Этот «Альбом видов Саровской Пустыни» ввёл в научный оборот на сайте «Саровский краевед» Валерий Ганькин.  Альбом размещён  на сайте  / 1 / и насчитывает 84 (восемьдесят четыре) «вида» — фотографий, в том числе с Саровских Торжеств 1903 года. Альбом имеет обложку (см. фото 1), но не имеет  выходных данных, в отличие от рассмотренного уже на нашем сайте авторского Альбома Грибова М. И. с выходными данными.

foto-1

Фото 1 – Обложка «Альбома видов Саровской Пустыни» с сайта / 1 /

 

Поэтому в наших исследованиях мы дали этому анонимному альбому рабочее  название «Альбом № 1», так как далее будут еще другие анонимные альбомы Саровских «Торжеств» и «Видов».

Первым делом, что бросается в глаза, — это два ключевых слова в названиях «грибовского альбома» и «альбома №1» — АЛЬБОМ ВИДОВ. Забегая вперёд, скажем, что у других императорских (придворных) фотографов такого словосочетания в названиях своих авторских альбомов нет! Ясно, что «Альбом № 1» имеет к Грибову серьёзное отношение, так как в нём помещены 4 (четыре) фото, подписанные самим Грибовым своей фамилией. Покажем эти фото!

foto-2

 Фото 2 – «Крёстный ход…» из «Альбома  №1» с подписью Грибова  — «Фот.                    М. Грибов – Москва»

foto-2-a

Фото 2а – Подпись Грибова крупным планом

foto-3

Фото 3 – «Перенесение св. мощей…» из «Альбома  №1» с подписью Грибова             — «Фот. М.    Грибов – Москва»

foto-3-a

Фото 3 а — Подпись Грибова крупным планом

foto-4

Фото 4 – «Вынос св. мощей…» из «Альбома  №1» с подписью Грибова             — «Фот. М.          Грибов – Москва»

foto-4-a

Фото 4 а — Подпись Грибова крупным планом

foto-5

Фото 5 – «Мальчик исцелённый…» из «Альбома  №1» с подписью Грибова                — «Фот. М.    Грибов – Москва»

foto-5-a

Фото 5 а —  Подпись Грибова крупным планом

Огромную помощь в анализе «Альбома № 1» оказал сотрудник Музея ядерного оружия в Сарове, профессиональный фотограф – Владимир Николаевич Орлов. В своё время Виктор Иванович Лукьянов брал аналогичный альбом для пересъемки у известного саровского предпринимателя и мецената Владимира Михайловича Карюка. Владимир Орлов указал, что, как правило, у каждого большого фотомастера есть свои не бросающиеся в глаза  авторские «пометки» на фото, позволяющие безошибочно определить авторство фотографии. Возьмем, к примеру, фото Грибова – номера 2 – 5, показанные выше. На двух из четырех фотографиях № 2  и № 4 под подписью  Грибова  — «Фот. М. Грибов – Москва» в правом нижнем углу есть маленький значок в виде вензеля (как мы думаем) —  «АВ». Скорее всего, сделали мы вывод, —  так Грибов пометил свои фотографии с Саровских Тожеств 1903 года: АВ – АЛЬБОМ ВИДОВ! Фотограф, видимо, знал, что его фото будут использоваться в анонимных альбомах с целью извлечения прибыли и пометил негативы (стёкла) своим «тайным значком» для возможного участия в доле от продаж.  Как мы предположили с А. М. Подурцом, такие альбомы «без выходных данных» (где не указаны авторы фото) могли изготовляться РПЦ для многочисленных паломников Сарова и Дивеева после Торжеств 1903 года… Это делается без авторства и сейчас РПЦ… (см, например, альбом  / 2 /).

Итак, внимательный просмотр «Альбома № 1» показал, что, по крайней мере, 38 (тридцать восемь) фотографий из 84 — х, если наша версия верна, могут принадлежать М. И. Грибову. Некоторые значки сильно размыты, поэтому возможна   некоторая ошибка в идентификации фото. Неподдельный интерес вызывает фото Грибова «Вид  Кафедрального собора в городе Курск…», которое уж никак нельзя отнести к «видам Саровской Пустыни»… J

foto-6

Фото 6  — «Вид  Кафедрального собора в городе Курск…» из «Альбома № 1»,          которое по нашей версии принадлежит Грибову М. И.

