Авторы нашего сайта любят путешествовать, а потом с удовольствием делятся своими впечатлениями на страницах сайта. Недавно и мы вернулись с Русского севера — из Архангельска. Думаю, в скором времени появится рассказ о нашей поездке.  Но сейчас вашему вниманию предлагается материал об одиночном путешествии Александра Стасевича — одного из авторов сайта — по Забайкалью. 

  Забайкалье — горная страна. Суровая, могучая, необъятная. Более шестидесяти хребтов насчитывают в Забайкалье, и самый высокий их них – Кодар. Именно здесь находится высшая точка Забайкалья – пик БАМ (3073 м). Это единственный в Забайкалье хребет, имеющий современное оледенение. Зону ледников еще называют «ледяным сердцем» Кодара.
  В переводе с эвенкийского «Кодар» означает  «камень», «скала». Само слово было взято в обиход и нанесено на карту известным русским ученым и революционером П.А. Кропоткиным, который в 1866г. пересёк Северное Забайкалье и, на основе бесед с местным населением, составил карту горного обрамления бассейна реки Чара.
Резкий альпийский рельеф, многочисленные крутые вершины, ледники, нетронутая природа – все это притягивает к Кодару внимание туристов и альпинистов.
  Именно туда, в самое сердце Кодара, в августе 2014 года отправился в соло (так туристы и альпинисты называют путешествие или восхождение, совершаемое в одиночку) саровчанин  Александр Стасевич.
  Другим районом Забайкалья, который привлек внимание Александра, был Северо-Муйский хребет. Вот как в своё время описывал свои впечатления П.А. Кропоткин: «По мере того, как мы вступили в отроги Северо-Муйского хребта, выступало на сцену другое условие, придающее горной стране новый колорит дикости и сумрачности — это каменистость. Склоны гор обнажались от всякой растительности уже в узкой пади ручья, по которому мы поднимались на Северо-Муйский хребет. Но так как общий северный склон этого хребта весьма полог, то и здесь, на дне падей, скоплялась страшная сырость и глухие ущелья зарастали непроходимыми чащами хвойного мелколесья и покрывались толстыми слоями пропитанных водой ягелей. Зато с переходом на южный склон Северо-Муйского хребта вся декорация совершенно изменилась: кругом себя мы всюду видели лишь камень да камень».
  «Камень да камень» — подобное я читала в дневниках участников похода по Кодару. «Каждый камень, будь он мелкий камушек или большая глыба — живой. Куда ни ступит нога, все шевелится. Идем траверсом плотной группой. Ни убегать, ни отставать нельзя. Камни сыплются из-под ног и, собирая по пути другие, летят лавиной вниз», — так описала я в своем дневнике похода «Урановыми тропами Кодара» в 2009 году спуск с пика Сахалинец.
  Но это под ногами. А что вокруг? Удивительные по красоте озера, долины рек, горные вершины, ледники, снежники…
  За двадцать два дня Александр прошагал 365 километров! По совместным, и уже многолетним походам в Крым, я знаю Сашу как самобытного, пытливого и настырного участника. Когда он с увлечением берется за то или иное дело, то всегда нацеливается на максимально возможный результат. Поэтому мне было интересно узнать, какие впечатления оставил Кодар у него.
  Я прочитала Забайкальский дневник Александра и предложила ему опубликовать материалы о путешествии на нашем сайте. Саша любезно согласился. Но сначала я хотела бы задать ему  несколько вопросов.

 05. Начало высокогорной части. На зандем плане - пик БАМ, ледник Азаровой

Александр в горах Кодара около ледника Нины Азаровой

Саша, я с интересом прочитала твой дневник о путешествии на Кодар. И все-таки, почему именно  Кодар?

