Идеальный руководитель
(К 95-летию Тимонина Леонида Михайловича)
В рубрике «ЛЮДИ ОБЪЕКТА»
Тимонин Леонид Михайлович (07.03.1928 – 14.08.2009)
Тимонин Леонид Михайлович — Лауреат Сталинской премии (1955), Лауреат Ленинской премии (1962), Лауреат Государственной премии (1982), Лауреат Государственной премии РФ им. Маршала Г.К. Жукова (2002), Кавалер ордена Ленина (1971), Кавалер ордена «Знак Почёта» (1954), Медали СССР, «Заслуженный деятель науки РФ» (1996).
Л.М. Тимонин в рабочей обстановке в своём кабинете Начальника Отделения 03
Тимонин Леонид Михайлович родился 7 марта 1928 г. в с. Кутьино Ново-Бурасского района Саратовской обл. в семье сельского врача и учительницы. В 1937 г. семья переехала в г. Саратов, где в 1945 г. Леонид Михайлович окончил с золотой медалью мужскую среднюю школу № 18, а в 1950 г. – с отличием физический факультет Саратовского государственного Университета им. Чернышевского. Его дипломная работа о скоростях химических реакций была опубликована в «Журнале физической химии».
Публикация в журнале физхими с дарственной надписью Григорьевой Нине Михайловне
В том же году по распределению Леонид Михайлович был направлен на работу в КБ-11 г. Саров (теперь РФЯЦ-ВНИИЭФ), где был принят в отдел начальника научно-исследовательского сектора (НИС), объединявшего всех исследователей КБ-11, теоретиков и математиков, К.И. Щёлкина — первого заместителя главного конструктора изделий КБ-11 (Ю.Б. Харитон). Это был тогда ключевой отдел в КБ-11, отдел «финишной» газодинамической отработки изделий на макетах натурной геометрии, а также последующей подготовки и проведения полномасштабных испытаний на Семипалатинском полигоне, где сотрудники отдела во главе с К.И. Щёлкиным (будущий член-корреспондент АН СССР, трижды Герой Социалистического Труда) отвечали за заключительные операции по подрыву изделия.
Тимонин Л.М. пришел в отдел (в группу Н. М. Григорьевой) после единственного ядерного испытания СССР – испытания РДС-1 в 1949 г., так что все последующие изделия в течение полувека разрабатывались при его участии. За короткий срок он прошел путь от инженера до начальника отдела газодинамического сектора в 1955 году (в возрасте 27 лет!). До него с 1952 по 1955 гг. этим отделом руководил Е.А. Негин, впоследствии академик, Герой Социалистического Труда, главный конструктор и первый заместитель научного руководителя, директор РФЯЦ-ВНИИЭФ. За эти годы в отделе, помимо отработки конкретных изделий (РДС-2, 3 и т.д.), были получены первые в истории термоядерные нейтроны в фокусе ударной волны, генерируемой взрывом заряда обычного (химического) взрывчатого вещества, заложены основы двух новых методов нейтронного инициирования изделий, основы уникального метода газодинамической аттестации качества изделий, применяемого в отрасли до сих пор. Ко всем этим работам Л.М. Тимонин имел непосредственного отношение, а последняя из перечисленных работ после её завершения и внедрения результатов, вплоть до серийного производства, стала предметом его докторской диссертации, защищённой в 1971 г. На развитии этой темы в двух институтах – ВНИИЭФ и ВНИИТФ было защищено ещё около десятка диссертаций. Сотрудники испытательных лабораторий сектора работали на всех ядерных полигонах страны, проводя там, вдали от семьи, большую часть года. Много работал на ядерных полигонах и Л.М. Тимонин. В августе 1953 г. участвовал в испытаниях первой Советской водородной бомбы (так называемой «слойки Сахарова»).
В 1967 г. Леонида Михайловича назначают начальником газодинамического Сектора 3 (ныне Института экспериментальной газодинамики и физики взрыва (ИФВ)). На этом посту он проработал более 30 лет – до мая 1998 года. С 1987 г. одновременно являлся заместителем Главного конструктора ядерных зарядов, а с 1993 г. — Заместителем Научного руководителя института по спецбезопасности ядерного оружия.
