Мы приступаем к изучению на сайте «Саровский краевед» большой и интересной ТЕМЫ «Саровские торжества 1903 года в фотографиях Императорских фотографов». Тема очень трудная и систематически не изучена до сих пор. Главным образом, поэтому все современные исследователи используют в своих работах наследие этих талантливых фотохудожников, зачастую не ссылаясь на них или ссылаясь неправильно. Заранее приглашаем к соработе на нашем сайте историков, краеведов, коллекционеров, сотрудников музеев, архивов и библиотек, всех заинтересованных исследователей, для оказания нам всемерной помощи и внесения  своего посильного вклада в разработку заявленной ТЕМЫ.

         Будем стараться максимально придерживаться научной историчности. Это значит предельно аккуратно ссылаться на используемые источники и специально чётко оговаривать наши предположения.

         Наиболее доступным для изучения сегодня является творчество Михаила Иосифовича Грибова (при печати своих фотографий он, как правило, оставлял своё имя в правом нижнем углу отпечатка). Поэтому начнём с него.

         Сведения о фотографах Отце и Сыне Грибовых фактически одни и те же встречаются на разных сайтах. Можно ознакомиться, например, здесь /1/.

«Иосиф Иванович Грибов, фотограф;

Михаил Иосифович Грибов, фотограф, член РФО с 1895 г., владельцы «Русской фотографии».

Бывший дворовый человек И.И. Грибов, уроженец села Ржавец Старо-Оскольского уезда Курской губернии, настолько овладел искусством снимать великолепные портреты, что в декабре 1877 г. из города Воскресенска Московской губернии перебрался в Москву.

С 10 декабря 1877 г. Грибов — владелец фотографического заведения в Тверской части 4-го квартала, на Моховой улице, в доме Коха, близ Газетного переулка, рядом с аптекой И. П. Лемана [1].

Конкуренция других сорока шести фотографических заведений оказалась Грибову не страшна: к 1882 г. он выполнял фотографические работы для Московского общества врачей и готовился к Фотографической выставке 1882 г. В ателье рядом с ним работала его жена — Дарья Григорьевна и вникал в дела подрастающий сын Михаил.

На выставку 1882 г. в Москве Иосиф Грибов представил «виды местности с изображением производственных работ (большого размера — сант. 45 в квадрат)», как писал журнал «Фотограф» (1882. № 7. С. 185).

Иосиф Иванович Грибов был членом VII отдела Императорского Русского технического общества.

С 21 мая 1886 г. начал работать филиал ателье Грибова в городе Богородске [2]. К концу 1880-х гг. он стал владельцем «Русской фотографии» на Волхонке, в доме Кирьяковой, № 7.

После смерти И.И. Грибова в 1890 г. делами ателье заправляла Д.Г. Грибова. В деловых бумагах она указывала, что «заведение принадлежит от отца сыну Грибовой, мещанину Михаилу Грибову, находящемуся под ее попечительством» [3].

С 1895-1896 гг. владельцем «Русской фотографии» стал Михаил Иосифович Грибов, хотя в рекламах еще мелькало и имя Дарьи Григорьевны. С 1899 г. он полноправный хозяин фирмы. На обороте бланков с конца 1880-х гг. и до 1900 г. указывался адрес: Волхонка, дом Кирьяковой, № 7; с 1901 г. — Волхонка, дом Котова, № 7 [4]. С 1905 г. в рекламе указывался номер телефона.

В 1910 г. ателье переехало на Большую Лубянку, в дом Ивановского монастыря, № 18. В 1911 г. в рекламном тексте, наряду с адресами, указывалось: «Придворный фотограф».

1914-й — последний год работы фотографа Михаила Иосифовича Грибова.

Фотографическое наследие мастера значительно и интересно. В конце XIX в. он снимал виды Москвы. В 1898 г. выполнял серию снимков о приезде в Москву царя Николая II. В 1902 г. издал фотографический альбом «Большие маневры под Курском». Снимал парад войск в высочайшем присутствии на Театральной площади 11 апреля 1903 г.; юбилейные торжества в Петербурге; их императорских величеств в царской палатке у памятника Петру Великому в мае 1903 г.; в июле 1903 г. сделал фоторепортаж о пребывании императора и императрицы в Саровской пустыне (выдел. Ал.  Д.).

В 1904 г. М.И. Грибов снимал траурную процессию похорон А.П. Чехова. Издал альбом фотографий «Наводнение Москвы весной 1908 г.». Плоты, лодки, извозчики, перевозящие жителей по затопленным улицам, очереди на перевоз и т.д. — все это запечатлел фотограф на своих снимках. В конце альбома была приложена панорама наводнения, снятая с Воробьевых гор.

Многие фотографии Грибова были опубликованы в журнале «Искры» — иллюстрированном художественно-литературном журнале, в котором Михаил Иосифович работал «специальным фотографом».

Фотопортретное наследие Грибова значительно и сохранилось до наших дней.

Ссылки в материале:

  1. ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 25. Д. 1398. Л. 166.
  2. ЦИАМ. Ф. 17. Оп. 59. Д. 128. Л. 10.
  3. Сведения о существующих в России типографиях, литографиях, металлографиях… составленные на 1 января 1894 г. С. 49.
  4. Вся Москва… на 1901 год. Раздел «Торгово-промышленная Москва и ее пригороды». С. 1633.

 Есть и оригинальные сведения, которые приведены ниже /2/:

 ГРИБОВ Иосиф Иванович (? — 1890, Москва). Москва, Моховая ул., д. Коха / Волхонк Кирьяковой / Богородск, Московской губ.
Бывший дворовый человек, уроженец села Ржавец, Старо-Оскольского у., Курской губ.
Овладев искусством фотографии, Г. в декабре 1877 г. из гор. Воскресенска, Московской губ., перебрался в Москву. С 10 декабря 1877 г. он владелец фотографического заведения в Тверской части 4-го квартала, на Моховой ул., в д. Коха, близ Газетного пер., рядом с аптекой Лемана.
К 1882 г. Г. выполнял работы для Московского общества врачей. В работе ему помогала жена Дарья Григорьевна и сын Михаил.

Участник Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 г. в Москве. Ф-82-7-Срезн.: «Особенно много фотографий при выставке Т-ва Никольской мануфактуры Морозова Саввы, сына и Ко, Покровского уезда, Владимирской губернии, по добыванию торфа для собственных фабрик. Виды местности с изображением производства работ (большого размера сант. 45 в квадр.) исполнены фотографом Общества русских врачей Грибовым (Москва, Моховая, д. Кох). Обращает на себя внимание большая панорама, сложенная из пяти отдельных снимков. По большей части фотографии кажутся не вполне додержанными. Его же фотографии мануфактуры Зиминых (Московская губ.) не заслуживают похвалы» {с. 185).
В 1884 г. Г. приобрёл «Русскую фотографию» на Волхонке, в доме Кирьяковой, №7.
С 21 мая 1886 г. начал работать филиал ателье Г. в гор. Богородске.
К концу 1880-х гг. он стал владельцем «Русской фотографии» на Волхонке, в д. Кирьяковой (ТНШ, ее. 85-86). Текст бланка: «И. И. Грибов, Волхонка, д. Кирьяковой близ Кафедрального собора Христа Спасителя в Москве». Членом VII фотографического отделения Съезда членов ИРТО в Москве (1882 г.) был [И. И.] Грибов, фотограф Общества врачей в Москве. ССК, с. 254: владелец фотографии. РФ-996, с. 283: «В 1885 г. в Москве была организована Первая московская ремесленная выставка. Это событие привлекло внимание фотографа И. И. Грибова, мастерская которого помещалась на Волхонке, близ Храма Христа Спасителя. В его альбоме выставка нашла самое широкое отражение и даёт возможность представить многие её экспонаты: платья, шляпы, кукол, зонтики, меха, металлические изделия, осветительные приборы, резьбу по дереву, конскую упряжь…». Коллекция из 52 фотографий предметов Оружейной палаты, хранящаяся в библиотеке Музеев Московского Кремля, выполнена в фотомастерской Г. ВМ-86: адрес — Моховая ул., д. Кох.

