Набор открыток «САРОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА 1903.»

Ал. А. Демидов

Этот набор открыток описан А. М. Подурцом в Каталоге ОИО «Саровская Пустынь под номером 20:

(см. http://sarpust.ru/katalog-izdanij/)

20.

Рисунок 000 – Заглавная часть обложки комплекта открыток

Саровские торжества 1903 года

Комплект открыток  из 26 шт.

Автор, составитель Е. А. Мавлиханова

Компьютерная обработка иллюстраций: В. Н. Орлов.

Дизайн, вёрстка: Я. Н. Гирин.

Фонд Развития Культуры и искусства и Музей «Саровская пустынь»

Саров: Типография СГТ

Тираж 2000 экз.

2002

Набор этот настолько интересен и познавателен, что мы покажем и прокомментируем его полностью. Несмотря на огромный тираж – 2000 экз., этот юбилейный комплект открыток к 100-летию прославления прп. Серафима Саровского в лике святых исключительно редок, до такой степени, что его нет даже у автора этих строк. Сразу оговоримся, что в комплекте открыток не 26 штук, как указано в выходных данных, а —  24. Все открытки пронумерованы и атрибутированы, т. е. на обороте фотооткрытки даны подписи автора-составителя Елены Мавлихановой.

Рисунок 001 – Обложка набора целиком

Покажем, что за  тексты даны на обложке.

Рисунок 002 – Краткое описание набора открыток

Рисунок 003 – Выходные данные набора открыток

Видимо после типографского исполнения обложки стало понятно, что текст плохо читаем, и в комплект был введён вкладыш.

Рисунок 01 – Вкладыш в комплект открыток целиком

Очевидно, вкладыш просто повторяет обложку для нормального прочтения текстов.

Рисунок 02 — Краткое описание набора открыток на вкладыше

Рисунок 03 — Выходные данные набора открыток на вкладыше

Рисунок 04 – Оборотная сторона вкладыша с текстом

Текст на оборотной стороне вкладыша описывает подготовку и проведение прославления прп. Серафима Саровского в лике святых. Называются только два придворных (императорских) фотографа, принимавших участие в съёмках Саровских торжеств 1903 г.: М. И. Грибов – это Михаил Иосифович Грибов и К. И. Булла – это Карл Карлович Булла (в тексте и на открытках «И» ошибка в отчестве). Альбомам М. И. Грибова у нас на сайте посвящены несколько материалов:

(см. http://sarpust.ru/2016/10/m-i-gribov-i-ego-albom-vidov-sarovskih-torzhestv-1903-goda/,

http://sarpust.ru/2019/03/antikvarnye-albomy-m-i-gribova-o-sarovskih-torzhestvah-1903-goda-na-prodazhu/)

Альбом К. К. Буллы «Саровские торжества 1903 года» только предстоит разместить на сайте «СК».

Перейдём, собственно, к открыткам.

Рисунок 1 – Император Николай Второй (первая открытка набора)

Рисунок 1-2 – Оборот первой открытки

Как мы видим, номер открытки «1.» проставлен в левом верхнем углу на обратной стороне открытки. Авторство портрета не указано, время съёмки не известно.

Рисунок 2 – Императрица Александра Фёдоровна

Рисунок 2-2 – Оборот второй открытки

Авторство портрета не указано, и время съёмки не известно.

Рисунок 3 – Ожидание  высоких гостей у специально построенной арки на границе Нижегородской и Тамбовской губерний

Рисунок 3-2 – Оборот третьей открытки

Да, здесь Е. А. Мавлиханова права. По нашим данным открытка сделана по фото из Альбома К. К. Буллы. Покажем архивные данные.

Рисунок 3 – 3 — Фото 84 К. К. Буллы из Архива в Санкт-Петербурге

Рисунок 3 – 4 — Аннотация к фото 84 из Альбома К. К. Буллы

Рисунок 4 – Проезд Арки Их Императорскими Величествами

Рисунок 4 – 2 — Оборот четвёртой  открытки

Снова обратимся к архивным фото К. К. Буллы

Рисунок 4 – 3 — Фото 35 К. К. Буллы из Архива в Санкт-Петербурге

Рисунок 4 – 4 — Аннотация к фото 35 из Альбома К. К. Буллы

Рисунок 5 – Встреча Императора с хлебом-солью

Рисунок 5 – 2 — Оборот пятой  открытки

И здесь всё правильно. Подтвердим архивными данными.

