В июне 1971 года спортсмены нашего города решили отметить 750-летний юбилей областного центра велопробегом по Горьковской области. Об этом мероприятии в нашем распоряжении оказались два документа: 1) кинофильм, снятый В.И. Гусаковым и 2) дневник участника пробега В.А. Лупши.
Как фильм, так и дневник, написанный в походных условиях практически в телеграфном стиле, сами по себе не являются полными отчетами о велопробеге, однако, вместе дают более ясное представление о его маршруте и событиях. Например, кинофильм начинается с на первый взгляд непонятных кадров, когда спортсмены сперва точат пилы и насаживают топоры, а потом строят временную сцену и слушают выступающую на ней певицу. Из дневника становится понятно, что всё это происходило в Ильиногорске. То есть части плёнки склеены не в хронологическом порядке. Очевидно, сам фильм так и не был смонтирован окончательно.
Таким образом, благодаря двум участникам этого необычного велопохода — Валентину Ивановичу Гусакову и Виталию Андреевичу Лупше, память о нём сохранилась.
Дневник Лупши В.А.
Инициатором и основным организатором велопробега был горком комсомола г.Арзамас-16. Возглавлял велопробег секретарь горкома комсомола Е.Г. Галич. В сопровождении пробега была машина (типа «буханки»), фотограф.
Стартовал велопробег 12 июня 1971 года с площади им. Ленина. Напутствовали нас в дорогу первый секретарь горкома комсомола В.М. Костин и председатель горспортсовета Н.Г. Добровольский.
12-е июня.
Арзамас-16 — Саконы — Кулебаки — 108 км.
10:20 – 11:50. Саконы — 46 км.
Обед.
13:15 – старт до Кулебак — 42 км. Из них 34 км песок и булыжник. Жарко, тяжелый отрезок ~2 часа. 15:20 – Кулебаки.
.
13-е июня
Кулебаки – Павлово – 109км
Выезд 8:00, завтрак.
В Навашино голосовали.
В Поздяково купались на 90-м км.
В Павлово приехали около 14 часов. Нас не встречали. Ходили в музей: ножи, замки…. Перекусили с пивом в ресторане. В 18 устроились в гостиницу. В 19 купались в Оке, места отличные.
[13 июня 1971 года состоялись выборы в Верховный совет РСФСР и местные советы — прим. редактора]
14-е июня
Павлово – Дзержинск через Дуденево – 57 км
Завтрак в Богородске.
Переправа в Дзержинск на пароме. Встретили не очень. Устроились в интернате. Долго искали, где поесть. Пообедали в ресторане «Ока», потом кушали в кафе «Юность».
День был жарким. Тяжело без воды. По приезде было не по себе из-за жары.
15-е июня
Ильиногорск – строительство мясокомбината ≈ 50 км от Дзержинска.
Ехали на машине. Полный туман. Великая стройка. Итальянский проект и оборудование, Ввод планируется к 7 ноября, Мощность 108 тыс. голов в год, ≈ 32 т. мяса в сутки.
Построили сцену. Кормили нас по талонам. Купались в озере. Смотрели концерт. Волейбол. Ужин. Ночевка в палатке (20-местная).
16-е июня
Ильино – Дзержинск – Заволжье — 68 км
Рано позавтракали. На машине приехали в Дзержинск.
13 км песок на Балахну. Пешком ≈ 7км.
В полдень покушали в Заволжье. Устроились в спорткомплексе. Купался в Горьковском море. После обеда были на Горьковской ГЭС. (520 кВт мощность, 8 турбин, диаметр вала 1.27 м, диаметр колеса ≈ 9 м).
17-е июня
Заволжье – Чкаловск – Городец
После завтрака крутили до Чкаловска — 36 км. Ходили в дом-музей Чкалова. В ангаре самолеты Ан-25, Поликарпова, И-16, МИГ-15, машина «Паккард». Купались.
Обед в 13:25 всё кинули в машину, сами на «Метеоре» — до Городца. Шлюзовались. В Городце музей. Город основан в 12 веке – крепость сильная, деревянная, горела, возрождена позже. Подарили сувениры – куклы. В 10 км за городом устроились в пионерлагере. Разбили палатки. Покормили нас. Играли в футбол. Отмечали день рождения Д.С.Нечаева. Ночной моцион на берегу.
