёжь и не знает, например, что железнодорожные билеты из Москвы в Арзамас-16 купить было не так просто, как сейчас. Билеты продавались только в определённой кассе (сначала №№30-32, а затем №45) на Казанском вокзале. Причём, предварительная продажа осуществлялась только по специальным талонам (или как их называли в обиходе жители города — талончикам), которые можно было взять в железнодорожной кассе нашего горвокзала вкупе с покупкой билета в Москву (или через Москву). Официально считалось, что это – талон на “бронирование” билета. Такая система применялась и для других “специальных” поездов, только номера касс могли различаться.
Впрочем, как это обычно бывает у нас, строгость со временем имеет свойство смягчаться и спустя несколько лет, билет в день отправления нашего поезда из Москвы можно было приобрести и без талона. Поэтому нашим поездом начали пользоваться жители попутных станций, и жителям города, пришедшим за билетом в день отправления, он мог и не достаться. Поэтому, они предпочитали брать билеты заранее — по этим талонам. Впрочем, уже с 1990 года на наличие талонов при покупке билета кассиры внимания практически не обращали. Такая система просуществовала до начала 1990-х годов, когда многое стало определяться экономической целесообразностью, а не указаниями соответствующих органов. Гонять полупустые (иногда) вагоны железной дороге было убыточно и билеты стали продавать всем, кто платит деньги.
В моей коллекции сохранилось несколько железнодорожных талонов на наш поезд. Самый ранний датирован 1983 годом, но ввели их лет за пять-десять до этого. Самый поздний – январь 1992 года (вскоре после этого их и отменили), но уже с 1991 года на наличие талонов при покупке билета кассиры внимания практически не обращали. Как видно из представленных фото, талоны были действительны не на определённую дату, а на месяц. Соответственно и цвет локомотива, изображённого в качестве фона на талоне, менялся раз в месяц. Цветных ксероксов тогда не было. Впрочем, и чёрно-белые были большой редкостью, поэтому этой степени защиты от подделок вполне хватало. Печатались талоны на обычной бумаге. Размер колебался в районе 9х5 см в зависимости от разрезки листов, которыми они печатались.
.
Интересно всё-таки, а когда эти талоны появились, может кто помнит это более точно, чем я? А, может, у кого-то сохранились более ранние талоны?
.
©2015. В.Н.Ганькин.
У меня сохранился один талон за январь 1988 года. И глядя на него видно, что ты неправ, говоря «ввели лет за пять до этого» На этом талоне для даты напечатано 196_. Значит, талоны существовали ещё в 1960-х.
Во-первых, я как раз и прошу читателей уточнить дату — «…может кто помнит это более точно…».
Во-вторых, приведённый тобой талон может служить лишь косвенным доказательством. Я как-то упустил из виду (надо будет добавить в этот материал), что кто-то может подумать, будто эти талоны были исключительно нашей Саровской прерогативой. В своё время, я разговаривал с кем-то из командированных (не помню уже откуда, но тоже из закрытого города) и он утверждал, что у них аналогичная система. Правда, касса вроде другая была. Да ты и сам можешь видеть, что № кассы не типографской печати. Я так подозреваю, что они использовались и в других специальных случаях. А наше министерство просто воспользовалось удобной системой.
Так что получается, что эти талоны печатались не только для нас и, скорее всего, не мы были первыми их пользователями. И, следовательно, типографски впечатанная дата не может служить прямым доказательством введения для нас таких талонов в 1960-х годах. Хотя, и не доказывает обратного. Всё может быть. Надо «пытать» старожилов.
Добавил уточнения в конец первого абзаца
У меня тоже один имеется — сентябрь 1990 года
А ещё у вас были ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ для проезда в МЕСТНОМ железнодорожном транспорте.
Я могу ошибиться, но вероятно, это проезд до Берещино (а что ещё можно называть «Местное сообщение» ?).
Вот билет 2000 года —
Да, это проезд от города до Берещино. У меня таких около десятка разных лет и стоимости. Кстати, этот у тебя от меня (узнаю свой почерк карандашом). Но это несколько другая тема, поэтому сюда я их не поместил.
И 2005 года —
Нашёл три «талона на право…» в своём архиве!
На днях — выложу!
