Во время вынужденного «карантина» каждый (кто, конечно, хотел) мог воспользоваться услугами электронных архивов и электронных версий библиотек для поиска новой информации по Саровскому краеведению. Автор из тех, кто хотел. И вот одна из находок — статья «Саровские богатства» из пензенского журнала «Под знаменем Ленинизма». Почему статья по Сарову напечатана в пензенском журнале? Напомню, что в 1923-28 годах Саров территориально входил в Пензенскую губернию — см. «Обзор карт Присаровья времён СССР» на сайте «Саровский краевед» (http://sarpust.ru/2018/02/obzor-kart-prisarovya-vremyon-sssr-pervaya-redaktsiya/). Если сопоставить даты выхода журнала и разорения Саровского монастыря — апрель 1927 года, то сразу напрашивается вывод о неслучайности этого совпадения. «Артподготовка»? Впрочем, судите сами — вряд ли статья нуждается в комментариях. Единственно, замечу, что А.Н.Бах, чей портрет изображён на обложке, это учёный и революционер и не имеет отношения к Сарову.
©В.Н. Ганькин, 2020г.
Этот Александр Степанов (не псевдоним ли?) демонстрирует хорошее знание истории монастыря, основных письменных источников. Если убрать идеологию, то вышла бы нормальная средняя краеведческая статья. А если развернуть мысль на 180 градусов — средняя статья из печати 1990-х годов.
Самое интересное, на мой взгляд — цитирование автором некой описи имуществ монастыря 1926 года, на вскидку я не помню, публиковалось ли что-либо аналогичное для этого времени.
Скорее всего, статья заказная — да, именно идеологическая артподготовка закрытия монастыря, когда решение об этом было уже по сути дела принято.
Жалко, что журнал грубо сшит и часть текста у корешка не читается.
Разумеется, заказная. И от того, что она вышла 1 апреля — саровским монахам, думаю, всё-равно было совсем не до смеха. На их месте я бы понял её как очевидную «чёрную метку!
Ты обратил внимание, что автора почему-то очень возбудили ковры — «по ковру на рыло». По крайней мере, он начал именно с них.
И ещё — он пишет о 15 колоколах. А разве не 16 их было?
Я пользовался документом 1880 года, в котором описаны 19 колоколов. Возможно, по описи 1905 года, которой пользуется Степанов, их уже было 15?
Наверное, Степанов считал, что ковры гораздо понятнее обывателю, чем другие «единицы измерения» богатства.
А, может, к 1927 году некоторые колокола уже реквизировали? Вот и осталось 15.
Кстати, 18 марта в этом же журнале была статья того же Степанова «Как фабриковались Саровские ‘чудеса'»
А 18 февраля там же была статья «Правда о Серафиме Саровском и саровской обители. С какой целью были открыты мощи Серафима» некоего Я.Шар… (остальные буквы фамилии «подшиты»).
Оба этих журнала у меня есть в PDF. Может ты их раздел Книжная полка поместишь?
С удовольствием.
Выслал, встречай.