Некоторое время назад к автору обратился руководитель Саровской общественной организации ветеранов ВМФ С.М.Яковлев с вопросом, известно ли что-либо о буксире «Саровъ» в Российской Империи. Я об этом слышал первый раз, но пообещал поискать в интернете сведения о нём. Тогда была найдена только его фотография, которая, впрочем, в Саровском музее ВМФ уже была. На недавнем «карантине» руки наконец-то дошли до более подробных поисков. Удалось обнаружить кое-что ещё, но оказалось, что за прошедшее время и эти сведения сотрудники музея ВМФ уже нашли. Однако «широкие массы» краеведов вряд ли знают подробности и для них будет интересно найденное по этому судну. Итак, вот старое фото.
Подпись под фото: 1906 год, затон в Василь-Сурске
Вот крупнее – видно название Саровъ:
Сначала сведения из Википедии о месте дислокации судна на фото:
Васильсурск (в разговорной речи – Василь) – рабочий посёлок (посёлок городского типа) в Нижегородской области России. Входит в Воротынский район в рамках административно-территориального устройства и в городской округ Воротынский в рамках муниципального устройства. Пристань на Волге (Чебоксарское водохранилище), при впадении реки Сура. Климатический курорт. Находится в 152 км к востоку от Нижнего Новгорода на самой границе Нижегородской области с Республикой Марий Эл на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Суры. Входит в перечень исторических городов России – основан в 1523 году.
Теперь информация собственно о судне «Саровъ» с сайта https://www.infoflotforum.ru.
Буксирный пароход «Саровъ», бывший «Бр. Любимовы» в 1914 году принадлежит Вяхиреву, г. Н.Новгород;
Год постройки: 1895.
Место постройки: корпуса машины и котла – г. Пермь, завод Любимова.
Число и система машины – 1 компаунд.
Число и система котлов – 2 пролет.
Место плавания судна – Рыбинск – Астрахань – Пермь.
И ещё:
Информация о буксире «Саровъ» (имя при рождении – «Братья Любимовы») взята из соответствующих Списков МПС Российской Империи и Судового списка «Русского регистра».
Впервые информация о буксире появляется в Списке, опубликованном в 1902 году:
Владелец – Любимов И.М, имя – «Братья Любимовы», № МПС –1243;
мощность машины – 160 ном. сил, 700 индикаторных;
длина – 214 футов, высота (по середине длины без надстроек) – 9 футов 6 дюймов, ширина наибольшая 56 ф. (с кожухами) 28 ф. (без кожухов);
осадка порожнего судна – 5 четв. аршина и пол вершка, с грузом – 7 четв. аршина и 1 вершок;
наибольшее кол-во груза: размещаемого на судне – 10 тыс. пудов, буксируемого против течения – 250 тыс. пудов.
Пароход колесный в железном корпусе, построен в 1895 г. на заводе Любимова в Перми. Машина – 1 компаунд, 2 пролетных котла, рабочее давление пара в котлах – 8 атмосфер, топливо – нефть, расход – 30 пудов в час, служащих на судне – 30 человек.
Согласно Списку 1908 года владельцем парохода, носящего новое имя «Саровъ«, является Вяхирев А.С., пребывающий в Н.-Новгороде. Информация о судне почти не изменилась, добавилась дополнительная характеристика – площадь нагрева котлов 2660 кв. футов, число служащих уменьшилось до 25 человек, а местом плавания указана Волга от Рыбинска до Астрахани.
Список, изданный в 1914 году – практически та же информация, что и в 1908г., только № МПС сменился на 254/1, да владельцем указан Вяхирев А.А., а не А.С.
Последнюю порцию дополнительной информации обеспечил Судовой список «Русского Регистра», опубликованный в 1915 г. (осмотр буксира был выполнен в Сормовском затоне в ноябре 1908 года):
по корпусу – 6 переборок, электрическое освещение, деревянная палуба;
по машине – компаунд, наклонная инжекционный холодильник, размер цилиндров 30¼ дюйма х 51¼ дюйма, ход поршней 60 дюймов, инд. мощность – 700 л.с.