ГРИБОВ Михаил Иосифович (Осипович). Москва, Волхонка, д. Кирьякова. Варианты адресов:
а) «Русская фотография» на Волхонке, д. Кирьякова,
б) «Русская фотография» М. И. Грибова, Волхонка, д. Кирьяковой,
в) Фотография М. И. Грибова «Русская фотография» на Волхонке,
г) Фотография М. И. Грибова в Москве, Волхонка, д. №7 и в г. Богородске Московской губ. (автограф датирован 10 августа 1897 г.).
Сын Грибова И. И. и Грибовой Д. Г. унаследовал от отца семейное дело под попечительством матери. Действительный член Русского Фотографического Общества (РФО) с 1895 г.
Экспонент Всероссийской промышленно-художественной выставки 1896 г. в Н. Новгороде (Общий указ. выст., ФЕ-96, с. 241). Аккредитован на коронационных торжествах 1896 г.
8 мая 1904 г. фотографировал посещение Москвы Николаем II.
Бронзовая медаль на Московской Международной художественно-фотографической выставке в 1908 г.. В 1910 г. фотография переведена на Б. Лубянку в д. Ивановского монастыря: 1) Б. Лубянка, д. Ивановского монастыря, 2) Б. Лубянка, д. 18.
Владелец фотографии в селе Богородское, Московского у.. Московской губ. ВМ-910, ВМ-912, СКВР-912, ВМ-913, ВМ-914: Б. Лубянка, д. 18 Ивановского монастыря, тел. 50-91; Российское О-во спасения на водах; владелец фотографии; также: придворный фотограф, Б. Лубянка, против Страхового общества «Якорь», тел. 50-91; снимки при дневном и электрическом освещении, специальный отдел для выездных
«Русская фотография М. И. Грибова, состоящая под высочайшим покровительством Ея Императорского Величества Государыни Императрицы, Императорское Российское Общество спасения на водах Московского округа, Волхонка, д. Кирьякова и в гор. Богородске, Московской губернии». Бланк работы литографии Кон, Варшава.
Удостоен шестнадцати Высочайших наград и благодарностей [Фотография Императорского Российского Общества спасения на водах], Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, Их Императорских Высочеств Великого Князя Михаила Александровича, Великого Князя Сергия Александровича, Великого Князя Михаила Николаевича, Великого Князя Николая Николаевича, Великого Князя Петра Николаевича, Принца Петра Николаевича Ольденбургского Русская фотография М. И. Грибова».
Фотоколлаж видов Донского монастыря в Москве хранится в фонде ИИМК РАН. Один из учредителей Всероссийского Общества фотографов-профессионалов, образованного 26 января 1915 г. «Специальный фотограф» иллюстрированного художественно-литературного журнала «Искры»».

Приведём несколько фотографий самого М. И. Грибова /3/, /4/ :

23971-1 23971-2

М. Грибов, Москва. Русская фотография М.И. Грибова в Москве.
Состоящая под Высочайшим покровительством Ее Императорского Величества Государыни Императрицы.

23921g-1

Мужской портрет, М. И. Грибов, Москва, 24 апреля 1894 года

gribov-4

Мужской портрет, М.И. Грибов, Москва, 2 мая 1902 года.

Как мы видим, одним из самых больших достижений М. И. Грибова является

«фоторепортаж о пребывании императора и императрицы в Саровской пустыне». Один из вариантов «Альбома видов…» Грибова об этом событии сегодня даже выставлен на продажу, о чём мы скажем подробнее ниже.

Самый подробный вариант грибовского альбома «о пребывании императора и императрицы в Саровской пустыне» представлен в качестве вкладки в книге «ЖИТИЕ СТАРЦА СЕРАФИМА…», выпущенной в Саранске в 2000 году /5/.

oblozhka-knigi

Обложка книги с постраничной вкладкой наиболее полного варианта грибовского альбома «о пребывании императора и императрицы в Саровской пустыне»

Почему мы считаем представленный вариант в книге самым подробным, фактически постраничным изданием грибовского альбома, станет ясно ниже.  Хотя в самой книге, что очень странно, нет ни слова об этой публикации фото мастера. Примем априори, что все 24 листа вкладки (48 страниц) – это иллюстрации Альбома Грибова. Итак, приведём постраничные сканы листов вкладки из указанной книги и соответствующие им фото лучшего, на наш взгляд, качества из доступных нам источников.

skan-1

Скан 1 – с этого снимка начинается вкладка после 256 страницы книги /5/

Эта обложка присутствует в цвете в Интернете в двух разных видах /6/, /7/:

foto-1-101110-1

Фото 1 – Обложка «Альбом видов…» в первом варианте

foto-2-1571_1-2

Фото 2 – Обложка «Альбом видов…» во втором  варианте

skan-3

Скан 3 – Вторая страница вкладки книги /5/ (оборотная сторона первого листа)

А вот и цветной аналог этой авторской страницы  /8/, низ страницы немного подрезан:

foto-3-232297-1

Фото 3 – Авторская страница первого вида грибовского альбома

Константин Зайцев первый отметил, что существует и второй вид авторской страницы:

foto-4-45-152-1

Фото 4 — Авторская  страница второго вида из «Безплатного приложения к журналу  «Воскресный День»»

Именно этот «Альбом видов…» присутствует в продаже на сайте  /9/.

«[Альбом видов]. Открытие мощей преподобного Серафима Саровского в присутствии Их Императорских Величеств в июле 1903 года / фот. М. Грибова. М.: Тип. И.Д. Сытина, 1904. 1 л. тит., 16 л. фот. 21 х 16 см. В глухой обложке. На передней части обложки три экслибриса архангельских частных библиотек. На титульном листе экслибрис В.В. Шестакова. Утрата небольшого фрагмента титульного листа, фрагмент реставрирован скотчем.

Эстимейт: 18 000 – 19 000 руб.»

Ясно, что это  укороченный «журнальный вариант» альбома (всего 17 листов) для массового читателя. Но цена завораживает  ! Итак, далее:

skan-5

Скан 5 – Первая страница второго листа вкладки

После этого скана становится ясно, что наши саранские друзья решили показать нам в книге весь постраничный вариант альбома Грибова М. И., а не только выборочные из него фотографии!

skan-6

Скан 6 – Вторая страница второго листа вкладки.

Пошли подписи под фотографиями на сканах. По-видимому, саранские товарищи адаптировали оригинальные аннотации М. И. Грибова к правилам современного русского языка без изменения самих подписей.

Далее будем сопровождать сканы фотографиями М. И. Грибова с сайта /10/, если не будет специально оговорено.

foto-6-45

Фото 6 — Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Умиление, перед которой скончался преп. о. Серафим

Как мы видим, подписи под фото на сайте /10/ могут НЕ СОВПАДАТЬ с оригинальными аннотациями Грибова. Это лишь говорит о том, что даже специальным православным сайтам не доступен оригинал альбома Грибова.

skan-7

Скан 7 – Первая страница третьего листа вкладки

Вот здесь как раз мы можем показать оригинальную страницу — фотографию из грибовского альбома /9/.

foto-7-459dbb-1

Фото 7 — Страница — фотография из грибовского альбома /9/ с оригинальной аннотацией по правилам русского языка того времени

skan-8

Скан 8 – Вторая страница третьего листа вкладки

foto-8-7

Фото 8 — Крестный ход из Серафимо-Дивеева монастыря в Саровскую пустынь 17 июля 1903 года

skan-9

Скан 9 – Первая страница четвёртого листа вкладки

foto-9-9

Фото 9 — Поднесение Их Императорским Величествам, на границе Тамбовской губернии, депутациям хлеба-соли

skan-10

Скан 10 —  Вторая страница четвёртого листа вкладки

foto-10-10

Фото 10 — Их Императорские Величества обходят представительниц инородцев Тамбовской губернии 17 июля 1903 г.

skan-11

Скан 11 —  Первая страница пятого листа вкладки

И вот здесь нужного фото на сайте  /10/ не оказалось. А в архиве семьи Демидовых – как раз нужная фотография с оригинальной подписью!

foto-11

Фото 11 – Ожидание прибытия Их императорских Величеств в Саров.

