Участие в научных конференциях – неотъемлемая часть всякой научной работы, в том числе и историко-краеведческой. Но в первые годы существования объединения «Саровская пустынь» мы ещё не осознавали свою деятельность как научную, поэтому и для участия в конференциях созрели не сразу. Наверное, эта глава получится не столько про деяния «Саровской пустыни», сколько про события из моей личной биографии, поскольку участие в научных сборищах – дело, в общем-то, индивидуальное.

Где-то в самом начале 1990-х до нас дошёл слух, что в Москве будут проводиться «Саровские чтения». Мы с Агаповым решили, что должны съездить, послушать. Саровские чтения проводились тогда регулярно в самом Сарове, но это были собрания не научные, скорее общественно-политические с патриотическим уклоном. Я в них не участвовал. Но тут нас заверили, что в Москве состоится именно историческая конференция.

Мероприятие проходило в институте Природного и культурного наследия около ВДНХ. Поначалу всё действительно напоминало научную конференцию, но когда один из докладчиков начал читать доклад о деятельности Победоносцева, то из задних рядов послышалось: «Тут Россия гибнет, а нам про Победоносцева рассказывают!» Среди публики мелькали люди в лампасах и прочих псевдоказачьих прикидах, им хотелось послушать чего-нибудь про жидомасонский заговор. Время было бы совсем потрачено зря, если бы среди выступавших не был неизвестно как оказавшийся в этой кампании Валерий Анатольевич Юрчёнков из Саранска с интереснейшим докладом про Саровский монастырь в 1920-е годы. Мы с ним познакомились, и это знакомство впоследствии оказалось для нас очень полезным. В который раз я убедился, что на всякой конференции важны не столько сами доклады, сколько кулуарное общение после них.

Первым мероприятием, в работе которого мне удалось поучаствовать в качестве докладчика, была конференция «Проблемы реконструкции исторических центров крупных городов» в Нижнем Новгороде, состоявшаяся с 6 по 8 сентября 1994 года. Нас с Агаповым пригласил на неё Дмитрий Сладков (Дмитрий Владимирович Сладков – руководитель службы по связям с общественностью Ядерного центра). Мы набросали доклад, называвшийся «Из-под покрова секретности. Исторические источники в работе по восстановлению Саровской пустыни», снабдив его большим количеством иллюстраций на прозрачках. В те времена, что ни расскажи про Саров, всё принималось с интересом ввиду полного отсутствия информации. Потому и наш доклад, хотя прозрачки пришлось показывать из рук (на конференции не было проектора), был выслушан со вниманием. Встретившая нас тогда в кулуарах зала заседаний Гусева, подколола: «А что, Саров уже стал крупным городом?»

Организация конференции была «на уровне». Расселили нас в гостинице «Россия», а заключительный банкет был на теплоходе, плававшем по Волге. Из бытовых подробностей запомнилось то, что нас с Агаповым отказались селить в одном номере. У них всё было расписано по алфавиту, меня поселили с Петровым, приехавшим из Владимира, а Агапова поселили с кем-то на букву А.

В целом, это мероприятие вспоминается не как чисто научное, а скорее как тусовочное. Но общение в среде нижегородских и приезжих архитекторов было весьма интересным и полезным.

Примерно такой же по степени научности и серьёзности была поездка в апреле 1996 года в Новоуральск. Её также организовал Д. Сладков. Благодаря его обширным связям, к нему обратилось руководство этого города, попросившее прислать делегацию для участия в очередных «Саровских чтениях». Подробности были неизвестны, нам сообщили лишь, что в Новоуральске построена церковь во имя Серафима Саровского и нас просят привезти в неё саровской земли. Компанию Дима подобрал следующую: Игорь Жидов (Игорь Георгиевич Жидов – физик-теоретик, сотрудник ВНИИЭФ, общественный деятель), Ира Коноплёва – краевед из Дивеева и мы с Агаповым. Когда мы готовили сообщения на эти чтения, мы совсем не представляли, куда попадём.

