Этот «Альбом видов Саровской Пустыни» ввёл в научный оборот на сайте «Саровский краевед» Валерий Ганькин. Альбом размещён на сайте / 1 / и насчитывает 84 (восемьдесят четыре) «вида» — фотографий, в том числе с Саровских Торжеств 1903 года. Альбом имеет обложку (см. фото 1), но не имеет выходных данных, в отличие от рассмотренного уже на нашем сайте авторского Альбома Грибова М. И. с выходными данными.
Фото 1 – Обложка «Альбома видов Саровской Пустыни» с сайта / 1 /
Поэтому в наших исследованиях мы дали этому анонимному альбому рабочее название «Альбом № 1», так как далее будут еще другие анонимные альбомы Саровских «Торжеств» и «Видов».
Первым делом, что бросается в глаза, — это два ключевых слова в названиях «грибовского альбома» и «альбома №1» — АЛЬБОМ ВИДОВ. Забегая вперёд, скажем, что у других императорских (придворных) фотографов такого словосочетания в названиях своих авторских альбомов нет! Ясно, что «Альбом № 1» имеет к Грибову серьёзное отношение, так как в нём помещены 4 (четыре) фото, подписанные самим Грибовым своей фамилией. Покажем эти фото!
Фото 2 – «Крёстный ход…» из «Альбома №1» с подписью Грибова — «Фот. М. Грибов – Москва»
Фото 2а – Подпись Грибова крупным планом
Фото 3 – «Перенесение св. мощей…» из «Альбома №1» с подписью Грибова — «Фот. М. Грибов – Москва»
Фото 3 а — Подпись Грибова крупным планом
Фото 4 – «Вынос св. мощей…» из «Альбома №1» с подписью Грибова — «Фот. М. Грибов – Москва»
Фото 4 а — Подпись Грибова крупным планом
Фото 5 – «Мальчик исцелённый…» из «Альбома №1» с подписью Грибова — «Фот. М. Грибов – Москва»
Фото 5 а — Подпись Грибова крупным планом
Огромную помощь в анализе «Альбома № 1» оказал сотрудник Музея ядерного оружия в Сарове, профессиональный фотограф – Владимир Николаевич Орлов. В своё время Виктор Иванович Лукьянов брал аналогичный альбом для пересъемки у известного саровского предпринимателя и мецената Владимира Михайловича Карюка. Владимир Орлов указал, что, как правило, у каждого большого фотомастера есть свои не бросающиеся в глаза авторские «пометки» на фото, позволяющие безошибочно определить авторство фотографии. Возьмем, к примеру, фото Грибова – номера 2 – 5, показанные выше. На двух из четырех фотографиях № 2 и № 4 под подписью Грибова — «Фот. М. Грибов – Москва» в правом нижнем углу есть маленький значок в виде вензеля (как мы думаем) — «АВ». Скорее всего, сделали мы вывод, — так Грибов пометил свои фотографии с Саровских Тожеств 1903 года: АВ – АЛЬБОМ ВИДОВ! Фотограф, видимо, знал, что его фото будут использоваться в анонимных альбомах с целью извлечения прибыли и пометил негативы (стёкла) своим «тайным значком» для возможного участия в доле от продаж. Как мы предположили с А. М. Подурцом, такие альбомы «без выходных данных» (где не указаны авторы фото) могли изготовляться РПЦ для многочисленных паломников Сарова и Дивеева после Торжеств 1903 года… Это делается без авторства и сейчас РПЦ… (см, например, альбом / 2 /).
Итак, внимательный просмотр «Альбома № 1» показал, что, по крайней мере, 38 (тридцать восемь) фотографий из 84 — х, если наша версия верна, могут принадлежать М. И. Грибову. Некоторые значки сильно размыты, поэтому возможна некоторая ошибка в идентификации фото. Неподдельный интерес вызывает фото Грибова «Вид Кафедрального собора в городе Курск…», которое уж никак нельзя отнести к «видам Саровской Пустыни»… J
Фото 6 — «Вид Кафедрального собора в городе Курск…» из «Альбома № 1», которое по нашей версии принадлежит Грибову М. И.
