ВТОРОЙ НАЧАЛЬНИК ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА
(К 100-летию Бориса Николаевича Леденёва)
В рубрике «ЛЮДИ ОБЪЕКТА»
Леденёв Борис Николаевич (18.10.1919 г. – 30.06.1969 г.) – один из самых титулованных начальников газодинамического подразделения КБ-11, ныне Института Физики Взрыва РФЯЦ-ВНИИЭФ. Кавалер Ордена Ленина (1949, 1956), дважды Лауреат Сталинской премии II степени (1949, 1953), Лауреат Ленинской премии (1962). Судьба отвела ему неполных 50 лет, но как много он сумел сделать для нашей Родины.
Рисунок 1 – Леденёв Борис Николаевич (18.10.1919 – 30.06.1969)
Леденев Борис Николаевич родился 18 октября 1919 года в станице Урюпинской области Войска Донского в семье красноармейца. В 1937 году он окончил среднюю школу в г. Свердловске и поступил в МВТУ имени Баумана (Москва) на факультет “Боеприпасы”.
Доброволец народного ополчения
В начале Великой Отечественной войны, со студенческой скамьи, Борис Николаевич пошел добровольцем в народное ополчение. По распоряжению Государственного Комитета Обороны всех студентов последних курсов отозвали с фронта и направили на работу по специальности в оборонную промышленность. Его трудовая деятельность началась на заводе № 10 им. Дзержинского в Перми. Ещё, будучи студентом, Борис работал токарем – автоматчиком, технологом, бригадиром – наладчиком, старшим технологом, начальником технологического бюро, заместителем начальника цеха – прошёл серьёзную заводскую школу. В 1944 году Леденёв Б. Н. вступил в члены КПСС. За самоотверженную работу на трудовом фронте Борис получил первую государственную награду – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Рисунок 2 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Рисунок 3 – Студент Б. Н. Леденёв
В 1947 году он окончил МВТУ и был направлен в КБ-11 инженером в Лабораторию № 4, а через год он — научный сотрудник отдела. Сейчас уже можно с уверенностью сказать, что Борису Леденёву, как молодому специалисту, крупно повезло, ведь он попал в первый состав Лаборатории Льва Владимировича Альтшулера.
В Лаборатории Альтшулера
В исторической летописи четвертого отдела ИФВ имеется первый состав Лаборатории Альтшулера.
Рисунок 4 – Первый состав Лаборатории № 4 Л. В. Альтшулера в КБ-11 на Объекте тов. Зернова
В списке 1947 года первого состава Лаборатории Альтшулера Леденёв Борис Николаевич под номером 13 – (1919 г.р.) – инженер с 1 апреля 1947 года. Вот как описывает работу в лаборатории Илья Шулимович Модель: «Уж не говоря о наших старших руководителях Л. В. Альтшулере, В. А. Цукермане, Д. М. Тарасове, троица молодых научных сотрудников – Леденёв, Крупников и Кормер — выделялась увлечённым отношением к работе, результативностью и значимостью проводимых исследований. Недавние выпускники МВТУ им. Баумана, Борис Леденёв и Костя Крупников, занимались изучением ударной сжимаемости материалов контактно — осциллографическим методом. Оба отличались тщательностью в подготовке экспериментов, обработке их результатов, немногословностью». По сегодняшним меркам успех молодого специалиста Леденёва был оглушительным! Всего за два с половиной года работы «За разработку методики и применение её при исследовании плотности и максимальных давлений в центральной части атомной бомбы Леденёв Б. Н. награждён орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 г.) и ему присуждена Сталинская премия второй степени».
Уже в начале 1951 года его отмечают, как одного из ведущих научных сотрудников института, и назначают заместителем начальника сначала одного отдела, затем — другого.
В 1953 году Леденёву Б. Н. во второй раз присуждается Сталинская премия второй степени за большой творческий вклад в разработку и исследование первых отечественных термоядерных изделий.
Рисунок 5 – Фото Леденёва Б. Н. из летописи четвёртого отдела ИФВ
Стремительный карьерный рост
Стремительный карьерный рост Б. Н. Леденева удаётся проследить по Личной Карточке (ЛК), сохранившейся в кадровой службе ИФВ. Назначения и перемещения нашего героя приведены в таблице на рис. 6.
