Кошелихинское городище на речке Пузе
Автор: Сергей Козин
В 1720-е годы первоначальником Саровского монастыря иеросхимонахом Иоанном со слов татар была записана легенда, согласно которой в стародавние времена на территории Саровского городища правил татарский князь Бехан, его брат сидел в городке на речке Пузе, а сестра владела городком близ села Хозина[1]. Это легендарное предание позволило монашеской братии отстоять ранее приобретённые для монастыря земли в споре с помещиками Полчениновыми. Историчность личности князя Бехана в настоящее время невозможно подтвердить или опровергнуть из-за отсутствия письменных источников, но упомянутые «городки» как и прежде располагаются на своих местах, оставаясь загадочными памятниками минувших эпох.
Мне хотелось бы в этой статье подробнее рассказать о Кошелихинском городище, так как, скорее всего, именно оно упоминается в татарской легенде в качестве «городка на Пузе», по крайней мере, других городищ на берегах этой речки археологами не обнаружено. Когда-то я посвятил немало времени его поискам, хотя находится оно, можно сказать, на самом виду, но это и сбивало меня с толку, настолько органично «городок» вписывается в наш скромный сельский пейзаж. Но вот в один из замечательных летних дней я взбираюсь на холм над речкой Пузой, и внезапно предо мной вырастает древняя крепость, её могучие валы и широкий ров, воображение дорисовывает стоявшие здесь когда-то приземистые домики и высокий частокол над крутыми склонами. Мистический трепет овладевает в этом месте, ведь здесь переступаешь порог времён, делаешь шаг на две тысячи лет в прошлое.
Вид на Кошелихинское городище с поймы реки Пузы
На поросшем соснами высоком мысу надпойменной террасы реки Пузы, надёжно укрывшись за хвойными ветками от случайного путника или рыбака, и расположился древний городок. Место это в 1982-м году обследовалось арзамасским археологом В. Н. Мартьяновым, который описал его следующим образом: «Кошелиха — городище раннего железного века… Площадка подчетырёхугольной в плане формы, вытянута с севера на юг, размеры 65х40-42 м, высота 16 м над поймой. С напольной северной стороны укреплена валом длиной 35 м, шириной у основания ок. 7 м, высотой до 1 м и рвом с его внешней стороны шириной ок. 4 м и глубиной ок. 0,7 м. Площадка и вал нарушены ямами, западный склон — оползнями, восточный — водной эрозией… Найдены обломки лепной посуды с рогожными и сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, а также гладкостенной с примесями песка, дресвы и шамота в глиняном тесте, городецкой культуры»[2].
Городище и курган, отмеченные мной на спутниковых картах Google
Так что же это за таинственная «городецкая» культура, представители которой отметились на нашей земле своим зодчеством, оставив после себя более двадцати городищ на территории современной Нижегородской области, в том числе побывав и на Саровском городище? До сих пор историки не имеют единого мнения о происхождении этого народа. Одни учёные заявляют о принадлежности этого племени к индоевропейцам, в частности к описанному Геродотом скотоводческому племени фиссагетов, другие же видят в нём фино-угров (предков современной мордвы), территория расселения которых в Поволжье частично совпадает с расположением «городков».
Ров и вал городища с напольной стороны
Про древних индоевропейцев нам известно, что с V-го тысячелетия до н.э. они начали расселяться по обширной территории Евразии из междуречья Днепра и Волги (по версии М. Гимбутас) и к I-му тысячелетию до н.э. заселили Восточную и Западную Европу, Ближний Восток, Северную Индию и Иран, дав начало многим современным народам, в том числе и славянам. В какой-то момент этого расселения индоевропейцы оставили свой след и в нашем крае, в основном в названиях гидронимов, ведь реки и озёра дольше всего сохраняют свои имена. Этим как будто отдаётся дань уважения первопроходцам. В Окско-Сурском междуречье на индоевропейском языке ещё во II-м тысячелетии до н.э. разговаривали фатьяновцы, а ещё тысячелетие спустя сюда проникали племена балтов. С тех давних времён до нас могли дойти названия рек: Ока — «река», Мокша — «быстрая река, поток», Сарова — «ручей, пруд, озеро», хотя споры в научной среде о возникновении этих названий ведутся до сих пор.
