Недавно попались на глаза пара статей В.А.Грингмута о Саровских торжествах 1903 года (и об “атмосфере “вокруг них) в сборнике 1908 года – см. фото 1.

Фото 1.

       Для начала захотелось узнать побольше об авторе этих интересных статей. Вот что сообщает о нём БРЭ.

Фото 2.

       Грингмут Владимир Андреевич [3(15).3.1851, Москва – 28.9(11.10).1907, там же], российский публицист консервативного направления, политический деятель, педагог, действительный статский советник (1890). Из семьи обрусевших немцев. Отец – Виллибальд Кристиан Генрих Грингмут [14.2.1815 – 6(18).9.1870], профессор классической филологии Университета Бреслау в Пруссии, с 1840-х гг. жил в России. Мать – Берта Петровна, урождённая фон Соколовская, дочь директора Трёхгорной мануфактуры Прохоровых, преподавательница музыки. Потомственный дворянин (с 1890). В 1876г. принял российское подданство, в 1878г. перешёл из лютеранства в православие. В 1875 году венчался с Любовью Дмитриевной Змеевой, дворянкой из Рязанской губернии.

        Отстаивал идею самобытного пути России, выступал критиком социализма, капитализма, революции, либеральных реформ и бюрократии, апологетом монархии (идеальным монархом считал императора Александра III), выступал с антисемитских позиций. В 1896–1907 гг. редактор-издатель газеты «Московские ведомости». Член-учредитель «Русского собрания» (1901). Выступал за сохранение «истинно русских религиозных, государственных и национальных основ», поднятие авторитета Русской православной церкви и против чрезмерной государственной опеки над ней. В начале 1900-х гг. отказался опубликовать «Протоколы сионских мудрецов» в газете «Московские ведомости», сомневаясь в их подлинности.

     Основатель (весна 1905) и руководитель Русской монархической партии. В «Руководстве черносотенца-монархиста» (1906) вкладывал положительный смысл в слово «черносотенцы», заявляя, что это «простой, чёрный русский народ, который во время вооружённого бунта 1905 года встал на защиту самодержавного царя». В книге «История народовластия» (1908) доказывал несостоятельность демократического общественно-политического устройства.

      Был похоронен на кладбище Скорбященского монастыря в Москве. В 1910г. на могиле Грингмута был открыт памятник, изготовленный по рисунку В. М. Васнецова.

      Личность колоритная и неоднозначная, но, несомненно, пророссийская (в отличие от многих иностранцев) и талантливая. Вот, например, пара актуальных и сейчас его мыслей о демократии и социализме. «Как только устанавливается чисто-демократический режим, здравомыслящие люди убеждаются в том, что этот режим ничего общего со свободой, равенством и братством не имеет». «Главная сила и главная слабость социализма заключается в утопичности».

       Но, главное, поразило, что если бы не старая орфография и некоторые фамилии, то можно было бы подумать, что эти статьи написаны совсем недавно. За 120 лет ничего, по сути, вокруг России не поменялось! Ну, почти ничего – например, вместо выражения «либералов» того времени «нечто иное» (стр.88) у многих их представителей сейчас в ходу «это другое» – «существенная» разница! Впрочем, читайте статьи и судите сами – см. фото 3-8.

Фото 3.

 

Фото 4.

 

Фото 5.

 

Фото 6.

Фото 7.

      Был ли сам Грингмут на Саровских торжествах 1903 года? Исходя из его убеждений, видимо, должен был. Но найти сведений об этом пока не удалось.

      Не думаю, что на пусть историческом, но всё же специализированном краеведческом сайте следует активно обсуждать политику, хоть и вековой давности. Но по приведённым выше статьям читатель сам может провести параллели с нашим временем и сделать для себя выводы – поменялось ли за это время что-то в отношении т.н. «запада» и его апологетов к России? И вспомнить, чем всё это закончилось в 1914 году (не дай бог!). История ничему не учит? А, может, просто многие её не изучают (или им не дают изучать)? Ну а Саровские торжества 1903 года в этом отношении – это только характерный эпизод («лакмусовая бумажка»), просто близкий нам территориально.

P.S. Уже после написания этой статьи в инете попалось такое высказывание нашего классика. Ну что тут добавить?! На то он и классик! А всё новое – хорошо забытое старое.

© В.Н.Ганькин, 2024.

К этой записи 6 комментариев

  • Иван:

    Проклятый запад через квадроберов и чайлдфри пытается развалить Россию! Нужно срочно принимать меры! Только православие, только победа!

    1. В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

      Думаю, многие согласились бы с этими словами. Но только вот как квадроберы связаны с краеведением? Просьба в комментах на этом сайте быть поближе к теме сайта.

      1. Иван:

        В Сарове есть квадроберы. А значит это часть краеведения. Такая же логика, как и в статье, заметьте.

        1. В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

          В Сарове есть и автохамы, и пьяницы, и наркоманы, и душевнобольные, и … Короче, в Сарове всё есть — и что, и их нужно обсуждать на единственном в Сарове краеведческом сайте?! Может, стоит посмотреть в какой-нибудь энциклопедии (ну хоть в Вики) — что это такое краеведение?
          А для обсуждения других проблем в Сарове есть куча других сайтов. Пишите туда.
          P.S. В этой статье приведены две статьи Грингмута «Либералы и Саровское торжество» и «Иностранный взгляд на Саровские торжества» — даже по названию их связь с Саровом логична и очевидна всем. Ну, по крайней мере, многим.

          1. Константин:

            Валера, хорошая статья, точнее статья Грингмут. Она показывает отношение «по ту сторону баррикад» — иностранцы, оказывается, и в то время не понимали русский народ и хотели «навязать» свои ценности. Теперь все повторяется. А может быть оно никогда и не прерывалось. Унизить наш народ, принизить наши духовные ценности, увести в сторону — это было и тогда, и сейчас. Про Саровские торжества — про Единение народа и царя много написано. А вот про то, как к этому относились на «цивилизованном» Западе — материала немного. Точнее нет. Теперь будем знать. Хорошо, что опубликовал эту статью.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Добавил цитату из Тютчева в конец статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>