Когда весной 2015 года планировался традиционный тренировочный поход по Присаровью, возникла идея пройти маршрут от Серафимо –Понетаевского монастыря до поселка Сатис, недалеко от которого находится один из валунов. Мы хотели запечатлеть виды монастыря в лучах заходящего или восходящего солнца весной, когда еще не распустились листья на деревьях. И по возможности «повторить» снимки, сделанные в начале прошлого века известным фотолетописцем Нижегородского края Максимом Дмитриевым. А потом отправиться в направлении п.Сатис на поиски валуна.
Так сложилось, что планы поменялись и поход прошел далеко от Понетаевки. В район п.Сатис на поиски валуна мы сходили одной из июньских суббот. А поездка в Понетаевку все откладывалась. Пока, наконец, в конце ноября мы не сказали решительно друг другу: «Пора!».
Мы решили, что поздняя осень удобное время в том плане, что листья уже опали и деревья не закрывают интересующих нас видов. День выдался пасмурный. Может быть, это и хорошо – не приходилось делать фотографии против солнца.
И так, задачей нашего посещения Серафимо-Понетаевского монастыря было по возможности «повторить» снимки Дмитриева. Точки съемки были приблизительно определены зарнее. Точь-в-точь у нас, вряд ли получилось, хотя бы потому что часть фото сделана Дмитриевым с возвышения.
Монастырь начинает свою летопись с 1864 года, когда была утверждена женская община во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» , во главе с Гликерией Занятовой. А через 5 лет, в 1869 году, община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря, с учреждением при нем училища для девиц духовного звания. http://collection-nn.ru/2016/03/03/ponetaevskij-monastyr/, http://ponetaevskiypni.ru/
Сегодня доминирующим сооружением в монастыре (его визитной карточкой) является колокольня, с примыкающим к ней трехэтажным корпусом. Ее строительство было завершено к 1911 году (где-то пишут, что после 1907 года), на фотографиях Дмитриева колокольного корпуса нет. Но это первое здание, которое вы увидите, войдя на территорию монастыря через восточные ворота. Перед колокольней находится монастырский пруд.
На берегу пруда была наша первая точка съемки.
Фото 1а. Вид на больничную церковь и пруд (фото М.Дмитриева)
Фото 1б -Вид на больничную церковь и пруд (2015 г.)
В 1882 году был заложен игуменский (больничный) корпус – большое трехэтажное здание. В восточной части корпуса был устроен храм, составляющий с ним неразрывную связь. Назначение его – чтобы престарелые и больные, лишенные возможности двигаться, могли слышать богослужение из комнат, расположенных в соседстве с храмом. Храм был сделан в два яруса: нижний храм – на уровне 1 этажа и верхний – на уровне 2-го и 3-го этажей. Нижний храм (в честь Серафима Саровского), был предназначен для погребения в нем благотворителей обители, верхний ( в честь Сергия Радонежского) – для вседневных богослужений.
Фото 2а — Больничная церковь и монастырские кельи (фото М.Дмитриева)
Фото 2б — Здание больничной церкви и монастырских келий (2015 г.)
Еще один вид этого корпуса с водонапорной ветряной башней (начало XX века) на переднем плане.
Фото 3а — Вид Серафимо-Понетаевского монастыря (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)
Фото 3б — Вид Серафимо-Понетаевского монастыря (2015)
Фото 4а — Церковь преподобного Сергия Серафимо-Понетаевского монастыря (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)
Фото 4б — Церковь преподобного Сергия Серафимо-Понетаевского монастыря (2015 г.)
Следующие две фотографии на все тот же корпус делалась, по-видимому, чуть сверху из здания напротив. Мы же такой возможности не имели.
Фото 5а — Серафимо-Понетаевский монастырь (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)
Фото 5б — Серафимо-Понетаевский монастырь (2015 г.)
Фото 6а- Серафимо-Понетаевский монастырь (фото М.Дмитриева)
Фото 6б- Серафимо-Понетаевский монастырь
С первых же дней возникновения женской общины сёстры занимались живописными работами.
В 1860-е годы в монастыре сформировались два основных художественных направления — школа мозаическая и живописная. В середине 1870-х годов в монастыре были начаты работы по постройке каменного корпуса для художественной мастерской.
«Я прохожу мимо колоколенки, и внезапно взорам моим открывается прекрасное каменное здание, с палисадником, зеленью кругом, с орнаментами на фасаде.
— Скажите, что это за корпус? — обращаюсь я к проходящей, совсем еще молодой черничке.
— А это у нас живописный корпус. Тут с Афона монашенки обучают у нас, — и в ее голосе опять звучит нота гордости.» В.Г.Короленко, Записные книжки.
Корпус и сегодня выглядит довольно симпатично.