От фино-угров в местности, прилегающей к городку, осталось множество названий полян, оврагов и маленьких речушек: «Велекужа» — «сельская поляна», «Туртав» — «поперечный» овраг, «Таркалей» — «река возле стоянки», «Сиволей» — предпол. «глиняная речка», «Явлей» — предпол. «раздвоенная речка». Но неясной для меня остаётся этимология оврага «Тухмар», расположенного сразу за «городком».
Таким образом, на примере разнообразия географических названий можно представить, каким непростым был процесс расселения народов в нашем крае на протяжении многих тысячелетий.
Валы на южном склоне городища
По мнению современной археологической науки, городецкие племена изначально проживали в районе реки Дон, так как здесь располагаются более древние городища этой культуры[3], но набеги воинственных скифов в VI—V вв. до н. э. вынудили их искать убежище на севере в глухих лесах по берегам реки Оки, непроходимых для конницы кочевников. Вероятно, одно из таких племён во главе с вождём и прибыло в наш край с Дона, обосновавшись на реке Пузе около современного села Кошелихи, ведь расположенный здесь высокий мыс прекрасно подходил для возведения укрепленного городища. Восславив своих богов, заколов жертвенное животное, новоприбывшие поселенцы спешно организовали работу по возведению жилищ и деревянного частокола, вала и рва. Таким образом, племя, вероятно состоявшее на тот момент из нескольких десятков мужчин и женщин с детьми, смогло надолго закрепиться на нашей земле — для них наступили годы мира и благоденствия. Реки и лес давали пропитание, луга — корм домашнему скоту, южные подступы к городку просматривались на многие километры, с севера же надёжно защищали возведённые укрепления. Также им помогали осваиваться на новых землях передовые научные знания того времени: технология выплавки железа из болотной руды, секреты изготовления железных орудий труда и оружия, а также эффективные методы скотоводства и подсобного земледелия. Промышляли обитатели городка также охотой, рыболовством и собирательством. Хотя, возможно, я слишком упрощаю историю заселения нашего края городецкими племенами, которые могли длительное время обитать на берегах реки Пузы в неукреплённых поселениях, прежде чем решили возвести городок для более надёжной защиты жителей и имущества.
Вид на село Кошелиху с восточного склона городища
Центральная часть городища
Вид на пойму реки Пузы с западного склона городища
На реке Пузе, всего в полукилометре от городка, располагается ещё один примечательный исторический объект — курган Мар. К сожалению, курган оказался упущен из вида археологами и не был обследован ими. Кошелихинцы связывают этот курган с восстанием Степана Разина, гибелью и захоронением здесь одного из повстанческих атаманов. Это предание по-своему весьма интересно и говорит о запечатлении в народной памяти событий трёхвековой давности, когда отряд мятежников был разбит царскими войсками в битве при селе Кремёнках в 1670-м году. Но кажется маловероятным, что разгромленные повстанцы стали бы насыпать внушительный холм над могилой своего предводителя. Курган этот должен быть намного древнее тех событий и возможно как-то связан с городком на реке Пузе, хотя его назначение и не вполне понятно. Можно предположить, что курган являлся захоронением одного из здешних вождей, либо местом для проведения каких-либо священных обрядов, а может это был один из наблюдательных пунктов на подступах к городку. Грабительские ямы на Маре свидетельствуют, что в былые годы местное население больше склонялось к версии с захоронением знатной особы.