На период руководства Тимонина Сектором 3 (Отделением 03) пришёлся пик деятельности ядерно-оружейного комплекса страны, когда был достигнут ядерный паритет с США. Газодинамическая отработка ядерных зарядов и исследования их специальной безопасности были основным направлением деятельности Л.М. Тимонина. Все без исключения разработки ВНИИЭФ, как находящиеся и сейчас на обеспечении Вооруженных Сил РФ, так и узлы физических установок прошли через Сектор (Отделение), руководимый Л.М. Тимониным. Научный диапазон рассматриваемых задач был широк: от исследования свойств веществ сжатых сильными ударными волнами, измерения энерговыделения ядерных взрывов, до проведения полного цикла газодинамических исследований и испытаний ВВ, ядерных зарядов и их узлов, облучательных опытов, создания новых методов, стендов, аппаратуры для проведения испытаний и опытно-конструкторских работ.
За участие в разработке и проведение газодинамической отработки и испытаний ядерных зарядов в 1955 году Л.М. Тимонин удостоен звания Лауреата Сталинской премии II степени, в 1962 году — Лауреата Ленинской премии, награжден орденами Ленина (1971 г.), «Знак Почета» (1954 г.) и медалями. В 1982 году Леониду Михайловичу присуждена Государственная премия СССР «За создание нового образца специзделия».
Для научного работника возможность вынести свои результаты на обсуждение, одобрение или критику научной общественности имеет большое значение. Наши ученые, часть работ которых допускала открытую публикацию, и имевшие желание публиковаться (коллективы Л.В. Альтшулера, С.Б. Кормера, А.Г. Иванова, Р.Ф. Трунина, С.А. Новикова и других) стали выезжать на конференции и стали известны мировой научной общественности, их труды вошли в анналы мировой науки. Сотрудники газодинамических подразделений ВНИИЭФ и ВНИИТФ, непосредственно занятые исследованиями и разработкой изделий отрасли, были лишены этой возможности в силу закрытости их работ. По инициативе Л.М. Тимонина и его коллеги, начальника газодинамического отделения РФЯЦ-ВНИИТФ, тогда ВНИИП, И.В. Санина были организованы регулярные, раз в два года, газодинамические совещания — конференции по закрытой тематике. И традиции этих совещаний уже более полувека!
За время руководства Л.М. Тимонина на базе достижений сектора (совместно с другими подразделениями ВНИИЭФ) были созданы уникальные комплексы для моделирования действия поражающих факторов ядерного взрыва, не имеющие мировых аналогов. Были заложены начала промышленных приложений взрывных технологий ВНИИЭФ. На базе Сектора 3/ Отделения 03 при Л.М. Тимонине сформировались, а затем «отпочковались» Сектор 13 (нынешний Институт лазерно — физических исследований — ИЛФИ), Отделения 19 и 38.
Это был приветливый, чуткий, корректный, с разносторонними интересами и широким научным и техническим кругозором ученый. Он был хорошим спортсменом (баскетбол, настольный теннис, шахматы), уже будучи начальником Сектора, играл в команде родного отдела в шахматы.
В 1981 году ему присваивается ученое звание профессора по специальности «Химическая физика, в том числе физика горения и взрыва» (название дано современное).
Л.М. Тимонин был Председателем диссертационного Совета РФЯЦ-ВНИИЭФ и членом двух других диссертационных советов в Российских федеральных ядерных центрах ВНИИЭФ и ВНИИТФ.
В 1996 году он удостаивается почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации».
С 1997 года Леонид Михайлович являлся членом Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ).
С 1979 по 1987 год Л.М. Тимонин избирался депутатом Городского Совета Народных депутатов г. Арзамас -16 Горьковской области (ныне г. Саров Нижегородской области), избирался в партийные органы ВНИИЭФ и города.
Выступление Л. М. Тимонина на одной из конференций
Леонид Михайлович являлся членом НТС-2 Минатома (в последние годы жизни – почётным членом) и НТС РФЯЦ-ВНИИЭФ, заместителем председателя секции № 3 по спецбезопасности НТС-2 Минатома, председателем, а после ухода с поста начальника Отделения — заместителем председателя НТС Института экспериментальной газодинамики и физики взрыва (ИФВ РФЯЦ-ВНИИЭФ).