Следующим весьма заметным шагом в разгадке «Альбома № 1» стал анализ двух фотографий с рисунков Саровских Торжеств 1903 года. Приведём эти фото!
Фото 7 – Рисунок «Иеромонах Афанасий записывает Случай…» из «Альбома №1» с подписью Павла Метцгера «П. МЕТЦГЕР – МОСКВА»
Фото 7 а – Подпись Метцгера крупным планом
Фото 8 – Рисунок «Хромой Василий…» из «Альбома №1» с подписью Павла Метцгера «П. МЕТЦГЕР – МОСКВА»
Фото 8 а — Подпись Метцгера крупным планом
И хотя подписи на фото 7 а и 8 а — совсем не резкие, ясно, что это — ДРУГОЙ ФОТОГРАФ! Аккуратный просмотр «Альбома № 1» выявил 11 (одиннадцать) фотографий Павла Метцгера из 84-х. Приведём ещё одно его фото с Саровских Торжеств 1903 года.
Фото 9 – «Вид часовни…» из «Альбома №1» с подписью Павла Метцгера «П. МЕТЦГЕР».
Очевидно, фото 9 сделано перед приездом Императора, — видны многочисленные полицейские чины и даже, наверное, «тайный агент» справа на фото.
Фото 9 а — Подпись Метцгера крупным планом
Покажем ещё фото Метцгера из Альбома № 1, как нам кажется, с наиболее резкой подписью.
Фото 10 – «Внутренний вид тёплого соборного храма…» из «Альбома №1» с подписью Павла Метцгера «П. МЕТЦГЕР».
Фото 10 а — Подпись Метцгера крупным планом
По нашим данным Павел Анатольевич Метцгер не входил в группу «Придворные фотографы Российской империи» / 3 /. Сведений о нём не очень много, но его имя упоминается в статьях исследователей. Например, здесь – «Прогулки с Гуляевым», автор Анатолий ЧЕЧУХА / 4 /:
«Ещё одна иллюстрация на разворот: «Большая Казанская улица». Причём, это не широко известная фотография производства ателье Герман, о чём говорит не только отсутствие на ней домика с вывеской, но и подпись в правом нижнем углу: «П. Метцгеръ. Москва». Да, был такой художник, гравер и фотограф Павел Анатольевич Метцгер, в первые годы ХХ века он работал в московском Юшковом переулке (ныне Бобров) у Мясницкой улицы. Но как Метцгер оказался в Уфе, с какой целью? И почему Гуляев не взял снимок Германа, сделанный практически с той же точки? Вряд ли мы когда это узнаем. Во всяком случае, снимок сделан именно в 1914 году либо чуть раньше: именно тогда городская Дума решила замостить эту часть Большой Казанской улицы (на снимке видны пирамидки из булыжника)».
Или здесь — в разделе о фотографах Москвы / 5 /:
«Метцгер Павел Анатольевич — Мясницкая ч., Юшков пер., д. Ускова».
Добавим, что П. А. Метцгер был не только хорошим художником, гравёром фотографом, но и замечательным иллюстратором, в чём недавно нам удалось убедиться по книге, приобретённой А. М. Подурцом. (Это – отдельный разговор.)
А. М. Подурец вспомнил об альбоме дивеевской монахини Серафимы с видами Саровской Пустыни и фотографиями Саровских торжеств 1903 года. В начале 90-х годов прошлого века члены ОИО «Саровская Пустынь» (А. А. Агапов и А. М. Подурец) брали этот альбом надолго в Саров и переснимали часть иллюстраций из него. К счастью, А. М. Подурец нашёл в своём архиве 18 (восемнадцать) фотографий, сделанных им с этого альбома. (После смерти монахини альбом «исчез».) Так вот 13 (тринадцать) фото совпадают с «видами» «Альбома № 1», а пять – нет! Покажем эти фото!
