До сих пор тема почтовых учреждений Присаровья времён РИ мало изучена. Она затрагивалась, в частности, в одном из предыдущих материалов автора, размещённых на сайте «Саровский краевед» в апреле 2020 года – «Почта ближайшего Присаровья перед революцией — Новые находки» (см. http://sarpust.ru/2020/04/pochta-blizhajshego-prisarovya-pered-revolyutsiej-novye-nahodki/). В нём охватывался период 1915-17 годов. Недавно были найдены документы по этой теме, предшествующие указанному периоду, а именно – документы 1908-16 годов, результаты рассмотрения которых автор представляет в этом материале. Который по аналогии с кинофильмами можно условно назвать «приквелом» упомянутой статьи на сайте «Саровский краевед».
Для лучшей «ориентировки на местности» – см. фрагмент (в части Присаровья) «Карты земель Дома Романовых» 1913 года на рис 1.
Начнём с почтовых станций – почтовых учреждений Российской Империи, где «отдыхали проезжающие (пассажиры), меняли почтовых лошадей и где производился обмен почтой между почтарями» (из Википедии). Список почтовых станций приведён в сборнике «Почтовый дорожник Российской Империи. Печатано по распоряжению Начальника Главного Управления Почт и Телеграфов», СПб, 1908. В почтовый маршрут №17ж ветвь Сасово-Арзамас (стр. 114) входили почтовые станции: «у.г. (уездный город) Темников, Сероключинская (?), Саровская пустынь, Вертьяново, у.г. Ардатов, Стексово, у.г. Арзамас» – см. рис. 2.
Если почти со всеми из них всё понятно, то некая станция Сероключинская, расположенная посередине между Темниковым и Саровской пустынью, совершенно выбивается из этого ряда и вызывает большие вопросы. Примерно в тех же местах располагались лесные кордоны – казённый Пушта и монастырский Чёрная речка с Саровскими Постоялыми Дворами. Никаких других поселений там не было (см. рис.3 – фрагмент «Схематической почвенной карты Тамбовской губернии» 1915 года, а также «Обзор карт Присаровья монастырского периода» на сайте «Саровский краевед»). Возможно короткое время так называлась почтовая станция в одном из этих кордонов? Но других сведений о таком топониме «Сероключинская» автору не встречалось.
Заметим ещё, что Саровская почтовая станция именовалась так же, как и монастырь, на территории которого она находилась, – «Саровская пустынь». В отличие от названия почтово-телеграфного отделения монастыря, которое называлось «Саровская пустынь» только первые 3.5 года после своего открытия в 1903 году – см. материал автора, размещённый на сайте «Саровский краевед» в мае 2020 года, «Почтовое отделение в Саровском монастыре – Годы после открытия». А после стало носить (судя по сохранившимся оттискам штемпелей) название «Саров».
И ещё – следующая почтовая станция в 14.5 верстах от Саровской пустыни называлась «Вертьяново», т.е. скорее всего и располагалось в этом селе, а не в соседнем Дивееве, где находился Серафимо-Дивеевский женский монастырь и ПТО «Серафимо-Дивеево» (см. пояснения к рис.10).
Как известно, в связи с бурным ростом количества почтовых отправлений, в дополнение к почтовым станциям по закону 28 мая 1885 года «для приёма и передачи корреспонденции были учреждены в городах и других населённых местностях почтово-телеграфные конторы, почтово-телеграфные отделения, почтовые конторы и почтовые отделения». Теперь рассмотрим, какие же почтовые отделения были в то время в ближнем Присаровье по сведениям «Справочной книги и адрес-календаря Нижегородской губернии на 1914 год. Издание Губернского Статистического Комитета», НН, 1914. В его второй части, в частности, приведён перечень почтово-телеграфных контор и отделений (ПТК и ПТО) Ардатовского уезда – см. рис. 4. Как и было принято в то время, ПТК в уезде присутствует одна – в уездном центре. А Серафимо-Дивеевское – это не ПТК, а ПТО. Значит, отнесение его к ПТК в «Списке почтовых, почтово-телеграфных учреждений, ж.д. станций и др. пунктов обмена почт, открытых с 1-го сентября 1915 года по 1-ое апреля 1917 года. 1-ое дополнение к оффициальному списку», Пг., 1917 – было всё-таки опечаткой (подробности см. в упомянутом выше материале автора «Почта ближайшего Присаровья перед революцией – Новые находки»).
