ВСЁ НАСТОЯЩЕЕ вызывает повышенный интерес, тем более, когда речь идёт о вещах и предметах, имеющих прямое отношение к самому преподобному Серафиму Саровскому. Его подлинные вещи хранятся в Дивеевском монастыре, и фотографировать их нельзя. Поэтому здесь мы можем показать только иллюстрации – сканы из литературы по Дивеевскому монастырю.
Одежда и обувь преподобного Серафима Саровского
Мотыжка, табуретка и чугунок преподобного Серафима Саровского
Особый интерес для нас представляет истинный камень, вернее, его осколок, на котором преподобный Серафим молился 1000 ночей.
Осколок камня, на котором преподобный Серафим молился 1000 ночей
Книжная иллюстрация передаёт с искажением реальный цвет осколка, однако можно заключить, что это, скорее всего, крупнозернистый гранит серого цвета, очень похожий по структуре и цвету на наши мегавалуны: Саровский валун, валун Вергар и Алатырь-камень Присаровья.
Тем интереснее для нас было сообщение Анатолия Александровича Агапова, что в экспонатах Музея «Саровская Пустынь» имеется осколок настоящего камня преподобного Серафима Саровского! По нашей просьбе он изложил историю этого осколка в письменном виде, которую мы и приводим ниже. На одном из заседаний ОИО «СП» Анатолий Александрович представил этот осколок для фотографирования.
Лист с историей осколка святого камня с автографом А. А. Агапова
Мы сделали фотографии осколка камня матушки Серафимы с разных сторон:
Осколок камня Матушки Серафимы
Осколок представляет собой образец крупнозернистого серого гранита неправильной формы размером 3 х 3 х 3 см с бесцветными (видимо, кварц), чёрными и розовыми включениями. По изображениям ясно, что цвет образца гранита на фото сильно зависит от освещения и ракурса съемки. Тем не менее, можно сделать вывод, что осколок камня Матушки Серафимы очень похож на образец камня Серафима Саровского в Дивеевском монастыре и, соответственно, может представлять собой действительно осколок камня, на котором преподобный Серафим молился 1000 ночей.
Однако не может не настораживать и не удивлять тот факт, что большая часть поверхности образца, представленного нам для фотографирования гранита, покрыта твёрдым мелкодисперсным слоем жёлтого цвета (видимо) доломитовой мукой с примесью глины. Такого никогда не бывает на ледниковых валунах относительно свободно лежащих на поверхности земли в Сарове и Присаровье. Но именно такие камни попадаются сегодня при рытье глубокого котлована для восстановления Успенского собора в Сарове, уходящего в доломитовый слой. Не исключено, что когда раскалывался и уносился паломниками как чудотворный ПЕРВЫЙ НАСТОЯЩИЙ КАМЕНЬ, на котором действительно Серафим Саровский молился 1000 ночей, спрос на эти осколки стал очень велик. Настолько велик, что была налажена целая «индустрия» изготовления таких, «похожих на настоящие», осколков святого камня Серафима для всех верующих…
Это лишь гипотеза, ничуть не умаляющая гражданского подвига монахини Дивеевского монастыря Серафимы, сохранившей для потомков высочайшую реликвию – осколок камня, на котором преподобный Серафим молился 1000 ночей.
Монахиня Серафимо-Дивеевского монастыря Матушка Серафима (фото из «Иллюстрированной хронологии «Саровской пустыни»»)
Спасибо, Алексей Михайлович!
Рад что, именно моему материалу ты предоставил право называться МАТЕРИАЛОМ НОМЕР ТРИСТА на нашем СУПЕР-САЙТЕ!
Будем и дальше с удвоенной силой трудиться на благо Сарова и нашего Федерального Ядерного Центра ВНИИЭФ, всячески продвигая НАШУ ИСТОРИЮ и КРАЕВЕДЕНИЕ Сарова и Присаровья в МАССЫ! 🙂
Ошибка в тексте Агапова — насколько я помню, с матушкой Серафимой он познакомился в конце 1980-х (а не в конце 1990-х) годов.
Да и скончалась она году в 1992.
Валера! Надеюсь теперь ты понимаешь, как важно сделать «Иллюстрированную хронику ОИО «СП»!?
Тогда бы у Агапова не было сомнений, когда он общался с Матушкой Серафимой! Забыл, посмотрел «Хронику …», которая всегда под рукой, и ТВОРИШЬ дальше!!! 🙂
Алексей Михайлович! Так получилось, что ты представил в материале два фото осколка с одной стороны… Добавь, если не трудно, пару фото с других сторон осколка… 🙂
Анатолий Александрович в своём тексте упоминает «рукописи рассказов» Матушки Серафимы, которые она «передала нам для печати»…
Эти рассказы были нами изданы? Где? Когда?
Эти рукописи попали (возможно, что и через нас) к московскому писателю Стрижеву. И он их опубликовал, причем неоднократно, в основном, под заголовком «Дивеевские предания». С.Булгакова была очень этим недовольна, так как Стрижев у нее разрешения не спросил.
Скачать «Дивеевские предания» можно здесь!
http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovskij/serafimo-diveevskie-predanija/
Насколько, изданные Стрижёвым «…предания» совпадают с рукописями Матушки Серафимы?
У нас в «СП» остались оригиналы рукописей или хотя бы копии?
Назвать «пронзительные воспоминания» Матушки Серафимы «преданиями»- это вообще то не здорово…
В процессе подготовки продолжение темы камня Серафима, материал:
«Третий камень Серафима Саровского»…
Здравствуйте.Что зто за камень оригинал или подделка
Сам вопрос, очевидно, не совсем правильно поставлен.
Миниатюра на камне скорее всего дореволюционная! Сам камень очень похож на оригинал (серо-розовый гранит) на котором преп. Серафим молился тысячу ночей…
Скорее всего — это сувенирная продукция после 1903 года, когда спрос НА ВСЁ, что связано с преп. Серафимом Саровским чрезвычайно возрос!
Кстати, и сегодня подобные современные миниатюры на камне очень популярны!