На днях стал обладателем очень интересного (“и, главное, редкого”) документа по истории Сарова, представляю его широкому кругу интересующихся этой темой. Это «Трудовой список» (введён в СССР в 1926 году, в 1939 году заменён на Трудовую книжку) конца 1920-х годов. Его размер 14х21см (в сложенном виде), выдан на имя некоего Синицина Гаврилы Петровича – см. рис.1,2, упоминаний о котором в связи с Саровом автору ранее не встречалось. Но обо всём по порядку – документ той весьма интересной эпохи (даже если б он не был связан с Саровом) сам по себе заслуживает внимательного рассмотрения.
Следующая страница книжки содержит биографические данные Синицина Г.П. – см. рис. 3. Он родился в 15 марта 1903 года, а 25 июня 1929г. зарегистрирован по служебной книжке военнослужащего неким Темниковским “Рик” (районный исполнительный комитет? – здесь и далее курсивом в круглых скобках выделены замечания автора). Далее указана его национальность – русский и социальное положение – рабочий (рабочий–военнослужащий?). Имеет “Самообразование” (т.е. никакого?), а по профессии – “сушильщик табака”. Член ВКП(б), “Союза Пищевиков”, союза “деревообд(елки?)” и одновременно состоит на военном учёте «рядового состава… 5в катег(ории)” согласно служебной книжке военнослужащего. Далее следует его подпись с датой 21 октября 1929г. Видимо, именно тогда этот «Трудовой список» и был составлен.
Не будем детально останавливаться на трудовой деятельности Синицина до 1929 года – см. рис. 4,5. Отметим только, что, судя по записям, она началась марте 1918 года в качестве батрака и грузчика в Омской губернии (видимо, он родом оттуда). После четырёхлетнего перерыва (на военную службу?) в 1923 году гражданская служба возобновилась уже в Саранске в должности “грязночиста” на маслозаводе. А в 1925 году Синицин внезапно вырос до секретаря Волкома (волостного комитета) ВЛКСМ большого русского села Лада (60 км на север от Саранска), вот уж воистину «из грязи – в князи»! Впрочем, ненадолго – в марте 1926 года “по собственному желанию”? он вернулся на маслозавод чернорабочим, где в декабре того же года избран секретарём ФЗК (фабрично-заводского комитета). И опять ненадолго – в апреле 1927 года “уволен по собственному желанию” в “сушильщики”. В феврале 1928 года “переведен на табачную фабрику сушильщиком табака”, а в октябре того же года опять подрос в должности, на этот раз ещё выше – “Зав. Посредбюро г.Саранска” (посредническое бюро по найму работников) – прямо качели какие-то. Но долго этот непоседливый товарищ нигде не задерживался. Не задержался и на этот раз.
И вот тут, наконец, переходим к наиболее интересной для саровских историков странице его трудовой биографии – см. рис. 6. Всего через 6 месяцев после назначения на руководящую работу в окружном центре – опять «качели», и Синицин оказывается в глухомани на окраине Мордовского округа (так тогда называлась нынешняя Республика Мордовия). Да ещё и далеко не в самом безопасном месте работы – Трудовой коммуне (колонии для беспризорников). Известно – см. стр.138 [1], что тогда в Саровской колонии был конфликт между её руководством и ячейкой ВКП(б). Так что вряд ли член ВКП(б) Синицин оказался в Сарове по своей инициативе, видимо это партийное поручение такое было. И 9 с половиной месяцев – с 28 апреля 1929 года по 5 февраля 1930 года – на основании “протокола общего собрания” он отслужил как “Председатель фабрично заводского комитета при Трудкоммуне №4 им. В.В.Шмидт пос. Саров”. Что засвидетельствовали “Управделами Баландин”, “Делопроизводитель учета (подпись неразборчива)” и хорошо читаемый оттиск круглой печати – см. рис. 7. На этом записи в Трудовом списке заканчиваются – то ли человек умер, то ли просто завёл себе новый документ.
Остановимся на печати подробнее. На ней по окружности приведена надпись «Народный Комиссариат Труда Р.С.Ф.С.Р.», а в центре в две строки «ТРУД–КОММУНА пос. Саров.». Т.е. как и в предыдущей записи от руки, Саров назван посёлком. Как отмечал автор в своей статье «АТД и топонимика ближнего Присаровья советского времени. Часть 1. 1918-1927г.г.» (опубликованной в 2020г. на сайте «Саровский краевед»):
«Словари того времени так определяли это слово так: “селение, преимущественно недавно возникшее, выселки, выделившиеся от основного села или города, новостройка”. Вряд ли первоначально это был официальный статус, т.е. присвоенный органом государственной власти субъекта федерации (губернии)».
До сих пор не обнаружено никаких официальных правоустанавливающих документов об отнесении Сарова к какой-либо категории населённых пунктов до 1938 года. Да и вряд ли они существовали – не до таких формальностей было в то бурное время перемен, у новых властей были гораздо более насущные проблемы. Ни на одной из известных автору карт того времени статус посёлка у него тоже не встречается – см. «Обзор карт Присаровья времён СССР», составленный автором и опубликованный на сайте «Саровский краевед» в 2018г. Но тем не менее, в уже упомянутой выше статье автора («АТД и топонимика…») приведена интересная выдержка из таблицы официального справочника – стр.50 [2], где Саров упоминается тоже как посёлок. Т.е. очевидно, что этот (пусть не совсем официальный) статус у населённого пункта Саров этому времени уже устоялся и использовался не только в разговорной речи, но и в официальных документах (по крайней мере, в части документов). Видимо, в первой половине 1920-х годов советские антирелигиозные власти называть его монастырём или селом не хотели. А в 1927 году монастырь был вообще ликвидирован и все церкви закрыты (т.е. на село он уже не “тянул”). Но и для деревни Саров с его внушительной каменной застройкой был явно великоват. В 1928 году на его базе была создана трудкоммуна, чьё население тоже было не настолько сельскохозяйственным, чтобы назвать Саров просто деревней – вот сам собой и получался посёлок. Ну а 4 декабря 1938 года Указом ПВС РСФСР статус Сарова как посёлка был официально узаконен, правда, уже в более подходящем варианте – “рабочий посёлок”.
1. А.М.Подурец. Саров: Памятник истории, культуры, православия. 4-е изд. Саров; ЗАО «ИНФО»; Саранск.
2. Перепись населения 1926 г. Поволостные и алфавитный списки населённых мест Пензенской губ., Статистический отдел Пензенского Губернского Исполнительного Комитета; Пенза, 1928.
©2022 В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь»
valery.sarov@mail.ru