А попали мы в результате на избирательную компанию Валерия Афанасьевича Язева. Сейчас это довольно известный человек, богатый предприниматель и председатель промышленного комитета Государственной думы. А тогда товарищ Язев делал только первые шаги в большой политике и хотел избраться в законодательное собрание Свердловской области, чему сильно способствовали и власти города Новоуральска. Во всяком случае, на вокзале в Екатеринбурге глухой ночью нас встречал сам председатель городского совета. Ну, и деньги уже тогда у Язева водились немалые. По замыслу избирательного штаба мы вместе с местными священниками должны были удовлетворить потребности местных верующих в духовной пище, рассказав им про святые места – Саров и Дивеево. Это и называлось «Саровскими чтениями». В общем, сами того не подозревая, мы оказались в составе агитбригады, если уж называть вещи своими именами.

Это была одна из самых приятных командировок в моей биографии. Нас возили по окрестностям, знакомили с интересными людьми города, кормили в ресторанах. На одном из обедов с нами сидел и сам виновник торжества Язев. Оказалось, он вообще не пьёт, и тут мы его сильно зауважали. Принимающая сторона оплатила все наши расходы, и в довершение всего нам ещё и заплатили по миллиону рублей. (Для справки, это примерно месячная моя зарплата в то время).

Сами чтения много времени не заняли. Других докладчиков, помимо приезжих, не было, в зале же собралась лишь небольшая компания местной гуманитарной интеллигенции и десятка два верующих тётушек. Вот за эти два десятка голосов, как я понял, мы и вели борьбу. Наверное, она оказалась удачной, раз наш Язев в конце концов был избран куда надо, а потом и дальше пошёл, — приятно ощущать себя стоявшим у истоков.

2245-1996

На Саровских чтениях в Новоуральске. 1996 г. Слева направо: А.Агапов, А.Подурец, С.Бартова — директор городской библиотеки, И.Жидов, И.Коноплёва, один из кандидатов в депутаты (все картинки кликабельны)

Под конец всего визита нас ещё пригласили в близлежащее село Тарасково на проводившийся в рамках избирательной компании конкурс «А ну-ка, девушки». Причём не просто так, а в качестве заезжих знаменитостей – в члены жюри. Когда ведущий называл мою фамилию с титулом «кандидат физико-математических наук», заполненный до отказа деревенский зал загудел. Я почувствовал редко испытываемое чувство гордости за российскую науку. Нет, у этой страны всё-таки великое будущее!

Сельские красотки соревновались, помнится во многом, включая кулинарное искусство. А на вопрос: «Ваше любимое блюдо?» почти хором ответили: «Пельмени!» Урал, что с него взять.

Игорь Жидов тогда не поехал с нами. Остался в гостиничном номере готовить итоговый документ чтений. Он, в отличие от нас с Толей, слишком серьёзно подошёл к возложенной на нас миссии посланников святой Сарово-Дивеевской земли.

По сути дела первой серьёзной конференцией, на которой я выступил с первым серьёзным докладом, были 3 Уваровские чтения в Муроме, проводившиеся в конце апреля того же года. Состав участников был очень представительным (я не имею в виду, конечно, себя). Жил я в гостинице в одном номере с одним из сотрудников музея московского кремля. Утром мы пошли позавтракать в гостиничный буфет и подсели к столику, где сидели другие москвичи. Один из них, более старший по возрасту, постоянно рассказывал какие-то занятные истории. Потом оказалось, что это академик Валентин Лаврентьевич Янин (я до этого момента не представлял его внешне). Вечером та же московская компания пошла к нему в номер пить его же коньяк, и меня взяли с собой. Янин оказался очень остроумным собеседником и хорошим рассказчиком, в общем, он был в компании «весь вечер на арене».

Мой доклад назывался «Что было на месте Саровской пустыни до основания монастыря. Легенда о городе Сараклыче». Фактически это была подсокращённая первая глава моей ещё не изданной книги, над которой я в то время уже начал работать.