— О Кодаре я был наслышан достаточно давно и много. Спортивным туризмом я активно занимаюсь со второй половины девяностых, но, несмотря на это, до сих пор мне не удалось принять участие ни в одном из тех походов, которые были организованы за это время из нашего города в этот район. Первое мое знакомство с Кодаром состоялось в 2013 году, в составе очередной экспедиции. Вначале я заявился для участия в городской Альпиниаде, посвященной 60-летию образования федерации альпинизма. Однако когда через несколько дней узнал о готовящейся экспедиции на Кодар, то тут же, не раздумывая, изменил свой выбор, чтобы участвовать в ней.
  К сожалению, результаты того, что было названо «Экспедиция Кодар-2013», оказались очень разочаровывающими. На мой взгляд, в первую очередь это было связано с непростительно низким уровнем энтузиазма ее участников. Хотим мы этого или нет, но наше время девальвировало понятия, связанные с коллективизмом, которые еще лет тридцать назад представлялись незыблемыми. Как следствие, собрать команду реальных единомышленников стало практически невыполнимой задачей, и «Экспедиция Кодар‑2013» стала лишь «мероприятием». Никто не будет спорить, что слово «экспедиция» в его абсолютном значении означает единство взглядов и устремлений всех ее участников, готовых на полную самоотдачу для выполнения возложенных на них уникальных сложных задач, необходимых обществу. При отсутствии хотя бы одного из этих условий это уже не будет экспедицией. В нашем случае она фактически стала разновидностью загородной прогулки, пусть и на другом краю земли: мы прошли, посетили и увидели слишком малую часть от того, что было запланировано.
  Кроме того, мне не давало покоя неудавшееся восхождение на пик БАМ, проведенное в рамках той же «Экспедиции», прерванное всего в паре шагов от вершины. Тогда мы с Антоном Полшковым остановились, не дойдя до цели 50 метров по высоте, и около 80 – по горизонтали. Я убежден, что, несмотря на многочисленные неблагоприятные факторы, я тогда исчерпал не все свои возможности, и потому обязательно должен был завершить начатое.

Да, к сожалению, приходится сталкиваться с тем, что не всегда участники похода или экспедиции представляют собой команду. Хотя по определению должны им быть. В поддержку твоих слов о понятии «экспедиция» хочу привести цитату из книги Ю.А. Сенкевича «На ‘Ра’ через Атлантику»: «Для того чтобы эффективность группы была наивысшей, каждый ее участник должен четко осознавать общественную значимость как своих действий, так и действий товарищей, действий всей группы в целом… Экспедиционная группа должна представлять собою союз единомышленников, спаянных и вдохновленных сознанием важности выполняемой цели».

— Абсолютно согласен.

После Кодара, я знаю, ты посетил урочище Чарские пески, а затем отправился на Северо-Муйский хребет. Чем вызван твой интерес к Северо-Муйскому хребту?

— Сквозь Северо-Муйский хребет проложен Северомуйский тоннель, входящий в БАМ, и являющийся самым протяженным на территории не только России, но и всего бывшего Советского Союза. Как и на Чарских Песках, я не мог не остановиться здесь, так как являюсь поклонником не только интересных уголков природы, но и уникальных объектов, созданных человеком. Кроме того, сам по себе Северо-Муйский хребет считается одним из самых живописных мест на БАМе. Таким образом, на Северо-Муйском хребте у меня произошло наложение сразу двух интересов, но главное из них – это желание прикоснуться к истории построения БАМа на одном из самых сложных участков этой магистрали и осмотреть ее уникальные объекты «живьем», а не на экране своего компьютера.

Саша, почему соло-путешествие? У тебя большой опыт путешествий в одиночку в сложных районах?

