(Власова М.А., Власов С.Ю.)
Снова май и снова Крым. Без традиционных рюкзаков, однако спортивная часть осталась — это трекинговые однодневные маршруты. Насыщенная экскурсионная программа и большой географический охват: Севастополь – Керчь — Белогорск — обусловлены широтой наших планов. Основными объектами посещения должны были стать Севастопольская Голландия и памятник размагнитчикам, Багеровский полигон (вблизи Керчи), где проходили испытания баллистических корпусов РДС-1, и Белогорская гимназия имени К.И.Щёлкина, в которой прошли школьные годы Кирилла Ивановича Щёлкина.
Первая часть нашего спортивно-патриотического мероприятия (СПМ) Крым-2019 проходила с базой в Форосе, где мы проживали в гостевых домах.
Итак, 5 мая мы прилетели в Симферополь. И пока мы ехали в Форос, нам открывалась картина огромного размаха стройки — строительства трассы Таврида. Строительство трассы ведется в несколько смен. Тут же вдоль трассы расположены городки строителей.
Часть первая — Севастопольская.
Хотя мы жили в Форосе, который входит в городской округ Ялта, но все наши мероприятия проходили в Севастополе.
06 мая. Прохождение участка Большой Севастопольской тропы (БСТ) от Ласпинского перевала до Байдарских ворот с восхождением на Ильяс-Кая.
Этот участок БСТ начинается сразу за ограждением на перевале Ласпи. Тропа хорошо промаркирована на всем протяжении, установлены информационные стенды. По первой маркировке протяженность этого участка 10,8 км.
Пример информационного стенда
Идется по ней комфортно и легко, по пути много видовых площадок.
Вид на Ласпинский перевал
Вид на Ласпи
Тропа активно посещаема: по дороге нам встретилось много туристических групп с рюкзаками и без. Самая большая достопримечательность ее – Храм Солнца и гора Ильяс-Кая, на которую обязательно нужно подняться. Высота Ильяс-Кая — 681,9 м. Это отторженец, неприступный с севера, юга и запада. На вершину можно подняться только по крутому восточному склону. Своим названием Ильяс-Кая обязана храму Святого Ильи, находившемуся здесь. Укрепленный монастырь и храм Святого Ильи возникли, как предполагают археологи, в конце IX- начале X века. Монастырь существовал до XV века, а храм, возможно, до 1778 года, времени переселения христианского населения из Крыма. Ильяс-Кая притягивает туристов всех возрастов. Место настолько популярное, что для того чтобы сделать фотографию без посторонних людей, нужно выжидать. Чтобы подняться, требуется немного потрудиться, один из участков даже оборудован тросами и скобами, но сложного ничего нет.
Наверху дует очень сильный ветер. Вершина Ильяс — Кая – отличная видовая площадка, с которой открывается вид на Черное море с бухтами с одной стороны, на Байдарскую долину, Чернореченский район – с другой.
На вершине Ильяс-Кая
А еще с нее во всем великолепии раскрывается Храм солнца – скалы Тышлар.
Скалы Тышлар
Скалы Тышлар – группа скал, расположенных почти правильным кольцом. По одной из версий это остатки рифов древнего океана Тетис, поднявшиеся на поверхность в юрский период. По другой — результат разрушения большой карстовой воронки. Считается, что это место обладает особой энергетикой. Ну а мы, погуляв между скал, отправляемся дальше по тропе.
Выходит тропа к перевалу Байдарские ворота.
Внизу Форосская церковь
Есть мнение, что в кафе на Байдарских воротах самые вкусные чебуреки в Крыму. Не знаем, насколько это правда, но очень понравились: тесто воздушное, тает во рту.
От Байдарских ворот совсем недалеко до Форосской церкви. Парящая над Форосом церковь была построена в 1892 году в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда. Заказчиком ее строительства был чайный магнат А.Г. Кузнецов. Возле церкви прекрасная смотровая площадка. От церкви серпантином вниз к морю спускается пешеходная дорожка, по которой мы спустились в Форос.