Т.е. мы видим, что это был не очень крупный пароход, предназначенный в основном для буксировки барж и ходивший по реке Каме и Среднему и Нижнему Поволжью. Вот и все имеющиеся на сегодняшний день сведения по буксирному пароходу «Саровъ».
Пассажирское судоходство по Мокше
Но в ходе поисков были обнаружены ещё пара интересных фактов о связи Сарова и речного флота, о которых не могу здесь не упомянуть.
Сначала о судоходстве на реке Мокше из журнала «Русское судоходство, №194» за май 1898 года, стр. 121.
Для справки: Карча – коряга, суковатый пень, ветвистый обломок, целое дерево с кореньями, подмытое и снесенное водою; замытое в песке под водою дерево, опасное для рыболовов и для судов (из словаря В.Даля).
Сведения интересные, но не совсем точные. Станция Сасово находится не на самой Мокше, а на реке Цне, впадающей в Мокшу, которая в свою очередь впадает в Оку – см. фрагмент «Карты путей сообщения Российской Империи. 1904 год». А топонимов «Ватажка» в этом районе было как минимум два. Одна пристань – «Ватажки» (с буквой «и” на конце) находилась не на Мокше, а у деревни Саватеева близ Елатьмы немного вниз по течению Оки после впадения в неё Мокши (на карте возможная трасса рейса, упомянутого выше, обозначена красным цветом).
А другая «Ватажка» (с буквой «а” в конце), кстати, владение Саровской Пустыни, находилась на правом берегу реки Мокша в районе Старого Города недалеко от Темникова (на карте обозначена зелёным кружком). Но на приведённой карте присутствует какая-то третья Ватажка, причём с якорем, т.е. это пристань, расположенная между этими двумя Ватажками (соответствующая трасса обозначена голубым цветом). Но примерно в этом месте находится село (и пристань) Теньгушево, совпадение? Так какая же из всех этих Ватажек имелась в виду? Давайте разберёмся на основе документов того времени.
Во втором разделе книги «Известия Тамбовской ученой архивной комиссии, выпуск 50. Тамбов, 1905» на стр.60а приведена Историко-археологическая карта Тамбовской губернии – см. её фрагмент.
На ней при впадении Сатиса в Мокшу есть некая «Рыбная Ватажка» (видимо, Саровского монастыря). В книге «Материалы для описания Русских рек. Выпуск V. Ока и Московско-Нижегородский водный путь, 1903» на стр.124 приведены данные о пристанях на реке Мокше. Рыбной Ватажки там нет, но есть «Устье р.Сатис». Судя по расположению – это одно и то же место.
Там же на стр.105 уточняется, что «На реке Мокше … судоходство производится сплавом … и происходит преимущественно весною, при высокой воде… В остальное время оно прекращается».
Так что «Рыбная Ватажка» – это скорее место перевалки сплавного леса и плотов из него, но никак не пассажирская пристань. А больше никаких пристаней на Мокше с названием Ватажка в книге не упоминается.
Теперь о Ватажке на Оке. Сначала рассмотрим «Список населённых мест Российской Империи по сведениям 1862г. Тамбовская губерния, 1866» стр.46.
Здесь указано, что Ватажка (с буквой «а» на конце) располагается на реке Оке, но в 1862 году ещё это не пристань, а просто «перевоз» через р.Оку (видимо, паромный).
А вот во «Всеобщем календаре на 1880 год» стр.274 «Ватажки» уже полноценная пристань с пароходным сообщением (в колонках указаны расстояния, стоимость провоза багажа, время в пути и цена билетов разного класса).
В книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества, т.2, 1902г.» на с.329 есть перечень основных грузов, идущих через пристань «Ватажки» – хлеб, лес, рыба и металл.
Тут она опять упоминается как Ватажки (с буквой «и» на конце), но не как пассажирская пристань, а как довольно большая грузовая. Возможно, что множественное число и появилось из-за того, что первоначальный «перевоз» со временем разросся и превратился в систему пристаней – и пассажирскую, и грузовые под разные виды товаров.
