САКРАЛЬНОЕ ТАИНСТВО ДАЛЬНЕЙ ПУСТЫНКИ

СЕРАФИМА САРОВСКОГО ЗИМОЙ

Иногда мы спорим с Главным Резидентом сайта «Саровский краевед» Алексеем Михайловичем Подурцом о функциях нашего сайта…

Его позиция известна. Главная функция сайта – академическая, научно-краеведческая… Всё остальное – вторично… Трудно с ним спорить… Но моя точка зрения шире! Сайт должен осуществлять и ПРОСВЕТИЛЬСКУЮ функцию! Это значит, — сайт должен просвещать НАГЛЫХ АНОНИМНЫХ НЕДО—-В типа «один-из-них», цитата:

«Прошу поправить лишь мелкие косяки. Канонизации Серафима Саровского больше 300 лет, а 200-летние сосны помнят самого Серафима»?

Вроде владеют эти «недо—и» компьютерами и могут набрать в поисковике «СЕРАФИМ САРОВСКИЙ», но не делают этого…

А Википедия сообщит ЛЮБОМУ:

(см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Серафим_Саровский)

Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Иси́дорович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 (30) июля 1754 (или 1759), Курск — 2 (14) января 1833Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской Церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории[1][2]

Т. е. в этом году исполнилось 185 лет со дня смерти батюшки Серафима, и первого августа 2018 года мы будем отмечать 115 годовщину со дня его прославления в лике святых… Может, в Саровских школах нет сегодня уроков информатики? Но мы отвлеклись…

Рисунок 1 – Прижизненное изображение Серафима Саровского

Мы обещали показать ДАЛЬНЮЮ ПУСТЫНКУ СЕРАФИМА САРОВСКОГО ЗИМОЙ… Ведь многие почитатели нашего сайта не могут попасть в Саров и посетить это благословенное место. Сделаем это!

Но прежде ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ часть!

http://diveevopro.ru/?page_id=2411

Дальняя пустынка Серафима Саровского в Сарове

(Мы намеренно убрали в слове «пустынка» мягкий знак, который «уменьшает» значение «пустынки»)

В четырех километрах от монастыря Сарова, вверх по течению реки Саровки, находится одно из святых мест, которое связано с именем преподобного Серафима Саровского.

Здесь, в глухих лесах, начал он исполнять свой первый аскетический подвиг — отшельничество. Сразу после смерти настоятеля монастыря Пахомия старец Серафим попросил вновь назначенного настоятеля Исайю отпустить его побыть в одиночестве, испытать свои духовные силы. Целых 16 лет прожил старец Серафим в небольшой избушке на крутом берегу Саровки. Много испытаний выпало батюшке Серафиму, и он с честью их все выстоял. Тысячу ночей он стоял на камне в лесу, а днем продолжал свой подвиг стояния на камне в келье, чтобы не мешали приходящие паломники. Здесь, на Дальней пустынке, избили его разбойники.

Здесь он совершал свой подвиг молчальничества.

После кончины отца Серафима келья с Дальней пустынки была выкуплена благодетелем Дивеевской обители Н. А. Мотовиловым, которого батюшка Серафим исцелил в 1831 году. Келью разобрали на бревна и перевезли в Дивеево. Там из нее устроили алтарь церкви Преображения.

К Саровским торжествам 1903 года на Дальней пустынке была поставлена новая большая изба и место пустынки благоустроили. К этой вновь поставленной келье приезжал последний русский император Николай II со своей семьей, чтобы почтить память великого старца.

После закрытия монастыря место это запустело и все было разрушено.

Чтобы обозначить место Дальней пустынки, в 1990 году члены исторического объединения «Саровская пустынь» на ее месте поставили деревянную часовню с крестом. В 1991 году известный скульптор Вячеслав Михайлович Клыков изготовил памятник преподобному Серафиму Саровскому и решил установить его на Дальней пустынке. После установки памятника городские власти благоустроили это место. В 2000 году с помощью Ядерного центра здесь поставили каменную часовню с навесом, а к столетию прославления преподобного старца Серафима на месте найденного каменного фундамента построили деревянную избу, копию избы 1903 года, где круглосуточно горят лампадки у икон отца Серафима и Божьей Матери «Умиление».

Рядом с часовней на склоне крутого берега Саровки среди деревьев выделяется одна огромная сосна. По оценкам лесников, ей более двухсот лет, и она должна помнить старца Серафима.

Практически все гости города посещают Дальнюю пустынку и подходят к этой сосне.