Фото 7а — Школа живописи (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)
Фото 7б — Живописный корпус (2015 г.)
Фото 8а — Живописный корпус Серафимо-Понетаевского монастыря (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)
Фото 8б — Живописный корпус (2015)
Вот так выглядит здание вблизи.
Фото 9- Живописный корпус (2015 г.)
В 1867-1873 годах построен каменный корпус — трапезная и большое помещение для сестер, в нем домовая церковь в честь Пресвятой Богородицы Живоносного Источника.
Фото 10а — Живоносная церковь (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)
Фото 10б — Живоносная церковь с садом (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)
Фото 10в — Здание, в котором размещалась живоносная церковь (2015)
Для того чтобы сделать следующий снимок на пришлось перебираться через овраг. Это вид на здание школы живописи с обратной стороны.
Фото 11а — Серафимо-Понетаевский монастырь (фото М.Дмитриева)
Фото 11б — Серафимо-Понетаевский монастырь (2015 г.)
Первая церковь, тогда еще будущей обители, в честь иконы Божьей матери Всех Скорбящим Радость была освящена 20 июня 1863 года. Иконы в церкви были написаны самими сестрами. При советской власти здание было приспособлено под гараж. Несколько лет назад началась реконструкция храма. 25 сентября 2014 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Фото 12- Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (2015 г.)
Фото 13 — Часовня над колодцем начало XX века (2015 г.)
Фото 14 — На пути из Серафимо-Понетаевского монастыря (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)
Фото 15 — На пути в Серафимо-Понетаевский монастырь (июнь, 2015 г.)
Фото 16 — Колокольня церкви Владимира Равноапостольного в селе Понетаевка (за территорией монастыря)
Участники фотосессии:
Марин! Я думал, только я по ночам работаю… 🙂
О-очень доволен! Марина — ТЫ — ЛУЧШАЯ! МОЛОДЕЦ!
Марина! Сегодня у нас есть сканы открыток Дмитриева из собрания Валеры Ганькина! Это лучше, чем иллюстрации из книги О. А. Рябова!
Сегодня тебе скину…
Вот, например!
Что-то не вставляется! Но мы тоже снимали…
Ещё попытка!
сделала замену фотографий
Да, стало лучше!
Очень ИНТЕРЕСНО !
Может быть мне это и использовать ? Кто автор Фото ?
Костя! Всё КОНКРЕТНО! Называйте, какие фото Вам нужны, и мы назовём АВТОРА! 🙂
Вот прикинул макеты На Ваше усмотрение. Нужны авторы Фото 2015
№ 2
№ 3
Хороший материал, всё кратко и по делу!
Единственное небольшое замечание — некоторые фото темноваты, надо бы было их чуть осветлить при обработке.
№ 4
№4 — точно фото моё — Демидова Ал. А.!
№ 1, 2, 3, кто — то из троих: Власова М. А., Стасевич А. или Демидов Ал. А. — Марина Власова может уточнить!
1) Уточните…
2) Нет ли фото «Участники фотосессии», без участников ??? Хороший фон, который есть на открытке…
3) Я не понял по самому макету — устроит так ? В принципе, на односторонней карточке больше никак не разместить…
1)Первые три фото — Стасевич А.
2) Думаю, есть. Чуть позже посмотрю. Но на этом фото нет водонапорной башни и на переднем плане забор. И смысл был повторить максимально фото Дмитриева.
3)По формату фото наиболее удачен конверт №2, плюс фотографии совпадают. НО, чтобы говорить, что не устроит нужно что-то предложить самому. У меня пока вариантов иных нет. Наверное, я бы предложила фото с другой цветовой гаммой, потому что после контрастирования эти фото ушли в фиолетовый оттенок. Может быть, лучше не сюда выкладывать, а на почту выслать?
Если года фото приводить, тогда уж 111 лет спустя?
Да, Марин! Здорово! МОЛОДЕЦ! О-очень доволен!
О-очень нравится, Марина, твоя фраза!
«Пока, наконец, в конце ноября мы не сказали решительно друг другу: «Пора!»». 🙂
Это касается и написания тобой, Марина, светоносной статьи для сайта СК почти год спустя!… 🙂
РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ!
летнее фото Живописного корпуса
Марина, Спасибо, но это фото не подходит. Я хотел сделать совместить с открыткой Изданной в Арзамасе. ее изображение помещено в разделе Филателия. Фото группы ТОЧНО совпадает с этой открыткой, но…
Я понимаю, что № 2 наиболее удачен. Это из-за того, что она вертикальная и с ней проще работать. Когда ДВА горизонтальных изображения, то тут сложнее.