— Мне действительно не чужды соло-путешествия. По сути, я и начинал «карьеру» путешественника как велосипедист-одиночка, хоть и не в таких масштабах. Но я никогда не ставил сложность во главу угла, и, как правило, не ищу сложных путей, если знаю, что есть простые. В первую очередь, я – обычный любитель природы. Моя задача – пройти маршрут интересно, надежно и с минимальным риском. Поэтому я не считаю, что у меня большой опыт сложных сольных путешествий. И это путешествие, на мой взгляд, также не было сложным. Тяжелым оно, безусловно, было, и в моей практике получилось самым длительным и протяженным из всех. Тем не менее, я считаю, что сложного в нем было немного, и про себя называю его даже «курортным», оттого что львиную долю переходов совершил не под рюкзаком, а в радиалках, налегке.
  К 2014 году я совершил более пяти сольных походов, длительностью от трех до двенадцати дней. Исследовал я и Владимирскую область (Черусти – Муром), и сопредельные окрестности нашего города (бывшая узкоколейка Илев – Выкса). Бывал я в соло и в горных районах.
  А право называться соло-горником в полной мере я получил в 2007 году на Алтае. Тогда, по благоприятному стечению обстоятельств, я оказался предоставленным самому себе в течение недели, пока те, с кем приехал в горы, проходили свой маршрут. В завершение этой своей первой горной автономки я, преодолев километровый набор высоты, совершил зачетное восхождение на пик Ак-Оюк (категория 2А, скальная). В те же достопамятные дни я также непосредственно столкнулся с откровенным равнодушием тех, кого считал своими товарищами, и даже тех, кто, казалось бы, призван заботиться о безопасности в горах, – одного из Ак-Кемских спасателей. Этот неприятный, но чрезвычайно важный факт убедил меня в том, что в горах необходимо полагаться, прежде всего, на себя самого.
  Дважды я бывал в соло в Хибинах, посетил места, которые давно мечтал посетить, когда был там с группами. В тех походах удалось посетить только малую часть из запланированных интересных объектов. Не оставляя надежды попасть туда когда-нибудь еще, я взял это дело в свои руки, – только так я смог осуществить свои мечты.

Почему соло-путешествие в этот раз?

— Это непростой вопрос. Из-за множества разноплановых причин. Начиная от естественного любопытства познать себя в необычной обстановке, до, давайте называть вещи своими именами, кризиса организованного пеше-горного туризма в нашем городе.
  Отчасти – из-за серьезного желания «отыграться» за глубокую неудовлетворенность от «Экспедиции Кодар-2013», из-за серьезного намерения познакомиться поближе с этим легендарным районом. И попытаться завершить то прерванное восхождение на пик БАМ.
  Конечно, я намного охотнее пошел бы куда-нибудь, где еще никогда не был, в составе хорошей группы, возглавляемой надежным руководителем… Но пока мне не удаётся ни то, ни другое. К сожалению, наши прежние руководители походов хотя бы среднего уровня сложности постепенно отходят от дел, а новые – не идут им на смену. Кроме того, даже просто активных участников, имеющих опыт походов среднего уровня сложности, и желающих продолжать заниматься спортивным туризмом, в нашем городе не так много. Эти негативные факторы в совокупности я и называю кризисом организованного пеше-горного туризма в нашем городе.

Саша, я знаю, что одной из основных целей твоего путешествия было – подход под пик БАМ с последующим восхождением на него. В какой момент и почему планы поменялись?

— Действительно, в моих первоначальных планах было подойти под пик БАМ и провести там дней восемь, чтобы дождаться хотя бы одного погожего дня, в который и совершить восхождение. В прошлый раз непогода была одним из основных факторов, из-за которых восхождение оказалось незавершенным. В связи с этим, в своей новой попытке я собирался сделать ставку на длительную «осаду». А в свободное от «основной работы» время и на обратном пути я планировал посетить окрестные перевалы (Сюрприз, Трех Жандармов и др.).
  Но уже самый первый день похода оказался чересчур тяжелым: мне не приходилось раньше ходить с таким грузом. Я испробовал разные варианты его переноски, но ни один из них не оказался приемлемым: скорость движения была втрое меньше запланированной. Стало ясно, что я, если и смогу подойти под пик БАМ, то – на пару дней, не больше, с учетом дороги обратно. А если оба этих дня погода будет плохой, что представлялось практически неизбежным, то все мои труды окажутся напрасными. В связи с этим, я отказался от посещения пика БАМ, и решил попытаться реализовать только план-минимум: дойти до перевала Медвежьего и оттуда совершать радиальные выходы по окрестностям и близлежащим перевалам.

