Недавно обнаружил в интернете журнал середины 19 века «ШКОЛА РИСОВАНИЯ. Художественное еженедельное издание с текстом». Его название мне ни о чём не говорило и, казалось, никак не связано с интересующей нас темой – Саровским краеведением. Но уже не первый раз убеждаюсь, что всегда возможны любые неожиданности.

      Сначала пару слов о журнале и его редакторе. Журнал издавался недолго – с 1858 примерно по 1862 год в Москве художником Д.Струковым см. фото 1. Небольшого объёма (до 10 страниц) выходил сначала еженедельно, потом раз в две недели, а с 1861 года – раз в месяц. Дмитрий Михайлович Струков (1828—1899) – русский художник-реставратор и археолог. В 1850 году Д.М.Струков был приглашён настоятелем Саровской пустыни рисовать памятники этого монастыря. Принимал участие в открытии школы рисования при Дивеевской женской обители. Второй раз посетил Дивеево лет через 5-6.

Фото 1.

     Во втором номере за 1858 год упомянутого журнала помещена статья о Дивееве, начинающаяся с рассказа об отце Серафиме, о его благословении сёстрам Дивеевской общины заниматься иконописью. И далее – о создании иконописной мастерской в Дивеевской женской обители. Пару цитат из этого номера журнала иерей Георгий Павлович привёл в статье «История создания художественной школы в Серафимо-Дивеевском монастыре» из альбома «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном и художественном наследии России» (ред. Чугреева, М.: Лето, 2015, с.192, 198). Но стоит привести статью Д.Струкова целиком. Во-первых, она ценна тем, что это одно из первых упоминаний о художественной мастерской в Дивеевской обители. Во-вторых, тем, что написана современником самолично бывавшем в Сарове и Дивееве (а не записанной с чьих-то слов). Ну а о том, что, в-третьих, чуть позже. А пока сама статья, см. фото 2-5.

Фото 2.

 

Фото 3.

 

Фото 4.

 

Фото 5.

      Теперь о том, что, в-третьих. Заинтересовали слова – «прилагаемый рисунок изображает внутренний вид Дивеевской обители». Рисунков даже Саровской обители тех времён очень мало, а Дивеевской – тем более. В упоминаемой выше статье Г.Павловича этот рисунок не приводится, а только упоминается в ссылке из текста журнала. И это отчасти понятно – в файле с текстом журнала такого изображения нет. Но вряд рисунок Дивеевской обители не был отсканирован, если, конечно, был в наличии. Может, просто забыли присоединить при создании файла? Было решено искать в интернете изображения других номеров этого журнала. И удача! В файле с первым номером журнала «ШКОЛА РИСОВАНИЯ» за тот же год искомый рисунок обнаружился! Изначально листы с рисунками прилагались к журналу отдельно и, видимо, при постановке их на учёт в библиотеке не особо разбирались, что к какому номеру относится. Понятно, почему далеко не все исследователи его нашли – в первом номере журнала Саров и Дивеево вообще не упоминаются, так что искать соответствующий рисунок там было нелогично.

     И о самом рисунке. Он сделан на профессиональном уровне. Внизу проглядывается подпись «Внутреннiй видъ Дивеевской обители». В центре изображена Тихвинская церковь (1847-1928гг.) – см. фото 6. В интернете это изображение найдено только на сайте СОБОРЫ.РУ, но без указания автора, даты и ссылки на первоисточник. И в недавно вышедшей книге Климковой М.А. «Саровская пустынь. Два века истории и культуры», Тамбов: Изд. Д.А.Гнатюк, 2022, с.262. Там уже с указанием автора и источника. Видимо, современным исследователям этот рисунок ещё малоизвестен.

Фото 6.

     Но это ещё не всё. На всякий случай были просмотрены и другие номера журнала за 1858-59 года и найдена ещё одна статья (ссылки на которую в современных источниках не обнаружено) о Серафиме Саровском – «МОГИЛА отца Серафима» (№2 за 1859 год) – см. фото 7.

Фото 7.

     В ней снова присутствуют строки про живописную мастерскую в Дивеевской обители (не забудем, что редактор – художник), кратко описывается могила отца Серафима и упоминаются ещё два интересующих нас изображения. Одно – цитирую, «рисунок, приложенный к этому номеру, изображает памятник над могилою старца Саровской обители, знаменитого иеромонаха отца Серафима». Но в файле со сканом журнала его нет. И, в отличие от предыдущего, не найден он и в соседних номерах журнала.

     Второе упоминаемое в статье изображение – вообще выглядит сенсационным. Похоже, речь идёт о считавшимся утерянном первом прижизненном портрете о.Серафима, приписываемом кисти некоего Дм. Евстафьева (неидентифицированного до сих пор). Цитирую – «Замечателен из воспитанников Студинской (описка – Ступинской, прим. автора) школы, медалист Академии Дм. Аст. Степанов, написавший портрет отца Серафима и многих других замечательных благочестивою жизнию старцев». И далее, цитирую, «отлитографирован нами, и тем из наших подписчиков, которые пожелают иметь его, будет он выслан бесплатно». А теперь сравните имя автора портрета, указанного в журнале, с неким «медалистом Академии художеств Д.О.Степановым», с которым часто отождествляют автора первого прижизненного портрета о.Серафима – так называемого «академии художника Дм. Евстафьева» (см. Зеленина Я.И. «Иконография преподобного Серафима Саровского до его прославления в лике святых» (с.136) в упомянутом выше альбоме 2015 года). В том альбоме фото оригинала портрета, разумеется, не приводится, т.к. он утрачен ещё в 19в. и известен только в копиях. Но к огромному сожалению и в файлах со сканом этого и соседних номеров журнала «ШКОЛА РИСОВАНИЯ», его изображения тоже не оказалось. Так что сенсации пока не состоялось. Но неужели же никто из подписчиков журнала не заказал копию этой литографии, сделанной Струковым видимо с оригинала искомого портрета?! Слабо верится. Возможно, лежит она в чьих-то архивных залежах неидентифицированной и дожидается своего исследователя.

     Ну вот, теперь всё по рассматриваемому журналу. А мы продолжим наши поиски в области краеведения – кто ищет, тот всегда хоть что-то интересное да найдёт!

 

© В.Н.Ганькин, 2024.

При написании материала использованы документы с сайта НЭБ – Национальной электронной библиотеки и сведения из Википедии.

К этой записи 2 комментария

  • Антоха:

    Так вроде википедия теперь объявлена как нарушитель закона РФ? Не гоже на нее ссылаться настоящему патриоту!

    1. В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

      Спасибо за столь высокую оценку — «настоящий патриот»!
      А Вики официально не запрещена, доступ к ней без всяких VPN.
      Сейчас развивается отечественный аналог, как будет готов — перейдём на него. А пока ей вполне можно пользоваться за исключением периода Новейшей истории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>