Во «Всеобщем календаре на 1905 год» на с.425 приведены данные по пассажирскому сообщению по Оке. Уменьшился тариф, то ли из-за смены компании — оператора перевозок, то ли из-за увеличения пассажиропотока. Возможная причина этого указана в интересном для Саровских краеведов примечании об организованном для «богомольцев» «транспортном коридоре» от Ватажки через с.Ермишь (видимо, далее через с.Теньгушево) до Сарова.
О значимости этого пути в Саров говорит и то, что в фундаментальном труде известного автора Л.И.Денисова «Православные монастыри Российской Империи. Полный список всех 1105 ныне существующих … монастырей, 1908» с.804 в числе четырёх путей в Саров (через Арзамас, Ардатов, Муром) упоминается и путь через Ватажки на р.Оке, а не через какие-то другие мокшанские Ватажки и Темников.
В упоминаемой выше книге «Материалы для описания Русских рек. Выпуск V. Ока и Московско-Нижегородский водный путь, 1903» на стр.288 есть такая карта с одними Ватажками – на Оке (приведён фрагмент с пометками автора, аналогичными к вышеприведённой «Карте путей сообщения Российской Империи. 1904 год»).
В общем, уже довольно ясно, что в заметке из журнала «Русское судоходство» имелись в виду именно «Ватажки» на Оке. А как же Ватажка на Мокше из «Карты путей сообщения Российской Империи. 1904 год»? Были просмотрены аналогичные «Карты путей сообщения России» других годов – с 1879 по 1916. И на всех довольно крупная пристань «Ватажки» на Оке с пароходным сообщением (в т.ч. пассажирским) отсутствует. А вот Ватажка на Мокше появилась на них в 1904 году и исчезла к 1915 году. Интересно, что примерно к этому времени из-за истощения месторождений позакрывались мелкие железноделательные заводы близлежащей Вознесенско-Илёвской группы заводов, а судя по приведённым выше сведениям, металл был одним из основных товаров грузооборота Ватажки. Так вот, на этих картах 1904-1914 годов Ватажка везде изображена на одном и том же месте – на Мокше близ Теньгушева. Но в этом месте никакая Ватажка в других источниках (а здесь приведены не все найденные автором документы) не упоминается. Скорее всего, по каким-то причинам её местоположение на однотипных «Картах путей сообщения России» просто указано неточно. Это ещё раз подтверждает «Карта пароходных сообщений железных и почтовых дорог Российской Империи, 1913». Пристань «Ватажки» на ней одна и изображена там, где ей и положено быть – в устье Мокши, см. фрагмент карты.
После вынужденного такого подробного рассмотрения вопроса о расположении Ватажки вернёмся к исходной заметке из журнала «Русское судоходство». Стало ясно, что упоминание Саровского монастыря в «рыбном» контексте гидрографически обосновано, но всё же вызывает некоторое сомнение – где Мокша, а где Саров! (на приведённой выше «Карте … почтовых дорог РИ» обозначена «Саровская» почтовая станция в Саровском монастыре). А вот выше по течению Мокши около Темникова находится Санаксарский монастырь, причём прямо на берегу Мокши (на картах автором обозначен зелёным крестом). Он-то уж наверняка промышлял рыболовством в больших масштабах и был более заинтересован в его сохранении. Не перепутали ли авторы заметки в журнале два мужских монастыря – Санаксарский и Саровский? Может быть.
Однако Саровский монастырь всё же мог быть серьёзно заинтересован в отсутствии пароходного судоходства по Мокше, но больше по другой причине – достаточно внимательно посмотреть вышеприведённую таблицу из книги «Материалы для описания Русских рек. Выпуск V. Ока и Московско-Нижегородский водный путь, 1903» стр.124. Она свидетельствует о том, что торговля лесом через пристань «Устье р.Сатис» (Рыбная Ватажка) была довольно значительна, а это был в основном монастырский лес. Доходы от его продажи, очевидно, намного превосходили прибыль от довольно скудной рыбной ловли «из-за бедности водой и преграждению большей части рек мельничными запрудами… Рыбною ловлею в виде промысла крестьяне ныне занимаются главным образом лишь по двум наиболее крупным рекам: по Оке и отчасти по Дону, а также и кое где по важнейшим притокам их – Мокше, Цне…» – см. «Сборник календарь Тамбовской губернии на 1903 год» с.15.