Следующим весьма заметным шагом в разгадке «Альбома № 1» стал анализ двух фотографий с рисунков Саровских Торжеств 1903 года.  Приведём эти фото!

foto-7

Фото 7 – Рисунок «Иеромонах Афанасий записывает Случай…» из «Альбома                     №1» с подписью Павла Метцгера «П. МЕТЦГЕР – МОСКВА»

foto-7-a

Фото 7 а – Подпись Метцгера крупным планом

foto-8

Фото 8 – Рисунок «Хромой Василий…» из «Альбома  №1» с подписью Павла          Метцгера «П. МЕТЦГЕР – МОСКВА»

foto-8-a

Фото 8 а — Подпись Метцгера крупным планом

И хотя подписи на фото 7 а и 8 а  — совсем не резкие,  ясно, что это — ДРУГОЙ ФОТОГРАФ! Аккуратный просмотр «Альбома № 1» выявил  11 (одиннадцать) фотографий Павла Метцгера из 84-х. Приведём ещё одно его фото с Саровских Торжеств 1903 года.

foto-9

Фото 9 – «Вид часовни…» из «Альбома  №1» с подписью Павла       Метцгера                    «П. МЕТЦГЕР».

 

Очевидно, фото 9 сделано перед приездом Императора, — видны многочисленные полицейские чины и даже, наверное, «тайный агент» справа на фото.

foto-9-a

Фото 9 а — Подпись Метцгера крупным планом

 

Покажем ещё фото Метцгера из Альбома № 1, как нам кажется, с наиболее резкой подписью.

foto-10

Фото 10 – «Внутренний вид тёплого соборного храма…» из «Альбома  №1» с          подписью Павла           Метцгера «П. МЕТЦГЕР».

foto-10-a

Фото 10 а — Подпись Метцгера крупным планом

По нашим данным Павел Анатольевич Метцгер не входил  в группу «Придворные фотографы Российской империи»  / 3 /. Сведений о нём не очень много, но его имя упоминается в статьях исследователей. Например, здесь – «Прогулки с Гуляевым», автор  Анатолий ЧЕЧУХА / 4 /:

«Ещё одна иллюстрация на разворот: «Большая Казанская улица». Причём, это не широко известная фотография производства ателье Герман, о чём говорит не только отсутствие на ней домика с вывеской, но и подпись в правом нижнем углу: «П. Метцгеръ. Москва». Да, был такой художник, гравер и фотограф Павел Анатольевич  Метцгер, в первые годы ХХ века он работал в московском Юшковом переулке (ныне Бобров) у Мясницкой улицы. Но как Метцгер оказался в Уфе, с какой целью? И почему Гуляев не взял снимок Германа, сделанный практически с той же точки? Вряд ли мы когда это узнаем. Во всяком случае, снимок сделан именно в 1914 году либо чуть раньше: именно тогда городская Дума решила замостить эту часть Большой Казанской улицы (на снимке видны пирамидки из булыжника)».

 Или здесь — в разделе о фотографах Москвы / 5 /:

«Метцгер Павел Анатольевич — Мясницкая ч., Юшков пер., д. Ускова».

Добавим, что П. А. Метцгер был не только хорошим художником, гравёром   фотографом, но и  замечательным иллюстратором, в чём недавно нам удалось убедиться по книге, приобретённой А. М. Подурцом. (Это – отдельный разговор.)

А. М. Подурец вспомнил об альбоме  дивеевской  монахини Серафимы с видами Саровской Пустыни и фотографиями Саровских торжеств 1903 года. В начале 90-х годов прошлого века члены ОИО «Саровская Пустынь» (А. А. Агапов и А. М. Подурец) брали этот альбом надолго в Саров и переснимали часть иллюстраций из него. К счастью, А. М. Подурец нашёл в своём архиве 18 (восемнадцать) фотографий, сделанных им с этого альбома. (После смерти монахини альбом «исчез».)  Так вот 13 (тринадцать) фото совпадают с «видами» «Альбома № 1», а пять – нет! Покажем эти фото!

