Лет 15 назад в Сарове я приобрёл себе в коллекцию одну небольшую иконку преподобного Серафима Саровского. На первый взгляд – ничего особенного ни по сюжету, ни по размеру, ни времени изготовления. Обычная небольшая (размер 54х73х10мм) деревянная поясная портретная иконка типа ладанки с отверстием сверху для продевания шнурка. Написана маслом, правда, довольно тонкое письмо – сразу видна работа профессионала. Вокруг головы – нимб, значит, написана не ранее 1903 года – года канонизации преподобного. Сохранность очень неплохая (если не считать неаккуратно пробитого отверстия сверху иконы) – см. фото 1.

Фото 1.

     Такой тип изображения Серафима Саровского – с прижатой к сердцу правой рукой – в его иконографии называют «Серебряковским изводом», т.е. берущим начало от считающегося прижизненным портрета кисти инока Иосифа Серебрякова – см. фото 2 [1]. К началу 20 века он трансформировался в канонический тип иконы, широко используемый в т.ч. в художественных мастерских при Дивеевском женском монастыре – см. фото 3 [1].

              Фото 2.                                                                      Фото 3.

     Но самое интересное ожидало при осмотре её обратной стороны. А на ней надпись: «Сия св. икона писана на древе от келии преп. Серафима» – см. фото 4.

Фото 4.

     Честно говоря, сначала не придал этому особого значения – подумал, что это обычная владельческая надпись (т.е. сделанная одним из первых владельцев иконы). Человек приобрёл её и сделал на память надпись, которая могла совсем не обязательно соответствовать истине. Правда, было явно видно, что это не современная надпись, а сделанная лет 100 назад. Но при более внимательном рассмотрении закрались обоснованные подозрения, что на самом деле надпись сделана не обычным владельцем иконы. На самом деле, достаточно посмотреть на технику её выполнения – шрифт довольно сложный, а надпись сделана практически безупречно – сразу видна рука профессионального художника, скорее всего одного из тех, кто писал икону. А это в корне меняет дело – значит, скорее всего, к надписи следует отнестись серьёзно!

     В пользу этого предположения говорит и то, что она хоть и маленького размера, но написана на двух состыкованных кусках дерева почти одинакового размера. Причём видно, что это не более поздний разлом, а иконка изначально писалась на двух половинках. Т.е. материал для неё не заготавливался специально (тогда был бы сплошной кусок), а брался из того, что есть – например, из имеющихся в наличии обломков доски от деревянной келии. Но кто мог написать икону на таком, можно сказать, святом материале?

     Давайте немного вспомним местную историю до канонизации преп. Серафима. После его смерти в 1833 году практически все вещи, связанные с ним, постепенно перекочевали в Дивеевский монастырь [1]. В т.ч. в 1845 году туда были перенесены обе деревянные избушки, где жил будущий святой – и с Дальней, и с Ближней пустынок. Именно Дивеевские сёстры сохраняли их до закрытия монастыря в 1927 году. А многие вещи о.Серафима сохранились до сих пор и находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря в витринах слева от раки с мощами преподобного.

     Большой камень, на котором молился о.Серафим, остался в Саровской пустыни (был слишком большим для перевозки?), но не совсем. Читаем в [1]: «Петербургская выучка послужила стимулом для образования в Дивеевской обители собственной живописной мастерской… в 1854-1855гг… В конце 1850-х гг. паломники уже получали в качестве благословения частицы камня отца Серафима и его портреты – очевидно, своей монастырской работы» – см. например, фото 5 [1] (стр.292).

Фото 5.

    Но использовались ли подобным образом (для написания на них иконок) и части избушек о.Серафима? На стр.318 [1] читаем «Кроме осколков моленного камня, получившим большое распространение, основой для живописи послужили фрагменты пустынек батюшки, привезенных после его кончины в Дивеево. На одной из частей сруба его келии, хранящейся в Серафимо-Дивеевском монастыре, имеется живописный рисунок (28х28х8.5см), выполненный монахиней Серафимой (Булгаковой) в ХХ столетии» – см. фото 6 [1].

Фото 6.

      Но это единичное использование таким образом частей от келии преподобного. А были ли другие случаи? Упоминаний об использования в точно таком качестве (основы для изображения о.Серафима) в доступной автору литературе не встречалось. Несколько другое применение описано в [2], где приведено изображение маленького (55х75мм) складня-реликвария с надписью «Частица двери в келью преподобного Серафима Саровского» – см. фото 7 [2].

Фото 7.

     В литературе также описана иконка Божией Матери «Умягчение злых сердец» с очень похожей и по шрифту, и, главное, по смыслу надписью на обратной стороне «Сия д[о]ска остаток того дерева из которого была Пустынка Батюшки, Отца Серафима» – см. фото 8 [1]. Автор – святитель Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий, стоящий у истоков самостоятельной Дивеевской традиции живописного искусства. Напомню, что в 1861-69 гг. Дивеевский женский монастырь входил не в Нижегородскую епархию, а в Тамбовскую (как и с середины 18 века Саровский мужской монастырь).

 

Фото 8.

    Ну, вот теперь, пожалуй, стало ясно, что всё сошлось – и то, что в Дивеевском монастыре были художественные мастерские, которые в иконотворчестве широко использовали такой извод, и что келии преподобного с Дальней и Ближней Саровских пустынок находились в Дивееве, и что части от этих келий действительно иногда использовались Дивеевскими сёстрами для изготовления памятных реликвий, и что на обороте некоторых из них делали аналогичные надписи. Т.е. стало ясно, что представленная в начале статьи надпись на иконке – подлинная. И что нам очень посчастливилось – и в коллекцию автора, и в научный оборот попал не просто уникальный артефакт Саровско-Дивеевской истории, а, пожалуй, даже религиозная святыня.

    Источники.
1. Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография / Составитель и отв. редактор Н.Н.Чугреева. – М.: «Индрик», 2004.
2. Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном и художественном наследии России. Альбом. Редактор-составитель Н.Н.Чугреева. – М.: Лето, 2015.

©2021 В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь»

valery.sarov@mail.ru

К этой записи 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>