Фоторепортаж из г. Чкаловска 23 июня 2012 года.

«75 лет первому трансполярному беспосадочному перелету».

Авторы: Алексей Демидов и Владимир Тимофеевский.

         75 лет назад состоялся легендарный беспосадочный перелет экипажа в составе Героев Советского Союза летчиков:  В. П. Чкалова (командир, первый пилот), Г. Ф. Байдукова (второй пилот) и А. В. Белякова (штурман) через Северный полюс в Северную Америку. Одномоторный самолет АНТ-25 конструкции А. Н. Туполева вылетел из Москвы 18 июня 1937 года и 20 июня приземлился в американском г. Ванкувере (штат Вашингтон, США). За 63 часа 16 минут экипаж В. П. Чкалова преодолел расстояние свыше 8.5 тысяч километров  в сложнейших погодных условиях Арктики. В Америке русских летчиков встречали как настоящих героев, а дома — и подавно!

          На родине Валерия Павловича Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области 23 июня 2012 г. прошли торжества, посвященные этому знаменитому перелету – выдающемуся достижению нашей Страны. Торжества были широко разрекламированы, к ним готовились заблаговременно (фактически с 2010 года) не только жители Чкаловска, Нижнего Новгорода и области, но и, без преувеличения можно сказать, неравнодушные граждане всей России. Достаточно отметить, что московский Издатцентр «Марка» выпустил к юбилейной дате марку России № 1596 (дизайнер А. Поварихин) «75 лет первому трансполярному беспосадочному перелету» с изображением самолета АНТ-25 на фоне карты с рекордным маршрутом через Северный полюс. Марка была запущена в обращение восьмого июня на почтамтах Москвы и Санкт-Петербурга со спецгашением первого дня на конвертах с изображением (слева направо) героев-летчиков Александра Белякова, Валерия Чкалова и Георгия Байдукова в унтах и меховой летной одежде.

 24. Конверт первого дня с московским спецгашением юбилейной марки 08.06.2012

Мы знали из Интернета о выходе марки, и, пожалуй, главной целью нашего посещения Чкаловска 23 июня было желание послать конверты в Саров из Чкаловска с юбилейной маркой, погасив её чкаловским спецштемпелем. Забегая вперед, скажем, что нам как филателистам это сделать удалось!

 25. Заказное письмо из Чкаловска в Саров сгашением юбилейной марки спецштемпелем Мемориальный музей В. П. Чкалова

Заказное письмо из Чкаловска в Саров с юбилейной маркой, погашенной постояннодействующим спецштемпелем «Мемориальный музей В.П.ЧКАЛОВА»

         В Чкаловск мы отправились в 4 часа утра на автобусе одной из наших частных фирм и буквально через три с небольшим часа были уже в Нижнем на Московском вокзале. Далее — пригородной электричкой около полутора часов до Заволжья (конечная), правда, пришлось ждать ближайший электропоезд около часа. От Заволжья до Чкаловска около 40 км на «Пазике» ехали целый час. И вот здесь в этом стареньком «Пазике», стоя «на одной ноге» вместе с другими 70-тью пассажирами мы впервые «почувствовали разницу» между Саровом и малыми городами Нижегородчины. Тем не менее, к 11-ти часам мы были на месте.

Для Справки по материалам Н. В. Морохина на 2007 год:

         Чкаловск – город Нижегородской области (14.2 тыс. жит.), районный центр на берегу образованного Волгой Горьковского водохранилища (в народе — «горе-море» прим. авт.), в 90 км к северу-западу от Нижнего Новгорода… Свою историю он ведет от древнерусского поселения Василева Слобода, которое здесь, на землях, принадлежавших мере, основал сын Юрия Долгорукова, князь Василий Юрьевич в 12 веке. Василева Слобода стала одним из форпостов Владимиро-Суздальской Руси на волжском торговом и военном пути…К 19 веку она стала крупным базарным селом, жители которого занимались в основном гончарным промыслом и бурлачеством. В 1883 году в нем появляется первое предприятие – судоремонтные мастерские. Получив развитие в годы советской власти, они выросли в крупный градообразующий завод имени Ульянова-Ленина…

         В Васильевой Слободе родился великий летчик Валерий Чкалов. Здесь прошло его детство, начался трудовой путь. В 1937 году (в августе, ещё при жизни В.П.Чкалова – прим. авт.) рабочий поселок Василёво в честь прославленного земляка получает название Чкаловск.