И регулярное судоходство мешало бы свободному сплаву леса по узкой и извилистой Мокше. Интересы обоих монастырей тут совпадали.
Но в любом случае, созвучие названия парохода «Кремль» из заметки 1898 года и закрытого названия Сарова в 1954-95 годах «г.Кремлев» символично.
А второе упоминание Сарова в связи с речными судами содержится в том же журнале «Русское судоходство», но уже за 1903 год, № 9, стр.184-185. Впрочем, оно довольно мимолётное – судите сами (см. сайт oldriver.ru):
«Компанию “Надежда” преследуют злоключения: 24-го июля громадный пассажирский пароход компании “Миссури”, переполненный грузом и пассажирами, отвалил из Нижнего-Новгорода в Астрахань. На пароходе было множество богомольцев из Сарова (напомню, что 17-20 июля состоялись торжества по канонизации Серафима Саровского – прим. автора). Пройдя 30 верст от города, пароход налетел на мель. Все усилия сняться собственными средствами не привели ни к чему. Пришлось требовать вспомогательный пароход для „паузки” прошла ночь, наступил день, а пароход все стоит и стоит, только уже к вечеру следующего дня удалось снять пароход с мели и он ушел вниз, простояв на перекате сутки».
В общем, сухопутный Саров оказывается связанным с флотом всё ближе и ближе. Причём не только с Военно-морским (Ушаков, «изделия» ВНИИЭФ и п/л «Саров), но и с гражданским речным флотом.
©2020, В.Н.Ганькин
.
Приложение.
Что-то всё-таки “не везёт” Ватажкам с географическими картами. На карте «БСАМ. Карта центральных областей РСФСР» 1939 года Ватажка (опять с буквой “а” на конце) “переместилась” с Оки в устье Мокши.
Впрочем, на карте «Горьковская область. Административная карта» 1958 года Ватажка опять на своём месте.
Интересный материал — автор хорошо поработал. было бы неплохо добавить карту, а не совсем понятно — где эти пристани…
Мне сегодня тоже пришла в голову мысль про карту, если найду подходящую того времени — добавлю.
Почтовая карточка Дмитриева с видом города Васильсурск из серии Поволжье.
Думаю, что Саровский монастырь упомянут по делу. С начала XVIII века монастырю принадлежала земля и рыбные ловли в месте, где в Мокшу впадает Сатис (сейчас тут посёлок Нижний Сатис), а это как раз ниже Темникова.
Вообще Саровская пустынь вела себя всегда консервативно, Вспомним её противодействие строительству железной дороги через Саров в начале ХХ века.
Нашёл подходящую карту и стало наглядно видно, «что-где-когда». Ещё больше укрепился в том, что в «рыбной версии» в первую очередь имелся в виду Санаксарский монастырь. Хотя, конечно, для пущей убедительности и сразу оба могли приложить руку — «пути господни неисповедимы». А Ватажка, похоже, имелась в виду всё-таки, монастырская. Сегодня вставлю карту, подправлю текст и опубликую вторую редакцию.
Третья редакция.
Добавлены данные первоисточника по Ватажке на Оке.
Скорректированы выводы об интересах Саровского монастыря по Ватажке на Мокше.
В твоей новой карте — не саровская Ватажка. Ватажка, принадлежавшая Саровской пустыни, находилась на правом берегу Мокши примерно напротив Старого Города. А та, что на твоей карте — далеко от монастырских владений, примерно у впадения в Мокшу Ермиши (на современных картах рядом деревня Пургасово Рязанской области).