Когда старец Серафим ушел в отшельники, он решил испытать себя стоянием на камне, совершить подвиг столпничества, как это делали раньше христианские аскеты. Недалеко от своей кельи в лесу на Дальней пустынке отец Серафим нашел большой камень, оставшийся со времен ледника. На нем перед иконой Святой Троицы, закрепленной на дереве, он стоял на коленях в течение 1000 ночей. Днем отец Серафим продолжал свой подвиг на малом камне, который находился у него в келье.

После кончины старца Серафима большой камень был расколот на части. Считалось, что если опустить хотя бы маленький осколочек камня в сосуд с водой, то она становится целебной. Осколки этого камня разнесли по всем уголкам нашей безбрежной России. Большой осколок камня отца Серафима подарил Саровскому церковному приходу митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Н. В. Кутепов).

К Саровским торжествам 1903 года на месте, где находился первый камень, был установлен новый, похожий на прежний. От дерева, на котором висела икона Троицы, осталась только часть ствола. К приезду императора Николая II на Саровские торжества над остатком ствола дерева и над камнем были установлены деревянные часовенки с красивыми резными столбами.

Во времена советской власти часовни были разрушены, а камень был сброшен в глубокий ров, который специально выкопали бульдозером.

Место, где стоял камень и часовня над ним, сохранилось до наших дней благодаря верующим людям, приходившим помолиться. Там стоял небольшой деревянный крест.

В 1990 году бывшая монахиня Дивеевского монастыря Серафима (С. А. Булгакова) подарила членам исторического объединения кусочек от настоящего камня, на котором молился старец Серафим. Тогда возникла идея восстановить место моления отца Серафима. По виду подаренного камня в лесу нашли большой валун, который был похож по внешнему виду и структуре на камень старца Серафима. Члены исторического объединения обратились к строителям города с просьбой помочь перевезти этот камень на место моления батюшки Серафима.

Чтобы вывезти этот камень, строителям пришлось в болотистом лесу проложить дорогу для проезда подъемного крана и трейлера, и несмотря на большие трудности, камень этот был доставлен. Удивительным оказался факт, что под большим камнем лежал другой камень, красного цвета. Его тоже забрали. И каково же было удивление, когда со временем стало известно, что в своей келье старец Серафим молился на малом камне красного цвета. Сейчас этот красный камень лежит рядом с кельей старца Серафима на Дальней пустынке у большого креста.

Над камнем, где молился преподобный старец ночью, как и прежде, стоит деревянная сень и установлен крест.

Многие гости, приезжающие в город, останавливаются у этого камня, размышляя о силе духа преподобного Серафима Саровского.

Между Дальней пустынкой и монастырем располагалась Ближняя пустынка старца Серафима. Она стояла на горе над речкой Саровкой. В 1825 году преподобный Серафим Саровский окончательно закончил затвор и стал выходить из своей монастырской кельи. Он часто ходил на Дальнюю пустынку, где прожил отшельником целых 16 лет. Возвращаясь в монастырь вдоль речки Саровки, он останавливался у Богословского родника. Этот родник так назывался потому, что рядом с ним стоял крест с иконой Иоанна Богослова. Возле родника стояла келья отшельника Дорофея. Это место понравилось старцу Серафиму. После смерти отца Дорофея он жил днем в этой небольшой келье, у которой даже дверей не было, внутрь нее приходилось вползать. Через некоторое время отцу Серафиму срубили новую келью, которая была чуть больше и имела окна и дверь.

Старец Серафим начал благоустраивать Богословский родник. И раньше люди приходили к источнику, но после того как там поселился отец Серафим, количество паломников быстро увеличивалось.

Вся предыдущая жизнь преподобного Серафима была направлена на единение с Богом, на испытания человеческого духа. Он выдержал эти испытания, и у него открылся дар ясновидения и чудотворения. Слава о великом подвижнике разнеслась по всей России.

К батюшке Серафиму с каждым днем стало приходить все больше и больше людей. Легенды говорят, что у него в день бывало до двух тысяч человек, и чудеса там свершались ежедневно.

После кончины преподобного Серафима Саровского слава этого места возросла многократно. На Ближнюю пустынку, к источнику люди шли в ожидании чуда. Там они набирали святой воды, купались в источнике и ощущали благость этого места.

К моменту прославления преподобного Серафима Саровского в 1903 году над источником была сооружена деревянная часовня; под горой, куда стекала вода из источника, сделали купальню. Вначале она была небольшая деревянная на два отделения — мужское и женское, а после выстроили большое каменное здание. В купальне было четыре отделения для всех слоев населения. Каждый приходящий мог искупаться под ледяной струей источника, который к этому времени стали называть Серафимовским.

