В нашем городе — пока довольно кулуарно — идёт обсуждение вопроса, как назвать новую набережную. Набережная эта появилась несколько лет назад, там уже живут люди, но названия она до сих пор не имеет. Вероятно, потому, что рождалась она не без проблем. Люди называют это место в городе «новые дома в пойме» или просто «Пойма». Другие люди, по-видимому, те, которые продают в этих домах квартиры, придумали красивое рекламное название «Саровская Ривьера». Но, что годится для коммерческой недвижимости, может не подойти для названия улицы.

Фото из интернета

            Хочу предложить общественности свой вариант названия.

1903-й год. В наш монастырь на празднование причисления к лику святых Серафима Саровского пришло и приехало со всех концов страны множество людей. Их было какое-то невероятное количество, по разным оценкам, от 150 до 300 тысяч. Большинство из них не могли сразу не то что попасть внутрь монастыря, а даже подойти близко. Многие из них скапливались на опушке леса и на лугу на правом берегу Сатиса, куда выходила главная дорога, ведущая в Саров с севера, короче говоря, на месте нынешней «Саровской Ривьеры».

И был среди этих толп один человек, достойный, на мой взгляд, того, чтобы его именем назвали улицу в городе. Это знаменитый русский писатель, гуманист и общественный деятель Владимир Галактионович Короленко (1853 — 1927). Не будем здесь о нём подробно рассказывать, каждый сам может найти эту информацию.

Первый раз Короленко побывал в Сарове в 1890 году. О том путешествии остались его дневники, а полученные впечатления повлияли на некоторые произведения, в частности, они использованы в повести «Слепой музыкант». Второй визит в Саров состоялся во время торжеств летом 1903 года. Писатель в компании мужа своей сестры пешком прошёл путь от станции Шатки. Впечатления от этого путешествия изложены В.Г. Короленко в его письмах, с подробностями можно познакомиться здесь.

Мне кажется, что с точки зрения увековечивания этого, может быть не самого заметного в истории города события, но зато замечательного в масштабе страны человека, важно то, что Короленко не пошёл тогда в монастырь, а заночевал прямо на этом самом месте, среди простых паломников, под вековыми соснами и открытым небом. Это не предположение, а факт, о котором писатель упомянул в своем письме.

… я снял сапоги и сижу с сумками под огромной елью, на опушке Саровского бора. Прямо передо мной — часовенка, дальше монастырь с его церквами и колокольнями, кругом — народ, расположившийся как и мы — на земле под соснами. Телеги, лошади, узлы, люди … Картина замечательно — оригинальная: сосновый бор, сосны огромные, прямые, как свечи, между стволами — фигуры в разнообразных костюмах и позах, многие молятся на колокольни монастыря, кругом охваченного лесом.

Почему назвать набережную именем Короленко — хорошая идея?

  1. «Набережная Короленко» хорошо звучит.
  2. Последнее время новые улицы в городе (если не считать районов индивидуальной застройки) называются именами деятелей Атомного проекта (Негин, Дмитриев, Захаров…) На мой (и не только) взгляд, имеет место некоторый перебор. Наш город — это не только учёные, конструктора и испытатели. Имя Короленко отсылает нас к монастырскому периоду нашей истории, но оно не имеет исключительно религиозного звучания.
  3. История нашего города, запечатлённая в местной топонимии («их именами названы…»), получает некий дополнительный объём, новые краски, что даст любознательным горожанам повод лучше её узнать.
  4. Если уж совсем дать волю фантазии … Последнее время в большой моде городская скульптура, в разнообразии которой города и веси состязаются друг с другом. Хорошо представляю себе бронзового Владимира Галактионовича, сидящего на набережной и задумчиво глядящего в сторону монастыря за рекой. Обязательно босого, потому, как он в пути стёр себе ноги и здесь, «у нас», лечил их примочками (из-за этого он не прошёл весь путь от Шатков пешком, как собирался, а ехал от Дивеева на телеге).
  5. И, наконец, улицы Короленко есть в разных городах (Москва, Нижний Новгород, Арзамас и др.), а набережной нет нигде.

Надеюсь, я вас убедил.

Просмотров: 3 799

К этой записи 9 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Короленко НЕ ПОПАЛ в САРОВ на канонизацию Серафима Саровского в 1903 году! Поэтому он — ТРЕТИЙ в очереди на название набережной САТИСА!

    1. Набережная Серафима САРОВСКОГО!

    2. Набережная Императора НИКОЛАЯ ВТОРОГО!

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Не скажу, что я сторонник этого названия. Короленко (в отличие от участников Атомного проекта) не оказал практически никакого влияния на Саров. Но и отторжения тоже нет. По крайней мере, в отличие от других знаменитостей на карте города (Толстой, Герцен, Репин, Коробков и т.д.), он в Сарове был.

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Имя Серафима, конечно, для людной набережной не подходит — надо бы что-то более уединённое назвать — например, дорогу от Ключевой до ж.д. переезда.
    Император Николай? Может быть, но не слышал, что он как-то связан с этой набережной, он вроде по ней даже не проезжал — только в районе нынешней Садовой. Тогда уж её надо переименовать.
    А лучше назвать используя игру слов — «Набережная Харитонов». Но это (оговорюсь на всякий случай), конечно, шутка.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович!

    Император ехал на Торжества 1903 года по набережной Сатиса по тополиной аллее и пересекал его (Сатис) по Царскому мосту, который мы хотим восстановить сегодня в качестве пешеходного…

    Так что Набережная Императора звучит «… и к селу, и к Городу…» 🙂

    А где есть ещё Набережная Императора НИКОЛАЯ ВТОРОГО!?

    НИГДЕ! А будет у нас — в САРОВЕ! 🙂

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Начальство обнародовало свои планы: хочет назвать набережную Кремлёвской.
    Наверное, это напоминание о секретном названии города – Кремлёв.
    По моей версии, название это возникло не из-за намёка на близкую связь с Московским кремлём (хотя и это может быть), а потому, что саровское НКВДшное начальство в лагерное время называло монастырь «кремлём», не чувствуя большой разницы между двумя этими терминами. Так и писало в своих распоряжениях: «выходить за пределы кремля без охраны запрещается…» Так что названия «кремль» и «Кремлёв» можно считать произошедшими из-за ошибки не шибко грамотных людей.
    Заодно, чтобы, как говорится, два раза не вставать, выскажусь, что мне не нравится и предлагаемое название для другой улицы – Слободская. При чём тут слобода? Это ведь понятие, имеющее вполне конкретный исторический смысл. А тут у нас – никаких слобод и слободок никогда не было.

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Лёша, ты слишком высокого мнения о познаниях депутатов в истории. С чего ты взял, что кто-то, кроме историков, что-то об этом знает?! Но вопрос направлен на доработку — видимо и депутатам это название не очень понравилось.

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Ну вот, депутаты сделали первый шаг — проезд, ведущий к новой набережной, называли Прибрежный. К логике отношение есть — к набережной будет вести проезд Прибрежный. А вот к истории Сарова — нет.

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Я бы выбрал Новофинский.

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Насколько я помню, в этом месте стояли частные дома, а финские были выше. Логичнее Новофинской улицей было бы назвать, например, нынешнею Лесную (кто придумал это «говорящее» название?) или одно из колен нынешней версии улицы Менделеева. Хотя последнюю теперь логичнее было бы переименовать в Кривоколенную.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>