 32. Валерий Павлович Чкалов,1937, из архива Мемориального музея В. П. Чкалова

         Новый период в его истории начинается со строительством в 1950-х годах Горьковской ГЭС. Чкаловск переносят с низкого берега Волги, который попадает в зону затопления, на другое более высокое место и заново строят по четкому регулярному плану на месте деревень Усово, Ивановской, Зманово, Липовской и Баклово… В 1955 году Чкаловск получает статус города…

От автовокзала центральная улица Пушкина выводит нас на центральную площадь Чкалова с памятником Чкалову и ДК им. Чкалова. Но фотографировать не успеваем, узнаем в турагенстве, что свободных мест нет, переночевать не удастся и почти бегом идем на узел связи, до которого по второй центральной улице Ленина около двух километров. Бросается в глаза «раздолбанность» дорог и тротуаров, изношенные «донельзя» «Пазики» в качестве городского транспорта, некошеная и нестриженная трава на улицах города… Видим первую примету праздника – растяжку «Чкаловцы приветствуют гостей», с надписью с другой стороны «Чкаловцы гордятся подвигом героя».

 26. Растяжка Чкаловцы приветствуют гостей на ул. Ленина

На здании Администрации и Земского собрания Чкаловского района установлен герб Чкаловска с красным оленем на белом фоне, белыми ладьёй на синем и самолетом на красном фонах. Что же – простой, понятный и красивый герб у Чкаловска! И вот, наконец, отделение почтовой связи «Чкаловск». Здание почты России приятно поражает гербом СССР на своем фасаде.

 27. Герб Чкаловска на административном здании 28. Здание ОПС Чкаловск

Еще больше радуют сотрудники отделения почтовой связи. Они отлично подготовились к приему филателистов. Юбилейные конверты и марки, сувенирные наборы с марочным листом, КПД Москвы и Санкт-Петербурга, отдельные конверты с московским спецгашением (см. выше) — все в достаточном для нас количестве. А как быстро и мастерски они нам помогли оформить спецгашения и отправку заказной корреспонденции! Большое спасибо всем сотрудникам ОПС «Чкаловск» 606540 за внимание к Саровским филателистам, все эти девушки достойны премии за отличную работу в праздничный день! Но время неумолимо – на торжественную встречу официальных лиц и гостей праздника у памятника В. П. Чкалову не успеваем и прямиком по улицам Комсомольской и Чернышевского выходим на набережную – ул. Чкалова. По ходу отмечаем очень «колоритные» бараки и козу на их фоне.

29. На улице Комсомольской

На улице Комсомольской

Есть и домики, очевидно позапрошлого века, с краснокирпичной кладкой, как в Сарове.

30. На улице Чернышевского

На улице Чернышевского

На набережной, на высоком берегу стоят уже весьма богатые дома.

31. На улице Чкалова

На улице Чкалова

Двигаемся дальше по улице Чкалова к музейному кварталу «Русские крылья» — там сегодня основные торжества. В мемориальный музей В. П. Чкалова не пускают – сначала пройдут «вип-персоны». Выходим к 13-00 на площадь перед сталинским Домом культуры с барельефом Чкалова на фасаде.

2.Дом культуры им. В.П. Чкалова. Символ чкаловска построен в 1940 году арх. А.А. Яковлевым33. Фасад сталинского ДК с барельефом Чкалова

 Сегодня в 15-30 по программе торжественное открытие этого здания после длительной реставрации… А вот и сами «Русские крылья»- современный боевой реактивный самолет на постаменте.

1. 75 лет первому трансполярному беспосадочному перелету экипажа в.п. чкалова34. Современный боевой реактивный самолет на постаменте

 На площади уже много народа — на установленной концертной сцене-трибуне идет обещанное по программе дефиле участников конкурса современного костюма «Русский лен».