Для того, чтобы был понятен статус руководителей почтовых учреждений, приведём краткий вариант Табеля о рангах РИ – см. рис. 5.
Обращает внимание, что начальником уездной ПТК был “Пав. Ив. Касторский” к.р. (коллежский регистратор), т.е. чиновник низшего 14 класса, но в его подчинении было три! г.с. (губернских секретаря) – чиновников 12 класса и н.ч. (нижний чин) “Викт. Павл. Касторский” (сын?). Очень похоже на опечатку в наименовании чина “к.р.” у начальника ПТК. Известным Серафимо-Дивеевским ПТО руководил тт.с. (титулярный советник) “Вас. Андр. Попов” – чиновник 9 класса. А вот начальником (но не имевшего никого в подчинении) рядового Ичаловского ПТО был «целый» к.а. (коллежский асессор) – чин 8 класса, дающий право на наследственное дворянство. Несколько странно, но в принципе возможно, если чин был получен на предыдущем месте службы.
Посмотрим, что по этому поводу написано в аналогичном справочнике следующего года издания – «Справочная книга и адрес-календарь Нижегородской губернии на 1915 год. Издание Губернского Статистического Комитета», НН, 1915 – см. рис. 6.
В этом документе ещё раз подтверждён статус Серафимо-Дивеевского почтового учреждения – это всё-таки ПТО, а не ПТК! А вот начальник уездной ПТК “Пав. Ив. Касторский” за год “получил” двойное повышение в чине – он стал уже губернским секретарём – т.е. чиновником 12 класса (а был 14-го)! Такого быть не могло, значит, в справочнике 1914 года точно опечатка! Видимо, и в 1914 году он имел чин «губернский секретарь», как и его подчинённые. Что ещё интересно, в уездной ПТК полностью сменился остальной штат сотрудников. Сильно поменялся он и во многих ПТО Ардатовского уезда, в т.ч. половина начальников (4 из 8). Мобилизовали в связи с начавшейся войной?
А как обстояло дело с почтовыми станциями в 1915 году? В этом же документе приведён их список. Удивительно, но конных станций, принадлежащих почтовому ведомству, всего 25 на всю губернию – см. таблицу 29 «Сведения о конных почтовых станциях почтового ведомства» на рис. 7. Видимо, основной объём магистрального трафика почтовой корреспонденции взяла на себя быстро развивающаяся в то время железная дорога.
Нас в этом списке интересует прежде всего наличие конной станции в д.Вертьяново. Но вот что интересно, она «без обязательного комплекта лошадей». Кто же обеспечивал почтовому ведомству этот пусть необязательный, но всё-таки необходимый комплект лошадей? На этот вопрос отвечает следующая таблица №30 «Сведения о земских почтовых станциях» – см. рис. 8. Получается, что необходимое количество лошадей (12) для обеспечения местного почтового сообщения обеспечивалось за счёт системы земской почты.
Из этой таблицы следует, что в Ардатовском уезде земских почтовых станций было 16 (в т.ч. в Ардатове, Большом Макателёме и Стёксове), и, разумеется, одна из них располагалась в с.Вертьяново. Не будем придираться, что Вертьяново здесь названо уже селом – составители справочника, видимо, не могли и представить, что такой большой сельский населённый пункт (>2000 жителей) не имеет своей приходской церкви. Но мы то знаем, что это так и было – церквей было достаточно и в соседнем, находящимся на другом берегу р.Вичкинзы, селе Дивееве.
Но вернёмся к почтовым отделениям. Их подробный перечень приведён в «Списке населенных мест Нижегородской губернии. Издание Губернского Нижегородского Статистического Комитета», НН, 1916. Основная часть населённых мест восточной, северной и западной частей ближнего Присаровья с указанием почтового и телеграфного адресов, а также различных расстояний между ними приведена на рис. 10-17. Рассмотрим подробнее только самые интересные для нас населённые пункты. Но сначала «для ориентировки» приведём фрагмент «Карты волостей Нижегородской губернии» издания Центрального Статистического Комитета М.В.Д., СПб, 1892 год – см. рис. 9.
