Гедиминовичи, Ягайло, Витовт, Стефан Баторий, Радзивиллы и другие исторические персонажи, а также города, крепости и замки Белоруссии поглотили нас на 6 праздничных дней до такой степени, что по возвращению домой захотелось «расставить» все увиденное и услышанное, что называется, по полочкам в соответствии со временем, а между городами, где мы побывали, поставить «знаки препинания».
Гродно, Лида, Минск, Полоцк, Витебск и Орша –эти города стали ключевыми пунктами нашего путешествия, и этот маршрут в виде подковы обогнул Белоруссию с запада на восток, пройдя через северные земли. По сути многие из этих городов являются пограничными — с Польшей, Литвой, Латвией, Россией, и не прочувствовать историческую взаимосвязь между этими странами, а также смешение их культур, религий и языков было невозможно.
Наша группа насчитывала 18 человек, большинство – из Сарова. Обычно такая численность бывает великоватой в плане мобильности и принятия общих решений, но большинство из этих людей — туристы из состава группы Ольги Урбанович, схоженные годами по походам, поэтому проблем с дисциплиной и организованностью не было. В пути никого, практически, не ждали и не потеряли. С другой стороны, с таким коллективом не соскучишься, особенно вечером, накануне Рождества, когда все собираются в одном гостиничном номере за общим столом: есть и чего выпить, и чего закусить из домашних заначек, и есть, кому песню затянуть, и — кому ее подхватить.
Итак, о «знаках препинания», или все по порядку. Город Гродно – точка.
4 января утром пребываем на гродненский ж/д вокзал, где нас встречает наш групповод и экскурсовод в одном лице — Павел, обмениваем деньги по курсу: за нашу тысячу дают 200-215 тыс., в зависимости от банка. Транспорт нас ждет, мы готовы смотреть и слушать, на часах десятый час, но вот незадача — еще темно.
Гродно. Чыгуначны вокзал, значит, железнодорожный
Едем по городу. Тепло, снега нет и в помине. Очень чистые улицы, ухоженные дома, окна и балконы во многих из них в рождественских украшениях. Людей на улицах пока мало, сегодня выходной: последний из 4-х праздничных дней. Вот — православный храм, рядом — лютеранская кирха, а вот и кафедральный костел. И все это уживается вместе, а название площади, где расположен Фарный костел — символ Гродно, заметьте, Советская, а есть еще и улица Ленина, и памятники былым вождям не потревожены. На улице Советской, вдоль которой расположились очень жизнерадостно — разноцветные 2-х и 3-х этажные дома, в одном из рекомендованных нам кафе мы выпили кофе с пирожными. В этом районе Гродно выглядит совсем по-европейски.
Из окна лютеранской кирхи виден православный храм
В Гродно такие рождественские украшения — не редкость
После посещения кафедрального костела мы совершили экскурс во времена более отдаленные и, ступая по отшлифованным сотнями ног булыжникам как по ступеням, поднялись по крутому склону к Борисоглебской (Коложской) церкви. Этот православный храм является памятником архитектуры древнерусского зодчества XII в. Кирпичный фасад церкви декорирован отшлифованными валунами и майоликовой плиткой, и в солнечные дни, говорят, все это «играет» на солнце. А внутри церкви нам показали голосники, вмонтированные в стены горшки, которые служат для улучшения акустики. Коложская церковь еще необычна тем, что она только наполовину аутентична: из-за оползня часть стены в XIX в. Обрушилась, и ее заменили деревянной. Так и стоит эта церковь по-над Нëманом (здесь так называют эту реку): наполовину каменная, наполовину, деревянная.
Фарный костел — символ Гродно
Коложская церковь: наполовину каменная, наполовину — деревянная
Далее были замки: Новый и Старый. Новый замок (XVIII в.), хоть когда-то он и был королевским дворцом и в нем проходили генеральные сеймы Речи Посполитой, но в послевоенные времена (ВОВ) был перестроен в стиле советского неоклассицизма и приспособлен для размещения областного комитета КПСС. В ходе экскурсии запомнился интересный момент, связанный не столько с Новым дворцом, сколько с Новым годом. Была названа фамилия Гедройца, военного деятеля Великого княжества Литовского, после чего нам — экскурсантам последовал вопрос: «Не знаем ли мы еще кого-то с такой же фамилией, имеющей отношение к Новому году». Все скромно промолчали. Ну, конечно же! Раиса Адамовна Гедройц, княжна, написала слова к песне «В лесу родилась елочка».