«Ватажка» означало место промышленного лова рыбы. Видимо, их на Мокше было много. (Сатисский двор тоже иногда называли Сатисской ватажкой).
Ватажка, которая упомянута в твоём документе, скорее всего, действительно та, что у впадения Мокши в Оку, это была значительная пристань.
Вообще, судоходство на Мокше — интереснейшая вещь. В музее Кадома есть кое-какие материалы по этой теме, там была пристань и даже, кажется, судоремонтные мастерские. Я застал это судоходство в 1980-х годах. У меня даже есть киносъёмка баржи на Мокше. Надо будет как-то сделать видос.
Не Саровская? Но тоже на правом берегу и примерно в этом месте? А в одной книге 2012 года видимо твоего тёзки Подурца А.М. именно на Мокше и именно на правой её стороне указана как Саровская Ватажка — см. карту из этой книги. И на «моей» карте именно около Ватажки нарисован якорёк, который обычно обозначает пристань. Правда она несколько смещена на запад от указанной на твоей карте. Но, похоже, что это просто неточность мелкомасштабной карты всей РИ. Хотя не исключено, что могли ошибиться и на восток. Но чтоб были две Ватажки на расстоянии в несколько вёрст — сомнительно. А вот Ватажка (на Оке) на карте даже не обозначена — видимо потому, что для путешествующих она не так важна — она больше «грузовая», чем пассажирская.
P.S. Что интересно, в упоминаемой в материале книге «Россия. Полное географическое описание нашего отечества, т.2, 1902» по сравнению с картой — всё наоборот, упоминается только одна Ватажка — на Оке, а на Мокше — нет.
Если это ошибка картографов, то довольно грубая, другие пункты на той же карте обозначены с большей точностью.
Сейчас уезжаю на огород, приеду — сделаю сравнительный анализ карт того времени (у меня их с десяток) на предмет Ватажки.
Просмотрел несколько десятков карт конца 19 — начала 20 века на предмет дислокации Ватажки. Полной ясности не стало, но есть кое-что интересное. Больше похоже, всё-таки, на ошибку картографов именно «Карты путей сообщения РИ» в дислокации Ватажки. Завтра дополню статью другими картами и опубликую новую редакцию (если успею).
Не хотел оставлять вопрос о Ватажке открытым, поэтому нашёл не только новые карты, но и другие текстовые источники и на их основании практически полностью переписал раздел о Ватажке.
Новая 4-я существенно переработанная и дополненная редакция. Изменения и дополнения связаны в основном с исследованием, что такое «Ватажки» и где они располагались. Найдено и представлено несколько новых карт и документов. В связи с этим выводы о месте Ватажки существенно скорректированы по сравнению с предыдущей редакцией.
Теперь всё логично.
По рассказам стариков и их предков в царское время по Алатырю и дальше по Умычи весной по половодью приходили речные баржи в Ташин завод. Сюда доставляли продовольствие и оборудование, а отсюда забирали литье чугуна. Это я к тому, что в ТО ВРЕМЯ разливы рек, а значит уровень воды, был значительно выше, чем сейчас, что позволяло быть речному судоходству.
И на Мокше суда ходили, но только по весне и отчасти — осенью. И не пароходы. Пока искал материалы по Ватажке, нашёл кое-что интересное по судоходству по Мокше. Жаль, если пропадёт. Надо будет написать про это.
Добавил Приложение с двумя картами Ватажки советского периода
Ну собственно инфу пра буксирный пароход нарыл и запостил в Инфофлотфорум я, а равно, как и отнес в Музей в библиотеку.
https://www.infoflotforum.ru/topic/20940-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B/page-63?hl=%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2
Это я так, немного нескромно выступил.
Возможно внесем инфу об этом пароходе в базу данных https://fleetphoto.ru/
Не хватает кое-чего..
Замечательно. Теперь я знаю, что мне незачем отвлекаться на это, есть более компетентные товарищи. А я продолжу заниматься тем, что мне ближе — историей собственно Сарова.