Теперь посмотрим таблицы по Ардатовскому уезду. На первой странице таблицы (см. рис.10) обратим внимание на д.Балыково с «Числом жителей» 888, входящую сейчас в город Саров, – тогда она входила в Кременковскую волость и обслуживалась Серафимо-Дивеевским ПТО. И на д.Берещино с «Числом жителей» 354, входившую в Больше-Макателемскую волость, и которая обслуживалась Макателемским ПТО. Ну и, конечно, на д.Вертьяново одноимённой волости с «Числом жителей» 2168, обслуживавшейся Серафимо-Дивеевским ПТО, которое, судя по указанному в таблице расстоянию до него (1 верста), находилось не в самой д.Вертьяново, а в соседнем с.Дивеево.
Действительно, судя по прочерку (–) в графе «расстояние» до с.Дивеево, указанному в следующем листе таблицы (см. рис. 11), Серафимо-Дивеевское ПТО находилось в самом с.Дивеево с «Числом жителей» 520, входившим в Вертьяновскую волость. А бывший Балыковский завод с «Числом жителей» 12 находился на 1 версту дальше от Дивеева, чем сама д.Балыково. Населённых пунктов, связанных с Ташиным заводом перечислено целых три – собственно «Ташин завод» (с «Числом жителей» 1750), «Ташин чугуно-плавильный, механический и литейный завод» (с «Числом жителей» 938) и «Заводской железный рудник Ташина завода» (с «Числом жителей» 8). Все они имели одинаковый почтовый и телеграфный адрес – «Ташин завод».
И ещё один очень важный момент – подтверждается ранее высказанная мысль автора, что название почтового учреждения далеко не всегда совпадало с названием населённого пункта, где оно находилось. Достаточно посмотреть на почтовый адрес села Дивеево – «Серафимо-Дивеево». Т.е. «Серафимо-Дивеево» – это название ПТО в с.Дивеево, а не самого села. И ранее высказанное одним из саровских филателистов предположение о существовании села с названием «Серафимо-Дивеево» лишь на основании существования почтового штемпеля с такой надписью, как и ожидалось, подтверждения не находит. Это видно и по предыдущему фрагменту таблицы – село «Б.(ольшой) Макателем» имеет почтовый адрес «с.Макателем».
В продолжении таблицы (см. рис. 12) отметим то, что большое село Кременки с «Числом жителей» 2737 также обслуживалось Серафимо-Дивеевским ПТО, а расположенное недалеко от истока р.Сатис с.Лапша Успенской волости с «Числом жителей» 976 обслуживалось Макателёмским ПТО.
На следующем листе таблицы (см. рис. 13) упомянуто, что лесной кордон «Новинский» (известный более как кордон Саровской Пустыни Новенький) Больше-Макателемской волости с «Числом жителей» 3, обслуживался ПТО с названием «Ташин завод».
В продолжении таблицы (см. рис. 14) упомянуто с.Малый Макателем Больше-Макателемской волости с «Числом жителей» 1306 и почтовым адресом «с.Макателем», М.(алое) Череватово Череватовской волости с «Числом жителей» 589 с почтовым адресом «Сер.-Дивеево» и большое село Нарышкино одноимённой волости с «Числом жителей» 2980 с почтовым адресом «с.Илево».
На следующем листе таблицы (см. рис. 15) упомянуты «Усад Рогожка» Больше-Макателемской волости с «Числом жителей» 376 с почтовым адресом «с.Макателем», д.Осиновка Вертьяновской волости с «Числом жителей» 655 и д.Рузаново Кременковской волости с «Числом жителей» 1027 с одинаковым почтовым адресом «Сер.-Дивеево». А также Рузановский выс.(елок) Кременковской волости с «Числом жителей» 44 с необычным добавлением к телеграфному (и почтовому) адресу «Сераф.-Дивеево. Усад Рогожка», а также сам «Серафимо-Дивеевский женский монастырь» Вертьяновской волости с «Числом жителей» 1051 с почтовым адресом «Сераф.-Дивеево» и с прочерком (–) в графе «расстояние» между монастырём и ПТО. Получается, что ПТО «Сераф.-Дивеево» располагалось либо в самом монастыре, либо в селе Дивеево, соседствующим с территорией монастыря.