В советское время часовню с купальней разрушили, а источник забетонировали. Но еще долгое время вода находила себе выход и появлялась под горой. Через несколько лет чуть ниже купальни по течению реки Саровки насыпали плотину, уровень воды поднялся, и источник оказался под водой. Со временем место Ближней пустынки было утеряно.

В 1991 году члены исторического объединения «Саровская пустынь» начали поиски этого святого места. По свидетельствам очевидцев, купальня находилась на месте зоны отдыха горожан, на запруженном берегу речки Саровки, которое всегда называли «Бассейном». В результате проведенных поисков и раскопок место часовни над источником и купальни было найдено. Само здание не сохранилось, но фундаменты и нижние помещения, где происходило купание, оказались целыми. В эти четыре помещения вели ступени, выложенные метлахской плиткой, пол выстлан кафелем с очень красивым цветным орнаментом. Когда начались земляные работы по расчистке купальни, то помогать приходило много добровольцев — простых жителей города. Было желание восстановить это святое место. Но у городских властей па восстановление Ближней пустынки не нашлось средств. Со временем от стен и полов купальни стали откалывать плитку и кафель на производство сувениров. Пришлось купальню снова засыпать землей до лучших времен.

На месте Ближней пустынки церковный приход поставил большой деревянный крест. Рядом с крестом городские власти установили большой памятный камень.

При подготовке празднования столетия прославления преподобного Серафима Саровского на месте, где стояла часовня над источником, была установлена часовня, по внешнему виду похожая на прежнюю. Но прошел слух, что часовня стоит не точно на том месте, где она стояла в монастырские времена. Установить точное ее местоположение без археологических раскопок невозможно, поэтому часовню разобрали.

Данные эти, конечно, устарели, но всё-таки дают представление о ДАЛЬНЕЙ ПУСТЫНКЕ.

Пройдём к Дальней Пустынке лесной тропой, которая не зарастает и поддерживается от завалов православными людьми. Все последующие представленные в материале снимки сделаны 11 февраля 2018 года Алексеем Демидовым.

Вот от этой лесной просеки вправо начинается лесная тропа к Дальней Пустынке Батюшки Серафима. Обратите внимание на качество якобы «больного леса», который подлежит вырубке по преступному плану «голубевской администрации» Сарова.

Рисунок 2 – От этой «людной просеки» начинается вправо по ходу народная тропа к Дальней Пустынке Батюшки Серафима

В солнечный зимний день, вдыхая аромат соснового реликтового леса, вы сразу обретаете здесь какое-то внутреннее спокойствие. Вас охватывает какая-то необъяснимая душевная радость (благость). Начинаем движение по тропе к Батюшке Серафиму.

Рисунок 3 – В начале тропы к Батюшке Серафиму. Отсюда до Дальней Пустынки чуть более 25 минут с пешеходной скоростью 3 км/ч

Но вдруг ещё какой-то отворот вправо!? Посмотрим что там? Боже, целый зимний лагерь родителей с маленькими детьми!

Рисунок 4 – Целый зимний лагерь родителей с маленькими детьми. Большая палатка, костёр и даже гамак для укачивания малыша…

Не будем мешать зимнему отдыху на природе в Серафимовском лесу этой сплочённой команде саровских жителей. Идём дальше! Тропа – по великолепному реликтовому лесу – заповедному остатку среднерусской тайги.

Рисунок 5 — Тропа – по великолепному реликтовому лесу – заповедному остатку среднерусской тайги

Рисунок 6 – Встречаются упавшие на тропу деревья, но они аккуратно обходятся

Как только стает снег, православный люд Сарова быстро расчистит тропу к Батюшке Серафиму, как уже было не раз!

Рисунок 7 – Тропа после одной из расчисток. Обратите внимание на толщину упавшего дерева

Через полчаса движения по Серафимовскому лесу тропа выводит на дорогу к Протяжке и Филипповке восточнее на 100 метров от Дальней Пустынки.

Рисунок 8 – Выход тропы на дорогу к Протяжке и Филипповке восточнее на 100 метров от Дальней Пустынки. Обратите внимание на великолепный строевой лес!

Отсюда до Дальней Пустынки  — 100 метров на запад по дороге в сторону Города

Рисунок 9 – Впереди – Дальняя Пустынка

Подходим ближе к Дальней Пустынке! Слева по ходу келья Преподобного Серафима Саровского.

