Лет 15-20 назад мне рассказали одну невероятную историю из области присвоения госнаград, произошедшую во ВНИИЭФ в конце 1980-х и имевшую продолжение в начале 2000-х. Когда лет 5-7 назад я решил уточнить детали этой истории, то не смог вспомнить, кто её мне рассказал. Были две версии, но оба кандидата на источник своё авторство не подтвердили, поэтому рассказываю так, как запомнил. Может, кто из свидетелей ещё остался и уточнит детали этой фантасмагоричной истории? А пока излагаю так, как запомнил. Итак.
В конце 1980-х состоялось очередное награждение сотрудников ВНИИЭФ высокими государственными наградами. Одному из них полагался Орден Почёта. Не путайте с Орденом Знак Почёта, который существовал до 1988 года. Впрочем, поменялось только немного название и с нижней плашки ордена исчезла надпись «Знак Почета», а положение о награждении осталось практически прежним. Но название — это важная деталь, которая позволяет несколько уточнить период времени произошедшего. В это время во всю «бушевала» Перестройка и Гласность, на народ вылилась масса закрытой ранее информации по истории страны, особенно её советского периода. Стало модным эту историю пересматривать и хаять, причём далеко не всегда по делу. На волне моды «либеральная общественность» (которая тогда гордо именовалась «демократической») зачастую перегибала палку в этом. Впрочем, это видимо неизбежный процесс, именуемый законом маятника. Так вот, «герой» нашей истории похоже был из них и войдя в раж, отказался от высокой советской награды — см. фото из интернета.
Шло время, наступил «благословенный» для многих ветеранов ВНИИЭФ 2001 год, когда Указом Президента была введена так называемая «Путинская» пенсия, весьма существенная. Многие наши ветераны попадали под её критерии и массово кинулись её оформлять (что вполне понятно). Тут наш «герой» вспомнил про свой неполученный ранее орден, позволивший бы ему получать эту солидную пенсию. Почему вспомнил – неизвестно. То ли деньги так сильно влияют на убеждения некоторых (особенно, «либералов»), то ли под влиянием реальной (фактически полунищей) постперестроечной жизни 1990-х убеждения поменялись ещё до этого. Скорее, второе – большинство людей со временем умнеют, а некоторые даже мудреют. Тут будет уместно вспомнить историческую байку про Уинстона Черчиля. Одна журналистка решила его «подколоть» и спросила: «Как же так – вот вы раньше были либералом, а потом стали консерватором?». Но не на того напала. Черчиль тут же нашёл, что ответить: «Кто в молодости не был либералом, не имеет сердца. А кто с годами не стал консерватором, не имеет ума». И, наверное, многие достаточно опытные люди с этим согласятся.
Так вот, наш «герой» тоже кинулся в Красный дом за своим (уже ставшим желанным) орденом. Там ему сказали, что вернули и его, и наградные документы в администрацию Президента. Он туда написал и получил ответ, что орден никуда не делся, хранится, приезжайте и забирайте. Так он и сделал, потом отнёс полученные документы в Красный дом и довольный стал ждать результата. Но зря, зря он не посмотрел внимательно на них. Через некоторое время ему позвонили из Красного дома и огорошили – Путинская пенсия вам не положена, т.к. вы не попадаете под её критерии – дающий льготу орден должен быть получен за работу во ВНИИЭФ (ну или хотя бы вообще в МСМ/Росатоме). Тот вскричал – так я и получил орден за работу во ВНИИЭФ, я больше нигде и не работал! А ему в ответ – читайте внимательнее, в представленных вами документах чётко написано, что вы награждены за успехи в сельском хозяйстве. Немая сцена! Наш «герой» приехал в Красный дом и лично убедился в этом. Потрясённый, но не сломленный, он решил выяснить все «загогулины» этой истории. Благо, времени с конца 1980-х прошло немного и ещё можно было найти живых свидетелей.
Оказалось, что когда списки на награждение утверждали в обкоме КПСС (такой порядок тогда был), то понадобилось внести туда какого-то своего партработника. А так как на ордена ещё с брежневских времён существовала «разнарядка» с лимитами по каждому виду наград, то поступили просто – из представленных списков вычеркнули последнюю фамилию (видимо посчитав, что последний в списке – не самый достойный) и внесли туда ФИО нового претендента. Но тут случилось ЧП – какой-то механизатор из аналогичного сельскохозяйственного списка на орден попал в вытрезвитель и вдобавок развёлся с женой, ну как же такого награждать?! Его, конечно, из списков вычеркнули, но кого вставлять вместо? Ведь нового достойного надо было сначала определить, а затем подготовить и согласовать комплект наградных документов, но времени на это уже не было. Тут и вспомнили про нашего вычеркнутого ранее ВНИИЭФовца с готовым комплектом наградных документов. Решили вернуть справедливость. Но в спешке вместо того, чтобы сделать двойную замену – на место механизатора вставить партработника, а нашего вернуть на своё законное место, просто заменили ФИО механизатора на ФИО ВНИИЭФовца. Видимо посчитав, какая разница за что награждён – орден есть орден. И это никто и не замечал более 10 лет, пока не случилась история с Путинской пенсией. Так что остался наш ВНИИЭФовец без заслуженной повышенной пенсии. Впрочем, как говорил знаменитый капитан Жеглов, наказания без вины не бывает. И раз уж отказался от награды, то будь добр за это и заплатить, причём в буквальном смысле.
P.S. А вот несколько иная местная история про госнаграды, участника которой мне искренне жаль. Пару лет назад встретился с этим ветераном ВНИИЭФ по краеведческим делам. В советское время он был награждён орденами Трудовой Славы 3-и 2-й степеней. Но, оказывается, его тогда представили и к награждению орденом Трудовой Славы 1-й степени (на фото из интернета — с красной эмалью). Причём, не просто представили, а и отослали наградные документы в Москву. Но, к его несчастью, это был 1991 год. Союз распался, советская наградная система канула в лету и его наградные документы видимо просто не успели подписать. (А вот некой Пугачёвой Горбачёв успел дать звание Народной артистки СССР по Указу от 21 декабря 1991 года!) Представляете, у нас в городе мог быть полный кавалер орденов Трудовой Славы! А таковых во всей стране было меньше тысячи, т.е. в 20 раз меньше, чем Героев Соцтруда. К которым, кстати, они приравнивались не только по льготам, но по воздаваемым почестям.
©В.Н.Ганькин, 2025