35. Дефиле участников конкурса современного костюма «Русский лен»

 До начала объявленного  на 14-00 летного шоу у нас есть время, и мы идем по ярмарочным рядам. Выставка — продажа народных промыслов Поволжья просто поражает.

7.ярмарка с торговыми рядами. народные промыслы нижегородчины

36.Куклы как живые

Куклы как живые

37. Невозможно у такой мастерицы не купить что-нибудь

Невозможно у такой мастерицы не купить что-нибудь

 Кстово, Лысково, Хохлома, и многие другие умельцы представили свою продукцию, а в Новинском центре ремесла додумались даже сделать к юбилею игрушку «молоточки – самолетики» со схемой легендарного полета через Северный полюс.

38.Новинский центр ремесла

 Делаем покупки сувениров на память… А народ уже столпился на берегу Волги в ожидании летного шоу.

3. Горьковское водохранилище. на пристани города чкаловск перед началом АВИА шоу 23.06.1239.Народ в ожидании летного шоу

Параллельно идет бесплатное катание детей на различных «суденышках» по Горьковскому морю.

4. Прогулки  по Горьковскому водохранилищу в день города 5 Прогулки по Горьковскому водохранилищу в день города 23.0640. Катание детей по Волге на различных суднах

 И вот, наконец, они прилетели! Два спортивных самолетика выделывали над нами фигуры высшего пилотажа! Порой даже было страшновато, когда кто-то из летчиков пикировал на наше «людское море» и проносился совсем низко над нашими головами!

6. Жители и гости города чкаловск смотрят авиашоу над горьковским водохранилищем 8 авиашоу

41. Привет Летуны!

Привет, летуны!

42. А мне все-равно! У меня свой самолет!

А мне всё равно! У меня свой самолёт

 Шоу продолжалось не более получаса и прекратилось так же внезапно, как и началось! Если серьезно, далее нам было очень интересно посетить вновь отстроенное здание ангара с самолетами, на которых летал Чкалов,

23. здание музея ангара для размещения самых крупных экспонатов- самолетов

 но и, конечно, увидеть вблизи легендарный АНТ-25. Но не тут-то было! Пока не пропустили на торжественное открытие вип-персон,

14. Торжественное открытие ангара для размещения крупных экспонатов- самолетов, на которых В.П. Чкалов летал

Торжественное открытие ангара для самолётов, на которых летал Чкалов

43. Внимание веб-персоны

Внимание! Вип-персоны!

44. Уважаемые люди на открытии

Уважаемые люди на открытии

 простых смертных держали на входе… Володе Тимофеевскому все же удалось проникнуть в ангар на торжественное открытие и сделать ряд исторических снимков дочерей Чкалова – Ольги Валерьевны и Валерии Валерьевны.

13.  В первом ряду дочери  чкалова. слева младшая- ольга валерьевна справа старшая валерия валерьевна

В первом ряду дочери Чкалова: слева младшая Ольга Валерьевна, справа старшая Валерия Валерьевна

 Володе посчастливилось посмотреть театрализованное представление с артистом театра в роли Чкалова, который бойко доложил присутствующим об успешном завершении полета из Москвы в Америку через Северный полюс!

11. актер театра в роли В.П. Чкалова с рассказом о перелете в из СССР в Америку 12. актер театра в роли В.П. Чкалова с рассказом о перелете в из СССР в Америку18. актер театра в роли В.П. Чкалова с рассказом о перелете в из СССР в Америку под крылом гиганта АНТ-25

 И все же в 14-40 в ангаре мы были уже оба в ангаре! На входе – знаменитый самолет – «трудяга» ПО-2 конструкции Н. Н. Поликарпова – подарок В. П. Чкалову от Советского Правительства за перелет на остров Удд.

10.самолет У-2 (ПО-2) а. конструктора Н.Н. Поликарпова был подарен В.П. Чкалову

 На этом самолете Валерий Павлович не раз прилетал к себе на родину и катал своих земляков. А вот и знаменитый АНТ-25 – перед нами.