Духовенство с митрополитом  Антонием во главе.

Надо отметить, что мы пока не знаем, как эта и другие фотографии с Торжеств оказались в архиве наших родителей…

skan-12

Скан 12 – Вторая страница пятого листа вкладки

foto-12-11

Фото 12 — Прибытие Их Императорских Величеств в Саров 17 июля 1903 г.

skan-13

Скан 13 – Первая страница шестого листа вкладки

foto-13-12

Фото 13 — Встреча Их Императорских Величеств митрополитом Антонием в Сарове 17 июля 1903 г.

skan-14

Скан 14 – Вторая  страница шестого листа вкладки

foto-14-13

Фото 14 — Выход Их Императорских Величеств из Успенского собора 17 июля 1903 г.

skan-15

Скан 15 – Первая страница седьмого листа вкладки

foto-15-14-2

Фото 15 — Государь Император с Великими  Князьями по дороге к источнику преп. Серафима. (Добавлена надпись курсивом — прим. Ал. Д.)

skan-16

Скан 16 – Вторая  страница седьмого листа вкладки

На сайте /10/ этого фото не оказалось, но зато оно иллюстрирует продажу Альбома /9/.

foto-16

Фото 16 – Их Императорские Величества у св. источника преп. Серафима 18 июля 1903 г. с оригинальной аннотацией по правилам русского языка того времени

skan-17

Скан 17 – Первая страница восьмого листа вкладки

На сайте /10/ этого фото не оказалось, но зато фотокопия оригинального листа из грибовского альбома оказалась в архиве семьи Демидовых.

foto-17

Фото 17 — Их Императорские Величества у св. источника преподобного Серафима 18 июля 1903 г. (с оригинальной подписью).

skan-18

Скан 18 – Вторая  страница восьмого листа вкладки

foto-18-15

Фото 18 — Их Императорские Величества у камня, на котором преп. Серафим молился 1000 ночей

skan-19

Скан 19 – Первая страница девятого листа вкладки

foto-19-16

Фото 19 — Их Императорские Величества у Дальней пустыньки преп. Серафима 18 июля 1903 г.

skan-20

Скан 20 – Вторая  страница девятого  листа вкладки

foto-20-17

Фото 20 — Их Императорские Величества у Дальней пустыньки преп. Серафима 18 июля 1903 г.

skan-21

Скан 21 – Первая страница десятого листа вкладки

foto-21-19

Фото 21 — Вынос св. мощей преп. Серафима из церкви свв. Зосимы и Савватия во время всенощной, 18 июля 1903 г., в Успенский собор.

skan-22

Скан 22 – Вторая  страница десятого   листа вкладки

foto-22-18

Фото 22 — Поднесение Их Императорским Величествам иконы хоругвеносцами 18 июля 1903 г.

skan-23

Скан 23 – Первая страница 11-го  листа вкладки

foto-23-20

Фото 23 — Вынос мощей из Успенского собора 19 июля 1903 г.

skan-24

Скан 24 – Вторая  страница 11-го  листа вкладки

foto-24-21

Фото 24 — Крестный ход со св. мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, 19 июля 1903 г.

skan-25

Скан 25 – Первая страница 12-го  листа вкладки

foto-25-22

Фото 25 — Крестный ход со св. мощами преп. Серафима вокруг Успенского собора

skan-26

Скан 26 – Вторая  страница 12-го  листа вкладки

foto-26-23

Фото 26 — Крестный ход перед алтарем Успенского собора 19 июля 1903 г.

skan-27

Скан 27 – Первая страница 13-го  листа вкладки

foto-27-24

Фото 27 — Крестный ход со св. мощами преп. Серафима. Возвращение крестного хода в Успенский собор.

skan-28

Скан 28 – Вторая  страница 13-го  листа вкладки

foto-28-25

Фото 28 — Выход Их Императорских Величеств из Успенского собора 20 июля 1903 г.

skan-29

Скан 29 – Первая страница 14-го  листа вкладки

foto-29-26

Фото 29 — Отбытие Их Императорских Величеств из Сарова. Их Величества, предшествуемые духовенством, идут к св. вратам 20 июля 1903 г.

skan-30

Скан 30 – Вторая  страница 14-го  листа вкладки

foto-30-27

Фото 30 — Посещение Их Императорскими Величествами богомольческого городка в Сарове 20 июля 1903 г.

skan-31

Скан 31 – Первая страница 15-го  листа вкладки

foto-31-28

Фото 31 – На сайте /10/ это фото вообще на подписано

skan-32

Скан 32 – Вторая  страница 15-го  листа вкладки

foto-32-29

Фото 32 — Общий вид Саровской пустыни.

skan-33

Скан 33 – Первая страница 16-го  листа вкладки

foto-33-8

Фото 33 — Прибытие крестного хода из Сер.-Дивеева монастыря в Саровскую пустынь.

skan-34

Скан 34 – Вторая  страница 16-го  листа вкладки

foto-34-30

Фото 34 — Дворец Их Величеств в Сарове.

skan-35

Скан 35 – Первая страница 17-го  листа вкладки

foto-35-31

Фото 35 — Соборные храмы — Живоносного Источника и Успенский.

skan-36

Скан 36 – Вторая  страница 17-го  листа вкладки

foto-36-6

Фото 36 — Соборный Успенский храм, в котором находятся св. мощи преп. Серафима

skan-37

Скан 37 – Первая страница 18-го  листа вкладки

foto-37-32

Фото 37 — Рака над мощами преп. Серафима, саровского чудотворца, пожертвованная Их Императорскими Величествами

skan-38

Скан 38 – Вторая  страница 18-го  листа вкладки

foto-38-33

Фото 38 — Часовня над могилой преп. о. Серафима.

skan-39

Скан 39 – Первая страница 19-го  листа вкладки

foto-39-35

Фото 39 — Вновь освященная церковь во имя Св. Троицы, сооруженная над келлией преп. Серафима

skan-40

Скан 40 – Вторая  страница 19-го  листа вкладки

foto-40-36

Фото 40 — Наружный вид келлии преп. о. Серафима, в которой скончался преподобный (над келлией сооружён новый храм во имя св. Троицы).

skan-41

Скан 41 – Первая страница 20-го  листа вкладки

К сожалению, этой фотографии нет на сайте /10/.

skan-42

Скан 42 – Вторая  страница 20-го  листа вкладки

К сожалению, этой фотографии нет на сайте /10/.

skan-43

Скан 43 – Первая страница 21-го  листа вкладки

foto-43-1

Фото 43 — Часовня и купальня на источнике преп. о. Серафима

skan-44

Скан 44 – Вторая  страница 21-го  листа вкладки

К сожалению, этой фотографии нет на сайте /10/.

skan-45

Скан 45 – Первая страница 22-го  листа вкладки

foto-45-38

Фото 45 — Внутренний вид часовни, где находится источник преп. о. Серафима.

skan-46

Скан 46 – Вторая  страница 22-го  листа вкладки

foto-46-39

Фото 46 — Ближняя пустынь преп. о. Серафима

skan-47

Скан 47 – Первая страница 23-го  листа вкладки

foto-47-40

Фото 47 — Место камня, на котором преп. о. Серафим молился 1000 ночей.

skan-48

Скан 48 – Вторая  страница 23-го  листа вкладки

foto-48-41

Фото 48 — Камень, на котором преп. о. Серафим молился 1000 ночей.

skan-49

Скан 49 – Первая страница 24-го  листа вкладки

foto-49-42

Фото 49 — Серафимо-Дивеевский женский монастырь (с левой стороны) — трапезная, приходская церковь, колокольня и собор.

skan-50

Скан 50 – Вторая  страница 24-го  листа вкладки

foto-50-44

Фото 50 – на сайте /10/ это фото подписано, как «пустынь».