Форосская церковь с пешеходной дорожки
Итого от Ласпинского перевала до Фороса мы прошли 21 км.
07 мая. Севастопольская Голландия
«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…» Л.Н.Толстой, «Севастопольские рассказы».
Сегодня мы посещаем «Севастопольскую Голландию». Уникальное место на Северной стороне Севастополя – это территория Института ядерной энергии и промышленности, который входит в состав Севастопольского государственного университета.
В начале 19 века на берегу бухты располагался склад лесоматериалов для строительства и ремонта кораблей. Строили склад матросы Балтийского флота. И по аналогии с тем, как именовалось место, где располагались такие же склады в Санкт-Петербурге, бухту назвали Голландией.
Сейчас на берегу бухты располагается Севастопольский Государственный университет. Вход осуществляется по пропуску.
Перед входом в здание стоит памятник Ленину. Ленин никуда не указывает, а лишь смотрит в сторону моря.
Здание университета – это здание морского кадетского корпуса, заложенного 23 июня 1915 года, архитектором и строителем которого был Венсан Александр Александрович (1871 – 1940). «Рабочий проект Морского Корпуса предусматривал кроме основного четырехэтажного здания, состоящего из пяти корпусов, соединенных между собой открытыми колоннадами ионического ордера и образующих дворики, видовые площадки, строительство зданий для офицеров и нижних чинов. В основном здании размещались учебные и жилые помещения, в центральном корпусе – церковь с куполом, возвышавшемся над портиком дорического стиля в виде башенки со шпилем, напоминавшим шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге» — пишет в своей книге Владимир Бойко «История бухты Голландия в Севастополе».
Морской Корпус в Санкт – Петербурге с 1916 года реорганизовывался и разделялся на две половины: первая общеобразовательная – кадетские роты, как раз переводились в Севастополь, где уже началась постройка огромного корпусного здания. В том же году Приказом было объявлено о назначении Шефом Корпуса Наследника Цесаревича Алексея и о переименовании в связи с этим Корпуса в Морской Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Морской Кадетский Корпус.
В здании университета находится музей, где нам провел увлекательную и познавательную экскурсию об истории университета (от его основания до сегодняшнего дня) Хранитель фондов музея Филимонов Николай Владимирович.
Экспозиция музея
В 1939 году в здании Морского Кадетского Корпуса разместилась Электромеханическая школа Учебного отряда Черноморского флота. С первых дней войны школа стала боевой частью Севастопольского гарнизона.
Мужество и героизм проявили курсанты Электромеханической школы в отражении наступления немецких войск.
Особое впечатление на нашу группу произвела записка матроса-пулеметчика Алексей Калюжного : «Родина моя! Земля русская! Я, сын Ленинского Комсомола, его воспитанник, дрался так, как подсказывало мне сердце… Истреблял гадов, пока в груди моей билось сердце. Я умираю, но знаю, что мы победим… Моряки-черноморцы! Деритесь крепче, уничтожайте фашистских бешеных собак. Клятву воина я сдержал… Калюжный».
Алексей Калюжный и его боевые друзья из дзота № 11, расположенного в районе деревни Дальней (Камышлы), трое суток отражали яростные атаки противника. Защитники ДЗОТа №-11 погибли. Через несколько дней, когда высота была отбита, в разрушенном ДЗОТе нашли противогаз, в котором оказалась эта записка.
С 1951 года в зданиях Морского Кадетского Корпуса разместилось Высшее военно-морское инженерное училище (ВВМИУ).
Одна из экспозиций музея посвящена выпускникам Севастопольского ВВМИУ, погибшим в трагедиях на море, таких как, например: пожар на атомной подводной лодке «Ленинский комсомол» 8 сентября 1967 года (погибло 39 человек), пожар в торпедном отсеке подводной лодки Б-37 11 января 1962 года , приведший к тому, что стоявшая рядом у пирса подводная лодка С-350 получила повреждение (трагедия привела к гибели 122 человек), взрыв торпед на подводной лодке «Курск» 12 августа 2000 года (погибло 118 человек).