Рисунок 10 – Восстановленная келья прп Серафима Саровского на Дальней Пустынке

Справа – памятник прп Серафиму Саровскому с дороги (с юга) работы выдающегося скульптора России – Вячеслава Михайловича Клыкова (1991). (Об истории создания и установке этого ПАМЯТНИКА — на сайте СК будет отдельный репортаж).

Рисунок 11 — Памятник прп Серафиму Саровскому с дороги (с юга) работы выдающегося скульптора России – Вячеслава Михайловича Клыкова (1991).

Подойдём к памятнику поближе. Он ориентирован на восток.

Рисунок 12 – Памятник прп Серафиму Саровскому с юго-востока

Рисунок 13 – Памятник прп Серафиму Саровскому с северо-востока

Может, мы повторимся, но так и хочется попросить у Отца нашего Серафима: «Преподобный Отче наш Серафиме! Вразуми рабов божьих, сегодня власть предержащих в Сарове: «Не губите мужики Памятник природы Сарова означенный ЗАКОНОМ Нижегородской области – «Ближняя и Дальняя Пустынка»»!

Рисунок 14 – «Не губите мужики, не губите….!»

Рядом с памятником установлены два стенда. Первый посвящён Житию прп Серафима Саровского.

Рисунок 15 – Стенд, посвящённый жизнеописанию прп Серафима Саровского

Второй стенд посвящён канонизации прп Серафима Саровского в 1903 году и пребыванию на месте Дальней Пустынки Императора Николая Второго.

Рисунок 16 — Стенд посвящён канонизации прп Серафима Саровского в 1903 году и пребыванию на месте Дальней Пустынки Императора Николая Второго.

Подойдём через дорогу к кресту слева от кельи прп Серафима Саровского. Под крестом камень ледникового происхождения подобный тому, на котором прп Серафим Саровский молился 1000 дней (днём в келии, чтобы не мешали паломники).

Рисунок 17 — Под крестом камень ледникового происхождения подобный тому, на котором прп Серафим Саровский молился 1000 дней

По структуре этот камень — мелкозернистый в отличие от крупнозернистого гранита. По гипотезе это – полевой шпат, доставленный к нам ледником с известного месторождения на Новой Земле (там был Новоземельский ядерный полигон СССР, а теперь Центральный Полигон России (ЦП РФ)).

Рисунок 18 – Структура полевого шпата у креста на Дальней Пустынки

Далее за кельей спустимся по хорошо сделанной и расчищенной лестнице с крутого берега к легендарной Саровке.

Рисунок 19 – Лестница, ведущая вниз к реке Саровке за кельей прп Серафима Саровского

Оцените высоту крутого берега снизу от Саровки.

Рисунок 20 – Лестница к Саровке снизу от реки. Наверху каменная часовня с навесом постройки РФЯЦ-ВНИИЭФ

По лестнице мы спустились к Саровке и прошли к месту, где по преданию была пещера прп Серафима Саровского. Сейчас на этом месте установлен крест.

Рисунок 21 – Место на берегу Саровки, где по преданию была пещера прп Серафима Саровского

Вниз по Саровке на запад виден мостик через Саровку. Подойдём к нему вдоль берега по протоптанной тропинке.

Рисунок 22- Мостик через Саровку на Дальней Пустынке

Мостик через Саровку – очень добротный, железный. Его очень любят саровские молодожёны, приезжают сюда в День Свадьбы. Были и мы здесь 14 ноября 1987 года…:)

Рисунок 23 – Мостик через Саровку на Дальней Пустынке — 2

Если нам не изменяет память, тропинка через этот мостик далее на юг приводит к монастырскому пруду (в народе с названием «Гадово озеро» или «Русалочье», — кому что нравится).

Посмотрим с мостика на запад вниз по течению Саровки к Городу. Мы увидим крест и колодец, который якобы считается источником… Но пить из него ЗАПРЕЩАЕТ из года в год санэпидемстанция Сарова…

Рисунок 24 – Вид с мостика на Дальней Пустынке на запад в сторону Города

Посмотрим с мостика вверх по течению Саровки на восток.

Рисунок 25 – Вид с мостика через Саровку на Дальней Пустынке на восток вверх по течению Саровки

Поднимемся вверх от мостика по тропинке к знаменитой сосне прп Серафима Саровского. Даже издалека эта сосна внушает какой-то душевный трепет.

Рисунок 26 – Тропинка к Серафимовской сосне от Саровки

Приближаемся к Серафимовской сосне. Её вид завораживает.