Саша, обозначь вкратце нитку маршрута.

— Первая часть: на Кодаре, 18 дней

Схема Кодара

Схема маршрута на Кодаре

1 Подход под перевал Медвежий:Пос.Чара – р.Средний Сакукан – брод р.Средний Сакукан – подход под пер.Медвежий (первый базовый лагерь).
2 Радиальные выходы с первого базового лагеря:
2.1 – на ледник Азаровой, перевал Трех Жандармов (2А), по «простой» стороне;
2.2 – на перевал Медвежий (1А-1Б), по «простой» стороне, проход по хребту Кодар в северном направлении около 1 км, до горы Гляциолог;
2.3 – перевал Медвежий – траверс западного склона хребта Кодар, – р.Ледниковый – ледники Тимашева и Советских Географов – перевал Ленинградец (2А);
2.4 – перевал Пионер (2А) по «простой» стороне, ледничок, – вершина Пионер – возвращение по пути подхода;
2.5 – перевал Сюрприз (2А) по «простой» стороне, – возвращение по пути подхода.
3 С первого базового лагеря – возвращение по пути похода до места севернее Чарских Песков (западной их окраины) – Чарские Пески, оз.Аленушка (второй базовый лагерь).
3.1 Радиальный выход со второго базового лагеря по Чарским пескам по выделяющимся вершинам, разведка дороги по восточной окраине Чарских Песков
4 Оз.Аленушка – пос.Чара

— Вторая часть: на Северо-Муйском хребте, 4 дня

Схема СМХ

Схема маршрута на Северо-Муйском хребте

1 ж/д ст. Окусикан – перевал Северомуйский, ж/д ст. Перевал (базовый лагерь)
2 Радиальные выходы из базового лагеря:
2.1 – по Старому БАМу до восточного портала Северомуйского тоннеля (ж/д ст. Окусикан), возвращение по пути подхода;
2.2 – по Старому БАМу до места его бывшего впадения в современный БАМ (между ж/д станциями Итыкит и Ангаракан), возвращение по автодороге;
2.3 – восхождение на вершину к западу от восточного портала тоннеля, траверс горы (холма), возвращение по дороге рядом с современным Северомуйским обходом.
3 Переезд на ж/д Казанкан, переход к ж/д ст. Окусикан (базовый лагерь неподалеку)
3.1 – короткие радиальные выходы в окрестностях ж/д ст. Окусикан.

Судя по твоему дневнику, у тебя были дневки и полудневки из-за непогоды. Как ты считаешь, в целом, тебе повезло с погодой?

— Да, несомненно, с погодой мне повезло. Как правило, она была подходящей для движения по маршруту. Для пережидания дождей я потратил два с половиной дня. И еще полдня – из-за чрезмерно жаркой погоды, да и то – из-за своей некоторой «халатности». Итого – всего три дня из 22. Но мне повезло еще в том, что я оказался в нужное время в нужном месте: когда в горах выпадал снег, и накануне шел дождь, я вышел к ГМС, где и переждал эти природные «катаклизмы». Под неслабым дождем палатку ставил всего один раз, да и то – уже на равнине, в Чарских песках.

Встречались ли тебе в столь диком краю путешественники?

— Да, конечно. В самый первый день встретил три возвращающиеся группы и грибника-одиночку. А по Среднему Сакукану и под перевал Медвежий я практически параллельно двигался с группой туристов из Санкт-Петербурга, и почти два дня находился с ними на бывшей гидро-метеостанции (ГМС).

03. У ГМС с группой из Санкт-Петербурга

У ГМС с группой из Санкт-Петербурга

  На обратном пути, опять же на ГМС, я «встретился» с группой из Сарова. На ГМС хозяйничала Елена. А Вадим с Валерой ушли на восхождение на пик БАМ, через перевал Балтийский.