Памятник Витовту выполнен из цельного дуба
Фрагмент слуцкого пояса в историко-археологическом музее
По соседству с Новым замком расположен Старый замок, история которого будет побогаче, чем у его соседа, поскольку началась она в далеком XI в. И кого только Старый замок не видел на своем веку: и великого князя Витовта, и короля Речи Посполитой Стефана Батория (помнится, в Каменец-Подольске, что на Украине, это имя мы тоже встречали: им названа одна из башен города). Во время русско-шведской войны здесь со своим войском пребывал Петр I. Сейчас в Старом замке находится историко-археологический музей.
Покидая Гродно, мы увидели из окошка нашей машины синагогу и оригинальную пожарную каланчу, с которой, как нам сказали, каждый день в полдень трубит трубач. Мы специально сегодня ждали этого момента, но трубача не было.
Едем на север в город Лиду. Дорожный знак показал, что до Вильнюса около 100 км, а до Минска — около 200. Вот тебе и взаимовлияние, и взаимопроникновение культур: Литва-то ближе, чем родная столица. За окнами мелькают поля, чем дальше к северу, тем больше на них снега. А поля, надо вам сказать, в идеальном состоянии: ровненькие, ни ухабов, ни рытвин и никакого бурьяна, все возделано.
Дороги тоже очень хорошие, можно сказать идеальные. Многие из них платные. Плата взимается с транспорта, осуществляющего коммерческие перевозки и с тяжелых легковых автомобилей (более 3-х т).
В Лиде нас привезли к Лидскому средневековому замку, памятнику оборонительного зодчества XIV в. Экскурсовод, шустрая такая женщина, в быстром темпе сделала нам прогон вокруг крепостных стен, сопровождая все это рассказами об истории возникновения Лидского замка. Указав нам на явные различия в аутентичной и современной кладке стен, добавила, что из-за такого грубого новодела, который был выполнен в советские времена, замок не попал в список культурного наследия ЮНЕСКО. В таком же быстром темпе мы вернулись за крепостные стены, где в своей полушутливой манере экскурсовод продолжила рассказ.
Лидский замок
Надо отметить, что г. Лида и Лидская крепость — это места уникальные с точки зрения истории, поскольку они выполняли стратегическую роль, защищая от крестоносцев земли Великого княжества Литовского. О значимости этого места говорят и имена владельцев замка — величайших рыцарей литовского княжества, которые оставили заметный след в истории, способствуя становлению и укреплению своего государства. Великие князья Гедимин, Кейстут, Ольгерд, Витовт – их чтят не только земляки; память о них увековечена и на Русской земле в памятнике «1000 — летие России», установленном в Великом Новгороде. Владел замком и Ягайло, правдами и неправдами отстаивая свое право на власть, но что-то его «подвиги» не воодушевляют.
В настоящее время в течение всего года в замке устраивают театрализованные представления и рыцарские турниры. Поскольку мы приехали довольно поздно, то смогли об этом догадаться только по промелькнувшим перед нами ряженным, покидающим территорию замка.
В Минске мы провели 2 дня, правда, один из них был посвящен знакомству с Несвижским и Мирским замками, до которых часа 1.5-2 езды от столицы. По дороге опять удивлялись идеальному состоянию полей, отсутствию мусорных свалок и хорошему качеству дорог. За окном промелькнул горнолыжный курорт; и это удивительно, рельеф-то под Минском равнинный. О том, как он функционирует, можно только догадываться, ведь снега-то совсем мало: земля чуть-чуть припорошена.
Несвижский и Мирский замки
Не знаю как другим, но мне в поездке по Белоруссии Несвижский замок – родовое гнездо князей Радзивиллов — понравился больше всего, даже не столько своими богатыми интерьерами и коллекциями, сколько удачно выстроенным сценарием экскурсии. Рассказы экскурсовода очень гармонично были дополнены небольшим музыкальным концертом и встречей с четой «Радзивиллов» в исполнении профессиональных актеров.