18-е июня
Городец – Семенов – 66 км.
Завтракали в пионерлагере.
Дорога сначала не очень. После поворота (≈ 34 км) отличная дорога. Самочувствие нормальное.
Семенов появился неожиданно в 11:00. Ходили на Хохломскую фабрику. Сувениры. Ручная работа. Художницы работают много и умело, а зарабатывают 80 — 90 руб.
Долго ждали устройства на ночлег (≈ до 18 часов). Спали в спортзале на матах.
19-е июня
Семенов – Красные Баки – Урень — 130 км.
Позавтракали в 8:30.
В первом часу были в Красных Баках. Покушали. Отдохнули на реке Ветлуге.
К 18 часам прикрутили в Урень. Город типа деревни. В основном одна улица. Устроили нас быстро, в ПТУ. Двухэтажная старая деревянная хибара. Поужинали. Смотрели телевизор: футбол, бокс. Спали отлично.
20-е июня
Урень – Шахунья — 60 км.
Подъем в 7:00. Завтрак.
В темпе докатили до Шахуньи ≈ 11:10. Загорали на озере, купались. Обед не очень. Городок опять небольшой, но побольше Уреня, и бойчее. Устроились в 15:00 в общаге ПТУ. Опять деревянное здание с готовыми постелями. Обед. Вино в вагоне. Танцы…
21-е июня
Подъем в 5 часов.
В 6:06 электричка на Горький.
В Горький приехали к 10 часам. В 13 часов устроились и поели в «Доме крестьянина», поспали после бессонной ночи. Гуляли по городу, фотографировались.
22-е июня
Горький – Лысково (22 км) – Сергач — 166 км.
Подъем в 7часов.
Завтракали в пельменной.
Первый отрезок катили довольно здорово Vср ≈ 30 км/час. Дорога почти все время спуски и подъемы.
Обед в Лысково.
В 13:40 выехали. Дорога булыжник. Ехали в основном по обочине, потом был и асфальт.
К 17часам были в Сергаче. Небольшой город на холме. Ездили купаться на реку Пьяну и на источник святой воды. Ужин в местном ресторане с хреновым обслуживанием. Ночевка в гостинице, в прачечной на раскладушках.
23-е июня
Сергач – Б. Болдино — 105 км.
Завтрак плохой в 8:30.
Дорога булыжник, ехали по обочине. Промазали поворот, вернулись к Александровке. Через Черновское попали на тракт. Под Болдиным километров 10 был асфальт.
Без обеда измучались чуть-чуть. Купались в пруду. Ходили в дом-музей Пушкина.
Обед. Играли в футбол. Отличная ночевка в школе-интернате.
24-е июня
Б .Болдино (27 км) — Б. Маресьево (33 км) — Лукоянов (20 км) п/л «Салют» — 80км.
Подъем в 7 часов. Завтрак в 8 часов.
Решили сократить и поехали проселочными дорогами. За 8 км до Лукоянова дорога вроде асфальта стала.
Обед в Лукоянове.
Дальше дорога нормальная. Быстро докатили до лагеря. Приняли нас отлично. Накормили. Встреча с пионерами. Кино.
Сегодня где-то прошли 1000 км. Завтра домой.
25-е июня. Мне — 25 лет.
Докрутили до Выездного.
Обедали. Пропал велосипед, причем один из лучших. Сели на велосипеды, подъехала милиция. Пропажу нашли довольно быстро. Пьяный мужик не ехал, а шел держась за гоночный велосипед. Милиция приняла его, они его знали. Дальше домой.
Автор дневника — участник велопробега Виталий Андреевич Лупша, в 1971 году — инженер ВНИИЭФ, председатель спортсовета коллектива «Факел».
В настоящее время — советник Главного конструктора, главный научный сотрудник.
Участники велопробега
- Галич Евгений Геннадиевич, секретарь горкома комсомола
- Нечаев Юрий
- Плаксин Виктор
- Погорелов Анатолий
- Скоморохов Владимир
- Лупша Виталий
- Леухин Борис
- Левкин Александр
- Аникин Вячеслав
- Шевченко Владимир
Отличные кадры. Но чего-то не хватает — видимо карты пробега, нет?
Будут вопросы. Например там, где ехали по просёлочным дорогам, такие кадры есть. Разве что автор дневника сделает карту.