Помещаю!
Видно, что талон серии 1988 года, но дата вообще 19 г.
Значит, прототип талона — НАЧАЛО 20-го века!? 🙂
Второй мой талон!
Здесь уже дата 196 г. Значит — дата введения — шестидесятые годы 20 века ?! 🙂
Похоже, что в эпоху повального дефицита эпохи конца СССР, у МПС не хватало сил и средств на печать новых талонов с типографским указанием года выпуска. Они нашли где-то в своих загашниках старые неиспользованные в своё время талоны и пустили их в оборот.
Третий мой талон!
Виден переход в мае 1990 года с кассы 30 — 31 на кассу 45!
Дата впечатана в талон — 196 г.
Раз уж мы увлеклись ТАЛОНАМИ Советской эпохи, даю новую тему —
Книжные талоны СССР!
Обратная сторона!
Второй книжный талон из моего архива!
Обратная сторона! Видно, что это серия 1990 года!
ПАРДОН! Книжные талоны назывались АБОНЕМЕНТОМ! 🙂
Ну и где вы, краеведы, поддержать НОВУЮ ТЕМУ!?
Или только мы сдавали макулатуру!? 🙂
Все сдавали, но для покупки книг, а не для коллекции.
Впрочем, один из ранних абонементов у меня всё-таки остался неотоваренным — почему-то не хватило книг. Это для первых лет существования этой системы было редкостью. Только где-то к концу СССР, такие случаи участились и момент появления соответствующей книги в магазине надо было «ловить». А то неотоваренный абонемент «пропадал». Впрочем, это у обычных покупателей «пропадал», а у необычных — откуда-то появлялась такая книга без абонемента. Вот до такого «социализьма» нас довели!
Обратная сторона
Валера! Замечательно! Покажи обратную сторону!
У тебя даже с «марочкой»… 🙂
Вот ещё один абонемент.
Обратная сторона
По твоей терминологии я был «обычным покупателем», и эти талоны у меня просто «пропали»… 🙁
Но сохранились для истории СОЦИАЛИЗМА В СССР 🙂
В конце 1980-х я немного занимался книгами. Ездил в Москву и покупал их в на книжных рынках — в основном, в «Олимпийском» на пр.Мира. Так вот, там в промышленных масштабах продавались те «макулатурные» книги, которые нам «обычным покупателем» не доставались на абонементы! Т.е. система их «увода» из абонементной торговли в эпоху «краха социализма в СССР» была хорошо налажена.
Валера! Материала уже хватает на отдельную статью для сайта СК:
«Книжные абонементы (талоны) СССР»! 🙂
Всего по четырём абонементам?! Которые, к тому же, не являются Саровскими?! Ну, пиши!
Валера!
Как ты, наверное, правильно понимаешь, «саровские железнодорожные талоны» такого вида были НЕ ТОЛЬКО САРОВСКИМИ! 🙂
Тогда зачем про них надо писать!?
А писать надо затем, что эти «бумажки» были ЧАСТЬЮ нашей жизни в Сарове!
Выросло поколение, которое НИЧЕГО не знает, что было тридцать лет назад в Арзамасе-16 (Сарове)… 🙁
Да, эти железнодорожные талоны были не только Саровскими. СКОРЕЕ ВСЕГО! Этот вопрос ещё требует изучения. Но они уж точно не были общесоюзными и иллюстрировали собой ОСОБЫЙ режим городов нашей системы. А что «иллюстрируют» ОБЩЕСОЮЗНЫЕ книжные абонементы? Тогда и сами книги, выдаваемые по ним, надо описывать? Бред! Но если тебе это «по кайфу» — ради бога, описывай! Я, в отличие от некоторых, руководящих ЦУ не раздаю — уважаю право личности на свой выбор!
Валера! Бог с тобой!
Я обещал Алексею Михайловичу больше не вступать с тобой НИ В КАКИЕ ДИСКУССИИ на нашем АКАДЕМИЧЕСКОМ сайте 🙂
Ты, наверное, «забыл» уточнить: «НИ В КАКИЕ ДИСКУССИИ, не относящиеся к краеведению». Тогда я только ЗА!
А вот что писала о ж/д талонах газета Городской курьер 25 января 1992 года.