Рисунок 6 – Назначения и перемещения Б. Н. Леденёва в КБ-11
С первого июля 1953 года Б. Н. – заместитель начальника отдела 113, с первого июня 1954 г. он уже заместитель начальника Сектора 11, созданного для разработки отечественного атомного заряда РДС-41. В заместителях у В. М. Некруткина Леденёв проработал менее года, и после отъезда В. К. Боболева в Москву с 18 апреля 1955 года назначается Начальником Сектора 3. Леонид Михайлович Тимонин вспоминал: «На первый взгляд, Леденёв производил впечатление не очень общительного, замкнутого человека. На самом деле был очень контактный. По работе доверяя сотрудникам, вместе с тем глубоко вникал сам, по возможности, в большинство вопросов; требовал от подчинённых тщательности, серьёзного подхода к делу. Руководил умело, не боялся принимать решений, брать ответственность на себя в самых сложных ситуациях».
Проработал Б. Н. Леденёв на посту Начальника Сектора 3 фактически до конца 1958 года. За это время (1956) Борис Николаевич успел защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Им выполнен ряд научно-исследовательских работ, которые являются ценным вкладом в комплекс задач по газодинамическим исследованиям.
Технический советник в КНР
В декабре 1958 года Леденева Б. Н. направляют «техническим советником» в длительную командировку в Китайскую Народную республику, где наши товарищи помогают китайским друзьям создавать собственное атомное оружие. Называлось это тогда «оказание помощи в организации оборонной промышленности». В характеристике на него было написано: “Леденев Б. Н. является высококвалифицированным специалистом, систематически повышает свою деловую и научную квалификацию. Трудолюбив. Работает, не считаясь со временем. Инициативен. Под его руководством и при его непосредственном участии сектор справляется с решением, поставленных перед ним, задач. Этому в значительной степени способствует хорошая организация работ, повседневный контроль за их проведением, осуществляемый Леденёвым Б. Н., который воспитывает подчиненных в духе требовательности и нетерпимости к недостаткам”. В командировке в Китае Б. Н. находился по август 1960 года. У нас нет сведений, успел ли получить Б. Н. медаль «Китайско-советская дружба». Хотя по данным наших снежинских друзей всё-таки успел. К этому времени отношения нашей страны с КНР испортились на долгие годы.
Рисунок 7 — «Китайско-Советская дружба» — медаль Китайской Народной Республики. Оригинальное китайское название – «Китайско-Советская медаль «Да здравствует нерушимая дружба»»
Помощь советских специалистов по созданию китайского ядерного оружия описана в статье Е. А. Негина и Ю. Н. Смирнова «Делился ли СССР с Китаем своими атомными секретами» в сборнике материалов II конференции по истории разработок первых образцов атомного оружия (1996 г., Арзамас-16). Помощь в передаче атомных секретов, по-видимому всё же была эффективной, так что «китайские товарищи» смогли испытать свою первую атомную бомбу 16 октября 1964 года. Правда, по словам китайских специалистов, знавших в те годы Б. Н. Леденёва, у него там было шутливое звание «великий немой» — он предпочитал не говорить, а ограничивался утвердительным или отрицательным движением головы.
Директор предприятия п/я 150
По возвращении из КНР Б. Н. был направлен на предприятие п/я 150 — ныне РФЯЦ-ВНИИТФ в городе Снежинске, где работал до 1965 года в должности Главного конструктора КБ, Директора предприятия, Заместителя научного руководителя. За выдающиеся заслуги в 1962 году он удостоен звания лауреата Ленинской премии. Бориса Николаевича всегда тянуло к научной работе, поэтому он не прекращал ею заниматься, будучи директором. В 1964 году, по его просьбе, он был переведен на должность заместителя научного руководителя по испытаниям. Подавляющую часть времени он занимался научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельностью в области экспериментальной газовой динамики.
Сергей Николаевич Покровский вспоминает такой случай (см. журнал «АТОМ» № 11, 1999 г. стр. 16-17). «Он произошёл при подготовке ВНИИПом подземного ядерного взрыва. Руководителем испытания был назначен Борис Николаевич. В декабре 1961 года были завершены подготовительные и сборочные работы с изделием, после чего оно было установлено в концевом боксе штольни. Шахтёры приступили к забивке, а почти весь состав экспедиции, за исключением руководителя группы и ещё нескольких человек, вернулся в Челябинск-70. Однако сразу после Нового года с полигона поступило сообщение о неполадках в одном из приборов вакуумной системы, расположенной в концевом боксе. Борис Николаевич распорядился направить на полигон меня (я тогда уже отвечал за вопросы техники безопасности) и руководителя группы сектора 4 М. М. Русакова. Через несколько дней на полигон прибыли Борис Николаевич и другие участники испытаний. В бетонной забивке с помощью отбойных молотков шахтёрами был проделан лаз. И Борис Николаевич шагнул первым навстречу опасности. Как всегда, первый удар он принял на себя. Это было в его характере. За ним уже последовали мы. А опасность, поверьте, была более чем высокой – это стало известно, когда выяснили причину неполадок. После устранения неисправности в вакуумной системе работы были продолжены, и ВНИИПом в начале февраля 1962 года был успешно проведён подземный ядерный взрыв».
