Всякий горожанин, задержавшийся хоть раз летом допоздна у окна нашего поезда, следующего в Москву, знает, что между станциями Шатки и Арзамас-I есть остановка — станция Пешелань, Арзамасского района. Причем поезд на этой станции останавливается практически рядом с гипсовым заводом.
Поэтому из окон поезда можно видеть не только станцию Пешелань и расположенные чуть подальше и следующие друг за другом, с севера на юг, на расстоянии в полкилометра, поселки Пешелань, Бебяево и Новоселки. Из окон поезда можно хорошо видеть добротно оборудованные и современно оформленные дробильные цеха завода, открытые и закрытые хранилища гипса, формовочные цеха завода и зоны отдыха. Можно хорошо видеть также сортировочные железнодорожные пути на территории завода и тонкую прямую струну подходящей к заводу со стороны высокого берега Теши узкоколейки.
Словом, из окон поезда на заводе видно все. Не виден только главный, начальный объект всей технологической цепочки завода. Не видна только Шахта.
Населенный пункт Пешелань (название произошло от мордовского “пекше” – “липа”) известен с конца XVI века. Когда сюда, вслед за войском Ивана IV Грозного, взявшего 2 октября 1552 года Казань и присоединившего междуречье Оки и Волги к Московскому государству, пришли служилые люди. И построили по правому высокому берегу Теши тыловую оборонительную линию на отрезке вдоль современного участка Ужовка – Лукоянов – Шатки — Арзамас. Эта оборонительная линия являлась составной частью Темниковского участка Засечной Черты новой юго-восточной границы Московского государства. Вскоре служилые люди вырубили вдоль левого берега Теши липовый лес, получили наделы (три участка по 7.5 четей – для трехпольного земледелия), обустроились и до середины XVII века несли охранную службу на оборонительной линии вдоль реки Теши и на Шатковских воротах.
К 1670 году граница Московского государства продвинулась еще дальше на юго-восток и была зафиксирована 2000 — километровой оборонительной Засечной Чертой, проходившей по линии современных городов Мензелинск – Симбирск – Саранск – Пенза – Тамбов – Воронеж – Белгород – Ахтырка.
Пешелань оказалась в глубоком тылу. Служилые люди были переведены на новую границу. Оставшееся местное население стало заниматься лесопереработкой. Но к XIX веку леса вокруг были вырублены под поля. Поэтому главной экономической основой существования для местного населения здесь стало сельское хозяйство и животноводство.
Лишь во второй половине XIX века жители Пешелани обнаружили, что правый высокий склон Теши – это гипсовая гора. К концу XIX века местные жители уже освоили ручную технологию получения гипса и использования его для хозяйственных нужд в своих подворьях. Они вручную ломами долбили воронки в склоне, перетирали гипсовый камень в порошок и далее использовали этот белый порошок либо для побелки, либо для изготовления алебастра под шпаклевку. Позднее жители сообразили, что при добыче гипса выгоднее долбить не воронки под открытым небом, а пробивать пещерки, где можно работать при любой погоде и в любое время года.
Индустриализация страны, начавшаяся в начале тридцатых годов XX века, потребовала развития промышленности строительных материалов.
В 1934-1935 годах в Пешелани строится алебастрово-гипсовый строительный завод, а в склоне гипсовой горы закладывается Шахта этого завода. При этом используется наиболее простой вариант – горизонтальная штольня Шахты закладывается на уровне подошвы склона, на отметке 60 метров от верхнего плато гипсовой горы. С 1935 года началось промышленное развитие Шахты. Шахтеры ручными, двадцати килограммовыми перфораторами пробуривали в гипсовой породе шурфы, вставляли в них взрывные патроны и подрывали породу. Порода из штолен вывозилась вагонетками также вручную. По разметкам маркшейдеров шахтеры пробивали штольни прямоугольной формы — высотой в 4 метра и шириной в 6 метров. Шахта работала бесперебойно и все военное время. Все шахтеры находились на военном положении. Руководили работой шахты офицеры в чине майоров.
