Подвесной мост через Сатис – один из брендов Сарова
Автор: Анатолий Иванович Герасимов
Анатолий Иванович Герасимов живёт и работает в нашем городе Сарове. Это – УНИКАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК! А в чём его уникальность спросите вы!? Судите сами! Став профессиональным строителем, он строил Московский Государственный Университет. Затем был направлен на наш Объект и строил улицу Сталина (нынешний Проспект Мира), возводил производственные здания на территориях Заводов 1 и 3. Руководил заключёнными, и не раз подвергался смертельной опасности на стройке в окружении уголовников-рецидивистов. Далее закончил наш МИФИ и стал УЧЁНЫМ! Его трудовая биография изложена на ТРЁХ страницах в знаменитом Справочнике «СОЗДАТЕЛИ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ КБ-11 РФЯЦ-ВНИИЭФ».
Рисунок 1 – Фото А. И. Герасимова из его книги «ИЗ ПРОЖИТОГО И СОТВОРЁННОГО (воспоминания учёного-электрофизика и ускорительщика)
Обложка книги А. И. Герасимова «ИЗ ПРОЖИТОГО И СОТВОРЁННОГО (воспоминания учёного-электрофизика и ускорительщика) приведена ниже.
Рисунок 2 – Обложка книги А. И. Герасимова
Обязательно найдите и прочитайте эту КНИГУ! Ниже мы размещаем сканы из Справочника о создателях ядерного оружия, посвящённые А. И. Герасимову. Народ должен знать своих ГЕРОЕВ!
Рисунок 3 – Первая страница биографии А. И. Герасимова из Справочника
Рисунок 4 – Вторая страница биографии А. И. Герасимова из Справочника
Рисунок 5 – Третья страница биографии А. И. Герасимова из Справочника
А. И. Гарасимов – автор и соавтор 51-го изобретения! Согласитесь, — впечатляет!
В свои года А. И. – неугомонный ЧЕЛОВЕК! Он «накручивает километры» по двору и Городу с палками-телескопами для скандинавской ходьбы! Сотрудничает с журналом «АТОМ», увлекается краеведением и вопросами экологии нашего края. Его заметки регулярно печатаются в саровских газетах! Настоящий гражданин своей РОДИНЫ-РОССИИ, он готов говорить с вами на любые острые темы! Обладая прекрасной памятью, А. И. знает многие детали строительства Города и Объекта! Сегодня мы попросили его рассказать историю строительства нашего подвесного моста, в народе – «висячего».
ИТАК, СЛОВО А. И. Герасимову.
В 50-60 годы 20-ого столетия началась довольно энергичная кирпичная двух и более этажная застройка нынешнего города Саров, причем становление его пошло по генеральной схеме планировки посёлка от 1949 года с расчетным населением 15 тысяч жителей. Постепенно количество жителей в планах росло, и в генплане «Соцгорода» от 1955 года уже учитывалось 57 тысяч, а в плане перспективного развития города от 1959 года расчётное население составляло 100 тыс. человек. Посему быстро осваивались под строительство жилых домов и объектов соцкультбыта территории по обоим берегам реки Сатис, разделяющей город как бы на две его половины: северо-восток, включая посёлок «Боровой», и запад. Для общения между собой населения, проживающего в обеих частях города, служили два автомобильных бревенчатых моста через Сатис, отстоящих один от другого сравнительно далеко: первый мост почти напротив монастырской площади (демонтирован в 1966 г. в связи с приёмом в эксплуатацию нового железобетонного моста в начале нынешнего проспекта Музрукова) и второй – около больничного городка на Маслихе, заменён в 1967 г. железобетонным. Поэтому нередко обсуждалась надобность укорочения пути к такому общению жителей города «Кремлев» (так посёлок Сарова стал называться с 1954 г., а с 1960 г. – город Арзамас-75, с 1966 г. Арзамас-16, с 1995 г. – Саров). Временным разрешением этой ситуации было ежегодное наведение понтонного пешеходного и велосипедного перехода через Сатис почти напротив храма Иоанна Предтечи во имя пророка Илии. Подход с поселка ИТР к переходу и от него к Управлению ВНИИЭФ (красные дома) обеспечивался по уже имеющейся грунтовой насыпи, начинающейся у клуба «Авангард» над коллектором сточной канализации. А для прямого выхода ко многим городским организациям, располагающимся тогда в зданиях монастырского комплекса, понадобилось расширить имеющуюся тропинку и сделать вдоль неё грунтовую подсыпку; эта тропинка была ранее проложена от храма Иоанна Предтечи к берегу Сатиса.