Но, у нас нет оснований сомневаться, что оригинальная аннотация  Грибова М. И. к фото 50, как на скане 50!

Итак, подводя итог, можно сказать, что  рассмотренный  Альбом Грибова содержит 45 фотографий на 23 листах вкладки /5/.

Последние поиски в Интернете показали, что «наш альбом»  /6/ имеется в продаже. Вот его предпродажная аннотация:

«Характерные для того времени иллюстрации дополняют и усиливают общее впечатление от событий того времени.

Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации. В альбоме представлено более 50 иллюстраций на отдельных врезках.  Редкость! Альбом видов с фотографий М. Грибова в Москве. Цельноколенкоровый переплет с золотым теснением. Сохранность хорошая. Вниманию читателя представлен видовой альбом с описанием открытия и прославления мощей преподобного Серафима Саровского, чудес, совершенных при этом событии, истории и достопримечательностей Саровской пустыни. Типография Товарищества И. Сытина, 1903 год».

Скачать пока побоялись, так как установленный на компьютере «КАСПЕРСКИЙ» указал на «вредоносность» сайта.

На сайте /10/ оказалась фотография, приписываемая М. И. Грибову (см. фото 51).  Каково же было наше удивление, когда в юбилейном альбоме к торжествам 2003 года: «САРОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА 1903 года в фотографиях, документах, воспоминаниях» /11/ мы нашли ЛИШЬ ЕДИНСТВЕННОЕ это фото, где указано АВТОРСТВО Грибова («Фотограф М. И. Грибов. Фото 1903 г.»). Аннотация под фото гласит:

«Дальняя пустынь, переведённая в Дивеев монастырь. Около неё – витрина с вещами преп. Серафима: епитрахиль, чётки, ряса, шапочка, короткая полумантия, шуба, сапоги, лапти, рукавички, топор, стул, табурет».

foto-51-43

Фото 51 – фото с сайта /10/  с простой подписью «ПУСТЫНЬ».

Не исключено, что у  М. И. Грибова есть и другие  фотографии по Саровским Торжествам 1903 года, не вошедшие в представленный нами альбом…

Будем искать!

Список использованных источников

  1. http://oldcancer.narod.ru/photohistory/Shipova1.htm

Т. Н.  Шипова

Фотографы Москвы — на память будущему. 1839–1930: Альбом-справочник. М.: Изд-во объединения «Мосгорархив»; АО «Московские учебники», 2001.

Текст замечательной книги, рассказывающей об истории фотографии и о московских фотографах. Издание почти не поступало в продажу (бóльшую часть тиража забрал спонсор издания — московская мэрия);

  1. http://fm-ok.pro/Spravochnik_Popova_tom_1/

А. П. Попов

Из истории российской фотографии. М. Издательство Московского университета, 2010;

  1. http://hisdoc.ru/photos/23971/
  1. . http://hisdoc.ru/photographs/69/

HisDoc.Ru  — История России в документах;

  1. Житие старца Серафима, Саровской обители иеромонаха, пустынножителя и затворника.- 3-е изд. – Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2000. – 288 с.: Фот. – Прил.: Изображение отца Серафима и снимок его почерка. – (С репр. Изд. – М.: Тип. И. Ефимова,1884). Тираж 2000 экз.
  1. http://pk-artmag.ru/interesnoe/otkritie-moshey-i-proslavlenie-sv-prepodobnogo-serafima-sarovskogo-chudotvortsa-v-prisutstvii-ih-imp.php
  1. http://sarpust.ru/2016/10/razgadka-zagadochnogo-mosta/

Удивительно, как быстро Интернет при поиске обложки и первой страницы Альбома Грибова стал выдавать ссылку на нашу статью на сайте «СК». Попытка найти вновь первоисточник не увенчалась успехом…;

  1. http://sarpust.ru/2016/10/razgadka-zagadochnogo-mosta/
  1. http://www.vnikitskom.ru/antique/auction/48/20250/

Сайт аукционного дома «Дом антикварной книги в Никитском», который  открылся в начале 2012 года;

  1. http://www.sarov-monastery.org/photo/g6.html

http://www.sarov-monastery.org

Неофициальный сайт Свято-Успенского мужского монастыря «Саровская пустынь»;

  1. К 100-ЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО В ЛИКЕ СВЯТЫХ

Альбом «САРОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА 1903 ГОДА В ФОТОГРАФИЯХ, ДОКУМЕНТАХ, ВОСПОМИНАНИЯХ»

Дивеево, 2003. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Формат 225х180 мм. Объём 264 стр. Тираж 5000 экз.

Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография «Красный Октябрь».

 

К этой записи 126 комментариев

  • К.Зайцев:

    Отлично. Спасибо ! Но надо продолжить…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марина! СПАСИБО! ВСЁ читабельно и кликабельно! МОЛОДЕЦ!
    Работаем дальше! Нас ждут БОЛЬШИЕ ДЕЛА! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Костя! Работаем ВО ВСЮ! 🙂
    Следующим будет Карл Карлович Булла!
    Родоначальник российского фоторепортажа!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    При поиске всплывают вот такие НОВОДЕЛЫ!
    Кто видел, что внутри, ОТЗОВИТЕСЬ!

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Интересно, хотя несколько сумбурно.
    Молодец, что наконец-то делом занялся, а не пустопорожней критикой.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Валера! Мы то ДЕЛАЕМ!
      А вот ты чем занимаешься!?
      ГДЕ иллюстрированная хроника ОИО «СП»? Что-то не видно…
      Кому нужно «мелкотемье выборов» по сравнению с ЭТОЙ ТЕМОЙ!? 🙂
      Или у тебя опять и снова «РЕМОНТ»!? 🙂

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Рано похвалил, опять начинается мания величия со своими «очень ценными указаниями» всем и по любому поводу! И как же мы без тебя жили-то раньше, отец ты наш?!

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          А мы и не поняли, что ты нас похвалил… 🙂
          Наконец, по твоему, мы делом занялись вместо «пустопорожней критики», но «несколько СУМБУРНО»!

          Избавь Бог от таких «похвал»!

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            До меня на этом сайте ты, Валера, НИКАК НЕ ЖИЛ…
            Потому что ЭТОТ САЙТ СОЗДАЛИ МЫ с А. М. Подурцом при помощи нашего Админа… 🙂
            Учи матчасть! 🙂

        2. В.Н. Ганькин Валерий:

          Ну вот, опять мания величия — «НАС», «МЫ» Алексий 1-й.
          Цитата из древних — «Ты гневаешься, значит ты не прав!»
          Вести полемику на уровне «сам дурак» — не для меня. Это к американским кандидатам!

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Работай, Валера!

            А не «веди полемику» на уровне «сам дурак»! 🙂
            Или ты «американский кандидат»?
            Смешно, ДА? 🙂

            РАБОТАЙТЕ БРАТЬЯ и СЁСТРЫ!!!

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            Есть, товарищ прапорщик. Все «братья и сёстры» сразу кинулись выполнять твой приказ.
            Как там написано в известном указе Петра I — «Чтоб дурь всякого видна была». Лучше не скажешь!
            Если только так — «всё это было б так смешно, если б не было так грустно!»