С того времени наше участие в Уваровских Муромских чтениях стало традиционным. Конференция эта проводятся раз в три года, и я пропустил её только один раз – в 2002 году, когда только-только приехал из командировки в Америку по основной работе и ещё не отоспался после смены часовых поясов.

С Муромом у нас завязалась, можно сказать, дружба музеями. Заслуга в этом, правда, больше не моя, а Лены Мавлихановой. Но всё-таки я был первой ласточкой, и с тех пор мы всегда, когда могли, ездили друг к другу на конференции, семинары и другие мероприятия. Пока писал это, вспомнил, откуда я тогда узнал об Уваровских чтениях – от директора арзамасского музея Татьяны Митрофановны Ильченко. Полезно, стало быть, изредка ворошить собственную память, — глядишь, и всплывёт что-нибудь давно не думатое.

Потом были и другие конференции и семинары, наверное, здесь нет смысла писать про них всех подробно.

При посещении научных собраний в других местах исподволь зрела мысль провести такое же у нас. Хорошим примером в этом отношении был Муром, — несмотря на общеисторическое идеологическое наполнение конференций, там всегда отдавали предпочтение докладам, опиравшимся на собственно муромскую тематику. Вот и мы мечтали собрать всех саровологов и серафимоведов у себя, чтобы обменяться опытом. Замысел был исключительно корыстный: чтобы не лазать самим по всем библиотекам и архивам страны, мы привлечём к этому иногородних исследователей, а взамен дадим им возможность побывать в Сарове, другой-то возможности для них попасть сюда нет.

Осуществить задуманное удалось в феврале 1997 года. Конференция называлась «Археология Сарова. История. Музееведение». Археология недаром была вынесена в начало. Т.И. Лёвкиной давно хотелось устроить некую апробацию работы на Саровском городище молодого и ещё не завоевавшего всероссийский авторитет Николая Грибова, для этого из Саранска было приглашено светило – И.М. Петербургский. С Колиного доклада и начали конференцию. Обсуждение, кстати сказать, получилось довольно оживлённым, выводы автора были признаны обоснованными, и сердце Татьяны Ивановны успокоилось.

Состав участников этого первого блина был во многом случайным, собрать достаточно работ по саровской тематике сразу было трудно, но во второй конференции этот момент был исправлен. На мой взгляд, наша вторая конференция, состоявшаяся в августе 1998 года, была вообще самой удачной, не считая юбилейной 2003 года. Несколько человек приехали из Москвы, в том числе из музея им. Андрея Рублёва — Л.А. Щенникова и Н.Н. Чугреева, они рассказали об иконографии Серафима Саровского, это были одни из первых работ по этой тематике в постперестроечной России. В.В. Тюкина из Нижнего Новгорода привезла с собой даже подлинную картину Ступинской школы, о которой был её доклад.

2622-1998

Участники 2-й исторической конференции. 1998 г. Первый ряд: М.Куванова, Э.Базарова (Москва), В.Тюкина (Нижний Новгород), ?, М.Павлович (Москва), В.Пак (Ростов). Второй ряд: Н.Никишин, А.Шевцов

Кроме того, надо сказать ещё об одном очень важном моменте. Я, как на основной, так и на второй своей работе побывал не на одном десятке подобных мероприятий и твёрдо усвоил, что кроме формального общения на заседаниях у участников должна быть возможность пообщаться неформально. Лучшего места для этого, чем банкет или фуршет ещё не придумано. Так вот, во время второй конференции нам удалось уговорить наше начальство предусмотреть банкет, он был проведён на приличном уровне в кафе Дома учёных. К сожалению, на последующих саровских исторических конференциях эта традиция была нарушена. Вместо банкета участникам в лучшем случае предлагался убогий чай, в худшем же угощали только каких-нибудь заезжих «звёзд», игнорируя простых участников — в самых плохих традициях провинциальности. Мы, конечно, как могли, старались ликвидировать этот недостаток, приглашали гостей к себе в подвал в «Саровскую пустынь», но это уже было немного не то, реальный статус конференций от этого несомненно понижался.