Более кардинально решить проблемы пешеходной связи населения обеих половин города предложил в 1960 г. главный архитектор Кузнецов Николай Васильевич (с 1957 г. по 1970 г.) путем замены понтонного перехода капитальным подвесным мостом на месте этого перехода. Городской совет во главе с Володиным М. Г. одобрил идею, обязав автора составить техническое задание на проектирование моста и направить его во ВНИПИЭТ в г. Ленинград (ВНИПИЭТ – Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт энергетической технологии – основной создатель проектной и рабочей документации на всю структуру города и ВНИИЭФ) для выбора конкретного места расположения моста с учетом перспектив дальнейшего развития города, прокладки к мосту дорог, выпуск чертежей на конструкцию моста и оценки общей стоимости строительства. Кузнецов нужное ТЗ оперативно оформил и выслал в адрес. Вскоре был получен от ВНИПИЭТ ответ, в котором сообщалось, что в связи с чрезвычайной перегруженностью по выполнению ранее полученных им заданий он не имеет возможности взяться за создание рабочего проекта на данный мост до 1966…1967 гг.
Отсюда следовало, что, даже, если город получит чертежную документацию по проекту к 1970 г., то с учетом времени последующего поиска в России изготовителей комплектующих деталей и узлов на мост, согласования необходимых вопросов и собственно времени на изготовления нужных элементов и сборок, изыскание подрядчика строительства моста и заключение с ним договора, а затем и выполнение всех строительных и монтажных работ, то вряд ли мост может быть принят в эксплуатацию к 1975 г. Поэтому автор идеи о подвесном мосте решил сам быстро разработать эскизный проект на него, а новых транспортных подходов к мосту не делать, воспользовавшись имеющейся земляной насыпью от клуба «Авангард» до Управления ВНИИЭФ, по которой уложить слой щебенки и по ней закатать один слой асфальта. Так же доработать и грунтовую дорожку до храма Иоанна Предтечи. Металлические же детали и узлы спроектировать с учетом технологических возможностей изготовления их на местных производствах, как и деревянных элементов. Оценив полезную нагрузку на мост, собственную его погонную массу с учетом длины около 70 метров мост и был спроектирован с расчётом прочностных характеристик всех элементов и заложении нужных коэффициентов запаса в них. Оставалось определиться с поставщиком основных несущих продольных подвесочных тросов. Заручившись нужными документами, Кузнецов Н. В. сам поехал в Свердловск на заводы, производящие стальные тросы. Там из имеющихся в наличии тросов он выбрал необходимые 8 шт. для моста, соответствующей длины и диаметром 40 мм, заказал их оперативную поставку к нам в город с обустройством сразу крепёжной заделки концов тросов. По возвращении в город Кузнецов Н. В. разместил изготовление остальных металлических элементов и узлов на заводах «Коммунист» и «Авангард», а деревянных компонентов в местном деревообделочном комбинате. После начала поступления (в середине 1962 г.) первых элементов и узлов для моста взялось выполнить весь комплекс работ Управление капитального строительства завода «Коммунист» (руководитель УКСа с 10.10.1960 г. инженер-полковник Разуваев А. Г.). Основания под пилоны и сами пилоны, а также бетонные «гнезда» в земле для закрепления в них концов 8 натяжных канатов на обоих берегах Сатиса строило СМУ-3 под руководством В. М. Босько. Монтаж канатов и металлического основания под деревянный настил выполнило СМУ-2 (начальник Воронин И. П.); оно же сделало и настил с длиной пролета 66 м и шириной 2,7 м, и перила моста, а также доработало дорожки и подходы к мосту с обоих его краев, уложило на них асфальт.