Три из этих пяти фотографий хорошо нам уже известны из авторского альбома М. И. Грибова / 6 /.
Фото 11 – «Их Императорские Величества у источника преподобного Серафима»
Фото 12 — «Их Императорские Величества у Дальней пустыньки 18 июля 1903 года»
Фото 13 – «Отъезд Их Императорских Величеств из Саровской пустыни 20 июля 1903 года
А вот два фото совершенно для нас новы и неожиданны!
Фото 14 – Надпись, к сожалению, обрезана, видимо, это Гостиная в Царском дворце Их Императорских Величеств
Если присмотреться, на фото 14 в правом нижнем углу виден вензель «АВ» Грибова!
Фото 15 — «Спальная Его Императорского Величества»
Очевидно, на фото 15 одна из комнат Царского дворца в Сарове.
Таким образом, можно заключить, что у Дивеевской монахини был альбом с видами Саровской пустыни, который является некоей разновидностью «Альбома № 1». Скорее всего, альбомы подобного типа выпускались в самой Дивеевской обители и распространялись среди паломников!
И, наконец, приведём фотографию с иконой Преподобного Серафима Саровского из «Альбома № 1».
Фото 16 – «Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец
В левом нижнем углу есть надпись, которую мы так и не смогли прочитать.
Фото 16 а – Подпись либо художника, либо фотографа
Подводя предварительные итоги нашего разбирательства с «Альбомом № 1», можно сказать, что «разгадано» авторство более половины фотографий из этого альбома. Работа по идентификации остальных фото будет продолжена!
Список использованных источников.
- Альбом видов Саровской Пустыни №1 – сайт http://andcvet.narod.ru/arxan/24/sam.html;
- Альбом «САРОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА 1903 ГОДА В ФОТОГРАФИЯХ, ДОКУМЕНТАХ, ВОСПОМИНАНИЯХ» Дивеево, 2003. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
Формат 225х180 мм. Объём 264 стр. Тираж 5000 экз. Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография «Красный Октябрь»;
- Придворные фотографы Российской империи http://www.rusalbom.ru/pridv-foto.html;
- «Прогулки с Гуляевым», автор Анатолий ЧЕЧУХА
http://www.journal-ufa.ru/index.php?num=161&id=3789;
- М. И. Грибов и его Альбом видов Саровских торжеств 1903 года Статья на сайте СК;
Алексей Демидов, ноябрь 2016 г.
Ну, наконец-то, нормальный материал по «Альбому видов СП». Теперь ты и сам убедился, что не зря в среде коллекционеров этот альбом называют «Грибовским». А то столько было гневных «обличений» в предыдущих комментах по этой теме! Хоть бы извинился (ну это так — мои фантазии).
Да, по поводу разного фотосостава альбома — неудивительно. Я же говорил тебе, что их было несколько изданий с обложкой разных цветов и даже разного формата — примерно А5 (видел такие раза 4-5) и А4 (видел такой всего один раз).
Марина! СПАСИБО! ВСЁ КЛИКАБЕЛЬНО и замечательно в целом!
РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ, РОДНАЯ! 🙂
Валера! Дорогой мой ДРУГ!
Я ДАЛ ЛИЧНО ОБЕЩАНИЕ ГЛАВНОМУ РЕЗИДЕНТУ САЙТА «САРОВСКИЙ КРАЕВЕД!» АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ ПОДУРЦУ
БОЛЬШЕ НИКОГДА И НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ОТВЕЧАТЬ ТЕБЕ НА твои пр…ции…
ПРОСТИ!
А. М. Подурец хочет видеть наш сайт НАУЧНЫМ, почти АКАДЕМИЧЕСКИМ!
И я с ним согласен!
Так что, если у тебя есть что сказать ПО ДЕЛУ, ГОТОВ СЛУШАТЬ! 🙂
С каких это пор извинения противоречат «Академичности» сайта?!