Какой день из путешествия для тебя оказался самым ярким, запоминающимся?

— Это день, когда я ходил в радиалку через перевал Медвежий на перевал Ленинградец, то есть, посетил знаменитое «ледяное сердце» Кодара. Оба эти перевала находятся на главном хребте Кодара. Я прошел ледники Тимашева и Советских географов, и в самой отдаленной точке радиалки поднялся на непростой перевал Ленинградец (2А).
  Эта интереснейшая радиалка у меня была на грани срыва в самом начале, когда на перевале Медвежьем я не сразу нашел приемлемый путь на другую сторону хребта, и уже был готов возвращаться обратно. Но я преодолел все трудности, и даже смог с ходу разгадать загадку перевала Ленинградец: увидел сносный путь на его седловину, и сумел подняться на нее. Я приблизился к пику БАМ настолько близко, насколько это было возможно в это мое пребывание здесь. Здесь, среди ледников, я увидел Кодар таким, каким его никогда не видел, и едва ли мог себе представить: в окружении ослепительных ледников и яркого голубого неба. Ради этого одного стоило ехать на Кодар!

16. Пик БАМ с севера, северная стена перевала Ленинградец, верховья ледника Советских Географов

Пик БАМ с севера, северная стена перевала Ленинградец, верховья ледника Советских Географов

— Хочу отметить и необыкновенную энергетику Северо-Муйского хребта, которую ощутил в самый первый день своего пребывания на нем. Произвела впечатление погода, которая из непроглядно дождливой на глазах превратилась в солнечную, как будто специально для меня. У меня было определенное утомление и от подъема на перевал, а это около полукилометра, и из-за неважно проведенной ночи накануне, связанной с переездом сюда с Новой Чары. Но, тем не менее, после непродолжительного отдыха я в охотку прошагал еще километров 25 в радиалке, исследуя восточную часть Старого БАМа. Это был, по сути, спуск с перевала обратно, и новый подъем. Я считаю, что это был тот самый случай, когда искреннее и сильное желание человека побеждает неблагоприятные обстоятельства, и изменяет их в нужную сторону, чтобы осуществить задуманное.

Саша, у тебя сложилось особое отношение к Северомуйскому тоннелю. Расскажи нам немного об истории этого участка БАМа. Кроме того, ты сейчас упомянул Старый БАМ. Что ты имеешь в виду?

— Северомуйский тоннель является, как я уже говорил, самым протяженным в России, его длина составляет 15343 метра. Он начинается сразу после станции Окусикан, при движении в западном направлении.
  Его строили, в общей сложности, 26 лет. В процессе строительства было решено много невероятно сложных проблем, связанных с непростым характером горной породы, в которой он прокладывался. Случались здесь и аварии, во время которых в общей сложности погибло 57 строителей. В знак уважения к подвигу строителей, сумевших создать такое техническое чудо, у меня сложилась традиция проезжать его стоя.
  Старый БАМ – так я называю про себя бывший железнодорожный путь через Северо-Муйский хребет, который построили «на скорую руку» к 1983 году, когда прокладывали БАМ. Он просуществовал недолго, пока в 1989 году не ввели в эксплуатацию более надежный и безопасный Северомуйский обход, действующий и поныне. Северомуйский обход был построен вынужденно, когда стало ясно, что строительство тоннеля затягивается. До открытия тоннеля в декабре 2003 года функцию БАМа и выполнял Северомуйский обход. Введение тоннеля позволило сократить время преодоления Северо-Муйского хребта по железной дороге почти в восемь раз: с двух часов до 16 минут 40 секунд.
  В настоящее время Старый БАМ представляет собой насыпь, местами встречаются остатки шпал; сохранился даже семафор, хоть и в плачевном состоянии, – живой свидетель некогда кипевшей здесь жизни. По насыпи время от времени проезжают машины, как по обычной дороге.
  В 2013 году мне посчастливилось проехать на рабочем поезде в оба конца по Северомуйскому обходу. Эта необычная экскурсия по Северо-Муйскому хребту произвела на меня неизгладимое впечатление, и я непременно должен был побывать здесь еще.