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    «Всплывают» ещё вот такие цвета:

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    И вот такие:

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    С подписью!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    С подписью -2!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    С подписью — 4:

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      И что тут нового?! Хочу тебя немного разочаровать. Все эти фото лежат в архивах ОИО «Саровская пустынь» уже лет 20. Впрочем, как ты выражаешься, ты тогда ещё «НИКАК НЕ ЖИЛ» в нашем клубе и, тем более, не «создавал» его. Так что тебе — простительно.
      Но тогда они ещё не часто встречались. А сейчас они раз 100 были опубликованы до тебя и давно всем (кроме тебя) известны. Учи матчасть!

      1. Где «ЛЕЖАТ»? Дай ссылочку! И авторство фото УКАЗАНО!?
        А что же мы тогда так заработались!?

        Валера! Хватит болтать! Сделай что-нибудь по ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ!
        Ты уже ОБЛАЖАЛСЯ и не раз! Стыдно за тебя! 🙁

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          В субботу вечером тебе вредно полемизировать — не заметить крупную подпись на всех четырёх фото — ну оч-чень непросто! Но тебе удалось, поздравляю «соврамши»!
          «Стыдно за тебя!»

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Валера! Друг мой! У тебя какая- то клиника!

            Давай дальше по ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ!

            Устали уже все от твоих «комментов» не по делу… 🙁 🙂

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            Совершенно согласен — «Устали уже все от твоих «комментов» не по делу».
            Но обращение не по адресу — не я начинаю лезть со своими непрошенными советами (старомодная привычка, видимо, осталась у кого-то со времён СССР — страны советов). Ну а когда этот кто-то получает по заслугам, сразу в кусты — мол «хватит болтать»! Такие люди должны наконец понять, что получат достойный отпор! Хотя, если в таком возрасте они это не поняли, то вряд ли уже поймут. Но всё же пожелание остаётся — не начинай всё это почём зря, а то видишь, как всё это может обернуться!
            Ну и, наконец, соглашусь ещё в одном с тобой — хватит об этом, «Давай дальше по ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ!»

  • К.Зайцев:

    Наверно нужно добавить некоторые разновидности Альбомов. Они содержали разное количество страниц (следовательно и фотографий. На одном издании мне попалось — 82 страницы.(!)
    Формат издания 150×210
    Издательство Типография Товарищества И. Д. Сытина,

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Альбом — 82 страницы — это очень серьёзно!
      Если можно, Костя, дайте ссылку!

  • К.Зайцев:

    Надо понимать ещё одну вещь.
    Существует ДВЕ разные вещи с похожими названиями.
    То, что мы сейчас обсуждаем и видим — это АЛЬБОМ с фотографиями Грибова.
    А есть Книга (ее как раз и показывал Валера) «Открытие мощей Пр.Серафима Саровского чудотоворца». В ней НЕТ фотографий !
    Там 3 раздела — об открытии мощей (как это осуществлялось), чудеса исцелений, совершавшиеся при этом и история Саровской пустыни.
    Вот ссылка, где можно прочитать ВСЕ СТРАНИЦЫ этой книги:

    http://www.omolenko.com/photobooks/proslavlenie.htm?
    p=1#toc10

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Константин! Замечательно!
      О-очень ценная ссылка!
      Уже посмотрел! Прекрасно!

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Костя, что-ты путаешь — когда это я говорил о книге с таким названием? Это как раз Лёша о ней говорил. Только не о книге, а об альбоме. А я говорил как раз о другом «Альбоме видов Саровской пустыни» с фото Грибова. Привожу ещё раз фото и ссылку — http://andcvet.narod.ru/arxan/24/sam.html.

      1. К.Зайцев:

        Замечательно, значит кроме Одного Альбома — есть ДВА Альбома.
        Только встает вопрос — а в этом альбоме ВСЕ фото Грибова ? Я вижу одно фото с подписью. Остальные Фото сделаны, видимо, после торжеств. Но это тоже неплохо — т.к. дополняет сами Торжества.

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Там штук 5 с подписью Грибова, остальные — может его, может нет — кто знает? Я видел его лет 15-20 назад и недолго, он был не в очень хорошем состоянии и без титульного листа. Впрочем, здесь он тоже без титульного листа — может, его и не было? Лет 10 назад (как раз после 100-летия канонизации) видел его на Вернисаже, но не рассматривал, т.к. заломили слишком высокую цену, да у меня всё-равно и не было столько с собой. Тогда на волне прошедших торжеств всё, связанное с о.Серафимом взлетело в цене раза в 3. Я решил подождать лет 5, когда цена спадёт. Но цены стали снижаться позднее и медленнее, чем я ожидал — только пару лет назад это стало заметной тенденцией.

      2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Для дальнейшего изучения предлагаю назвать валерин альбом:

        «Анонимный Альбом видов Саровской Пустыни №1».

        Потому как есть и другие подобные анонимные альбомы без выходных данных…

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Особенно «умиляет» в «Анонимном Альбоме видов Саровской Пустыни №1» вот это фото в Курске:

        2. В.Н. Ганькин Валерий:

          Зачем выдумывать какие-то экзотические названия, если настоящее название приведено на обложке — для неграмотных прочту сам — «Альбом видов Саровской Пустыни». И тут ничего нельзя ни убавить, ни прибавить — иначе ни в каком архиве или библиотеке его потом не найдёшь, там то люди грамотные!
          А другой альбом называется «Альбом видов. Открытие мощей пр.Серафима…». Перепутать эти названия может только кто-то особо заинтересованный в этом.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Вот ещё фото с подписью Грибова!
    Наверное, из новодельного альбома!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Ради хохмы! Встречаются и такие «исследователи»! 🙂
    Наверное, из Саратова! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Фото Грибова с авторского листа Альбома, но очень плохого качества!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    А вот авторский лист Альбома в лучшем виде!

  • А получше разрешение можно выложить?

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Василий! Вы, наверное, уже поняли, что если бы мы могли «выложить разрешение получше», то уже давно бы это сделали…

      1. а что мешает на данный момент?

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          «Мешает» отсутствие к доступу оригинальных Альбомов в натуре…

          Надо ехать в архивы или запрашивать по Интернету сканы Альбомов из Архивов ЗА ДЕНЬГИ…
          Второй вариант РЕАЛЕН! 🙂

          1. а подскажите где за деньги можно заказать?

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Ещё одно фото с подписью Грибова:

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Мы ничего не выдумываем, Валера!
    Вот «Анонимный Альбом видов Саровской Пустыни №2»
    Будем этот Альбом впредь ТАК называть, чтобы не путаться!

    http://andcvet.narod.ru/arxan/22/sam.html

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Вот «Анонимный Альбом видов Саровской Пустыни №2»

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Действительно анонимный, ни одно фото не подписано (в отличие от мной представленного), на обложке — ПУСТО (опять же в отличие от мной представленного)! Тогда откуда такое название «Анонимный Альбом видов Саровской Пустыни №2»? Сам придумал для путаницы?! Да и к Грибову — практически точно отношения не имеет. Так что повторюсь — «перепутать эти названия может только кто-то особо заинтересованный в этом».
        Если уж очень хочется как-то назвать, назови «Анонимный альбом Демидова №1»!

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Валера!
          Перечитай заявленную ТЕМУ к изучению!
          Поскольку ОСНОВНУЮ НАГРУЗКУ по раскрытию этой ТЕМЫ
          МЫ ВЗЯЛИ НА СЕБЯ, то и называть АНОНИМНЫЕ альбомы с видами Саровской Пустыни и Саровских Торжеств 1903 года БУДЕМ МЫ!:)
          Хочешь помочь в работе, — РАБОТАЙ, но не мешай — не засоряй сайт пустопорожней болтовней! 🙁

          1. В.Н. Ганькин Валерий:

            Вы, Алексий первый, можете взять на себя что угодно, но только согласятся ли с вами СЕРЬЁЗНЫЕ историки — местные и столичные?! Есть подозрение, что они вашу «классификацию» даже не заметят!

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            Для полной ясности замечу, что работа по собиранию фото СП начала 20 века, конечно, нужна. Но поиск их по интернету — всего лишь начальный этап такой работы. Настоящая серьёзная работа в этом направлении возможна только с использованием данных архивов и музеев — вот где ОСНОВНАЯ НАГРУЗКА, требующая огромного времени и знаний, чего нет у любителей. Это под силу только профессиональным историкам, к которым оппонент явно не относится.

      2. М.А. Власова:

        Кстати, эта обложка, никакого отношения к фотографиям рядом с ней не имеет. Выставлена, видимо, «чтобы было». На том же сайте точно такая же обложка уже принадлежит альбому «Типы казаков» с названием. На этом фото название просто стерто. Но не стерта почему-то надпись в углу. Ты можешь прочитать там написано «типы казаков». ПОэтому это, возможно, просто тематическая подборка фото.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Да, действительно, Марина, жульничество какое-то! А зачем!? 🙁

          http://andcvet.narod.ru/kazaki1/01/sam.html

          Но всё равно будет материал «Разгадка альбома «Саровская пустынь № 2»! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Для Володи Орлова!
    Вот это фото с подводой
    — снимок с южной стороны монастыря!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Вчера вечером после открытия семинара «Современный корпоративный музей» мы очень сильно продвинулись по Альбомам!
    Оказалось со слов В.И. Лукьянова, что они переснимали Альбом видов, взятый у Карюка! Это был (Володя Орлов подтвердил)
    «Анонимный Альбом видов Саровской Пустыни №1»!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Что за Альбом брал А. А. Агапов для пересъёмки у монахини Серафимы пока установить не удалось… Но негативы, вроде сохранились…
    Переговорил с Валентном Степашкиным. У него есть Альбом Дмитриева, но не совсем полный… Не отсканирован…

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    По мнению администратора, члены общества «Саровская пустынь» не должны говорить о других членах общество то, что может сказать и не член общества.
    Принял решение удалять комментарии с личными выпадами, не имеющими отношения к ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ ©.

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Правильно, только как быть с теми высказываниями, где один из новых членов общества «Саровская пустынь» берёт на себя амбицию выражать мнение всего нашего общества, да ещё и раздавать всем свои «ценные указания», не стоящие ломанного гроша! У нас что, сменился руководитель ОИО СП?! Впрочем, такого у нас даже наш БЕССМЕННЫЙ председатель НИКОГДА не позволяет. Такие провокационные «указивки» будут удаляться? Или же будут удаляться только аргументированные ответы на эти провокации?!

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Не скрою, мне хотелось удалить гораздо больше комментариев. Ты, конечно, можешь указывать Алексею на его ошибки, если считаешь, что они есть. Но делать это надо как-нибудь поспокойнее. Он, конечно, тоже не ангел.
        Хотелось бы, чтобы комментарии приближали нас к пониманию, а не удаляли от него. Извини за выспренность.
        Среди удаленных мной комментариев был твой, где ты не сильно ругался, но раз уж я удалил Лёшин коммент, на который ты реагировал, то уж и твой за компанию, чтобы не было непоняток на сайте.

      2. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Если ты видишь, что перед тобой провокация, лучший способ реакции — не замечать. Всё равно твои аргументы не подействуют. Понимаю, что это не всегда получается.

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Рекомендации администратора сайта действительны только для одной стороны?! А для другой?
          То есть получается, что провоцировать можно, а отвечать на них нельзя. Какие-то односторонние получаются «санкции», прям как в «демократической» Европе!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Спасибо, дорогой Алексей Михайлович!
    Будем работать дальше с УДВОЕННОЙ силой!
    Тем более, что есть люди, которые очень квалифицированно помогают ПРОДВИГАТЬСЯ ПО ЗАЯВЛЕННОЙ ТЕМЕ!

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Вот видишь, Алексей Михайлович, твой односторонний ответ с рекомендацией применения христианских принципов некоторые восприняли как карт-бланш на УДВОЕНИЕ своих провокаций на сайте. Так что не обессудь!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!
    Ты знаешь, что я как автор материала могу удалять ЛЮБЫЕ ГЛУПОСТИ из комментов к своему материалу!
    Но иногда Я НАМЕРЕННО ЭТО НЕ ДЕЛАЮ, чтобы «дурость каждого видна была» 🙂

    1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

      Слова «дурость» и «глупость» — из запрещённого списка.
      Выношу тебе 149-е китайское предупреждение.

      1. В.Н. Ганькин Валерий:

        Но не удаляешь, то есть я тоже могу употреблять эти слова, просто тоже получу какое-то по счёту предупреждение?!
        Такая «страусиная» политика двойных стандартов на сайте до добра не доведёт!

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Что предлагаешь?
          Разрешить поливать ближнего? Давай выработаем кодекс.

          1. В.Н. Ганькин Валерий:

            Так ты фактически разрешил это (149-е китайское предупреждение), правда только одному почему-то. Я просто предлагаю поставить всех (для начала) в равные условия. Хотя, по всем законам, большее наказание обычно достаётся инициатору нарушения. Но это должно быть в действительно демократическом обществе.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Для развития материала по теме видится два поста:

    «Вклад Владимира Орлова в разработку темы императорских фотографов на Саровских торжествах 1903 года».

    Статья И.В. КНЯЗЬКОВОЙ
    «КИНОДОКУМЕНТЫ О САРОВСКИХ ТОРЖЕСТВАХ 1903 ГОДА, ПОСВЯЩЕННЫХ ПЕРЕНЕСЕНИЮ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО. ИСТОРИЯ ПОИСКА И НАХОДОК»

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Василию Краснову!
    Не торопитесь платить деньги!
    Дождитесь некоего логического конца нашего Интернет-расследования…
    Может всё, что Вам нужно, мы опубликуем ДАРОМ! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    По своим душеощущениям мне очень близок Батька Лукашенко, который называет себя православным атеистом. Вопросы веры очень интимные, каждый из нас может сказать, что он на пути к ВЕРЕ… Про себя могу сказать, что отношусь к ведическо-православным атеистам. Тем не менее мне иногда кажется, что кто-то просто ведёт нас по жизни, управляя нашими желаниями, помыслами, стремлениями и ДЕЛАМИ…
    Захожу на одном их последних наших собраний в среду в монастырское помещение, что под южным склоном Саровского монастыря… На входе бумажный мешок, то ли с мусором, то ли с реквизитом нашего бывшего музея «СП». Запускаю руку в мешок и… ДОСТАЮ ФОТО ГРИБОВА 1903 года на пенопластовой подложке толщиной 10 мм и размером 160х115 мм кв. ПРЯМО ЧУДО какое-то! Фото очень хорошего качества! ПОКАЗЫВАЮ!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      «Приезд…»

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        «… на пути к источнику…»

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          «Посещение…»

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Вопрос к «старым членам СП»: Кто делал эти декорации для музея, где брал негативы, итд., итп.?

          2. А. М. Подурец А. М. Подурец:

            Где негативы, не знаю. Но это очень популярные виды, растиражированные десятки раз.

