Саров — город исторический. Это признаётся всеми, но понимается по-разному. Мы гордимся своим прошлым, восстанавливаем архитектурные памятники монастырского времени и устанавливаем бюсты выдающихся деятелей атомного проекта. Но всё равно остаётся заметный разрыв между двумя сторонами саровской истории: если монастырское прошлое сейчас к нам как бы возвращается, то советское героическое — невозвратно уходит. Причём не только из людской памяти, но и с городских улиц. Как удержать и сохранить эту память?

Каждому историческому городу присуща особая историко-культурная среда. Историко-культурная среда — это не только архитектура и памятники, но и отношение жителей города к этим памятникам, их активное использование, формирование и особенности исторической памяти. То есть, историко-культурная среда — это более широкое понятие, чем просто исторические памятники и их охрана. Известный нижегородский археолог Татьяна Владимировна Гусева писала по этому поводу: «Если в сознании населения размыты или утрачены культурные и исторические значения памятников, вложение средств в их охрану теряет всякий смысл. Удержать память реконструкцией отдельных материальных останков невозможно. Память — живой организм, существующий только через культурное самосознание».

Мы уже пережили один слом исторической памяти. Хочется привести ставший уже хрестоматийным пример, когда первостроители города 1940-1950-х годов, в большинстве своём не знавшие куда приехали, дали монастырским Успенскому собору и церкви Живоносного Источника свои, казавшиеся удобными, клички — Пятиглавка и Верёвочка. Если церковь Зосимы и Савватия называется «корпус № 14», эта церковь обречена.

Мы живём в эпоху очередных социальных изменений. Кто-то сегодня идеализирует советское прошлое, кто-то его полностью отрицает. Эпоха атомного проекта имеет свои памятники. Собственно, весь наш город — такой памятник. Но чем дальше, тем всё меньше напоминаний об этом времени.

Недавно в газете «Саровская пустынь» Анатолий Александрович Агапов выступил с предложением сохранить для истории финские домики, оставшиеся от Новофинского посёлка. При помощи таких сборных домов, полученных по репарации из послевоенных Финляндии и Германии, решалась жилищная проблема создателей первого ядерного оружия. По следам этой публикации я отправился смотреть на сфотографированные Агаповым для газеты ещё сохранившиеся финские дома, и один из них уже не нашёл, — он оказался снесённым. Так что если эту проблему не поставить и не решить в самое ближайшее время, то скоро сохранять будет нечего.

На глазах меняется облик посёлка ИТР. Новые хозяева, выкупающие коттеджи у наследников учёных и руководителей атомного проекта, их сразу перестраивают. Их можно понять: представления о комфорте за 60 лет существенно изменились. Но ведь коттеджи — это тоже история города, также как и финские домики. И когда все потомки разработчиков атомной бомбы уедут из города, «новые саровские» тут же разрушат их жильё и поставят на их месте своё, более соответствующее своим вкусам.

Необходимо сохранить хотя бы некоторые из коттеджей, в которых жили саровские учёные. Как? Предлагаю подумать. Может быть, следующий выставляемый на продажу коттедж приобрести муниципалитету?

Мы уже потеряли коттедж (точнее, один из коттеджей), где жил генерал Е.А. Негин. В нём сначала устроили кабак, а потом сожгли. И теперь улица Негина в городе будет, а дома, где он жил, — нет.

А вот ещё пример. «Саровгидромонтаж» перестраивает здание своего офиса на Октябрьском проспекте. Успешная строительная организация может себе это позволить. Но при этом колоритное деревянное здание эпохи первой атомной бомбы исчезло. Рядом пока ещё стоит такое же здание, принадлежащее ВНИИЭФ. Но если и его руководству захочется для своих сотрудников по примеру строителей построить новое красивое сооружение по современной моде? Как сохранить в городе дух истории и при этом сделать его удобным для жителей?

DSC05160

Октябрьский проспект 15

DSC05161

Октябрьский проспект 9 в начале реконструкции

            Притчей во языцех уже стал кинотеатр «Октябрь», превращённый из памятника классического советского ампира в не пойми что.

Мне кажется, что с утратой зданий советской эпохи, наш город многое теряет. И это как раз потери историко-культурной среды. Ведь неспроста в нашем городе самая кривая и одна из самых узких улиц носит гордое название проспекта (имею в виду Октябрьский проспект). Это была одна из первых улиц тогда ещё не города, а посёлка, объекта. И её строителям хотелось как-то покрасивее её обозначить. Уже потом появились и широкие улицы с каменными домами, и настоящие проспекты, но Октябрьский проспект был среди первых, и надо бы почаще об этом вспоминать.

Мне могут возразить, дескать, зачем грустить о деревянных «бараках»? Жить-то удобнее в новых зданиях! Никто ведь не жалеет об исчезнувших с улиц извозчиках.

Но если следовать такой логике, то надо снести, к примеру, Нижегородский кремль. Сейчас ведь воюют не копьями и саблями, а ракетами и самолётами, кремлёвские стены никого уже не могут защитить, — сломать их, чтоб не мешали автомобильному движению!