Рисунок 5 — 3 — Фото 14 К. К. Буллы из Архива в Санкт-Петербурге

Рисунок 5 – 4 — Аннотация к фото 14 из Альбома К. К. Буллы.

Рисунок 6 – Император подъезжает к монастырю

Рисунок 6 – 2 – Оборот шестой открытки

И вот тут автор-составитель Е. А. Мавлиханова явно ошиблась. Никакой это не М. И. Грибов! Это знаменитейшее фото Александра Карловича Ягельского номер 19 из его Альбома «Посещение Николаем II с семьёй Саровской пустыни, по случаю открытия в ней мощей Серафима Саровского».

(См. наш материал http://sarpust.ru/2017/01/a-k-yagelskij-i-ego-albom-poseshhenie-nikolaem-ii-s-semyoj-sarovskoj-pustyni-po-sluchayu-otkrytiya-v-nej-moshhej-serafima-sarovskogo-chast-i-versiya-01-yanvar-2017-g/)

(Далее, когда мы будем говорить об Альбоме А. К. Ягельского, будем иметь ввиду эту ссылку наш материал).

Построение караула на этой фотографии с поворотом в сторону северо-западного моста даёт нам право утверждать, что Император въезжал в Саровскую обитель именно через этот мост. Некоторые именуют этот мост, не существующий сегодня, «ЦАРСКИМ» и ратуют за восстановление моста на этом же месте, но уже в современном виде.

Рисунок 7 – Император входит в монастырь

Рисунок 7 – 2 — Оборот седьмой  открытки

Здесь авторство М. И. Грибова очевидно (фото подписано самим Грибовым), отметим только, что он сам в Альбоме дал такую аннотацию:  «Прибытие Их Императорских Величеств в Саров 17 июля 1903 г.»

Рисунок 8 – Их Императорские величества отправляются на богослужение

Рисунок 8 – 2 – Оборот восьмой открытки

Архив подтверждает, что в этом случае Е. А. Мавлиханова права!

Рисунок 8 – 3 — Фото 8  К. К. Буллы из Архива в Санкт-Петербурге

Рисунок 8 – 4 — Аннотация к фото 8 из Альбома К. К. Буллы.

Рисунок 9 – Кипарисовый гроб

Рисунок 9 – 2 — Оборот девятой открытки

Никакой это ни К. К. Булла! Это фото 29 из вышеуказанного Альбома  А. К. Ягельского.

Рисунок 10 – Посещение церкви Зосимы и Савватия

Рис. 10 – 2 – Оборот десятой открытки

Здесь автор — составитель ошибается. Это фото номер 31 из вышеупомянутого Альбома А. К. Ягельского. В РГАКФД дали такую атрибутацию: «Выход царской семьи из церкви: Николай II, Александра Фёдоровна, Мария Фёдоровна, Ксения Александровна». (Шифр  —  Ал-205 сн. 31)

Рисунок 11 – Императорская семья на фоне Храма Серафима Саровского

Рисунок 11- 2 – Оборот одиннадцатой открытки

Это, пожалуй, одна из самых популярных фотографий А. К. Ягельского о пребывании Императорской семьи в Сарове. Приводится во всех наших саровских изданиях. По данным РГАКФД это фото 23: «Проход царской семьи со свитой. На первом плане Николай II, Александра Фёдоровна, Мария Фёдоровна». (Шифр  —  Ал-205 сн. 23).

Рисунок 12 –

Рис. 12 – 2 – Оборот двенадцатой открытки

Тут у автора-составителя в описании открытки какой-то явный сбой. Но фото действительно К. К. Буллы. Это фото номер 36 из его Альбома. Покажем.

Рисунок 12 – 3 — Фото 36  К. К. Буллы из Архива в Санкт-Петербурге

Рисунок 12 – 4 — Аннотация к фото 36 из Альбома К. К. Буллы.

Рисунок 13 – Император со свитой

Рисунок 13 – 2 – Оборот тринадцатой открытки

Автор-составитель, видимо сама подписывала виды на открытках, поэтому есть ошибки в описании. Это не прогулка на Дальнюю пустынь, а посещение Источника Серафима Саровского на Ближней пустынке. На это указывает белая дорожка под ногами Императора. А само фото взято из Альбома А. К. Ягельского. См. фото 36 в нашем материале. В архиве подписали это фото так:  «Николай II со свитой». (Шифр  —  Ал-205 сн. 36). Более правильно звучит наша аннотация: Николай II со свитой при подходе к источнику преп. Серафима Саровского 18 июля 1903 г. (аннотация Ал. А. Д.).