«В общем, сухопутный Саров оказывается связанным с флотом всё ближе и ближе. Причём не только с Военно-морским (Ушаков, «изделия» ВНИИЭФ и п/л «Саров), но и с гражданским речным флотом.»
Хочу еще кое-что сообщить в эту тему.
До конца 1980 года Арзамас-16 (насколько я понимаю в лице Городского хозяйства) владел пароходом «Георгий Седов». Судно стоечное, использовалась как база отдыха и находилось на Оке в Шиморском. В зиму 1980-на 1981 год судно было продано, а на эти средства (ну или взамен этого парохода) город обзавёлся лагерем «Березка».
Я, к сожалению, не могу привязать это судно к базе флота fleetphoto.ru , так как из перечня имеющихся в базе пароходов не попадается подходящего, вплоть до того, что в к Шиморскому был приписан некий «Георгий Седов», но это буксирный колесный пароход (типа «Саровъ»), который вряд ли был переделан под базу отдыха.
У меня есть источник с фотографиями того самого Саровского «Георгия Седова», но за фотками надо ехать, а переслать мне их пока не могут по ряду причин.
В общем, если краеведы могли бы нарыть более подробную информацию о том самом «Георгии Седове» и поделиться со мной (для пополнения информации в базе данных флота) я был бы очень благодарен!
Ну и напоследок еще одна небольшая связь Сарова с речным флотом ))) https://fleetphoto.ru/vessel/96440/
Это всё очень интересно — почему бы вам не написать статью на сайт и про Седова, и про другие суда, связанные с Саровом или Серафимом?
К сожалению я не спец по флоту, тем более современному. Пусть лучше этим занимаются компетентные люди. А мы разместим здесь на сайте их статьи.
Я вот слышал, что лет 10 назад ещё был катер командующего Балтийским флотом с названием Серафим Саровский. И даже выпушен соответствующий значок, который я бы с удовольствием приобрёл в свою коллекцию значков Сарова и ВНИИЭФ. Которая описана в разделе Фалеристика этого сайта.
Я достану упомянутые фото, обрасту подробностями и тогда напишу сюда. Полагаю, что любые моменты связанные с городом, в той или иной ипостаси, интересны пытливым читателям.
Опять же вот здесь описано это судно:
https://fleetphoto.ru/vessel/13425/
и еще два судна с таким же названием (см в поиске упомянутого источника, если интересно конечно)
Т.е. дата на значке — это дата постройки.
Остальные суда не интересуют — они же не имеют отношения к Сарову.
Ну да, дата постройки.
Остальные суда так же названы именем «Серафим Саровский», который в некотором смысле имеет прямое отношение к Сарову. Но то, что это не интересует Вас я в общем-то уже понял. Не скрою, мне странен избирательный интерес к освящению темы истории города. С одной стороны Вы пишете не только о древности, непременно связанной с Мордвой, но и о современной истории объекта, отголосках всего, что связано с городом (вспоминали Витю Коробкова и соответственный катер на море, подняли тему буксира «Саровъ», значок вот откопали), в то же время сухогруз «Серафим Саровский» получивший имя преподобного в прошлом году и несущий его не только по Волге , но и «за три моря» Вас уже откровенно не интересует. Я вроде подкидываю инфу ненавязчиво, но дело Ваше конечно..
Честно говоря, торопился уходить из дома и в спешке не обратил внимание, что все суда тоже имеют одно и то же название, связанное с Саровом. Тогда да, интересно. Но тем не менее, придерживаюсь мнения, что об этом лучше пусть пишут более компетентные в данном вопросе люди. Например, вы. А опубликовать это на сайте поможем.
И ещё, я не писал про Коробкова — это не ко мне. У резидентов сайта хоть часто и схожие интересы, но всё же далеко не одинаковые. Чёткой единой политики, как вы могли бы заметить, нет. Администратор сайта предпочитает твёрдо тематику не отслеживать, поэтому иногда появляются материалы никак не связанные с названием сайта. Так что все вопросы по отходу от тематики сайта лучше задать админу.