-Потрет СС карандашный уменьшенный

На многих конференциях уже звучали доклады о прижизненных изображениях великого старца преподобного Серафима Саровского и его иконографии. Эта тема привлекала и еще долгие годы будет привлекать историков, исследователей, сотрудников архивов и музеев. Портретов и изображений великого старца найдено много; определение авторства и даты их написания – дело специалистов. На многочисленных иконах есть изображения преподобного, но далеко не все они дают достоверное представление о том, как выглядел преподобный Серафим, когда был иеромонахом Саровского монастыря.

         В недалеком прошлом мало кто мог предположить, что произойдут такие грандиозные события, связанные с преподобным Серафимом Саровским и Саровским монастырем. В 2003 году на самом высоком государственном уровне в присутствии Президента В.В.Путина и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II прошло празднование столетия прославления преподобного Серафима. Затем в 2004 году было отмечено 250-летие со дня рождения великого старца, а в 2006 году весь православный мир отметил 300-летие Саровского монастыря. В этом же году Святейший Синод принял решение восстановить в Сарове мужской Успенский Саровский монастырь.

К этим праздникам готовились многие, в том числе и историки. Были проведены конференции, подготовлены экспозиции и было выпущено много книг, посвященных этим событиям. К столетию прославления преподобного Серафима Саровского вышла большая и объемная книга «Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография», подготовленная сотрудниками музея имени Андрея Рублева, в которой меня поразил карандашный портрет, а вернее набросок старца, сделанный художником В.Е. Раевым.

Известно, что художник В.Е.Раев вышел из арзамасской школы А.В.Ступина. Еще в 1994 году известный писатель из города Арзамаса Петр Еремеев написал статью, опубликованную в газете «Саров», в которой рассказал об арзамасцах, потрудившихся во славу Сарова.

Именно из Арзамасского Введенского монастыря пришел на Старое Городище монах Исаакий – основатель Саровского монастыря, в схиме Иоанн. Многие арзамасские купцы были благодетелями монастыря, их имена приводит в своей статье П.Еремеев, а некоторые из них даже были пострижены в монахи в Саровской пустыни. Арзамасцы — золотых дел мастера — покрывали золотом многочисленные купола и кресты саровских храмов, строили водопровод в монастыре. А еще много потрудились для монастыря художники арзамасской школы живописи академика А.В.Ступина.

Один из них, Василий Егорович Раев (1807-1870) – крепостной крестьянин, обладал художественным талантом, учился в школе А.В.Ступина, затем стажировался в Италии. Он получил звание академика за картину «Вид Рима». На свободу был выкуплен в 1838 году Обществом поощрения художников. В дальнейшем стал декоратором и пейзажистом.

Петр Еремеев цитирует воспоминания В.А.Раева, написанные им в конце жизни. Мы их приведем, поскольку они касаются Сарова, и я надеюсь, что они будут полезны всем интересующимся историей нашего края.

«Однажды настоятель Саровской пустыни прислал к А.В.Ступину своего монаха с просьбой прислать к ним в монастырь хорошего художника — списать портрет с преосвященного, который скоро приедет в Саров для освящения новой церкви над источником.

Александр Васильевич послал для этого в Саров Николая Михайловича Алексеева и меня с ним. Я был этому рад, мне давно хотелось посмотреть замечательный монастырь. Он расположен при устье двух рек Сарова и Сатиса. Даже часы на колокольне устроены так, когда они бьют четверти, что колокола как будто выговаривают: «Саров и Сатис вместе сошлись». И это они вызванивали отчетливо, и всякому понятно. (Монахи этот бой «слышали» по другому: Саровские колокола били: «Кто тя избежит, смертный час» — А.А.).

Местность Саровской пустыни чрезвычайно романтична – кругом дремучий лес, и когда на высокой колокольне заблаговестит громадный колокол (весом 1200 пудов, а это 19 тонн — А.А.) и его мелодичные звуки понесутся по лесу, тогда чудится, как будто все незримые силы природы запели свою таинственную песнь. При этой чарующей мелодии душа предается усладительным мечтам, не вышел бы из леса. Теперь становится понятным, почему Саровская пустынь отличается ото всех других монастырей своими духовными подвижниками, их высокому парению души…

В Саровской пустыни был иеромонах Палладий, который занимался живописью и имел несколько учеников, но все они писали образочки для богомольцев без всякого художественного достоинства. Нас с Алексеем в монастыре приняли ласково и поместили в мастерской этих живописцев. Они во все время нашего пребывания в монастыре водили нас на общую монастырскую трапезу, где мы вместе с монахами трапезовали при чтении жития святого того дня. Мне чрезвычайно понравилось это разумное установление – читать во время трапезы, все громадные стены ее были расписаны из евангельских событий, а пол всякий раз устилался еловой хвоей.