Впрочем, иного не ждал — я же написал выше, что услышать извинения от тебя — всего лишь мои фантазии. Ну да хватит об этом.
Ну а «ПО ДЕЛУ» я писал и в начале первого, и во втором комменте. Но ты заметил только конец первого.
Призываю тебя, Валера, не морочить голову читателям нашего сайта утверждениями типа:
«Теперь ты и сам убедился, что не зря в среде коллекционеров этот альбом называют «Грибовским»».
В КАКОЙ СРЕДЕ, КАКИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ?!
НЕТ НИ СРЕДЫ, НИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ, НИ «ГРИБОВСКИХ» альбомов!
НЕ ВЫДУМЫВАЙ!
ХОЧЕШЬ ПОМОЧЬ — РАБОТАЙ!!! 🙂 — 🙁
Ты опять за старое, несмотря на собственные изыскания. Баба Яга — против!
«В КАКОЙ СРЕДЕ, КАКИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ?» — трудно объяснить это человеку, который ни ходит на сборища коллекционеров, предпочитая вариться в собственном соку. Ну и изредка — личные контакты. Это тоже хорошо, но всё же не даёт полной и объективной картины. Впрочем, это твоё дело.
Для справки — почти все варианты изданий Альбома видов СП я видел на толкучке на Вернисаже в Измайловском в 1900-х — 2000-х годах. Правда последние несколько лет этот альбом я там не встречал — многие сейчас переходят в виртуальное пространство. Но «живое» общение оно всё-таки заменить не может.
Если некая СРЕДА, КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ и АЛЬБОМЫ НЕ ВЫСВЕЧИВАЮТСЯ СЕГОДНЯ В ИНТЕРНЕТЕ, ТО ИХ ПРОСТО НЕТ!!! 🙁
ЭТО ЛЮБОЙ ШКОЛЬНИК СЕГОДНЯ ЗНАЕТ!!! 🙂
Следующий материал будет по архивариусам — научным сотрудникам российских архивов, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАНИМАЮТСЯ НАШЕЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ довольно давно и вполне успешно! 🙂
Вот так, походя, некоторые убирают из своей жизни с пол-страны (преимущественно пожилого возраста), не пользующуюся Интернетом. Их просто НЕТ и нечего их принимать во внимание. Да и пенсии, наверное, зачем им платить — их просто нет для него! Так же удобнее — не замечать то, что не укладывается в твою теорию! А кто не согласен — мочить в сорт… — извините, на сайте. Вот такая получилась у него «загогулина»!
Валера! Я рад, что ты «вернулся» на сайт… 🙂
«Оживляжа» явно не хватало! 🙂
«Вернулся» вообще-то я из командировки.
Чтоб (по Костиному выражению) не получался сайт для одного
Меня смущает фраза «ввел в научный оборот на сайте». Наука едина и не состоит из одного нашего сайта, как бы он тебе не нравился.
Это мне напоминает фразу, слышанную на заседании НТС: «Впервые во ВНИИЭФ получено…»
Меня тоже смутило это. Получается, что наше краеведение — не является частью СРЕДЫ историков (как и СРЕДЫ коллекционеров), прямо какое-то «местечковое». Но не хотел опять ввязываться в бесплодные дискуссии.
Спасибо за материал. Толковый. Теперь есть от чего отталкиваться.
Костя! Спасибо! Только от Вас и можно услышать нормальную похвалу за сделанную работу!
Увы! Мои ЛЮБИМЫЕ ДРУЗЬЯ очень требовательны к нашим изысканиям по форме и по существу… 🙁
Критикуем исключительно любя.
Прочёл с интересом, спасибо автору.- Выражение «грибовский альбом» слышал от Олега Алексеевича Рябова, у которого и сподобился подержать оный в руках.- Цвета он был неопределённого, было это в нулевых… Как-то так.-
СПАСИБО! Роман!
Скоро на сайте СК появятся другие ИНТЕРЕСНЫЕ материалы в развитие
ЭТОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЫ… 🙂