Возвращение в КБ-11
В декабре 1965 года Б. Н. Леденёв возвращается в КБ-11 в родной Сектор 3 на должность заместителя Начальника Сектора по научным вопросам. Одновременно он руководит лабораторией № 129, позднее преобразованной в отдел 19. Здесь уже во ВНИИЭФ к 1969 году им была подготовлена к защите докторская диссертация. Но защититься он не успел. 30 июня 1969 года Бориса Николаевича Леденёва не стало… – тромб.
Занимаясь историей нашего Института Физики Взрыва, мы не перестаём удивляться, как много успел сделать Борис Николаевич – второй начальник нашего подразделения за свой короткий жизненный путь. Он автор и соавтор более 40 тематических отчётов и даже одной из первых статей ВНИИЭФ в открытой печати (ЖЭТФ, 1958 г.) Ему было присвоено учёное звание старшего научного сотрудника. Работая на высоких и ответственных должностях, Борис Николаевич принимал самое активное участие в общественной жизни: на протяжении ряда лет избирался депутатом городских Советов депутатов трудящихся, членом городских комитетов КПСС как в Арзамасе-16, так и в Челябинске-70. Был он и делегатом ХХII съезда КПСС. В фотолетописи отдела 0304 хранится оригинальное поздравление Е. А. Негина с 25-летним юбилеем отдела. Евгений Аркадьевич не забыл упомянуть товарища Леденёва Б. Н., с которым вместе работал в Китае от Сектора 3.
Рисунок 8 – Поздравление отдела 0304 на 25-летие с автографом Е. А. Негина
Чтобы имя не забылось
Пятьдесят лет уже нет с нами Бориса Николаевича Ледёнёва. Тем ценнее для нас воспоминания таких людей как С. Н. Покровский. Будучи лаборантом, он начинал осваивать взрывное дело под началом Бориса Николаевича в Лаборатории Альтшулера осенью 1948 года.
Рисунок 9 – Покровский Сергей Николаевич (фото из фотолетописи отдела 0304)
Сергей Николаевич вспоминал: «Борис Николаевич, всегда внешне спокойный, выдержанный, доходчиво объяснял нам премудрости лабораторных работ. Наравне с нами выполнял самую грязную и тяжёлую работу. У него были золотые руки. Делал он всё добротно, прочно, с необыкновенной аккуратностью даже тогда, когда всё сделанное через несколько минут должно было «взлететь на воздух». В его рабочих тетрадях никогда не было зачёркиваний, исправлений. Он всегда писал набело, ровным красивым почерком. Борис Николаевич был высокого роста, крепкого телосложения, обладал большой физической силой. У него была по-настоящему добрая улыбка, он любил шутку и заразительно смеялся. Относился он к нам, тогда ещё молодым ребятам, по-отечески, с теплотой. Если кто-либо допускал оплошность в работе по незнанию, не возмущался и никогда не повышал голос, если брак был допущен из-за небрежности, то он произносил лишь одно слово – «непорядок», и после этого можно было быть уверенным, что подобное не повторится. Мы все уважали и любили его, и нам нравилось работать под его началом».
В Личной Карточке Л. В. Альтшулера хранится замечательная характеристика, написанная Леденёвым на Альтшулера в 1950 году, когда Альтшулеру было велено покинуть Объект в трёхдневный срок… Фактически подчинённый, как член партии, он заступался за своего «аполитичного» беспартийного начальника… «Личные качества Л. В. Альтшулера:
Энергичен, настойчив, оперативен, обладает хорошими организаторскими способностями. Широко эрудирован, имеет глубокие теоретические знания. Весьма квалифицированный экспериментатор. Параллельно целеустремленному экспериментальному исследованию глубоко изучает и всесторонне теоретически обосновывает регистрируемые явления (в отличие от практиков, не делающих широких обобщений). Весьма критичен в оценке практических результатов. Всегда использует максимально возможное количество принципиально различных методов при изучении одного и того же явления.
Из недостатков: иногда увлекается побочными исследованиями, позволяющими шире охватить изучаемые явления, но не имеющими непосредственного отношения к плановым темам».
Как этот «недостаток» напоминает нам «принцип Харитона»!? «Знать нужно в 10 раз больше, чем требуется для решения конкретной задачи»!