Живописцы нам показали все, что есть достопримечательного в монастыре, водили в пещеры, которые находятся под монастырем. Предание говорит, что эти пещеры прежде основания монастыря вырыты были разбойниками, которые в них жили. В богато-благолепном соборе есть прекрасная картина «Христос исцеляет расслабленного».

В это время в Саровской пустыни был замечательный по своей высокой жизни отшельник Серафим. Маленький в дугу согнутый старичок с кротким и любезным взором, он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. В глубине Саровского леса мы видели уединенные келейки отца Серафима им самим выстроенные. И в этом лесу есть пещеры отца Марка, тоже пустынножителя и схимника, предшественника Серафима и его учителя.

Мы прожили в Сарове неделю. Алексеев написал с преосвященного портрет похоже и хорошо, а я нарисовал вид монастыря с Северной стороны.

…Года через два или три – тогда Алексеев был уже в Петербурге, в академии — настоятель Саровской обители опять прислал своего монаха к Александру Васильевичу с просьбой направить художника написать портрет другого преосвященного, который объезжая свою епархию, обещался приехать в Саровскую пустынь.

В этот раз Александр Васильевич послал меня одного. Я с радостью поехал в Саров. Он мне понравился своими дремучими лесами, которые мне напоминали мою милую родину, мой Волок. Мне хотелось досыта нагуляться в прекрасном Саровском лесу и надышаться его бальзамическим воздухом. Еще хотелось видеть отца Серафима. Желания мои все исполнились: нагулялся до света в прекрасном лесу, видел отца Серафима и получил от него благословение, а портрет с преосвященного не кончил, написал только его одно лицо, архиерею не угодно было посидеть еще часика два, однако лицо вышло похоже, портрет так и остался в монастыре неоконченным».

Когда сошлись в одно время и в одном месте портрет художника В.Е.Раева «Пустынник Серафим Саровский» и его воспоминания, опубликованные в газете «Саров», не составляло труда, зная историю Саровского монастыря, определить время, когда художник мог сделать этот рисунок, уточнить даты приезда и фамилии тех преосвященных епископов, которые посещали Саров. Какой храм на источнике освящался, и кто в то время был настоятелем монастыря?

Из истории Саровского монастыря известно, что храм над источником строился в честь Иоанна Предтечи при игумене Нифонте (Василий Петрович Черницын) в 1821-1824 годах, но главный престол вновь построенного храма был освящен только 19 июня 1827 года преосвященным Тамбовским епископом Афанасием.

Можно утверждать, что в Саровской пустыни хранился портрет преосвященного Афанасия, написанный художником Арзамасской школы Николаем Михайловичем Алексеевым. В архиерейском доме Саровского монастыря была картинная галерея, где были выставлены портреты многих именитых гостей, посещавших монастырь. Именно для этой цели игумен Никон заказывал портреты епископов, под началом которых был монастырь.

В апреле 1829 года епископ Афанасий был перемещен в Новочеркасскую епархию и на его место назначен ректор Костромской семинарии преосвященный Евгений. В августе 1830 года, когда в Сарове отмечался главный престольный праздник в честь Успения Божией Матери, епископ Евгений посетил Саровскую пустынь и находился в ней с 15 по 17 августа. Вот в эти дни пытался создать портрет епископа Евгения художник В.Е.Раев, но до конца не сумел довести его, потому что у пресвященного Евгения не нашлось лишних двух часов для позирования. Зато у В.Е.Раева появилось свободное время, и он сумел побеседовать с великим саровским подвижником и даже получить его благословение. Именно в это время, по свежим впечатлениям В.Е.Раев мог сделать карандашный рисунок старца Серафима.