Рисунок 14 – Царские особы на подходе к Источнику Серафима Саровского

Рисунок 14 – 2 – Оборот четырнадцатой открытки

Здесь в описании та же ошибка. Не «на прогулке на Дальнюю пустынь», а на подходе к Источнику Серафима Саровского. Та же белая дорожка, по которой идут царские особы.

Рисунок 14 – 3 — Фото 78  К. К. Буллы из Архива в Санкт-Петербурге

Рисунок 14 – 4 — Аннотация к фото 78 из Альбома К. К. Буллы

В нашем распоряжении есть эта фотография К. К. Буллы с его оригинальными «вензелями». Покажем.

Рисунок 14 – 5  – Оригинальное фото К. К. Буллы с просторов Интернета

Заметим! В левом нижнем углу фото перевёрнутая надпись: Д – SP76. Надпись можно расшифровать так: Дело – Саровская Пустынь, фото 76.  В правом нижнем углу, видимо сквозной номер фото – 68958.

Рисунок 15 – Император со свитой у Дальней пустынки

Рисунок 15 – 2 – Оборот пятнадцатой открытки

Здесь авторство М. И. Грибова сомнений не вызывает. Сам он подписал в своём Альбоме это фото так: «Их Императорские Величества у Дальней пустыньки преп. Серафима 18 июля 1903 г.».

Рисунок 16 – Государь Император и  Великие  Князья на пути к источнику преп. Серафима.

Рисунок 16 – 2 – Оборот шестнадцатой открытки

Авторство М. И. Грибова сомнений не вызывает. Сам он подписал это фото в своём Альбоме так: «Государь Император и Великие  Князья на пути к источнику преп. Серафима».

Рисунок 17 – Крёстный ход

Рисунок 17 – 2 – Оборот семнадцатой открытки

Здесь Е. А. Мавлиханова явно ошиблась. Никакой это не М. И. Грибов! Точно известна точка, с которой М. И. Грибов снимал Крёстный ход вокруг Успенского собора. Все эти фотографии вошли в его Альбом. Вот, пожалуй, самая удачная.

Рисунок 17 – 3 – Крестный ход вокруг Успенского собора (фото М. Грибова)

Более того, если бы фото на открытке 17 было бы «грибовским», он обязательно бы его подписал и включил в свой Альбом!

Тогда чьё же это фото на  открытке 17?  Анализ показал, что из 118 фото в Альбоме А. К. Ягельского этой фотографии нет! Есть  точка, с которой снимал А. К. Ягельский этот Крёстный ход. Вот это его знаменитое фото!

Рисунок 17 – 4 – Фото А. К. Ягельского номер 76 из Альбома 205 Московского архива

Вот аннотация этого фото:

Рисунок 17 – 5 – Аннотация к фото 76 А. К. Ягельского в Альбоме 205 в РГАКФД

Аннотация, конечно, странная, сделанная сотрудниками архива, но фото то однозначно из Альбома Ягельского. Тогда, может это фото на открытке 17 принадлежит К. К. Булле?  Поразительно, но в Ленинградском архиве (Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга) среди 95 фотографий этого фото ТОЖЕ НЕТ! Более того,  фото на рис. 17-4 приписывается К. К. Булле! Вот его аннотация!

Рисунок 17 – 6 — Аннотация к фото 88  из Архива ЦГАКФФД

Это ставит под сомнение АВТОРСТВО   фото  К. К. Буллы и на других фотодокументах Саровских торжеств в Архиве Питера. (Надо ехать туда и разбираться на месте по паспарту.) Думается,  всё-таки на открытке 17 это фото К. К. Буллы. В противном случае придётся признать, что К. К. Булла вообще не снимал Крёстного хода, а  это фото методом исключения принадлежит четвёртому участнику съёмок Саровских торжеств 1903 г. — Александру Александровичу Насветевичу. О его Альбоме Саровских торжеств нам пока мало что известно…

Рисунок 18 – Золочёная крышка от Раки

Рисунок 18 – 2 – Оборот восемнадцатой открытки

Рисунок 18 – 3 – Фото 79 из Альбома А. К. Ягельского

Рисунок 18 – 4 — Аннотация к фото  79 из Альбома А. К. Ягельского

Рисунок 19 – Рака над мощами преп. Серафима

Да, это фото из Альбома М. И. Грибова. Его подпись под фото: «Рака над мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, пожертвованная Их Императорскими Величествами.»