15. На переднем плане гигант АНТ-25 (А. понструктор А.Н. Туполев)45. Легендарный АНТ-25

 Самолет конструкции А. Н. Туполева, построен 1934 году специально для дальних перелетов, цельнометаллический. Размах крыльев – 34 метра, длина -13 м; полетный вес -11 т, запас горючего – 6 т; скорость -170 км/час, высота полета — 5000 м; мотор А. Микулина мощностью 960 л.с. Именно на этом самолете Чкалов, Байдуков и Беляков совершили два исторических перелета: в 1936 году 20-22 июля Москва – остров Удд, в 1937 году 18-20 июня Москва – Северный полюс – США (г. Ванкувер). Протяженность первого перелета — 9374 км, время в пути – 56 часов 20 минут. Именно за этот перелет летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а маршрут получил название Сталинского.

46. Схема перелета Москва-о. Удд

Схема перелёта Москва — Удд

 Надпись «Сталинский маршрут» была сделана на обеих сторонах фюзеляжа.

48. Москва - о. Удд - Сталинский маршрут

 Сам Сталин встречал экипаж в Москве на аэродроме после перелета и жал руки героям-летчикам.

47. Сталин жмет руку Чкалову

Сталин жмёт руку Чкалову

 А схема перелета Москва- Северный полюс — США нанесена сегодня на хвостовом оперении АНТ-25.

20. схема перелета экипажа в.п. чкалова из СССР в США через северный полюс

 За этот полет летчики получили только ордена Красного Знамени. Почему- то советское, а не американское Правительство подарило Чкалову американский легковой лимузин Паккард (модель «Супер Эйт» 1937 года) за перелет в США.

19. Американский лимузин Паккард , который советское правительство подарило В.П. Чкалову49. Паккард (модель «Супер Эйт» 1937 года)

 Прямо рядом с легендарным самолетом на наших глазах давал интервью ННТВ президент комитета по культурному обмену имени В. П. Чкалова американского города Ванкувер Даг Лэшер.

50. Даг Лэшер - гость юбилейных торжеств

 Ежегодно на месте приземления Валерия Чкалова и его товарищей в Ванкувере проходят торжественные встречи. К мемориалу, воздвигнутому в честь русских летчиков, возлагают цветы. В ангаре представлен знаменитый «ишачок» — истребитель И-16 Н. Н. Поликарпова.

17. под крылом гиганта АНТ-25 самолет И-16 (а.конструктор Н.Н. Поликарпов)

Под крылом гиганта АНТ-25 самолёт И-16

Самолет был на вооружении воздушных сил Советского Союза с 1935 по 1942 год. Экспонируется здесь как образец марки вышедшей в серийное производство благодаря Чкалову. Выставлены в ангаре и другие самолеты, к испытаниям которых имел отношение В. П. Чкалов, например, И-17, но в серию он не пошел….

16. самолет И-17 (а. конструктор Н.Н. Поликарпов) который испытывал чкалов

 Ну а к реактивному самолету МИГ-15- бис Валерий Павлович отношения не имел…

21.реактивный самолет МИГ-15- бис

Вообще, обновленная экспозиция в ангаре оставляет очень хорошее впечатление. Радуют исторические фото и обновленные подписи – аннотации под ними. Если на фото Сталин, то и написано, что это Сталин жмет руку Чкалову, а не безымянный член Советского Правительства…

Далее наш путь лежал в дом-музей, где родился и вырос В. П. Чкалов.

22. мемореальный музей В.П. Чкалова. дом, где родился и вырос прославленный советский летчик

 На входе нас ждала удача: приобрели план города с историческими текстами Н. В. Морохина, путеводитель по мемориальному музею В. П. Чкалова В. П. Лукина, книгу «Валерий Чкалов» В. Ф. Карпенко, а главное, совсем новую книгу «Время Чкалова» с автографом автора А. М. Цирульникова. Экспозиция в музее интересная, но отдельные надписи под экспонатами явно устарели. Приведем лишь один пример: витрина с филателистическими материалами, посвященными Чкалову. Под стеклом марочный лист 2004 года к столетию Чкалова, а надпись к витрине гласит: «Министерство связи СССР регулярно выпускает почтовые открытки, конверты, марки, посвященные В. П. Чкалову». Вот так, — СССР нет уже более 20 лет, а его министерство все работает… Грустно и смешно…

51. Филателистическая продукция в доме -музее

К 15-30 мы закончили осмотр музея и поспешили на открытие сталинского Дома культуры. На торжественный митинг мы опоздали, но помахали голубям, которых выпустили в честь открытия ДК красивые девушки в стильных нарядах.