По Минску у нас была продолжительная экскурсия с переездами и пешеходными прогулками. Мы увидели и старую часть города, и живописные природные уголки, и современный мегаполис. У нас была возможность побывать и в музыкальном театре, и по своему желанию выбрать ту или иную выставку, ну и мимо магазинов с белорусской продукцией мы конечно не прошли.
Минск. В районе Троицкого предместья уживаются старина и современность
Понравилась нам и незапланированная поездка по вечернему празднично-освещенному Минску. После посещения театра мы попросили водителя, по дороге в гостиницу, сделать небольшой крюк, чтобы посмотреть на иллюминацию. Более всего было приятно не то, что водитель выполнил нашу просьбу, а как он это сделал! Он долго возил нас по расцвеченным улицам, из одного района в другой, и по всему чувствовалось, что делал он это из чувства гордости за свой город. И мы это поняли и благодарны ему.
Рождество в Минске
Утром на Рождество ударил мороз! Мы уезжали из Минска. Нам предстоял длинный путь сначала на север в Полоцк, а потом – в Витебск. Какое-то время мы ехали по темноте, а когда рассвело, то стало видно, что рождественский мороз «приодел» все деревья, все леса и всю природу в белые кружева инея. Чем дальше мы уезжали от Минска на север, тем более холмистым становился рельеф, и где-то там, между холмами, в долине, затерялась Хатынь; когда-то это была деревня, а теперь мемориальный комплекс. В морозной тишине периодически звонит колокол, наполняя сердца скорбью и тревогой. Почему-то больше поразили не цифры, показывающие, сколько белорусских деревень с ее жителями было уничтожено фашистами, а рассказ о двух девчушках. Им чудом удалось выбраться из горящего сарая, в который согнали жителей Хатыни, и незаметно прокрасться мимо охраны в лес, а потом в соседнюю деревню. Там их выходили, а через некоторое время эту деревню постигла та же участь, что и Хатынь: все жители погибли.
Хатынь. Люди, помните…
Полоцк. Самый древний город Белоруссии и один из старейших городов Киевской Руси. Почему Киевской Руси? Да потому что здесь она была, здесь зачиналась когда-то, а потом под кем только эти земли не были… Полоцк находится не так далеко от границы с Псковщиной, и – вот они, такие узнаваемые в нашем Отечестве деревянные со ставнями домики, кучно расположенные вдоль реки, красноречиво говорят, что Россия рядом. А река, которая здесь протекает — это Западная Двина, и, двигаясь дальше на север, она вскоре пересечет границу с Латвией и станет Даугавой. Как же все близко и переплетено…
Город Полоцк
Спасо-Евфросиниевский монастырь. Здесь покоятся мощи Евфросинии Полоцкой
Какое-то время мы тщетно «утюжили» центральную часть города в поисках пунктов обмена валют, которые в праздничный день не работали. Здесь все показалось каким-то безликим: типовые дома, магазины с толпами народа — как во многих наших российских городах; то ли ты в Туле, то ли в Саранске. Старая же часть города со скверами и сохранившейся застройкой встретила нас со спокойным достоинством. Эта часть города как бы скатывается к набережной, где открываются просторы Западной Двины, а по ее берегам сквозь закуржавленные инеем деревья просматриваются белокаменные башни и золоченые главки храмов. Мы посетили музей книгопечатания, который знакомит с историей создания письменности и посвящен книге: от первых рукописных экземпляров до современных изданий. Здесь все так фундаментально, начиная от представленных интерьеров старинной библиотеки до фолиантов в кожаных переплетах с металлическими застежками. Рукописные книги, затейливо украшенные цветными иллюстрациями, филигранные гравюры, а также Симеон Полоцкий, Франциск Скорина, имеющие непосредственное отношение к истории книгопечатания, опять же Евфросиния Полоцкая, которая тоже «приложила свою руку» к этому доброму делу. Экспозиционная площадь музея огромна, поэтому экскурсия была продолжительной и исчерпывающей.