Отмечая сегодня 100-летний юбилей Б. Н. Леденёва, вспоминаются стихотворные строчки Ю. А. Романова:
«А 100 лет – это славная дата.
Если светел был жизненный путь
И был честен со всеми всегда ты, —
ЕСТЬ ЗА ЧТО ТЕБЯ ПОМЯНУТЬ»!
Жизненный путь Бориса Николаевича Леденёва – это подлинный подвиг замечательного Человека, Гражданина и Патриота.
Текст и фото предоставлены ИФВ
Марина! Прошу!
Сделай так, чтобы лицо Б. Н. Леденёва на «иконке» к материалу было «как надо»!
Заранее благодарю!
СПАСИБО!!!
По словам А. Л. Михайлова, похоронен Леденёв Б. Н. на муниципальном кладбище в Сарове слева по ходу от Центральной аллеи где-то рядом с могилами Пахарьковой Л. Я. и Некруткина В. М.
Был вчера на кладбище — всё обошёл в данном месте — могилу Леденёва Б. Н. — НЕ НАШЁЛ!
Анатолий Леонидович обещал показать…
Изучая биографию Леденёва, невозможно не проникнуться огромным УВАЖЕНИЕМ к этом ЧЕЛОВЕКУ!
Можно снять ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ фильм о его ЯРКОЙ ЖИЗНИ!
В подготовке материала к публикации принимали участие:
Ал. А. Демидов, А. Л. Михайлов, А. М. Подурец, М. А. Власова.
Все студенты — ополченцы и вообще все ополченцы Москвы, которых «не отозвали», погибли к октябрю-ноябрю 1941 года, защищая Москву…
ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ!
Если придерживаться исторической правды, то именно
ЛЕДЕНЁВ — ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНИК Сектора 3, ибо В. К. Боболев был лишь И. О. Начальника… с 1952 по 1955 гг.
Материал к ХАРАКТЕРИСТИКЕ Альтшулера здесь:
http://sarpust.ru/2019/03/zagadochnyj-material-k-harakteristike-altshulera/
Сегодня уже нет сомнений, что написал ЭТО ЛЕДЕНЁВ Б. Н.!
Как сложилась судьба вдовы Леденева после его внезапной смерти и жизнь двух его сыновей — НЕ ЗНАЕМ НИЧЕГО!
Кто может, что-нибудь сообщить, сделайте!
Где архив семьи Леденёвых!? Может у кого есть семейные фото Леденёвых!? Сообщите!
Свяжитесь с Тарасовым Михаилом Диодоровичем про семью Леденева
Сделаем!
Жаль,что никто до сих пор так и не связался с М.Д. Тарасовым…
С ноябрьского семинара «ШКОЛА Семёнова…» поддерживаю с Михаилом Диодоровичем регулярные контакты.
Он даже подарил мне ПЕРВОЕ ИЗДАНИЕ своей книги… И сбросил электронную версию ВТОРОГО ИЗДАНИЯ…
Завтра же спрошу у него о Леденёве!
В воспоминаниях Балашова есть целый раздел, посвящённый Леденёву Б. Н.
http://sarpust.ru/2017/11/d-a-balashov-my-tozhe-sozdavali-atomnoe-oruzhie-chast-iii-o-b-n-ledenyove/
Написано с большим уважением Б. Н. Леденёву!
Сегодня вышла наша статья о Леденёве на пол-страницы во вкладке ВНИИЭФ «Страна РОСАТОМ»…
Жалкое зрелище… А. Л. Михайлов сильно расстроился…
Вывод простой! Надо делать ХОРОШУЮ КНИГУ об ИСТОРИИ ИФВ и его руководителях! А не прибегать к «услугам» пресс-службы ВНИИЭФ…
А какой конкретно № «Страны РОСАТОМ»? Хотелось бы посмотреть!
ГАЗЕТА АТОМНОЙ ОТРАСЛИ, октябрь 2019, № 40 (408), «страна РОСАТОМ».
Вкладка:корпоративная газета РФЯЦ-ВНИИЭФ № 40 (230), октябрь 2019;
http://WWW.STRANA-ROSATOM.RU
Не получается зайти на вкладку из газеты. Дайте пожалуйста конкретную ссылку именно на вкладку.
Получилось — но входить нужно не через свежий номер газеты, а через Архив!
Необходимо отметить, что наши коллеги из «БАУМАНКИ» свято хранят память о своих выдающихся выпускниках.
В этом году прошла конференция под именем Леденёва.
Покажем знак участника: