«А почему в предлагаемом списке именных премий нет упоминания одного из «отцов-основателей» КБ-11 Харитона?» – задавали мне один и тот же вопрос многие ознакомившиеся с первой частью материала. Поэтому решил ответ на него “озвучить” публично.
Итак. Трудно представить, что о такой личности можно забыть! Так что есть у автора некоторые предложения и по этому вопросу.
Во-первых, можно несколько «расширить и углубить» идею Снежинцев. А именно, учредить во ВНИИЭФ премию им. Ю.Б.Харитона для награждения «взрослых» учёных и специалистов, т.е. премию без ограничения возраста лауреатов. А, может, подумать о развитии системы поощрений молодых учёных и специалистов и присуждать её «За научное руководство». Ввести две номинации премии: за научное руководство работой молодых учёных и специалистов, получившей одну из «именных» премий, и за научное руководство молодыми учёными, защитившими диссертации в текущем году.
Во-вторых, можно возродить проект 7-8 летней давности об учреждении институтской награды – знака отличия имени Ю.Б.Харитона (по образцу ведомственных Нагрудных знаков «Академик И.В. Курчатов», «Е.П. Славский» или «Академик А.П. Александров»). Тем более что эскиз знака тогда уже был разработан в АБП — см. рисунок (правда его качество оставляет желать лучшего).
А в третьих, наверное, пора уже вернуться к идее 20-летней давности – присвоения нашему институту имени его первого и бессменного на протяжении 46! лет руководителя. Многие предприятия нашей отрасли в то время воплотили в жизнь аналогичные шаги по присвоению имени своих выдающихся руководителей этим предприятиям. Достаточно упомянуть тот же ВНИИТФ, получивший в 1996 году имя Е.И.Забабахина. Но у ВНИИЭФ – «особенная стать»! Но может уже пришла пора не вспоминать старые претензии и отдать должное может и не идеальному (а кто идеален?!), может, чрезмерно осмотрительному (а вспомните, на какое время пришлось его становление как руководителя?!), но, безусловно, выдающемуся учёному и руководителю, в конце концов, создателю нашего крупнейшего в мире многопрофильного института!
©2017 В.Н. Ганькин.
Интересующиеся историй Средмаша не могли не обратить внимание на то, что Снежинский ВНИИТФ не назвали в честь своего первого руководителя К.И.Щёлкина. И если причина его смещения в 1960 году с этого поста в последнее время начала проясняться (сложное отношение к нему тогдашнего министра средмаша Е.П.Славского, вынужденного терпеть его, как я думаю, только пока был жив И.В.Курчатов). То причина наименования ВНИИТФ не в его честь менее понятна (хотя кое-какие предположения всё-таки есть).
Но что уж совсем не красит уральских коллег — то, что в десятке именных премий ВНИИТФ не нашлось места для премии имени основателя ВНИИТФ К.И.Щёлкина! И не достойно ВНИИЭФ, в т.ч. как родоначальника ВНИИТФ, перенимать печальный опыт своего отпрыска и не почтить память Ю.Б.Харитона.