Рисунок 19 – 2 – Оборот девятнадцатой открытки

Рисунок 20 – Тамбовское дворянство в ожидании Императора

 

Рисунок 20 – 2 – Оборот двадцатой открытки

Да, по-видимому, фото принадлежит К. К. Булле. В архиве Питера есть очень похожее фото, когда почти все смотрят на фотографа…

Рисунок 20 – 3 – Тамбовское дворянство в ожидании Императора (фото 87)

Рисунок 20 – 4 — Аннотация к фото  87  из Архива Питера

Рисунок 21 —  Встреча тамбовского дворянства с Императором

Рисунок 21 – 2 – Оборот двадцать первой открытки

Да, в питерском архиве есть очень похожее фото

Рисунок 21 – 3 – Фото из питерского архива номер 86

Рисунок 21- 4 – Фото на просторах Интернета

Рисунок 21 – 5 — Аннотация к фото  86  из Архива Питера

Рисунок 22 – Император покидает Саров

Рис. 22 – 2 – Оборот двадцать второй открытки.

Авторство снимка не вызывает сомнений. Сам М. И. Грибов подписал фото в своём Альбоме так: «Отбытие Их Императорских Величеств из Сарова. Их Величества, предшествуемые духовенством, идут к св. вратам 20 июля 1903 г.».

Рисунок 23 – Царская часовня в богомольческом Городке

Рисунок 23 – 2 – Оборот двадцать третьей открытки

Да, это фото Грибова из его Альбома. Сам он подписал это фото так: «Посещение Их Императорскими Величествами богомольческого городка в Сарове 20 июля 1903 г.».

Рисунок 24 – Цесаревич Алексей

Рисунок 24 – 2 – Оборот двадцать четвёртой открытки

Кем снято, когда снято — не указано. Даже когда убит цесаревич —  не написано! А погиб Алёша вместе со своей семьёй – папой, мамой и сёстрами:  — «Наследник Цесаревич и Великий Князь, пятый ребёнок и единственный сын Николая II и Александры Фёдоровны. Расстрелян 17 июля 1918 вместе с родителями, сёстрами и слугами».

Итак мы закончили представление для вас уникального набора открыток… Насколько возможно попытались проанализировать представленную на открытках информацию… Следует сказать ОГРОМНОЕ СПАСИБО Елене Мавлихановой за ту БОЛЬШУЮ без преувеличения работу, которую она проделала к 100-летию прославления прп. Серафима Саровского в лике святых.

Сказать что-то новое и продвинуться вперёд можно только глубоко усвоив, что было сделано до тебя в этой области твоими предшественниками. Будем двигаться вперёд!

Хочу поблагодарить за помощь и поддержку своих дорогих друзей: Марину Александровну Власову и Алексея Михайловича Подурца! Спасибо друзья! Без вас эта работа не была бы выполнена никогда…

Алексей Демидов, 31.03. 2019, 22:35, Саров

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 377

К этой записи 11 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!

    Прошу! Помести название статьи на страничку «ФИЛОКАРТИЯ»!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Алексей Михайлович!

      Что-то не так!? Не вижу твоей реакции!? 🙂

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Спасибо!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Если честно, я горжусь этим своим по счёту — 540-м материалом на сайте «СК». В основе этого материала МНОГОЛЕТНЯЯ РАБОТА по императорским фотографам, снимавшим Саровские Торжества 1903 года.

    1. романтик:

      Надо отдать должное. Ваши материалы удерживают этот сайт на плаву. Благодарность от многолентных читателей!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!

    Всё — таки меня умиляют анонимщики на нашем сайте, которых ты призываешь терпеть.

    Всем анонимщикам!

    Наш уникальный краеведческий СУПЕРСАЙТ не нуждается в каких-либо оценках малолетних анонимов. Тем более не нуждаются в оценках мои материалы! Ваше место на известном Г-сайте, туда и идите…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!

    Ты как Админ можешь сделать, чтобы этот малолетний НЕДОУМОК типа «романтик» больше никогда не появлялся в моих материалах!?

    Буду премного благодарен…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    На двадцати одной открытке в своём наборе Лена Мавлиханова поместила в правом нижнем углу изображение ЖЕТОНА, который иногда всплывает на аукционах.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Был ещё мужской вариант жетона «на подвесе». Вот эта подвеска:

    2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Это женский вариант жетона в виде броши. Вот он поближе…

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Есть ещё мужской вариант жетона «на подвесе». Вот эта подвеска:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>