Таким образом, все работы по строительству моста были завершены к концу 1963 г. под постоянным контролем автора проекта – Кузнецова Н. В. В эксплуатацию мост был принят в апреле 1964 г. Прогулки к нему по ровным асфальтовым дорожкам, окруженным на всей их длине зелеными кустарниками и высокими деревьями, стали любимыми местами пешеходов и велосипедистов по свежему чистому воздуху без выхлопных газов автомобилей с возможностью постоять и даже покачаться на мостовом настиле, полюбоваться водной гладью Сатиса, а несколько позднее и покормить все возрастающее с каждым годом количество диких уток на воде около моста. Да и сильно увеличился по утрам поток идущих на работу трудящихся, стремящихся как бы совершить некую зарядку организма и напитав его на весь рабочий день чистым кислородом. А для новобрачных фотографирование на мосту и навешивание на его элементы замка с выгравированными на нем именами жены и мужа стали как бы для саровчан обязательным ритуалом каждой пары, скрепившей отныне и навек брачные узы. Таким образом, подвесной мост через Сатис стал, как бы одним из брендов города Саров. Да и недаром временно въезжающие в ЗАТО Саров граждане России стараются запечатлеть себя на фотографиях стоящими на этом мосту. А река Сатис издавна является своеобразным брендом, ибо этот топоним входит в официальное всемирно известное начальное название нашего монастыря, а, именно: «Сатисо-градо-Саровская пустынь».
А так как есть еще один подвесной мост через Сатис в районе Кремешков, то целесообразно для четкого их различия и также для увековечивания памяти (скончался в 1980 г.) о главном архитекторе города Кузнецове Н. В. – инициаторе строительства данного подвесного моста, лично разработавшем проектную документацию на него и принявшем непосредственное участие в сооружении этого перехода через реку и много другого полезного сделавшем для развития города, присвоить официальное название «Мост имени архитектора Н. В. Кузнецова» и разместить у моста об этом памятную доску. Думается, что после таких решения и действия закрепится в народе название перехода «Кузнецовский мост», как уже двух железобетонных мостов – «Музруковский» и «Маслихинский», представляется, что новый, введенный в эксплуатацию в конце 2017 г. транспортно-пешеходный мост через Сатис жители назовут «Захаровский» по наименованию магистральной улицы «Строителя Захарова» районного значения (по генплану города № 125), которая проходит через данный мост и соединяет «Заречный» район города и «Центральный» (до кольцевой транспортной развязки около улицы Академика Сахарова).
Посему необходимо инициировать администрацию Сарова и комиссию по наименованию городских улиц и объектов соцкультбыта рекомендовать нашей думе официально присвоить названия перечисленных мостов.
А. И. Герасимов, пенсионер и старожил, 31.01.2018 г.
В заключение, покажем наш САРОВСКИЙ «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в фотографиях нашего друга, замечательного фотохудожника и коллекционера – Владимира Германовича Тимофеевского.
Рисунок 6 – «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в Сарове зимой – 1
Рисунок 7 – «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в Сарове зимой – 2
Рисунок 8 – «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в Сарове весной – 1
Рисунок 9 – «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в Сарове весной – 2
Рисунок 10 – «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в Сарове летом – 1
Рисунок 11 – «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в Сарове летом – 2
Рисунок 12 – «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в Сарове осенью – 1
Рисунок 13 – «ВИСЯЧИЙ МОСТ» в Сарове осенью – 2
Марина! ТЫ — ЛУЧШАЯ!!! 🙂
Где и как можно раздобыть фото главного архитектора ГОРОДА — Кузнецова Николая Васильевича (с 1957 по 1970 гг.)?
Нашёл фото Н. В. Кузнецова в книге Степашкина В. А. «Зона особого строительства». Завтра размещу…
Фото Н. В. Кузнецова в книге Степашкина В. А. «Зона особого строительства»:
Краткая биография Н. В. Кузнецова в книге Степашкина В. А. «Зона особого строительства»:
Н.В. Кузнецов на открытии персональной выставки в парке культуры и отдыха (фото из книги В. А. Степашкина «Зона особого строительства»).
обратиться к внучке, например.https://museum-sarov.nnov.muzkult.ru/news_article/2924155/
http://sarovpressa.ru/vremya-i-kultura/bezmolvnyj-razgovor/
Мне странно, что не упомянули фамилию Гудкова, который учавствовал в создании подвесного моста.