На рисунке отец Серафим действительно изображен небольшим согбенным старцем. В.Е.Раев в своем рисунке передает то впечатление, которое он получил, беседуя со старцем Серафимом, «замечательным по своей высокой жизни отшельником». Как профессиональный художник он сумел передать нам знакомые по иконам черты лица старца, его глаза, бороду и усы, волосы, торчащие из-под монашеской шапочки. Но это не иконное изображение, это живой старец Серафим. Вот таким он был, когда его увидел В.Е.Раев и запечатлел на своем рисунке. На старце балахон из простой грубой ткани, он подпоясан какой-то скрученной тряпицей, или ремнем. Чувствуются теплые немного грустные глаза мудрого человека, который хочет побыть в одиночестве, а ему приходиться каждый день встречать сотни богомольцев, ежедневно приходящих в монастырь специально, чтобы его увидеть и побеседовать со знаменитым старцем.

Можно сказать, что нам и будущим поколениям повезло – сохранилось прижизненное изображение преподобного Серафима Саровского. Этот портрет нарисован В.Е.Раевым в 1830 году, когда до кончины великого старца оставалось всего три года. Потомки с большой благодарностью будут вспоминать художника, глядя на прижизненный рисунок великого старца. Вот таким был в жизни иеромонах Серафим, еще не прославленный великий святой.

Кроме того, благодаря тому, что В.Е.Раев написал еще воспоминания о посещениях монастыря, мы можем прочувствовать и представить природу и ту атмосферу, в которую он окунулся в Саровском монастыре. Это не просто записки очевидца — это впечатления художника-пейзажиста.

 

Литература

  1. Газета «Саров» за 12-18 августа 1994 года.
  2. «Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография». Москва издательство «Индрик» 2004 год.
  3. Иллюстрированная хронология Саровской пустыни. 2006 год.
  4. Саровская общежительная пустынь. Подробное описание. 1903 год

 

К этой записи 25 комментариев

  • Валерий:

    Лёша, исправь опечатки: 1) колокол 1200 пудов, а не 1000; 2) церковь Иоанна Предтечи была освящена не в 1927 году.

  • Алексей Демидов:

    Анатолий Александрович!

    » К столетию прославления преподобного Серафима Саровского вышла большая и объемная книга «Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография»…»

    Надо подправить! Книга вышла к 250-летию со дня рождения прп. Серафима Саровского! Только что занимался поисками этой книги! Могу дать ссылки. Да и у Вас в «Литературе» указан год выхода книги — 2004! 🙂

    Кстати, Книга есть у нас В Городе? Можно её где-нибудь у нас посмотреть?

    1. Валерий:

      В городе их 3 штуки (из известных мне): два авторских экземпляра — у Степашкина и у меня, и ещё одна — у Д.Сладкова.

      1. Алексей Демидов:

        Замечательно!Валера!

        Значит можно будет посмотреть при встрече!? 🙂

        1. Валерий:

          Конечно. Кстати, Тимофеевский пару лет назад её у меня видел.

        2. Валерий:

          Да, Агапов не ошибся, книга действительно готовилась к 100-летию прославления о.Серафима. Точнее, к этой дате (более года) готовилась выставка в музее Рублёва по иконографии о.Серафима. Когда в начале 2002г. началась подготовка выставки, о юбилее в 2004 г. ещё и речи не шло. Дату рождения о.Серафима подправили уже после. Но выставка задержалась с открытием до декабря 2003. А книга была издана по материалам этой выставки.

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Валера! Книга готовилась к 100-летию…, а вышла к 250-летию… в 2004 году! Читай внимательно!

          2. Валерий:

            Хорошо, уточним: Книга вышла не К 250-летию.., а в год празднования 250-летия Серафима Саровского.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валера! Специально для тебя!

    http://www.pravoslavie.ru/news/10253.htm

    http://rusk.ru/st.php?idar=410949

    http://www.nne.ru/

    http://www.sedmitza.ru/text/406569.html

    Везде одно и то же! 🙂

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Извини, Лёша. Я почему-то подумал, что тебя интересует суть вопроса от человека, пусть косвенно, но знакомого с историей издания книги, а не с тем, чему формально её посвятили, не успев к первоначальной дате.

