Общеизвестно, что Императорская семья Николая второго приезжала в Саровский монастырь на масштабные торжества по канонизации (признания святым) преподобного Серафима Саровского в конце июля 1903 года. Для её размещения были подготовлены помещения в двухэтажном корпусе настоятеля в северной части монастырского каре – см. фото 1.

Фото 1

       Второй этаж заняли Николай II и Александра Фёдоровна. А первый – дядя Николая II – Великий князь Сергей Александрович с женой Елизаветой Фёдоровной. После торжеств настоятель не стал возвращаться в свои прежние покои, для него были построены другие – в этой же линии келий, но немного дальше от колокольни [1]. На фото 1 справа видно их строительство. А в прежних – оставили «всё как есть», назвали «Царским дворцом» и показывали VIP-гостям. Т.е. получилось что-то типа мемориальной экспозиции. Единственное изменение во внешней архитектуре «дворца» было сделано несколько позже – надстроен второй этаж над выступающим за линию соседних зданий входом (типа тамбура) в здание. Крыша которого использовалась до этого в качестве балкона.

      В советское время келии монахов в основном использовались как жильё. Но больше саровским старожилам это место известно, как детская библиотека, которая размещалась там почти 50 лет – с 1959 по 2007 год до переезда в новое, специально построенное для неё здание. А монастырские помещения вскоре вернули их бывшему владельцу – РПЦ. Сейчас они – часть Духовно-научного центра при монастыре Саровская Пустынь. Первоначально планировалось воссоздать там обстановку 1903 года и использовать как музейную экспозицию, посвящённую семье Императора Николая 2, признанную РПЦ святой. Но после революции вся обстановка была разграблена и найти сейчас её части (или их остатки) вряд ли возможно.

      Поиски различными исследователями чертежей здания образца 1903 года в архивах, где хранятся материалы по Саровскому монастырю (Саранск, Тамбов, Нижний Новгород и др.), ничего не дали. Фотографий, по которым можно было бы хотя бы частично восстановить обстановку, да и просто первоначальную планировку (за годы существования посёлка и города она сильно менялась в зависимости от использования здания), тоже почти не сохранилось – известны всего два-три фото, да и те не самого лучшего качества – см. фото 2,3.

Фото 2

 

Фото 3

      Единственно, что известно, это то, что для обустройства помещений для различных «высоких» гостей была привезена мебель из Московского кремлевского дворца [1]. Так что после переезда библиотеки в историческом здании в конце 2010-х годов был просто сделан добротный ремонт и на этом дело застопорилось.

      И вот, наконец, дело вполне может сдвинуться с мёртвой точки. Автором в интернете [2] обнаружены фотокопии дореволюционных детальных планировок «Царского дворца» – так он именуется в документе. Причём, не просто архитектурные планировки, а с указанием мест размещения и видов мебели. И не только собственно царских покоев, а обоих этажей и даже подвала. И найдены эти, можно сказать, уникальные документы, как это часто бывает, совсем не там, где искали (в окрестных архивах), а в музее Царского села. И источник сведений – авторитетнее не бывает – настоятель монастыря игумен Иерофей. Таким образом, появилась хорошая основа для работ по организации мемориальной экспозиции в «Царском дворце».

      25 апреля 1913 года на фирменном бланке монастыря настоятель пишет некоему Дмитрию Николаевичу следующее – см. фото 4:

Фото 4

            (Расшифровка письма):

«Ваше Высокоблагородие,

Дмитрий Николаевич

Во время пребывания в минувшую зиму,

в Январе месяце, в нашей обители, Вы упо-

минали о планах Саровского Царского дворца,

насколько возможно, планы эти изготовили, ко-

торые при сем посылаю Вам, если что не-

достаточно, то уведомите о дополнении.

С высокопочитанием и доброжелатель-

ством к Вам

Вашего Высокоблагородия

богомолец

и покорнейший служка

Смиренный Игумен Иерофей»

 

     К письму приложены 3 плана (см. фото 5-7) – подвал и оба этажа здания с масштабом и описанием обстановки. К сожалению, качество фото с трудом даёт возможность расшифровать некоторые подписи, но большая их часть всё-таки определяется. Не будем углубляться в их анализ и просто приведём здесь найденные поэтажные планы, а желающие могут заняться этим сами.

Фото 5

 

Фото 6

 

Фото 7

 

     Сотрудникам монастыря они переданы и для получения более качественных копий можно обратиться в Царскосельский музей от имени Саровского монастыря. Думаю, проблем с этим быть не должно. По крайней мере, автору в некоторых музеях по его просьбе (с объяснением причин) высылали дополнительные фотографии материалов из своих коллекций. Разумеется, с обязательным в таких случаях условием упоминания правообладателя при публичном использовании их материалов. Кроме того, сотрудники Царскосельского музея вполне могут знать, кто такой адресат письма – Дмитрий Николаевич – и какое отношение он имеет к Царскому Селу и к Саровской пустыни.

      Предварительные поиски в интернете дали такой результат. Адресатом письма игумена Иерофея вполне мог быть Дмитрий Николаевич Ломан (см. фото 8 из Википедии) — с 1910 года ктитор (церковный староста) Федоровского Государева собора в Царском селе (освящён в 1912 году). В котором был так называемый Пещерный храм с престолом преподобного Серафима Саровского. Ломан был инициатором и активным участником строительства Фёдоровского городка, начавшегося в 1913 году. И именно по этим делам он мог приезжать в Саров. В 1913 году он был сначала подполковником, а с середины апреля — полковником. И обращение «Ваше высокоблагородие» (как в письме) согласно Табелю о рангах полагалось именно чинам от майора до полковника. Как видим, всё один к одному. Впрочем, это предположение о личности адресата ещё нуждается в дополнительной проверке.

Фото 8

 

Приложение

Царская семья поднимается в «Царский дворец» (с северной стороны), 1903г.

 

Источники.

  1. Подурец А.М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. 4-е изд., доп. – Саров: ЗАО “ИНФО”; Саранск, 2012. С.198.
  2. Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ» ФГБУК ГХАДПМЗ “Царское село”.

©В.Н.Ганькин, 2024

valery.sarov@mail.ru

К этой записи 9 комментариев

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    И теперь легко можно найти точки, с которых были сделаны эти снимки.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Вставил в текст предположение об адресате письма в Царское село.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Статья перепечатана местным информагенством Затоновости Саров, как обычно — без указания авторства. Это уже с ними не первый раз. Воры!

    1. В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

      После письма главе агентства фамилия автора в перепечатке всё-таки появилась.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Добавил фото Царского дворца с внешней (северной) стороны.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Статья перепечатана (с ведома автора) в двух последних номерах (№№28,29) местной газеты «Вести города».

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    За сканирование трёх листов формата А3 музей “Царское село” запросил с ДНЦ «всего-навсего» 33 т.р. Это точно коллеги или обычные бизнесмены? Видимо понятие «культурная столица» несколько изменилось за последние годы.

    1. аппаратура очень энергоёмкая

      1. В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

        Только в Питере? В Сарове аппаратура, видимо, более совершенная, т.к. гораздо менее энергоёмкая. У нас копирование А3 стоит меньше стольника — прям гордость берёт за Саров! А если учесть, что и печатать-то ничего не надо, достаточно электронной копии, то это вообще должно быть гораздо дешевле. Ну что ж, теперь мы знаем, что такое «культурная столица» на самом деле!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>