Рисунок 27 – Серафимовская сосна по мере приближения

Рисунок 28 – Серафимовская сосна у основания

Очевидно, раны, нанесённые сосне, человеческого происхождения…

Рисунок 29 – Человеческие увечья на Серафимовской сосне

Невозможно понять, зачем паломники царапают на сосне, которой более 200-от лет какие-то крестики? Прижмитесь к сосне, которая «помнит» прп Серафима Саровского всем телом, обнимите ствол руками. Почувствуйте её живое тепло. Скажите про себя: «Преподобный Отче наш Серафиме, моли Бога о нас, СПАСИ нас молитвами твоими»! И если даже ВЫ НЕ ВЕРИТЕ, наш покровитель прп Серафим Саровский поможет Вам!

Рисунок 30 – Не понятно, зачем паломники царапают кресты на Серафимовской сосне, тем самым, убивая её…

Рисунок 31 – Серафимовская сосна с востока

Рисунок 32 – Каменная часовенка с навесом работы РФЯЦ-ВНИИЭФ

Рисунок 33 – Келья прп Серафима Саровского рядом с дорогой на Протяжку и Филипповку

Конечно, мы побывали в келье. Там постоянно есть дежурный. Можно приобрести свечи и поставить их перед дорогими сердцу образами… Для всех по желанию можно выбрать освящённые сувениры…

Возвращаемся назад по пути прихода на Дальнюю Пустынку.

Рисунок 34 – Вековые сосны «не хотят отпускать» нас

Изменяем наш путь домой, и сворачиваем на просеку на север.

Рисунок 35 – Уходим на просеку, ведущую на север

Рисунок 36 – На столбике у 200-летней сосны написан номер 34, СВР-17

Очевидно 34 – это номер квадранта, а вот что такое СВР-17 – загадка!

Идём дальше. Опять разветвление, но мы идём дальше вправо на север. Обратите внимание, какой перед вами дремучий лес. Всё это хочет уничтожить «голубевская администрация» согласно своим преступным планам.

Рисунок 37 – Просека, уводящая нас на север

Пройдя километр на север, выходим к перекрёстку просек, на котором стоит столбик с номером 35.

Рисунок 38 – Столбик с номером 35 на перекрёстке двух просек

Поворачиваем на запад – на просеку, ведущую в Город. Обратите внимание на лес, который должен быть уничтожен по преступным планам «голубевской администрации» Сарова.

Рисунок 39 – Просека на запад в Город: отсюда около километра до гаражей на улице Силкина

Весь этот лес предполагает уничтожить «голубевская администрация» по своему преступному плану строительства мкр. 1А и 1Б…

Вслед за Владыкой Георгием, который спас этот лес в 2010 году от «димитровской администрации» Сарова, мы повторяем: «Мы ещё не знаем всей таинственной силы саровского леса, где великий подвижник Земли Русской прп Серафим Саровский совершал свои подвиги и обрёл дар ясновидения и чудотворения! НЕЛЬЗЯ РУБИТЬ ЭТОТ ЛЕС»!

ВСТАНЕМ КАК ОДИН

НА ЗАЩИТУ СЕРАФИМОВСКОГО ЛЕСА!

Алексей Демидов, 16.04.2018 г. 2:00

Просмотров: 1 227

К этой записи 4 комментария

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Спасибо, АДМИН!

    Сайт работает как часы! Всё удобно и приятно! 🙂

  • Константин:

    Хорошая статья, но она больше понятна для жителей Сарова. А вот сакральность мест, показанных на фото, для «чужаков» не понятна. Может быть авторам статьи стоит рядом с современными фотографиями разместить фотографии из прошлого: Дмитриева или Грибова — тогда и статья была бы понятнее и места узнаваемые с житием преп. Серафима.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Костя! Это будет уже другая тема!
      «Дальняя Пустынка на дореволюционных фотографиях.»

      Здесь и фото на открытках (Дмитриев), и фото из альбомов Императорских фотохудожников (Грибов и другие).

      Сейчас для нас ГЛАВНОЕ — СПАСТИ СЕРАФИМОВСКИЙ ЛЕС — ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ от УНИЧТОЖЕНИЯ!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Хочу повеселить местную публику…

    У меня есть приятель из «понаехавших», с кем работал на ЦП РФ.

    Доктор наук из ИТМФ.
    Цитата: «Лёша, что ты так переживаешь за свою Дальнюю Пустынку!? У меня много денег, я куплю здесь квартиру, мне будет 5 минут до работы… А твою Пустынку давай перенесём на два километра дальше на восток. И все дела! 🙂

    И ЭТО — НЕ ШУТКА! Так мой приятель ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДУМАЕТ… 🙁

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>