          3. В.Н. Ганькин Валерий:

            Лет 15 назад Мавлиханова ездила по архивам и привезла много фото. Если я правильно помню, то это из тех. Но они встречаются часто. Гораздо интереснее было то, что она привезла некоторые фото 1903 года, которые мы вообще никогда не видели и даже не знали, что такой известный придворный питерский фотограф как Булла, снимал торжества. Как я понял из её рассказа, большинство из них никогда не публиковались. Вот это — действительно интересно!
            Только потом некоторые из них были опубликованы сотрудниками архива — может, как раз только после того, как увидели интерес саровского историка к ним! Смотри, как интересно получается — осенью 1990 член ОИО Саровская пустынь В.Кожевников ищет мощи о.Серафима в Музее истории религии в Питере и через пару месяцев сотрудники этого музея их обнаруживают! Через десяток лет член ОИО Саровская пустынь Е.Мавлиханова опять едет в Питер и находит там в архиве позабытые всеми фото Буллы торжеств 1903 года!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Пока мест понятно, что ни Подурец, ни Ганькин не помнят и не знают, кто делал эти фото Грибова для выставки в музее СП…

    Что скажут Агапов, Егоршин, Ткачёв и Мавлиханова?

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Егоршин, Ткачёв — ты ещё Пушкина спроси!
      А вот Агапов, Мавлиханова и, возможно, Куванова (если это было при ней) должны знать — они были официальными сотрудниками Музея СП в то время и оформляли все экспонаты, добываемые членами СП.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валера! Не надо делать из К. К. Буллы человека, который не понимал, что снимал в Сарове в 1903 году. Он сделал ПРЕКРАСНЫЙ АЛЬБОМ «Саровские торжества 1903 года», который мы должны найти и разместить на нашем сайте СК!

    Не надо делать из сотрудников питерского архива «этаких незнаек» не понимающих, каким БОГАТСТВОМ К. К. Буллы они располагают! Перечитай статью Князьковой! Видимо, она до тебя НЕ ДОШЛА!

    Не надо делать из нашей Лены Мавлихановой «этакого мессию», который принёс в Центральный Государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга «СВЕТ и ЗНАНИЯ»! Прямо смешно! Постараюсь сделать так, чтобы над нами не начали смеяться! 🙁

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Забегая вперёд даю мои наработки 2008 года!

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Фото 2

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Фото 3

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            И теперь вопрос на засыпку!
            ГДЕ ЖЕ ВСЁ ТО, что ПРИВЕЗЛА НАША ЛЕНА!?

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            Ты НАС спрашиваешь?! А спросить саму Мавлиханову не пробовал? Или ты с ней «в контрах»?

        2. К.Зайцев:

          Честно говоря на этом фото совсем не видать что изображено. Может быть ХОТЯ БЫ поместить эти фотографии без текста в более крупном формате ?

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Костя! Теперь ЗА ЭТО архив требует от нас заплатить! 🙁

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Опять у тебя начинается «синдром выходного дня» с наездами без повода?!
      Это в каком-таком моём высказывании ты узрел «непонимание» К.Буллой того, «…что снимал в Сарове в 1903 году»? А заодно и «непонимание» «сотрудников питерского архива». Не приписывай мне свои фантазии! Я думаю, просто у сотрудников архива «руки не доходили» до этого. Это для нас так важна именно наша тематика. А у них таких богатств — целый архив! Однако факт остаётся фактом — никаких отдельных статей до приезда туда Мавлихановой по съёмкам Буллой торжеств 1903 мы не знаем. Только отдельные фото в других статьях.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Прямо СМЕШНО! Оттого, что мы не знаем, не следует, что их НЕТ!
        Перечитай статью Князьковой! Уясни наконец, какая внутренняя борьба идёт у сотрудников архивов России за приоритеты, аж с 1990 года!
        Как сказал Алексей Михайлович — «Эти статьи широко известны в узких кругах»! 🙂

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Кстати, о статье Князьковой. Не будешь ли так любезен, что укажешь то место в её статье, где по твоим словам она упоминает фото Буллы? Перечитывать огромный материал нет ни желания, ни времени.

        2. В.Н. Ганькин Валерий:

          Судя по тому, что ответа до сих пор нет, нет и упоминания в приведённой статье Князьковой о фото Буллы! Поздравляем «соврамши»! Впрочем, который раз. И опять без извинений. Ну да мы уже привыкли.

      2. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        На Невском есть музей Буллы, я в нём был. Там нет ничего про Саров.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Спасибо, Алексей Михайлович, за тонкий юмор! 🙂

          Ты разглядел на фото Торжеств «П. П. Семенова Тян — Шанского»?

        2. В.Н. Ганькин Валерий:

          Я тоже никогда не встречал упомянутый Демидовым «АЛЬБОМ «Саровские торжества 1903 года»» К.Буллы, да и других авторов тоже. Но фото К.Буллы торжеств 1903 г. в Сарове несомненно есть, так что вполне возможно, что такой альбом и был. Но если он и издавался (а не только анонсировался), то тиражом гораздо меньшим, чем альбомы Грибова. Иначе мы бы его видели. Впрочем, возможно он был издан мизерным тиражом только для царского двора!

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Посмотри, Валера, Википедию: Булла Карл Карлович

            «27 февраля 1904 — Высочайшая благодарность от Ея Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Фёдоровны за Альбом снимков Саровской пустыни».

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!
    Специально для тебя! Как обещал!

    1. М.А. Власова:

      вот так уже лучше
      и ссылка, которую обещала
      https://russiainphoto.ru/search/?year_from=1860&year_to=1999&query=%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Оказывается Музей «Саровская пустынь» «успел» кое-что заложить в Сеть по фото Саровских Торжеств 1903 года из своих находок… 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    А в Питер надо ехать и готовить статью для сайта СК —

    «К. К. Булла и его альбом «Саровские торжества 1903 года».

    По моим данным — около СТА фотографий! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Забегая вперёд надо показать К. К. Буллу нашему народу!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Или вот — ГЛАЗА!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    У меня перед глазами КНИГА наших Авторов-составителей: Степашкин В. А., Мавлиханова Е. А.
    КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: наш древний молодой Саров. — Саров, ТПК Кораблёва, 2004. — 144 с.илл.
    «От авторов» на стр. 5 читаем:
    «Не менее интересным и разноцветным, если так можно сказать о черно-белых снимках, видится фотографическое наследие 1903 года. Иллюстрации к историческому очерку «Царь и народ» выстроились вполне самостоятельной частью — «фотолетопись Саровских торжеств 1903 года». Она составлена из фотоснимков придворных императорских фотографов из обеих столиц — К. И. Буллы, М. И. Грибова, Ганна, Попова».

    Как мы видим из ЧЕТЫРЁХ придворных фотографов, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО снимали «Саровские Торжества 1903 года» правильно назван ТОЛЬКО ОДИН — М. И. Грибов!

    Отчество Карла Карловича Буллы перепутано!

    Никакого «Ганна» на торжествах не было! А был Александр Карлович Ягельский от фирмы «фон Ганн и Ко».

    Кто такой Попов и где его фото на Торжествах? Да и вообще он не значится в придворных фотографах!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Далее вообще «КЛАССИКА ЖАНРА» на стр. 6:

      «Надо особо сказать — трудности и радости выявления новых изображений в государственных архивах растянуты в десятилетия. Возможность составить наиболее полный копийный фонд в музее «Саровская пустынь» осуществилась благодаря помощи и участию многих замечательных архивистов».

      ВОТ ЭТО ДА! Оказывается «наиболее ПОЛНЫЙ КОПИЙНЫЙ ФОНД» в музее «СП» УЖЕ СОСТАВЛЕН!
      Тогда чего мы сейчас делаем?

      Далее перечисляются имена многих замечательных архивистов и архивы, которые помогали в работе:

      РГИА (СПБ), ГАРФ (Москва), ГАНО (НН), ЦГАРМ (Саранск), ГАКФД (СПБ)!

      Удивительное дело! В этом списке НЕТ ДВУХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ АРХИВОВ РОССИИ, на которые мы сразу вышли:

      РГАКФД (Москва), ЦГАКФФД (СПБ).