Курган «Мар»
Возвращаясь к легенде о князе Бехане, хочется отметить, что кажется странным упоминание городка на реке Пузе в числе мест пребывания татарских князей, ведь теперь мы выяснили более солидный возраст этого исторического памятника. Можно попытаться найти объяснение данному эпизоду из вышеуказанного предания. Во-первых, во времена расцвета Золотой Орды городок действительно мог быть заселён татаро-монголами, которые подновили укрепления и использовали выгоды его расположения для контроля за подвластной территорией, но в конце XIV-XV веках им пришлось оставить это место из-за внутренних междоусобиц и усиления Московского государства. По крайней мере, в «Арзамасских поместных актах», составленных в конце XVI века, городок на Пузе не упоминается, то есть к тому времени он должен был уже длительное время находиться в запустении[4]. Во-вторых, саровские монахи могли намеренно «переписать» на мифических татарских князей все известные им на тот момент городища, чтобы получить юридические основания для признания этой территории за Саровским монастырём. Но более вероятной мне кажется версия, что служилые татары, которые действительно в конце XVI века проживали на территории Кошелихи, совсем рядом с городищем, могли предположить, что такой большой труд по возведению укреплений мог быть проделан только по воле татарского князя, ведь история основания городка была для них такой же далёкой и таинственной, как и для нас в день сегодняшний. Домыслы свои они включили в местную легенду, а уже их потомки пересказали её саровским монахам, которые честно изложили эти сведения в качестве аргументов в земельном споре, ведь узнали их из заслуживающего доверия источника, как им казалось на тот момент.
Река Пуза в районе кургана
Неясным для нас остаётся вопрос, что же в итоге произошло с жителями городка на речке Пузе, подверглись ли они разорению со стороны соседних воинственных племён или расселились по окрестностям, приняв участие в формировании мордовского населения края? Однозначного ответа здесь быть не может за давностью тех событий и скудностью исторических источников. Археологи утверждают, что со II-го века нашей эры племена городецкой культуры окончательно исчезли с исторической арены на всей территории России. Но генетические исследования показывают, что мордовские племена эрзи и мокши, пришедшие в эти земли на смену представителям городецкой культуры, вобрали в себя гены многих других народов, в том числе индоевропейцев, а это значит, что в нашем крае должны были активно заключаться межплеменные браки и союзы, происходить обмен опытом в различных жизненных сферах, идти бойкая торговля ремесленными изделиями, скотом, мехами и мёдом — все эти процессы превратили Присаровье в «плавильный котёл» различных национальностей и культур, выведя местное население на новый уровень исторического развития, придали мощный импульс для становления раннего мордовского государства — летописной Пургасовой Руси, а в период монгольского завоевания позволили племенам эрзи и мокши сохранить свою идентичность и самобытность. И только встреча с более высокоразвитой христианской цивилизацией повлияла на мировоззрение здешних жителей, повлекла утрату ими своих прежних языческих верований, культуры и языка. Но и этот вызов был принят мордовским народом достойно — восприняв русскую культуру и православную веру, его потомки явили множество подвигов во славу христианской веры и своего отечества.
Так что не будем забывать, что и мы с вами — наследники тех первопоселенцев городка на речке Пузе, и наследие это заключается в духовной связи с нашими предками, жившими на этой земле тысячи лет назад. Будем же любить и чтить нашу родную Саровскую землю, наши заветные «городки»!
Городок дьяковской культуры, возможно так же выглядел городок на речке Пузе (рисунок с сайта http://merjamaa.ru)
[1] В. А. Степашкин, статья «Летопись Саровской пустыни», 2006 г. https://ruskline.ru/analitika/2006/08/01/letopis_sarovskoj_pustyni/
[2] В.Н. Мартьянов, «Археологическая карта Нижегородской области», 2004 г.
[3] В.В. Ставицкий, статья «Проблема происхождения городецкой культуры», «Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия», 2010 г., №№ 1 (13)
[4] С.Б. Веселовский, «Смутное время Московского государства. 1604-1613 гг.; вып. 4: Арзамасские поместные акты», 1915 г.