В музее также есть стенды, посвященные Игорю Васильевичу Курчатову и Анатолию Петровичу Александрову. На стендах представлены биографические справки и ряд фотографий. Именно здесь в бухте Голландия в 1941 году в уникально короткие сроки была разработана система противоминной защиты кораблей путем их размагничивания.
Постановлением Совнаркома СССР от 10 апреля 1942 года за создание эффективных методов размагничивания кораблей и практическое их осуществление А.П.Александрову, И.В.Курчатову и еще шести участникам работ была присуждена Сталинская премия первой степени. 4 октября 1944 года И.В.Курчатов был награжден орденом Трудового Красного Знамени за решение этой же проблемы. Командование Черноморского флота представило Курчатова к награждению медалью «За оборону Севастополя».
Среди экспонатов музея рында первого ракетного подводного крейсера стратегического назначения «К-137». Рында была подарена выпускниками 1987 года в день тридцатилетия выпуска — 19 августа 2017 года.
На доске почета представлены фотографии выпускников, которые удостоились звания – «Герой Советского Союза».
В музее есть зал, где представлена реконструкция комнаты, в которой жили и учились курсанты: кровать, письменный стол, кульманы, печатная машинка.
Заглянули мы в университетскую библиотеку, где занимаются курсанты. В библиотеке стены выкрашены в зеленый цвет, сохранились опорные колоны в греческом стиле.
На территории университета можно полюбоваться парковой зоной, цветут цветы, радуют глаз. К морю спускается лестница. Сейчас ее украшает профиль Владимира Ильича Ленина средней величины.
В бухте стоят военные корабли.
За калиткой, отделяющей набережную университета от города, находится памятник, посвященный размагнитчикам кораблей, установленный в 1976 году. На нем надпись: «Здесь в 1941 году в сражающемся Севастополе группой ученых под руководством А.П. Александрова и И.В. Курчатова были проведены первые в стране успешные опыты размагничивания кораблей Черноморского флота».
Неподалеку, на Северной же стороне Севастополя, находится Братское кладбище защитников Севастополя. Основано оно во время крымской войны в 1854 году по инициативе В. А. Корнилова.
Венчает Братское кладбище Свято-Никольский храм. Храм является памятником всем тем, кто защищал Севастополь в Крымскую войну. Это единственный в мире православный храм, имеющий форму пирамиды.
В правой части находятся более поздние захоронения 1941–42 годов. Здесь же находится братская могила моряков затонувшего в 1955 году в Севастопольской бухте линейного корабля «Новороссийск» и погибших членов экипажей других кораблей, участвовавших в спасении линкора. На Братском кладбище находятся и могилы севастопольцев, которые погибли на атомных подводных лодках «Комсомолец» и «Курск».
Приятный момент. Когда мы стояли возле могилы Э.И. Тотлебена, случайный прохожий — молодой человек — остановился и начал нам рассказывать об это великом военном инженере.
Посетив Братское кладбище, мы отправились в центр Севастополя.
На другую сторону бухты мы переправились не на пароме, а с экскурсией по бухтам Севастополя.
Явно ощущалось приближение праздника: 9 мая у жителей Севастополя двойной праздник– в 1944 году в этот день город был полностью освобожден от фашистов, а уже через год советский народ праздновал победу над нацистской Германией. Пройдя всю набережную, мы вернулись на площадь Нахимова. Здесь проходила репетиция праздничного концерта: дети пели военные песни. Мы с удовольствием их послушали.
Севастополь — потрясающий город, который гордится своей историей.
08 мая. Балаклава — Фиолент.
Этот прекрасный, солнечный день начался с Балаклавы.
В Балаклаве есть Музей истории Балаклавы, он находится на набережной напротив памятника Куприну.