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Наверное поэтому, практически ВСЕ фото 1903 года в этой книге оказались, говоря языком архивистов, НЕ АТРИБУТИРОВАНЫ!

    1. М.А. Власова:

      Леша, за 60 рублей ты можешь посмотреть все фото Саровских торжеств Буллы, что есть в Питерском архиве, у них на сайте. Или подойти ко мне… Единственное, они с водяными знаками. Без них и с правом размещения, наверное, будет стоить дороже.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Да! Марина! Я уже знаю, что придётся платить! Все фото К. К. Буллы по Торжествам 1903 года (около ста) с аннотациями из ЦГАКФФД (СПБ) я скачал ещё в 2008 году. Но качество недостаточное сегодня для БАНКА «СП» с последующим изданием…
        Нет пока полного представления о его Альбоме…

        Завтра подойду к тебе! Скину, что имеем на сегодня…
        Спасибо за ПОМОЩЬ! Давно жду…

        1. М.А. Власова:

          Так в чем проблема, если у тебя все давно есть?

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Смотри выше! «Маленькие» фото, которые невозможно увеличить и показать в нормальном виде на сайте СК!
            Твои фото «БОЛЬШИЕ», но специально «испорченные» «водяными знаками», чтобы тоже нельзя было использовать для нормального показа на сайте СК…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    На Озоне.ру найдена предпродажная реклама авторского альбома Грибова

    http://www.ozon.ru/context/detail/id/30789566/

    Открытие мощей и прославление св. преподобного Серафима, Саровского чудотворца в присутствии Их Императорских Величеств. Альбом видов

    Антикварное издание
    Год выпуска
    1903
    Сохранность
    Хорошая
    Формат издания
    150×210
    Количество страниц
    82
    Издательство
    Типография Товарищества И. Д. Сытина
    Переплет
    Твердый переплет
    Язык издания
    Русский
    Тип издания
    Отдельное издание
    Вес в упаковке, г
    650

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Суммы НЕТ, Костя, Уже продано! И НЕ НАМ! 🙁

  • К.Зайцев:

    Хотел бы добавить небольшое любопытное наблюдение, которое можно отнести к фотографу Грибову.
    Ко мне попала совсем необычная бумажная иконка с изображением Серафима Саровского. Вроде бы ничего необычного, НО !
    1) Изображение этой иконки ПОЛНОСТЬЮ совпадает с изображением Серафима из этого альбома, т.е. с фотографией сделанной Грибовым. Это скан 7 и Фото 7.

  • К.Зайцев:

    2) И главная примечательная особенность этого изображения… в его издательских данных. Там написано «Отъ моск.дух.ценз. дозв. Москва. 20 марта 1903 г. г. Ценз.притерей Александръ Смирновъ. Лит. Т-ва М.Д.Сытина.»
    Обратите внимание на Дату. «Дозволено 20 марта 1903 года.» Т.е. подготовка материалов, в том числе и иконок, началась ЗАДОЛГО до его официальной канонизации и приведение к лику святых. Мы знаем, что Альбомы «Саровские торжества» издавались в Т-ве Сытина. И эта иконка тоже была издана там же, что подтверждает тесную связь фотографа Грибова с этим Издателем. Не удивителен и способ печати — Литография. Несмотря на трудоемкость этой печати, она позволяет делать изображения в сочном и красочном оформлении. Что подтверждается и этим изображением. Фот на иконке сделан золотистой краской, которая несмотря на время ( а это 114 лет !)не потеряла своей красоты. Размер иконки 95 мм х 120 мм. Оборотная сторона чистая.

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      По дате (которая до даты официальной канонизации) — ничего удивительного. Решение о канонизации было принято в конце 1902 года, дата канонизации была назначена тогда же. С тех пор и началась массовая издательская деятельность по о.Серафиму. Самая ранняя (из того, что я помню) литография о.Серафима с нимбом датирована декабрём 1902 года.
      Вот, например, литография из моей коллекции, датирована 13 мая 1903

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Гораздо интереснее литографии о.Серафима без нимба, т.е. изданные до 1902 года. Такие встречаются гораздо реже.
      Вот одна из таких литографий 1890-х годов из моей коллекции

      1. К.Зайцев:

        Да это так, но на твоих литографиях, нигде не написано «СВЯТОЙ» и потом к Грибовскому альбому они не имеют отношения…

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Нимб положен только святым!
          А святыми признают за разные заслуги, поэтому у них разные «титулы» — преподобные, священномученники, блаженные и т.д. Но все они — святые!
          А про Грибова я и не упоминал ничего, но могу и высказаться. Не он писал этот лик о.Серафима. Оба (и Грибов и Сытин) только привели изображение о.Серафима, которое им «приглянулось», ну или просто было в их распоряжении в то время (до официальной канонизации). Это, скорее всего, действительно следствие того, что печаталось всё это в одном издательстве.

          1. К.Зайцев:

            Валера, говоря о Грибове я не говорю, что он его фотографировал. Я говорю о том, что данное изображение имеется в Альбоме САРОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА. Конечно, Грибов переснял на фото, а Сытин издал изображение о. Серафима, то которое им больше понравилось (или имелось в наличии), т.к. весь Альбом надо было начинать с портрета, в честь которого и были эти Торжества.
            Что касается СВЯТОГО, то в моем понимании (но могу и ошибиться), что слово «СВЯТОЙ» могут упоминать только после официальной канонизации, которая была в июле, а никак не в марте. А с другой стороны, вполне возможно, что эти иконки могли продавать (раздавать) только после канонизации, ибо, как и сейчас бывает, типографские отметки не отражают фактическую дату выхода в свет материала.

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            Может, и так.

  • Константин:

    Немного филателии.
    Альбом «Саровские торжества» печатался в типографии И.Сытина.
    Эта информация есть на некоторых альбомах (почему-то не на всех). Для своей филателистической коллекции давно хотелось приобрести фирменный конверт данного издателя. И вот сейчас Вам могу показать как он выглядит:

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Интересно, а аналогичный конверт фирмы Грибова или Дмитриева существует? Это было бы ещё более интересно.
      P.S. С нетерпением ждём сканов и других твоих новых поступлений — в частности, штемпелей п/о с.Дивеево

      1. Константин:

        Думаю, что таких не существует — у Грибова и Дмитриева были не фирмы и необходимость в фирменных конвертах не было. Визитки были. Кроме того в качестве рекламы — использовались сами паспорту — их обратные стороны.
        Ходя по Дмитриеву можно уточнить в музее.

    2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Костя — МОЛОДЕЦ!!!
      А оттиски штемпелей на конверте можно идентифицировать (восстановить)!?

      1. Константин:

        Штемпеля можно различить — но это не суть важно, т.к. здесь играют роль не штемпеля, а сам фирменный конверт.
        Но по Сытину существуют ещё ХМК изданные Почтой, но уже современные.

  • Константин:

    Немного вернусь к теме статьи.
    У меня в коллекции имеется открытка с текстом: «Дальняя пустынька и вещи преп. Серафима, находящиеся в Серафимо-Дивеевском монастыре». Рисунок открытки и приведенное в статье Фото № 51 — полностью совпадают, что позволяет говорить об авторстве Грибова и, более того, можно предположить, что ВСЕ открытки данной серии (а их в серии несколько штук, которые можно отследить по характерной оборотной стороне, которая встречается ТОЛЬКО на данных открытках)сделаны по фотографии Грибова.

  • Константин:

    Оборотная сторона открытки — Обратите внимание на оригинальный шрифт написания текста — он характерен для все серии этих открыток, посвященных Саровской пустыни.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    В Сети появляются вот такие копии Альбома Грибова…

    https://humus.livejournal.com/5975104.html

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Правда, как выяснилось, ссылка на источник — ЭТО НАШ САЙТ! 🙂

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>