Три из этих пяти фотографий хорошо нам уже известны из авторского альбома М. И. Грибова  / 6 /.

foto-11

Фото 11 – «Их Императорские Величества у источника преподобного   Серафима»

foto-12

Фото 12 — «Их Императорские Величества у Дальней пустыньки 18 июля   1903 года»

foto-13

Фото 13 – «Отъезд Их Императорских Величеств из Саровской пустыни 20   июля 1903 года

А вот два фото совершенно для нас новы и неожиданны!

foto-14

Фото 14 – Надпись, к сожалению, обрезана, видимо, это Гостиная в Царском             дворце Их Императорских Величеств

Если присмотреться, на фото 14 в правом нижнем углу виден вензель «АВ» Грибова!

foto-15

Фото 15 —  «Спальная Его Императорского Величества»

Очевидно, на фото 15 одна из комнат Царского дворца в Сарове.

Таким образом, можно заключить, что у Дивеевской монахини был альбом с видами Саровской пустыни, который является некоей разновидностью «Альбома № 1».  Скорее всего, альбомы подобного типа выпускались в самой Дивеевской обители и распространялись среди паломников!

И, наконец, приведём фотографию с иконой Преподобного Серафима Саровского из «Альбома № 1».

 

foto-16

Фото 16 – «Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец

В левом нижнем углу есть надпись, которую мы так и не смогли прочитать.

foto-16-a

Фото 16 а – Подпись либо художника, либо фотографа

Подводя предварительные итоги нашего разбирательства с «Альбомом № 1», можно сказать, что «разгадано» авторство более половины фотографий из этого альбома. Работа по идентификации остальных фото будет продолжена!

 

Список использованных источников.

  1. Альбом видов Саровской Пустыни №1 – сайт http://andcvet.narod.ru/arxan/24/sam.html;
  1. Альбом «САРОВСКИЕ ТОРЖЕСТВА 1903 ГОДА В ФОТОГРАФИЯХ, ДОКУМЕНТАХ, ВОСПОМИНАНИЯХ» Дивеево, 2003. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.

Формат 225х180 мм. Объём 264 стр. Тираж 5000 экз. Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография «Красный Октябрь»;

  1. Придворные фотографы Российской империи http://www.rusalbom.ru/pridv-foto.html;
  1. «Прогулки с Гуляевым», автор Анатолий ЧЕЧУХА

http://www.journal-ufa.ru/index.php?num=161&id=3789;

  1. http://oldcancer.narod.ru/photohistory/Shipova5.htm;
  1. М. И. Грибов и его Альбом видов Саровских торжеств 1903 года Статья на сайте СК;

                                                         Алексей Демидов, ноябрь 2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

К этой записи 19 комментариев

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Ну, наконец-то, нормальный материал по «Альбому видов СП». Теперь ты и сам убедился, что не зря в среде коллекционеров этот альбом называют «Грибовским». А то столько было гневных «обличений» в предыдущих комментах по этой теме! Хоть бы извинился (ну это так — мои фантазии).

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Да, по поводу разного фотосостава альбома — неудивительно. Я же говорил тебе, что их было несколько изданий с обложкой разных цветов и даже разного формата — примерно А5 (видел такие раза 4-5) и А4 (видел такой всего один раз).

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марина! СПАСИБО! ВСЁ КЛИКАБЕЛЬНО и замечательно в целом!
    РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ, РОДНАЯ! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валера! Дорогой мой ДРУГ!
    Я ДАЛ ЛИЧНО ОБЕЩАНИЕ ГЛАВНОМУ РЕЗИДЕНТУ САЙТА «САРОВСКИЙ КРАЕВЕД!» АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ ПОДУРЦУ
    БОЛЬШЕ НИКОГДА И НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ НЕ ОТВЕЧАТЬ ТЕБЕ НА твои пр…ции…
    ПРОСТИ!
    А. М. Подурец хочет видеть наш сайт НАУЧНЫМ, почти АКАДЕМИЧЕСКИМ!
    И я с ним согласен!