52. Летите голуби, летите

Летите, голуби, летите

 Далее история повторилась — внутрь ДК вошли только вип-персоны. Ждать, когда запустят всех остальных, уже не было ни времени, ни сил. Поэтому мы приняли решение возвращаться домой. По пути к автостанции кое-как перекусили и сели в обратном порядке на автобус, электричку и микроавтобус до Сарова. В результате в первом часу ночи 24 июня были уже дома. Поездка успешно завершена! Все конверты из Чкаловска пришли в Саров в полном порядке, за что еще раз спасибо «Почте России». До новых торжеств!

 

Материал был опубликован в саровской газете «Городской курьер» в сильно урезанном виде и почему-то под другим заглавием

К этой записи 5 комментариев

  • Валерий:

    Лёша, у меня есть лишние советские конверты и марки по этой тематике. Могу поменять на какие-нибудь другие по местной тематике (Саров, юг Нижегородской области, Мордовия) или по теме «Космос».

  • Алексей Демидов:

    Валера! Если тебя интересуют наши последние филателистические достижения, готов помочь по мере сил…

  • Алексей Демидов:

    Во что превратилась наша статья с Володей в архиве газеты «Городской курьер»! УМУ НЕПОСТИЖИМО!

    http://archive.sarovpressa.ru/2012/07/25/16338/

    Архив газеты «Городской курьер»

    История с географией

    Легендарный беспосадочный перелет через Северный полюс в Северную Америку экипажа в составе Героев Советского Союза летчиков Валерия Чкалова (командир, первый пилот), Георгия Байдукова (второй пилот) и Александра Белякова (штурман) состоялся 75 лет назад. Одномоторный самолет АНТ-25 конструкции А.Туполева вылетел из Москвы 18 июня 1937 года и 20 июня приземлился в американском г.Ванкувере (штат Вашингтон, США). За 63 часа 16 минут экипаж преодолел расстояние свыше 8,5 тыс. километров в сложнейших погодных условиях Арктики. В Америке русских летчиков встречали как настоящих героев. А дома – и подавно!
    …На торжества, посвященные перелету, отправились саровчане – филателисты, путешественники Алексей Демидов и Владимир Тимофеевский. Их заметки мы предлагаем вашему вниманию.
    К торжествам готовились фактически с 2010 года. И не только в Чкаловске, Нижнем и области. Без преувеличения скажем – по всей России. Достаточно отметить, что московский Издательский центр «Марка» выпустил к юбилейной дате марку России № 1596 (дизайнер А.Поварихин) «75 лет первому трансполярному беспосадочному перелету» с изображением самолета АНТ-25 на фоне карты с рекордным маршрутом через Северный полюс. Пожалуй, главной-то целью нашей поездки и было послать из Чкаловска в Саров конверты с юбилейной маркой, погашенной чкаловским спецштемпелем. И, знаете, удалось!
    Саров, Нижний, Заволжье… Большая часть пути преодолена. А вот 40 км от Заволжья до Чкаловска на стареньком «ПАЗике» ехали целый час cтоя на одной ноге! Что называется, «почувствуйте разницу» между Саровом и малыми городами Нижегородчины! И все же добрались.
    Наша цель – узел связи. До него по второй центральной улице – Ленина – около двух километров. Бросается в глаза раздолбанность дорог и тротуаров, донельзя изношенные «ПАЗики» в качестве городского транспорта, некошеная и нестриженая трава на улицах… Зато издалека видна первая примета праздника – растяжка «Чкаловцы приветствуют гостей!» с надписью с другой стороны: «Чкаловцы гордятся подвигом героя!».
    На фасаде здания Почты России – герб СССР. А вот связисты вполне современны. Отлично подготовились к приему филателистов. Юбилейные конверты и марки, сувенирные наборы с марочным листом, конверты первого дня Москвы и Санкт-Петербурга, отдельные конверты с московским спецгашением… А как быстро и мастерски сотрудники ОПС «Чкаловск» 606540 помогли оформить спецгашения и отправку заказной корреспонденции!
    Главное сделано – можно посмотреть городок. По пути на набережную – ул.Чкалова – отмечаем колоритные бараки и козу, домики явно позапрошлого века – с краснокирпичной кладкой, как в Сарове. В музейном квартале «Русские крылья» сегодня основные торжества. В мемориальном музее В.Чкалова – «вип-экскурсия», народ потом пустят. И он гуляет: смотрит дефиле участников конкурса костюма «Русский лен», выставку народных промыслов Поволжья, детки по Горьковскому морю бесплатно катаются на различных суденышках. И вот, наконец, над толпой появились два спортивных самолетика, выделывая фигуры высшего пилотажа! Даже страшновато было, когда кто-то из летчиков пикировал, проносился совсем низко над головами. Шоу продолжалось не более получаса и прекратилось так же внезапно, как и началось.
    А еще было очень интересно посетить вновь отстроенное здание ангара с самолетами, на которых летал Чкалов: легендарный АНТ-25, знаменитый самолет-«трудягу» ПО-2 конструкции Н.Поликарпова – подарок В.Чкалову от Советского правительства за перелет на остров Удд. На нем Валерий Павлович не раз прилетал к себе на родину и катал своих земляков. Обновленная экспозиция в ангаре оставляет очень хорошее впечатление. Исторические фото с достоверными аннотациями: если на фото Сталин, то и написано, что это Сталин жмет руку Чкалову, а не безымянный член Советского правительства…
    Далее наш путь лежал в дом-музей В.Чкалова. Экспозиция интересная, но надписи под экспонатами… К примеру, витрина с филателистическими материалами, посвященными Чкалову, марочный лист 2004 (!) года к столетию Чкалова. А надпись – верх компетентности: «Министерство связи СССР регулярно выпускает почтовые открытки, конверты, марки, посвященные В. П. Чкалову». И СССР нет уже более 20 лет, а его министерство все работает… Грустно, грустно и смешно… До слез. Обратный маршрут, зеркальное отражение дороги к Чкалову – «ПАЗик», электричка и автобус до Сарова – успешно завершился дома за полночь. Все конверты со спецгашением из Чкаловска пришли в полном прядке, за что спасибо «Почте России».
    А.Демидов, В.Тимофеевский
    Запись опубликована Июль, 25, 2012 г. автором samsonov в рубрике Неформат.