И, между прочим, того самого извозчика часто можно встретить на узких улочках европейских городов, где много туристов. А что, кроме монастыря, сможем через несколько лет показать туристам мы? Даже сегодня значительная часть людей едет в Саров не только к православной святыне, но и чтобы посмотреть на место, где было создано советское атомное оружие.

А существуют ли вообще примеры сохранности подобной историко-культурной среды? Есть в Америке город Санта-Фе, столица штата Нью-Мексико. Весь его исторический центр застроен зданиями в одном мексикано-индейском стиле, который называется Adobe («сырцовый кирпич»). Есть и новые здания, но тоже в этом стиле. Оказывается, в центре Санта-Фе в другом стиле строить законодательно запрещено. Так в историческом городе поддерживается его историко-культурная среда.

А у нас депутаты обсуждают на заседаниях, не застроить ли исторический центр Сарова новыми большими домами. Конечно, руководству города так проще: не надо вести работу по расширению территории города, не надо развивать инфраструктуру. Снесли себе спокойненько двухэтажный дом, построили 12-этажный. Вот только никакой историко-культурной среды в этом городе уже не будет. И никакими новодельными церквями её нельзя будет восстановить.

Совсем необязательно, по принципу кота Матроскина, чтобы построить что-нибудь нужное, сперва сломать что-нибудь старое. Может быть, эта старина ещё пригодится нашим потомкам.

Наверное, невозможно сохранить всё. Но необходимо подумать, что сохранить, как сохранить и в каком виде. Как сделать так, чтобы Саров сохранял своё неповторимое историческое лицо, чтобы не прерывалась память. Мы понимаем, что сейчас и город уже не тот, и не тот ВНИИЭФ. Новый век — новые ценности. Охрана памятников — дело дорогостоящее; если у нас сегодня на это денег нет, то давайте хотя бы поменьше ломать, — может быть, наши потомки когда-то разбогатеют. И не придётся, как сегодня, тратить сотни миллионов на восстановление когда-то снесённого.

Опубликовано в газете «Саров» № 19 от 8 мая 2013 г.

Просмотров: 4 948

К этой записи 8 комментариев

  • Алексей Демидов:

    Алексей, прочитав твою статью о перестройке здания по Октябрьскому проспекту, д. 9, вспомнил про наше ОБРАЩЕНИЕ с Володей Тимофеевским на форуме газеты «САРОВ»:

    Алексей Демидов — 14.10.2010г., 01:03
    Главе города Сарова,
    Главе Администрации Сарова
    Депутатам Думы города Сарова

    Обращение

    Уважаемые Пётр Фёдорович,
    Валерий Дмитриевич,
    Депутаты Думы

    В прошлом году жители Сарова и сотрудники Федерального Ядерного Центра замечательно отметили «55 лет ГОРОДУ САРОВУ» и «60–летие испытания первого отечественного атомного заряда РДС-1»! В Сарове были открыты: прекрасный светодинамический фонтан, театральный сквер, памятный знак «В ЧЕСТЬ ПОДВИГА СОЗДАТЕЛЕЙ ЯДЕРНОГО ЩИТА» на «НА МЕСТЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЕРВОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЯДЕРНОГО ЗАРЯДА» на закрытой площадке завода ВНИИЭФ.
    В этом году Саров с размахом отметил «65- летие Атомной отрасли России»!
    Спасибо за это Администрациям Сарова и РФЯЦ-ВНИИЭФ!

    Тем не менее, осталась некоторая недосказанность и незавершенность этих событий в душе! Дело в том, что мы — дети первых сотрудников КБ-11, родившиеся в «Арзамасе-75», росли в яслях, живем в домах «старого фонда», работаем в корпусах, проводим опыты на площадках в казематах, построенных заключенными атомного ГУЛАГа СССР в 1946-1953 гг. Десятки тысяч людей – граждан нашей многострадальной РОДИНЫ прошли через эти лагеря, многие безвременно погибли и безымянно лежат на земле Сарова… Но они сделали ВЕЛИКОЕ ДЕЛО и достойны НАШЕЙ ПАМЯТИ!
    Нужна просто ДОБРАЯ ВОЛЯ Администрации и Думы Сарова, чтобы увековечить Память этих НЕИЗВЕСТНЫХ ГРАЖДАН РОССИИ! Для этого надо установить ПАМЯТНЫЙ ЗНАК (не памятник) на доступной для всех граждан территории Города.