Леонид Михайлович был идеальным руководителем научного коллектива. Предельно корректный в отношениях с подчиненными, он не допускал «фольклорных» выражений. Он не солировал, а дирижировал ансамблем великолепных солистов, где каждый начальник отдела и лаборатории были личностями – кадрового голода не было.
Отдел натурных испытаний провожает Н. М. Григорьеву на засуженный отдых. Л. М. Тимонин третий слева в первом ряду (1986 г.)
Одним из принципов Л. М. Тимонина было: «Не сдерживать инициативу. Если предложение и его автор – стоящие, они приведут к успеху. Если нет – толковый автор сам поймет. А не поймет – поможем. Если сдержишь и не дашь ходу – у человека будет обида. Он будет хуже работать». Он не удерживал желающих уйти в другое подразделение. Но однажды ушедших, как правило, обратно не принимал – «летунов» не жаловал. Считал их людьми, способными на предательство в выгодный лично для них момент. Авторитаризма не терпел, всегда добивался коллегиальности решений, но был способен при необходимости и на волевые решения.
Нину Михайловну Григорьеву поздравляют с 80-летним юбилеем Тимонины — Леонид Михайлович с Розалией Романовной и Фомичева Людмила Валентиновна (30.01.2001 г.)
Однажды на Северном полигоне (Новая Земля), в первой половине 80-х годов, остро стоял вопрос о безопасности физического опыта. И поставлен он был так (не по-научному): «Кто возьмет на себя ответственность за благополучный исход?». Ответственность на себя взял Тимонин. Он был заместителем руководителя опыта и руководителем подразделения – одного из основных разработчиков испытательного комплекса, и знал его действительную надежность. За эту работу потом во ВНИИЭФ было получено около полусотни орденов и медалей и Государственная премия. Тимонина в числе награжденных не было – списки формировал он. Только в 2002 г. за совокупность работ, куда входила и эта, он получил Государственную премию им. маршала Г.К. Жукова.
На долю Л.М. Тимонина выпало и героическое время 50-х годов и смутное время «перестройки» 80-х…90-х годов, когда летели кувырком все планы. Эшелоны, отправленные на испытания, возвращались под невразумительными предлогами. Финансирование «урезалось» в разгар работ… Несомненное достижение тех смутных времен – ставшие доступными живые контакты с западными и восточными коллегами – отчасти компенсировало резкое снижение финансирования и помогало поддерживать творческий энтузиазм сотрудников. И здесь на счету Л.М. Тимонина научные контакты и контракты с зарубежными ядерными лабораториями США, Франции, КНР где основной областью его научных интересов была безопасность и надежность ядерного оружия как сдерживающего фактора в международных отношениях.
Вкусив сполна и удовлетворения от творческих достижений, и огорчений перестроечного лихолетья, Л.М. Тимонин в 1998 г. по собственному решению сменил свою должность начальника Отделения 03 (по достижению 70-летнего возраста) на должность заместителя научного руководителя РФЯЦ-ВНИИЭФ по спецбезопасности — главного научного сотрудника НИО-3 без административных забот.
Леонида Михайловича не стало 14 августа 2009 года. Он похоронен в Сарове на городском кладбище. В 2021–м году перед главным зданием института ИФВ РФЯЦ-ВНИИЭФ был открыт мемориальный ансамбль из шести стел с именами видных учёных–газодинамиков, внесших определяющий вклад в становление и развитие ядерно-оружейного комплекса нашей страны. Одно из этих имён – Тимонин Леонид Михайлович.
Текст и фото ИФВ, март 2023 г.
Друг семьи. Многократно бывал у нас в гостях. Играл с Отцом в шахматы. Помню «дядю Лёню» с пяти лет (1965 г.)
Основной вклад в изложение этого материала внёс , конечно, Анатолий Леонидович Михайлов — приемник Л. М. Тимонина на посту руководителя Института экспериментальной газодинамики и физики взрыва (ИФВ РФЯЦ-ВНИИЭФ).
Михайлов А. Л. — ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР ИФВ РФЯЦ-ВНИИЭФ.
Анатолия Леонидовича Михайлова не стало 28 декабря 2023 года.
Вечная ему ПАМЯТЬ…