Общеизвестно, что Императорская семья Николая второго приезжала в Саровский монастырь на масштабные торжества по канонизации (признания святым) преподобного Серафима Саровского в конце июля 1903 года. Для её размещения были подготовлены помещения в двухэтажном корпусе настоятеля в северной части монастырского каре – см. фото 1.
Второй этаж заняли Николай II и Александра Фёдоровна. А первый – дядя Николая II – Великий князь Сергей Александрович с женой Елизаветой Фёдоровной. После торжеств настоятель не стал возвращаться в свои прежние покои, для него были построены другие – в этой же линии келий, но немного дальше от колокольни [1]. На фото 1 справа видно их строительство. А в прежних – оставили «всё как есть», назвали «Царским дворцом» и показывали VIP-гостям. Т.е. получилось что-то типа мемориальной экспозиции. Единственное изменение во внешней архитектуре «дворца» было сделано несколько позже – надстроен второй этаж над выступающим за линию соседних зданий входом (типа тамбура) в здание. Крыша которого использовалась до этого в качестве балкона.
В советское время келии монахов в основном использовались как жильё. Но больше саровским старожилам это место известно, как детская библиотека, которая размещалась там почти 50 лет – с 1959 по 2007 год до переезда в новое, специально построенное для неё здание. А монастырские помещения вскоре вернули их бывшему владельцу – РПЦ. Сейчас они – часть Духовно-научного центра при монастыре Саровская Пустынь. Первоначально планировалось воссоздать там обстановку 1903 года и использовать как музейную экспозицию, посвящённую семье Императора Николая 2, признанную РПЦ святой. Но после революции вся обстановка была разграблена и найти сейчас её части (или их остатки) вряд ли возможно.
Поиски различными исследователями чертежей здания образца 1903 года в архивах, где хранятся материалы по Саровскому монастырю (Саранск, Тамбов, Нижний Новгород и др.), ничего не дали. Фотографий, по которым можно было бы хотя бы частично восстановить обстановку, да и просто первоначальную планировку (за годы существования посёлка и города она сильно менялась в зависимости от использования здания), тоже почти не сохранилось – известны всего два-три фото, да и те не самого лучшего качества – см. фото 2,3.
Единственно, что известно, это то, что для обустройства помещений для различных «высоких» гостей была привезена мебель из Московского кремлевского дворца [1]. Так что после переезда библиотеки в историческом здании в конце 2010-х годов был просто сделан добротный ремонт и на этом дело застопорилось.
И вот, наконец, дело вполне может сдвинуться с мёртвой точки. Автором в интернете [2] обнаружены фотокопии дореволюционных детальных планировок «Царского дворца» – так он именуется в документе. Причём, не просто архитектурные планировки, а с указанием мест размещения и видов мебели. И не только собственно царских покоев, а обоих этажей и даже подвала. И найдены эти, можно сказать, уникальные документы, как это часто бывает, совсем не там, где искали (в окрестных архивах), а в музее Царского села. И источник сведений – авторитетнее не бывает – настоятель монастыря игумен Иерофей. Таким образом, появилась хорошая основа для работ по организации мемориальной экспозиции в «Царском дворце».
25 апреля 1913 года на фирменном бланке монастыря настоятель пишет некоему Дмитрию Николаевичу следующее – см. фото 4:
(Расшифровка письма):
«Ваше Высокоблагородие,
Дмитрий Николаевич
Во время пребывания в минувшую зиму,
в Январе месяце, в нашей обители, Вы упо-
минали о планах Саровского Царского дворца,
насколько возможно, планы эти изготовили, ко-
торые при сем посылаю Вам, если что не-
достаточно, то уведомите о дополнении.
С высокопочитанием и доброжелатель-
ством к Вам
Вашего Высокоблагородия
богомолец
и покорнейший служка
Смиренный Игумен Иерофей»
К письму приложены 3 плана (см. фото 5-7) – подвал и оба этажа здания с масштабом и описанием обстановки. К сожалению, качество фото с трудом даёт возможность расшифровать некоторые подписи, но большая их часть всё-таки определяется. Не будем углубляться в их анализ и просто приведём здесь найденные поэтажные планы, а желающие могут заняться этим сами.
Сотрудникам монастыря они переданы и для получения более качественных копий можно обратиться в Царскосельский музей от имени Саровского монастыря. Думаю, проблем с этим быть не должно. По крайней мере, автору в некоторых музеях по его просьбе (с объяснением причин) высылали дополнительные фотографии материалов из своих коллекций. Разумеется, с обязательным в таких случаях условием упоминания правообладателя при публичном использовании их материалов. Кроме того, сотрудники Царскосельского музея вполне могут знать, кто такой адресат письма – Дмитрий Николаевич – и какое отношение он имеет к Царскому Селу и к Саровской пустыни.
Предварительные поиски в интернете дали такой результат. Адресатом письма игумена Иерофея вполне мог быть Дмитрий Николаевич Ломан (см. фото 8 из Википедии) — с 1910 года ктитор (церковный староста) Федоровского Государева собора в Царском селе (освящён в 1912 году). В котором был так называемый Пещерный храм с престолом преподобного Серафима Саровского. Ломан был инициатором и активным участником строительства Фёдоровского городка, начавшегося в 1913 году. И именно по этим делам он мог приезжать в Саров. В 1913 году он был сначала подполковником, а с середины апреля — полковником. И обращение «Ваше высокоблагородие» (как в письме) согласно Табелю о рангах полагалось именно чинам от майора до полковника. Как видим, всё один к одному. Впрочем, это предположение о личности адресата ещё нуждается в дополнительной проверке.
Приложение
Царская семья поднимается в «Царский дворец» (с северной стороны), 1903г.
Источники.
- Подурец А.М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. 4-е изд., доп. – Саров: ЗАО “ИНФО”; Саранск, 2012. С.198.
- Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ» ФГБУК ГХАДПМЗ “Царское село”.
©В.Н.Ганькин, 2024
И теперь легко можно найти точки, с которых были сделаны эти снимки.
Вставил в текст предположение об адресате письма в Царское село.
Статья перепечатана местным информагенством Затоновости Саров, как обычно — без указания авторства. Это уже с ними не первый раз. Воры!
После письма главе агентства фамилия автора в перепечатке всё-таки появилась.
Добавил фото Царского дворца с внешней (северной) стороны.
Статья перепечатана (с ведома автора) в двух последних номерах (№№28,29) местной газеты «Вести города».
За сканирование трёх листов формата А3 музей “Царское село” запросил с ДНЦ «всего-навсего» 33 т.р. Это точно коллеги или обычные бизнесмены? Видимо понятие «культурная столица» несколько изменилось за последние годы.
аппаратура очень энергоёмкая
Только в Питере? В Сарове аппаратура, видимо, более совершенная, т.к. гораздо менее энергоёмкая. У нас копирование А3 стоит меньше стольника — прям гордость берёт за Саров! А если учесть, что и печатать-то ничего не надо, достаточно электронной копии, то это вообще должно быть гораздо дешевле. Ну что ж, теперь мы знаем, что такое «культурная столица» на самом деле!