    Памятный знак представляется нам таким:
    большой валун розового полевого шпата или серо-розового гранита ледникового происхождения, подобно тому, что уже не первый десяток лет лежит во дворике по Октябрьскому проспекту, д. 9. (А может, руководство АО «САРОВГИДРОМОНТАЖ» отдаст именно этот камень на святое дело?!) Камень должен быть установлен на невысокий постамент (можно на пьедестал из 5-6 стандартных фундаментных блоков). На камне должна быть укреплена памятная плита из полированного черного гранита с надписью:
    «ВСЕМ ВОЛЬНЫМ И НЕВОЛЬНЫМ УЧАСТНИКАМ АТОМНОГО ПРОЕКТА СССР, СВОИМ ТРУДОМ, СПАСШИМ МИР НА ЗЕМЛЕ…»
    Будет очень демократично и понятно всем! В «День согласия и примирения» можно будет положить букет гвоздик к камню, прикоснуться к нему рукой…
    Заметим, что это будет ЗНАК не только ПАМЯТИ заключенных, но и всех участников Атомного проекта СССР, в том числе и тех, кто за свой ТРУД не получил за долгие годы РАБОТЫ никаких Правительственных и Государственных наград!
    (Возможен и другой вариант имеющегося в Городе камня!)

    О месте памятного знака:
    лучшим считаем место на Проспекте Мира перед яслями д. 12 по Проспекту Мира на Т- образном перекрестке Проспекта Мира и улицы Вити Коробкова (там раньше располагалась реклама театра). Это бывший Проспект Сталина, на который выходит улица Берии (ныне – Гагарина) – все дома здесь построены заключенными.
    Есть и другое место – «Вершина горы» (лестницы) МИРУ-МИР. Сейчас там стоит ржавая стела непонятно когда и к чему установленная… А если будет еще ПАМЯТНЫЙ ЗНАК рядом со стелой – все к месту и понятно: наверху — жилая зона, построенная заключенными, внизу — промзона, построенная ими же …

    О цене проекта:
    по оценкам при наличии нужного камня можно уложиться в десять тысяч рублей. Например, гранитная ПАМЯТНАЯ ПЛИТА с гравировкой вышеуказанной надписи будет стоить не более трех тысяч рублей!

    Уверены, что кроме Депутатов и Сотрудников Администрации, найдутся Граждане – Жители Города, Сотрудники ВНИИЭФ, которые помогут осуществить этот проект и деньгами, и своим непосредственным участием!

    Мы сами готовы внести первый взнос и принять участие в этом Проекте!

    Будет правильно, установить этот ЗНАК в 2011 году к 9 апреля — к 65-летию РФЯЦ-ВНИИЭФ! Ведь подготовка к этому юбилею уже началась!

    Дети первых сотрудников КБ-11 — ныне сотрудники ВНИИЭФ и жители ГОРОДА

    Куда делся камень из дворика дома по Октябрьскому проспекту, д. 9? Жалею, что тогда не довели дело до логического завершения… Не обратились с официальным письмом в Администрацию и Думу!

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Идея прекрасная. Может быть, действительно стоит её вспомнить и возобновить.

  • Ал. А. Демидов А. А. Демидов:

    Да! Надо «вспомнить и возобновить»!
    Особенно после экспедиции «Кодар-2013″… Ведь там в горах Кодара на урановом месторождении «Мраморное» мы уже установили подобную ПЛИТУ!

  • Ал. А. Демидов А. А. Демидов:

    В 2014 году 65 лет со дня первого испытания нашего отечественного атомного заряда РДС-1 (испытание 29 августа 1949 г. на Семипалатинском полигоне в Казахстане). С 1997 года 29 августа сотрудники ВНИИЭФ, принимавшие участие в ядерных испытаниях, отмечают как «ДЕНЬ ИСПЫТАТЕЛЯ». Хорошо бы установить ПАМЯТНУЮ ПЛИТУ и открыть её к этому ДНЮ. Ведь, чтобы испытание прошло успешно и была ликвидирована монополия США на ядерное оружие, «вольно или невольно» трудилось огромное количество советских и не только советских людей! ВЕЧНАЯ им ПАМЯТЬ!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!Дорогой! Две хорошие новости! Сегодня 17 сентября дошла в Саров ко мне твоя открыточка с Украины с Приветом из Каменца-Подольского от 05.09.13 г. СПАСИБО!

    Сегодня мне вручили два авторских экземпляра журнала «АТОМ» №59 к столетию Л. В. Альтшулера! Приятно, когда наши идеи воплощаются в жизнь!!!

  • logo:

    Утеряно понятие «подлинности» — того, для чего ходят в музеи.
    Сегрегация произошедшая в 20 веке дала страшный эффект — случайные люди в очередной раз начали рулить страной.
    Момент, когда они вырастут до понимания ценности «подлинности» может случится слишком поздно.
    Осознающих мало — они белые вороны на празднике невежества..

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    logo! Это не значит, что «белые вороны» должны со смирением сидеть на «празднике невежества». Эти «вороны» по велению своих «горячих сердец» должны «каркать во всё своё воронье горло»!А вдруг «случайные люди в очередной раз» внезапно схлынут и на их место придут «неслучайные»… 🙂

  • Алексей Михайлович после встречи Старого Нового Года обязательно возобновим наше ОБРАЩЕНИЕ к 70-летию РФЯЦ-ВНИИЭФ УЖЕ от членов ОИО «СП»! Думаю «СП» поддерожит это ОБРАЩЕНИЕ!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>