2620-1988

Участники 2-й конференции в кафе Дома учёных: Н.Бахарева (Нижний Новгород), А.Подурец, М.Куванова. 1998 г.

Строго говоря, поскольку финансировались конференции из бюджета города, то и организацией их занималось больше не Историческое объединение, а музей. Две первых конференций организовывали совместно оба музея города, и они прошли более-менее удачно. Дальнейшая организация была поручена только Городскому музею, и это сказалось на качестве мероприятий не лучшим образом. Всё-таки, как ни крути, в «Саровской пустыни» были и связи среди историков и архивистов, и понимание, для чего эти конференции нужны. А так наши собрания превратились в мероприятия для галочки. На III конференции в феврале 1999 года прозвучали лишь три доклада иногородних участников, при этом имел отношение к саровской тематике только один из них. На IV-ой конференции в феврале 2001 года выступили четверо иногородних. Чувствуя, что дело идёт к провалу, устроители четвёртой конференции пригласили на неё саровских школьников со своими детскими работами, притом, что детские краеведческие конференции в городе проводятся ежегодно. Получилось непонятно что.

То, что два музея в городе не могли работать совместно – вина их руководителей и беда всех нас. Хотя ситуация, в общем-то, типичнейшая и сколь угодно часто встречающаяся. Можно сказать, что уже тогда зрели предпосылки нынешней ситуации, когда музей «Саровская пустынь» насильно влили в состав Городского и как следствие ликвидировали, а Городской музей рад устранению конкурента.

Отдельно хотелось сказать об опубликованных после конференций сборниках. Первые два сборника, изданные по итогам I — III саровских исторических конференций, являются ярким примером того, как не следует издавать сборники. Например, первый сборник – это единственная книга, которую я видел, в которой в оглавлении список заголовков докладов представлен отдельно от списка их авторов. При подготовке второго сборника, из экономии, наше руководство устроило сегрегацию авторов, отобрав для публикации иногородние работы и выкинув несколько докладов местных. Меня это, к счастью, не коснулось, но это типичное для Сарова низкопоклонство даже не перед Западом, а перед Большой землёй, раздражает.

Учитывая, что от проведения городских конференций её отстранили, Лена Мавлиханова решила в 2000 году провести своё альтернативное сборище и назвала его семинаром «Ожерелье Сарова». К нам тогда съехались краеведы из ближайших городов и весей: Темникова, Ардатова, Берещина. Мероприятие получилось интересным, и хотя до уровня конференции оно не дотянуло, вполне заняло свою нишу.

Самую представительную историческую конференцию нам удалось собрать в юбилейном 2003 году. И опять же, успех нам сопутствовал тогда, когда была объединённая работа обоих музеев. К сожалению, единства в полном городском масштабе опять таки не получилось. Когда я ещё только робко высказывал предложение о проведении большой юбилейной конференции, я обсуждал её проект с Димой Сладковым. Он тогда уже работал помощником директора ВНИИЭФ и с энтузиазмом отнёсся к этой идее. Действительно, чем лучше может город науки отметить торжество, как не проведением хорошей научной конференции. Однако администрация города не смогла наступить на горло собственной песне и решила, что проводить мероприятие будет без привлечения ядерного центра. Потом перед Димой было неудобно… Ну, к ведомственной разобщённости нам не привыкать. Скорее должно вызывать удивление взаимодействие и дружба ведомств, если только такое где-нибудь у нас бывает.

Конечно, несмотря на отмеченные неудачи и недостатки, саровские исторические конференции сыграли свою положительную роль в изучении истории города. Но это мероприятия другого масштаба, тут нельзя было просто на энтузиазме, как привыкла «Саровская пустынь», взять – и провести. Нужны были деньги и прочие административные ресурсы. А потому и сложностей больше. Будет ли продолжаться эта традиция? Поживём – увидим.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В.Б. Смирнова и Н.В. Морохин в кулуарах 5-й исторической конференции. 2003 г.

Продолжение следует

 

 

Просмотров: 3 559

К этой записи 2 комментария

Добавить комментарий для Валерий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>