И опять не подтверждается некое предположение (см. комментарий к рис. 11) о существовании села с названием «Серафимо-Дивеево» – по этой странице таблицы ясно видно, что села с таким названием в списке населённых мест Ардатовского уезда не было, а был только «Серафимо-Дивеевский женский монастырь».
На одном из следующих листов таблицы (см. рис. 16), где перечисляются «Хутора» Ардатовского уезда, отметим упоминание нескольких скитов Серафимо-Дивеевского и Понетаевского женских монастырей с «Числом жителей» от 3 до 19, а также широко известного скита «Царская дача» Понетаевского монастыря с «Числом жителей» 58 и хутора «Старо-Стеклянный» (а что, был и Ново-Стеклянный? – прим. авт.) с «Числом жителей» 51 – оба Кременковской волости и с тем же не совсем понятным добавлением к телеграфному (и почтовому) адресу «Сераф.-Дивеево. Усад Рогожка». У филателистов сразу возникает вопрос, а существовал ли почтовый штемпель с такой надписью? Похоже, что нет. Ведь сам «Усад Рогожка» Макателемской волости (см. рис. 15) имел почтовый адрес «с.Макателем», т.е. в нём не было своего почтового учреждения. А Серафимо-Дивеевское ПТО Вертьяновской волости вряд ли имело отдельный штемпель для трёх маленьких селений, да ещё и из другой (Кременковской) волости.
В таблице по Арзамасскому уезду (см. рис. 17) приведены сведения о Серафимо-Понетаевском женском монастыре Пановской волости с «Числом жителей» 779 (поменее, чем в Серафимо-Дивеевском женском монастыре) и почтовым адресом «с.Шатки».
Подытожим вышесказанное и напомним ещё раз самые интересные факты по истории предреволюционной почты ближнего Присаровья, почерпнутые из анализа рассмотренных документов.
1) Ближайшая со стороны Нижегородской губернии (с севера) к Саровской Пустыни почтовая станция располагалась в д.Вертьяново.
2) Ближайшее со стороны Нижегородской губернии (с севера) к Саровской Пустыни почтово-телеграфное отделение располагалась в с.Дивеево.
3) В с.Дивеево было ПТО (а не ПТК) и именно оно называлось Серафимо-Дивеево.
Но появились новые загадки.
1) Что за почтовая станция «Сероключинская» находилась в Тамбовской губернии в 19 верстах к югу от Саровской Пустыни?
2) Зачем у некоторых селений Кременковской волости понадобилось добавление «Усад Рогожка» к их общему телеграфному (и почтовому) адресу «Сераф.-Дивеево»?
А загадки требуют разгадок. Значит, тема требует новых исследований.
© В.Н.Ганькин, 2020
При написании материала использованы документы с сайта НЭБ – Национальной электронной библиотеки, и c сайта GENO.
Приложение.
Оттиск почтового штемпеля «Макателем 14.4.13» на ПК М.Дмитриева №813 Понетаевка.
«Сероключинская» станция — очень похоже на чиновный юмор. Явное намеренное искажение монастырского топонима: «Черная речка» превращается в «Серый ключ». Т.е. на Чернореченском кордоне находилась Сероключинская станция.
Можно попробовать нафантазировать некий конфликт гражданских и церковных властей. Одни запретили использовать «Чёрную речку», тогда другие родили «Серый ключ». А, может быть, это действительно просто чья-то шутка. Но связь несомненна.
У меня сначала тоже появилась такая мысль. И это не было бы необычным для нынешних книг и, особенно, соцсетей (там и не такие нападки на церковь увидишь). Но тогда и воспитание у людей было несколько другим, и книги проходили госцензуру, а Православие в РИ было государственной религией, так что этот вариант представился крайне маловероятным. Да и какой смысл кому-то «запрещать» Чёрную речку?!
Добавил Приложение — фото оттиска почтового штемпеля «Макателем»