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Хотя, почему «косвенно»? Что-то я прибедняюсь. Большинство авторов этой книги сидели у меня дома и за рюмкой чая (кто за рюмкой, кто чая) рассказывали о подготовке выставки и отбирали экспонаты к выставке из моей коллекции. Так что эта информация — из первых рук, а не от каких-то журналистов.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        О-очень хорошо, Валера!Перейдём к конструктиву! Издатели и авторы этой Книги называют её ПЕРВОЙ НАУЧНОЙ КНИГОЙ о Серафиме Саровском. Сегодня десять лет спустя Книгу купить невозможно, и большинство, таких как я, узнают об этой Книге из Сети. Если ты полноправный соавтор, то накануне 260-летия Серафима Саровского расскажи всем на нашем сайте СК об истории издания этой Книги: дай обложку,выходные данные и содержание на сканах! Чтобы все из первых рук членов СП знали об этой Книге и представляли, что она из себя представляет! Назови свой материал:
        «Первая научная книга о прп Серафиме Саровском»,- и будешь ЛИДЕРОМ по количеству посещений на втором году работы сайта СК! 🙂
        Шучу, но при этом прошу тебя это сделать совершенно серьёзно!

        1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

          Очевидно, московские «учёные» считают, что всё, что не издано в Москве не может считаться «научным».

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Поэтому,Алексей Михайлович, и нужна заметка, чтобы хотя бы по перечню Содержания, можно было обсудить у нас на сайте «первонаучность» этого раритетного издания…

        2. В.Н. Ганькин Валерий:

          Мне очень лестно, что обсуждение «за рюмкой чая» и использование в книге фото медальонов с изображением Серафима Саровского из моей коллекции такие серьёзные исследователи, как ты, Лёша, считают «полноправным соавторством». Однако, я более реален в оценке моего скромного вклада в издание этого действительно фундаментального труда по ИКОНОГРАФИИ СС, о чём и написал в своём комментарии — «знакомого с историей издания книги». Так что читай внимательнее и давай без фантазий.

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Предложение о написании заметки о Книге остаётся в силе!!! 🙂

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            Я предлагал подумать Подурцу о включении этой книги в его Каталог изданий… Ведь кроме фото моих 5 медальонов и одного из экспонатов музея «Саровская пустынь», там большой материал В.Степашкина о хронологии жизни о.Серафима на основе его ранее вышедшей книги (вот кто, действительно, «полноправный соавтор», хотя к её редактированию отношения не имеет). Но нет. Я, думаю, ты сам понимаешь — почему, после своей полемики с Лёшей по поводу включения в Каталог … первой книги Степашкина, в которой, кстати (в полемике), я на твоей стороне. Если по поводу включения в Каталог… московской книги — вопрос всё-таки спорный, то с первым изданием Степашкина, по-моему, всё очевидно.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Из статьи не ясно, кто и когда ввёл в научный оборот прижизненный портрет «Пустынножителя Серафима Саровского». Ясно, что это было сделано задолго до выхода Книги в 2004 году.
    Валера! научные авторы Книги ссылаются, откуда они взяли рисунок — набросок художника В. Е. Раева?

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Лёша, посмотрел свою Книгу. Там ссылаются на альбом художника Раева «Россия», хранящийся в ГТГ с начала 20 века. И на книгу: Филатов Н.Ф. Арзамасская школа живописи академика Ступина, Арзамас, 2002.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Спасибо,Валера! Очень хорошо! Значит, действительно Издание претендует на научное! 🙂

        А сколько вообще сегодня заявлено изображений «пустынножителя Серафима» со статусом «ПРИЖИЗНЕННОЕ»!?

        В Книге перечислены ТАКИЕ?

        Вижу у себя в литературе по крайней мере ещё одно!

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Лёша, у этой статьи есть АВТОР, позвони ему — спроси. Я, конечно, лично для тебя мог бы полистать первоисточник, но он лежит у меня на другой квартире.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Загадочная фраза А. А. Агапова:

    «Портретов и изображений великого старца найдено много; определение авторства и даты их написания – дело специалистов».

    Всё-таки прижизненных изображений не должно быть много! Он ведь тогда не был ВЕЛИКИМ!?

    Я к чему веду все эти расспросы? В 2014 году 260 лет со дня рождения Прохора Мошнина! Если мы будем инициировать издание ХМК к этой дате, хотелось бы использовать именно прижизненные изображения… (Без поиска авторов и их наследников, со ссылкой на научные издания!)

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Высылаю тебе по электронке сканы из книги по Серафиму, сделанные мною пару лет назад, — надеюсь тебе пригодятся.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Жду с нетерпением! Заранее благодарю! 🙂

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Всё получил! Спасибо, Валера! Да, очень интересные редкие изображения Серафима Саровского! К ним даны какие-либо комментарии в Книге? Надо всё-таки поизучать Книгу! Сервер перегружен на Яндексе, всё время тормозит…

Добавить комментарий для А. М. Подурец Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>