    Так что, если у тебя есть что сказать ПО ДЕЛУ, ГОТОВ СЛУШАТЬ! 🙂

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      С каких это пор извинения противоречат «Академичности» сайта?!
      Впрочем, иного не ждал — я же написал выше, что услышать извинения от тебя — всего лишь мои фантазии. Ну да хватит об этом.
      Ну а «ПО ДЕЛУ» я писал и в начале первого, и во втором комменте. Но ты заметил только конец первого.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Призываю тебя, Валера, не морочить голову читателям нашего сайта утверждениями типа:
    «Теперь ты и сам убедился, что не зря в среде коллекционеров этот альбом называют «Грибовским»».

    В КАКОЙ СРЕДЕ, КАКИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ?!

    НЕТ НИ СРЕДЫ, НИ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ, НИ «ГРИБОВСКИХ» альбомов!
    НЕ ВЫДУМЫВАЙ!
    ХОЧЕШЬ ПОМОЧЬ — РАБОТАЙ!!! 🙂 — 🙁

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Ты опять за старое, несмотря на собственные изыскания. Баба Яга — против!
      «В КАКОЙ СРЕДЕ, КАКИХ КОЛЛЕКЦИОНЕРОВ?» — трудно объяснить это человеку, который ни ходит на сборища коллекционеров, предпочитая вариться в собственном соку. Ну и изредка — личные контакты. Это тоже хорошо, но всё же не даёт полной и объективной картины. Впрочем, это твоё дело.
      Для справки — почти все варианты изданий Альбома видов СП я видел на толкучке на Вернисаже в Измайловском в 1900-х — 2000-х годах. Правда последние несколько лет этот альбом я там не встречал — многие сейчас переходят в виртуальное пространство. Но «живое» общение оно всё-таки заменить не может.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Если некая СРЕДА, КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ и АЛЬБОМЫ НЕ ВЫСВЕЧИВАЮТСЯ СЕГОДНЯ В ИНТЕРНЕТЕ, ТО ИХ ПРОСТО НЕТ!!! 🙁

        ЭТО ЛЮБОЙ ШКОЛЬНИК СЕГОДНЯ ЗНАЕТ!!! 🙂

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Следующий материал будет по архивариусам — научным сотрудникам российских архивов, которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗАНИМАЮТСЯ НАШЕЙ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ довольно давно и вполне успешно! 🙂

        2. В.Н. Ганькин Валерий:

          Вот так, походя, некоторые убирают из своей жизни с пол-страны (преимущественно пожилого возраста), не пользующуюся Интернетом. Их просто НЕТ и нечего их принимать во внимание. Да и пенсии, наверное, зачем им платить — их просто нет для него! Так же удобнее — не замечать то, что не укладывается в твою теорию! А кто не согласен — мочить в сорт… — извините, на сайте. Вот такая получилась у него «загогулина»!

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Валера! Я рад, что ты «вернулся» на сайт… 🙂

            «Оживляжа» явно не хватало! 🙂

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            «Вернулся» вообще-то я из командировки.
            Чтоб (по Костиному выражению) не получался сайт для одного

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Меня смущает фраза «ввел в научный оборот на сайте». Наука едина и не состоит из одного нашего сайта, как бы он тебе не нравился.
    Это мне напоминает фразу, слышанную на заседании НТС: «Впервые во ВНИИЭФ получено…»

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Меня тоже смутило это. Получается, что наше краеведение — не является частью СРЕДЫ историков (как и СРЕДЫ коллекционеров), прямо какое-то «местечковое». Но не хотел опять ввязываться в бесплодные дискуссии.

  • К.Зайцев:

    Спасибо за материал. Толковый. Теперь есть от чего отталкиваться.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Костя! Спасибо! Только от Вас и можно услышать нормальную похвалу за сделанную работу!
      Увы! Мои ЛЮБИМЫЕ ДРУЗЬЯ очень требовательны к нашим изысканиям по форме и по существу… 🙁

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Критикуем исключительно любя.

  • Прочёл с интересом, спасибо автору.- Выражение «грибовский альбом» слышал от Олега Алексеевича Рябова, у которого и сподобился подержать оный в руках.- Цвета он был неопределённого, было это в нулевых… Как-то так.-

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      СПАСИБО! Роман!

      Скоро на сайте СК появятся другие ИНТЕРЕСНЫЕ материалы в развитие

      ЭТОЙ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЫ… 🙂

Добавить комментарий для Ал. А. Демидов Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>