К окончанию войны производственные штольни Шахты уже настолько удлинились, что тяжелая ручная вывозка вагонеток с породой стала сильно тормозить производственный процесс. Поэтому после войны перешли на использование в Шахте конной тяги. Была построена в Шахте конюшня на 6 лошадей. Дело в том, что лошади, привлеченные для шахтных работ, больше на поверхность не выпускались. Чтобы не ослепнуть, они постоянно содержались в шахте, в подземной конюшне. Метров за двести от выхода лошадей заменяли люди. Но все равно, даже с учетом финишной помощи шахтеров, лошади, бедняжки, выдерживали труд в Шахте не более двух-трех лет.
В 60-х годах в области, как и во всей стране, начался бум жилищного строительства – надо было за 20 лет построить коммунизм. Требовалось резко повысить производительность добычи гипса. Но к этому времени заложенный в 1935 году ярус Шахты был основательно выбран. Возникла острая необходимость перевода работы по добыче гипса на другой ярус. Было два варианта для строительства нового яруса: выше или ниже выработанного ранее. При выборе варианта закладки более высокого яруса возникала проблема возможных провалов на пустой нижний ярус. В случае выбора очень высокой (с надежной подстраховкой от провала) позиции верхнего яруса возникала проблема обеспечения безопасности спуска сверху вагонеток к подошве склона. Поэтому был сделан выбор в сторону закладки более низкого яруса с наклонным 200 – метровым входом на десятиметровую глубину под выработанный уровень. Здесь возникла проблема подъема вагонеток с нижнего яруса наверх. Лошадям на свет нельзя выходить. Люди не выкатят. Но эта проблема была решена путем перехода к использованию в Шахте электромотовоза. Конюшня в Шахте была демонтирована.
Штольни нижнего яруса (из-за развивавшегося строительного бума и требований повышения производительности добычи гипса) были заложены более мощными, чем в выработанном ранее ярусе. Размер новых штолен составлял 6 метров в высоту и 8 метров в ширину. В такой штольне спокойно может развернуться современный грузовой автомобиль Камаз.
До начала 90-х годов Пешеланский алебастрово-гипсовый комбинат, работавший в системе областного управления промышленности строительных материалов, был вполне благополучным предприятием. Ручные перфораторы отошли в историю. Теперь бурение шурфов для закладки взрывных патронов проводилось уже машинным способом. Скорость проходки штолен резко возросла. Длина выработанных штолен в Шахте в 90-х годах уже перевалила за 100 километров. Но пришел сложный период начала либеральных реформ в стране. Налаженная система управления и финансирования рухнула. Комбинат начал тонуть в волнах рыночного моря и в конце 90-х годов его за небольшую цену выкупила команда вездесущих москвичей во главе с инициативным Хозяином.
Новый Хозяин не промахнулся. Пришел строительный бум начала 2000-х годов – бум активного начала строительства капитализма. “Пешеланский алебастрово-гипсовый комбинат” новый капиталистический Хозяин переименовал в “Пешеланский гипсовый завод “Декор-1” и сделал его одним из лучших предприятий России, занимающихся разработкой гипсовых месторождений.
Сегодня это предприятие выпускает:
— гипс различных фракций, который применяется для производства сухих строительных смесей и шпаклевок;
— пазогребневые плиты с уменьшенным водопоглощением для устройства строительных конструкций;
— плиты шунгитовые пазогребневые, содержащие в качестве добавки шунгит и используемые для строительства специальных помещений с целью защиты человека от внешних излучений.
Кроме того, в феврале 2007 года открыто производство экологически чистых и высокотехнологичных гипсостружечных плит, которые предназначены для строительства быстровозводимых малоквартирных домов.
Но все это номенклатурное разнообразие стало возможным благодаря Шахте. Сегодня Шахта называется “Декор-1”. Производное слово от “Декоративный”.
Начало экскурсии
Современные производственные штольни Шахты имеют размер 8 метров в высоту и 12 метров в ширину. Они хорошо освещены. И хотя забои производственных штолен находятся в 3,5 километрах от выхода, мощные электромотовозы быстро доставляют поезда вагонеток с породой гипса на поверхность.