В полоцком музее книгопечатания
Около Борисова камня
А потом был Софийский собор. Глядя на вознесшийся к небу на 50 м двухбашенный храм, трудно было переключиться на мысль, что это явно католическое по архитектуре сооружение имеет непосредственное отношение к древнейшим храмам Руси (ХI в.) и когда-то был очень похожим с одноименными храмами Киева и Великого Новгорода. К сожалению, оригинальное здание Софийского собора в Полоцке не сохранилось, остались фрагменты нижних стен, которые нам показали во время экскурсии. Во время Северной войны 1700-1721 гг. в храме размещался пороховой склад, который в 1710 г. взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен. Восстановление собора проходило во времена униатства, и к 1750 г. на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко. В 1839г. храм был возвращён православным. Сейчас это православный кафедральный собор г.Полоцка. Собор входит в состав Полоцкого историко-культурного музея-заповедника. Рядом с собором установлен один из Борисовых камней.
Софийский собор: снаружи и внутри
Уже в сумерках мы добрались до Спасо-Евфросиниевского монастыря, где поклонились мощам преподобной Евфросинии Полоцкой. И снова в дорогу, в Витебск.
Рождество в Витебске
Часа через 3 мы были уже в гостинице, и быстро устроившись там, отправились прогуляться по празднично расцвеченному городу. На сей раз гостиница находилась в самом центре города, поэтому нам не надо было куда-то ехать, все самое интересное с точки зрения культуры и истории
Благовещенская церковь и Свято-Успенский кафедральный собор
расположено рядом. Следующий день был последним днем нашего пребывания в Белоруссии, и он был таким же насыщенным, как и предыдущие. Только-только начало светать, а мы уже на пешеходной экскурсии по городу. По утреннему морозцу навестили Благовещенскую церковь — памятник древнеполоцкой архитектуры, расположенную недалеко от нашей гостиницы. По преданию этот храм возведен в 974 году княгиней Ольгой одновременно с основанием Витебска. Потом мы поднялись на холм к Свято-Успенскому кафедральному собору. Судьба этого храма типична: он погибал в огне и возрождался, разрушался иноверцами, и его снова восстанавливали. Изначально он строился в XVIII в. как униатский, в 1936 г. был взорван и воссоздан в начале XXI века как православный храм.
Музей-усадьба И.Е.Репина «Здравнево» и репродукция одной из его картин
Потом мы прошлись по центру города по его узким улочкам, брусчатым мостовым, мимо ратуши, останавливаясь около значимых мест. Здесь находятся памятник витебскому князю Ольгерду,
«Встречи» с Марком Шагалом: около его дома-музея и на выставке елочных игрушек
памятник героям Отечественной войны 1812 г., губернаторский дворец, где была ставка Наполеона в 1812 г. и арт-центр Марка Шагала. Витебск — красивый город, он широко раскинулся по холмистой местности вдоль берегов Западной Двины. Здесь очень гармонично уживаются старина и современность. Однако Витебск — город большой (население-более 300 тыс.), так что одного дня явно маловато, чтобы суметь его понять.
В этот день мы также побывали в доме-музее М.Шагала и съездили в усадьбу И.Репина Здравнево, что недалеко от Витебска. К вечеру 8 января мы приехали в Оршу, откуда ночным поездом отбыли в Москву.
Валя! Всё замечательно!
Но где же ОБЩИЙ СНИМОК ВАШЕЙ ГРУППЫ, с аннотацией кто есть кто? Неужели вы не снялись на память о таком запоминающемся мероприятии!? 🙂
Леша, привет! Общей фотографии у меня не оказалось, вся надежда либо на Стаса Наумова, либо на Сашу Стасевича. Они тоже фотографировали
У них, конечно, Валя, должен быть ОБЩИЙ снимок группы!
Начали подготовку к майскому тренировочному походу «Крым — 2015»! Запланировали заброску в Понетаевку и проход на Первомайск! Всего напрямик по карте около 30 км. Как раз нам на двое суток похода ПВД! Надеюсь, Валя, на твою поддержку при разработке маршрута!
Всегда твой, Алексей Демидов 🙂