Музей небольшой, совмещен с кафе, то есть, можно и кофе попить, и послушать великолепную, мастерски, артистически поставленную экскурсию по истории Крымской войны (1853-1856 гг.). Есть здесь возможность непосредственно соприкоснуться с историей, экспонаты доступны не только для осмотра, их можно потрогать руками: пули (можно даже увидеть уникальный случай – пуля в пуле), винтовки, консервы, монеты с профилем французского короля Карла Х, фарфоровые тарелки, игральные кости, ядра, английская карта сражений, бутыль, которая когда-то содержала в себе экстракт кофе, картина Роберта Гибба «Тонкая красная линия», фотографии водолазного костюма, балаклавы (головной убор, изобретен в Великобритании) и другие артефакты. После посещения музея, возникает желание больше узнать о деталях Крымской войны.
Экспонаты
Из Балаклавы мы отправились на Фиолент. Дорога на Фиолент начинается с противоположной – западной — стороны бухты, с подъема к батарее № 19. В этот предпраздничный день было очень много желающих посетить Балаклавский подземный музейный комплекс: столпотворение машин и людей. Поскольку мы в этом музее уже были не раз, то мы направляемся дальше к мысу Курона. Сразу за небольшим пляжем серпантином начинается подъем. При подъеме открываются великолепные виды Балаклавской бухты, она открылась нам более широкой, чем внизу.
От батареи мы направились по верху над морем в сторону скал Мытилино и пляжа Васили. К пляжу ведет длинная лестница. В 2007 году здесь сошел оползень и разделил пляж.
Мы к пляжу спускаться не стали. В описаниях этого маршрута предлагается проследовать через дырку в ограждении лестницы. Увы, дырку тщательно заварили, поэтому пришлось перелезать через ограждение, благо оно невысокое. Через каменные обвалы, по сыпухе мы поднялись по склону.
Дальше мы вышли на хорошо натоптанную тропу. Весенний Крым радовал цветами: пионы, маки, ромашки. Создавалось ощущение лета.
Так, постепенно набирая высоту, любуясь пейзажами, мы дошли до мыса Кая-Баш, где находятся останки 21-й береговой казематированной батареи. Батарея, построенная в 1912 г., входила в состав Южной группы береговых батарей. Место расположения батареи было выбрано на самой высокой точке всего участка побережья от Херсонеса до Балаклавы, Впечатляет масштаб этого оборонительного сооружения.
После батареи дорога стала нас уводить от моря, мы вышли к дачным участкам и, наконец, к конечной остановке автобуса.
Уважаемые читатели, если вы вдруг надумаете пройтись этим маршрутом, то, как только увидите садовые участки, то выходите на территорию садоводческого общества. Иначе неожиданно придете, как и мы, в тупик (к охраняемому КПП).
От остановки нам путь уже был знаком, и через некоторое время нам открылся Георгиевский монастырь, великолепно вписывающийся в ландшафт.
По сравнению с предыдущими нашими приездами здесь произошли большие изменения. Территорию у монастыря обустроили, сделали большую парковку. Прежде чем спускаться вниз, мы прошли чуть дальше – к мысу Лермонтова. Панорама необыкновенной красоты мысов-отрогов, вдающихся в море, открылась перед нами.
Поскольку время поджимало, полюбовавшись мысом Лермонтова, мы отправились к Яшмовому пляжу. К Яшмовому пляжу ведет порядка 800 ступенек. Нам не привыкать их преодолевать хоть вниз, хоть вверх. Состояние ступенек, конечно, оставляет желать лучшего. Начат ремонт верхнего участка лестницы до входа в монастырь. Может быть, всю отремонтируют.
Яшмовый пляж
А вот источник закрыт. Когда-то вода из источников, находящихся на территории монастыря, считалась лучшей в Крыму. Ее с удовольствием пили монахи, паломники и императоры. К сожалению, в XX веке вода утратила свой чудесный вкус, источник был загрязнен неудачно проложенной в советское время канализацией. В 2007 году канализацию отвели, в прошлое наше посещение источник действовал. Но, по-видимому, проблема возникла снова.
Уже темнело, когда мы отправились обратно в Форос.
За этот день мы нагуляли 23 км.
На этом закончилась первая часть нашего мероприятия.
Марина! Как долго я ждал твоего репортажа…
И вот, наконец, случилось… 🙂
Ты — ЛУЧШАЯ!
Для тех, кто не понял…
СПМ — Спортивно-патриотическое мероприятие…