В штольнях Шахты
В настоящее время Шахта “Декор-1” — это 150 километров выработанных штолен. И их длина постоянно растет. Ведь Шахта работает круглосуточно, шесть дней в неделю.
План – схема современного яруса выработок Шахты
Работу в четыре смены (по шесть часов каждая) обеспечивают 140 шахтеров: первая смена готовит шурфы для взрывов, вторая – взрывает, третья – проветривает шахту, а четвертая – вывозит гипс на поверхность. Со стороны попасть в шахтеры на “Декор-1” сложно. Здесь работают династиями. Только свои, проверенные мужики. Родом из трех прилегающих поселков. И руководят Шахтой свои же мужики, из тех же поселков, но окончившие Московский Горный институт. Средний заработок шахтера сегодня – твердые 10 тысяч рублей. Шахтеры довольны. Ведь на гипсовой шахте вас не поджидает ни метан, ни силикоз. По сравнению с угольной — гипсовая шахта, как говорят сами шахтеры, это курорт.
Хозяин завода оказался не только предприимчивым, но социально-ориентированным бизнесменом. Безусловно, основную часть прибыли он вкладывает в развитие производства, скупку предприятий строительного профиля и земель в соседних с Арзамасским районах. Но часть прибыли направляет и на социальное развитие своего “Пешеланского гипсового завода “Декор-1”. Два года назад выкупил в Гагинском районе старинную усадьбу барона Жомини, расположенную в живописнейшем месте на высоком берегу реки Пьяны. Восстановил ее и предоставляет ее в свободное от себя время для отдыха работникам завода.
Параллельно с восстановлением усадьбы оборудовал на территории завода зону отдыха с настоящим зоосадом и замечательной столовой с лирическим названием “Штольня”. Кроме того, реконструировал заводской стадион, нанял профессионального тренера и создал футбольный клуб “Шахтер”, которым руководит начальник Шахты Федор Николаевич Ваганов.
Федор Николаевич Ваганов — начальник Шахты, председатель совета Пешеланского футбольного клуба “Шахтер”, музеевед, краевед, экскурсовод. Справа — С.П. Егоршин
Бюджет футбольного клуба определил в 6 миллионов рублей в год (для сравнения, в Сарове на спорт бюджет выделяет 10.5 миллионов рублей в год). Результат известен: по итогам 2006 года команда “Шахтер” из Пешелани, где со всеми окрестными поселками проживает около 5000 человек, в Чемпионате Нижегородской области заняла II место, намного опередив команду Сарова, занявшую последнее, 12 место.
Но самой интересной задумкой Хозяина стала идея об оборудовании музея горного дела прямо в выработанных штольнях Шахты. Пришлось начальнику Шахты Федору Николаевичу Ваганову стать краеведом, музееведом, а чуть позже — и экскурсоводом. Ведь в мае 2006 года первый в России музей горного дела, размещенный на 2500 квадратных метрах прямо в выработанных штольнях, по приглашению Хозяина открыл губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев.
Для своих первых высоких посетителей и провел свою первую подземную экскурсию начальник Шахты Федор Ваганов.
Начальник Шахты Федор Николаевич Ваганов проводит экскурсию с гостями Шахты
А сейчас экскурсантов, желающих за 300 рублей посетить этот удивительный музей столько, что пришлось начальнику Шахты Федору Ваганову обучить экскурсионному делу и своего сына — забойщика, и своего зятя — главного инженера одной из смен.
В музее Шахты. Зал Хозяйки гипсовой горы
Но Хозяину мало музея в Шахте. Вот придумал шампиньоны в отработанных штольнях выращивать. Первые тонны шампиньонов уже ушли в столовую завода и на столы к заводчанам.
И еще. В настоящее время Хозяин выкупил усадьбу Пашкова и восстанавливает расположенный на ее территории знаменитый дворец Пашкова.
Имена Хозяев сейчас еще говорить не модно. Но для понимания скажу, что Хозяин “Пешеланского гипсового завода “Декор-1” — это родной брат министра иностранных дел нынешнего Российского правительства. В городе он у нас уже скромно побывал. Город ему понравился и я слышал, что кое-что в городе он “присмотрел”.
2007 г.