Что касается фиолетового оттенка. Я, конечно, попробую исправить. Но здесь Валера Г. уже сделал замечание, что фото слишком темные — т.е. первичные фотографии сделаны или ближе к вечеру или в пасмурную погоду. Поэтому нет контрастности. Все серо. Я из осветлил сколько мог, но нужно было убрать серое (темное) небо, поэтому так и получилось. Будем считать, что этот цвет говорит о цвете кирпича из которого они сделаны..
К годам придираться не будем. Ведь эта статья тоже называется «100 лет спустя» 🙂
Нет, это фото я так поместила, для красоты. Как выглядит Понетаевка солнечным днем летом. Я про то, что на других фотоаппаратах получились другие оттенки цвета. Я предлагаю их тоже посмотреть. МОжет быть, они лучше будут сочетаться.
Открытку посмотрела — сейчас подберу.
Например
Вот это фото подошло. Посмотрите. Кто автор ?
Власова М.А.
Принято. Спасибо.
и
еще одно
Нашёл свои фото «Понетаевка — 2015»! Сброшу, если надо, ЛЮБЫЕ ВИДЫ! 🙂
Костя! ЧТО ВАМ НАДО!?
зачем ему ЛЮБЫЕ ВИДЫ, если нужна связь фотографий. Мы уже разобрались… Фото выбраны. Все различие в цветовых оттенках: твои и мои фото близнецы-братья, у Стасевича — другие.
Марин! Как могут быть у Стасевича «другие» виды, если мы БЫЛИ ВМЕСТЕ?
Завтра тебе скину СВОИ ФОТО «Понетаевка-2015», и ты увидишь, что не так всё однозначно! 🙂
Вот нужное фото! 🙂
Есть ли ещё замечания по Почтовым карточкам ? Мне можно отдавать их в работу ?
У меня возражений нет. Что Алексей Александрович?
«Алекей Александрович» просит очень аккуратно отнестись к авторству фото 2015 года!
№ 1, 2, 3 — Александр Стасевич;
№ 4 — Алексей Демидов;
№ 5 — Марина Власова.
А то на открытке №5 уже указан А. А. Демидов, что НЕ ВЕРНО!
Открытка № 5 — был Макет и, на тот момент, я не знал автора. Так что тут все нормально. Тогда я отдаю заказ в типографию. Сколько надо делать ? И как будем гасить ?
Костя! Мне пять на пять! По две из пяти гасить ЗДЕСЬ!
Это надо специально ехать… 🙁
Ну и нам с Сашей Стасевичем по одной каждого вида.
Вам, как авторам Фото, и так полагается… Принято.
Мне как обычно — по паре каждого вида
Чудо- почта, где сохраняются ВСЕ ВЫВЕСКИ!
А заржавела, наверное, ЦАРСКАЯ ВЫВЕСКА! 🙂
А вот СОВЕТСКАЯ!!!
Зачем — ехать?
Берётся большой конверт с открытками и посылается ЗАКАЗНЫМ письмом на имя начальника почтового отделения в Понетаевку с подробными инструкциями как погасить открытки!
У нас в Саров регулярно приходят ТАКИЕ ПИСЬМА со ВСЕЙ РОССИИ для гашения СПЕЦШТЕМПЕЛЯМИ… 🙂
Докладываю. Почтовые карточки ГОТОВЫ. Находятся у меня.
Могу предложить, до кучи, Новогодние Почтовые карточки с Дивеевскими церквями и соборами..
Мне по 2 шт. чистых
Мне, как всегда! Две чистых и одну, прошедшую почту! 🙂
Молодцы! Сделали большую и нужную работу. Надо и в Сарове сделать подобное.
Что-то подобное по Сарову давно уже сделал в своём альбоме один твой давний знакомый некто Агапов. Надо читать своих идейных руководителей.
Какими историческими книгами вы пользуетесь?интересует информация о скитах понетаевского монастыря,т.к.живу на одном из них!
Заранее благодарю!
ин. Лариса — меня тоже интересует история Понетаевского монастыря. Но об скитах, мне мало что известно. Знаю только Царский скит, а вот о других не известно. Знаю о наличии Часовни в Нижнем Новгороде(не сохранилась) . Может быть подскажите — где ещё скиты Понетаевского монастыря — были или есть сейчас. Спасибо !
Нашёл такую книгу
Там такие сведения о Понетаевском монастыре
Часовня в НН, как видите, в 1888г. была только одна
Адресация, что интересно, через Арзамас
И в селе Понетаевка адресация тоже через Арзамас. Значит, в 1888г. там почтового отделения не было
А в Ташино — адресация уже через Вертьяново
А вот в 1904г. в Ташино было уже своё почтовое отделение
Ну а в Понетаевке в 1904г. — всё по старому — адресация через Арзамас