    ВОТ ТАКОЙ — НЕФОРМАТ! 🙂
    Как хорошо, что у нас теперь свой сайт! 😉

  • Александр:

    Добрый всем привет дня и ночи!
    Случайно зашёл на ваш сайт и прочитал повествование о своём земляке В.П. Чкалове. Есть, конечно, некоторые неточности в тексте и не совсем правдивая информация, но это к автору не относится, а как бы дополнение. Вот смотрю на самолёт МиГ-15 бис и вспоминаю свою молодость, как — то залез в него в кабину и случайно повернул кран аварийного выпуска закрылков и они вышли и встали на вечное хранение и теперь самолёт в музее стоит с выпущенными закрылками. Далее что касается знаменитого самолёта У-2 (По-2), который был подарен Чкалову. Смелюсь вам доложить — того самолёта подлинника уже давно нет в живых, на котором он прилетал на родину, а этот экспонат намного позже перегнали в дар музея и перекрасили под самолёт Чкалова. Что касается легендарного АНТ-25, то тут тоже есть зацепочка, что этот экземпляр тоже не его подлинник, а якобы самолёт другого экипажа, об этом знают немногие посвящённые, но для нас земляков он ценный. Оборудование, находящееся с ними в полёте через Север тоже пришлось некоторое в негодность и заменено на новодел, например, палатка и т. д. Одним словом, что я хочу сказать — когда пишите, то надо объективно писать или в некоторых моментах промолчать и не выставлять за оригинал. Всем всего дорого.

    1. Ткачёв К. И.:

      Могу предположить то, что с большой долей вероятности, авторы вряд ли могли знать об отсутствии подлинников, как все остальные граждане.

Добавить комментарий для Валерий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>