Какое впечатление на тебя произвели Чарские пески?

— Раньше мне не приходилось видеть пустыню «живьем». Поэтому, ориентируясь на том, что видел по телевизору и читал о пустынях, я ожидал здесь встретить зыбучие пески, и ничего кроме них. Но, не без удивления обнаружил довольно много растительности, участки густого леса, ручьи. Пески оказались в основном задернованными, неподвижными.

Не хотелось тебе завершить свое путешествие на Байкале?

— Мы побывали на Байкале несколько дней после завершения «экспедиции». Но, вопреки своим ожиданиям, впечатление от него не получилось таким глубоким, как от Кодара или от Северо-Муйского хребта. Связано это, по-видимому, с тем, что суша и горы меня притягивают больше, чем водная гладь и море. Суша и горы – подразумевают движение, преодоление пространства, а водная гладь и море – у меня больше ассоциируется с покоем и сидением на берегу. И пока у меня желание двигаться больше, чем сидеть.

Расскажи, как ты добирался из Сарова до точки начала маршрута и обратно.

— Туда: 31 июля выехал из Сарова до Арзамаса на автобусе.
Из Арзамаса до Новой Чары – на поезде Москва-Нерюнгри (076Э). В Новую Чару прибыл 4 августа ночью по местному времени. Затем – сразу на такси на окраину Чары, в сторону реки Средний Сакукан.
— Обратно: 23 августа из поселка Чара до Новой Чары добрался на маршрутке.
— На Северомуйский перевал: Вначале на поезде Нерюнгри-Москва (075Э) с Новой Чары до станции Окусикан, в пути около шести часов. По пути к платформе Перевал Северомуйского обхода заключительные километров пять меня подвезла случайная попутная «буханка» с местными грибниками;
— Обратно: 26 августа с платформы Перевал на станцию Казанкан – на рабочем поезде;
27 августа от станции Окусикан до станции Арзамас – на поезде Нерюнгри-Москва (075Э);
Из Арзамаса до города – на машине, 31 августа.

Наконец добрались до финансового вопроса. Насколько дорогое получилось путешествие?

— Ж/д билеты – около 10 тыс. руб. в один конец, купе.
Переезд Новая Чара – Окусикан – тысяча – полторы (плацкарт).
Переезд Саров – Арзамас – рублей 300; обратно – более 400.
Такси Новая Чара – Чара – 650 рублей.
Переезд на маршрутке Чара – Новая Чара – рублей 50.
Переезд на рабочем поезде ст.Перевал – ст.Казанкан – 100 рублей.
Газ – 5-6 баллончиков рублей по 70-80, т.е., за все 480 рублей.
Батарейки для фотоаппарата и навигатора – рублей 600.
Прочее (еда) – не более 5 тыс. руб.
Итого: около 30 тыс. руб.

Какие бы ты дал рекомендации тем, кто пойдет за тобой?

— Вначале необходимо понять, что хотите достичь лично вы, какими ресурсами обладаете, прежде всего, физическими, и только потом решать, как достичь задуманного. Необходимо, чтобы намерением посетить тот или иной район вы прониклись максимально глубоко. Если вам это удастся, то в дни, когда вам будет особенно трудно, именно ваше намерение будет давать вам необходимые силы для движения к требуемой цели.
  Вместе с тем, чрезмерно не заостряйтесь на ваших целях: если это понадобится, остановитесь, или даже отступите назад. Поскольку такая необходимость может возникнуть в любой момент, то на протяжении всего маршрута сохраняйте свою голову холодной, и прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, интуиции. Будьте мудрыми: когда будете чувствовать, что ситуация начинает выходить из-под вашего контроля; – остановитесь, осмотритесь, и по реальной обстановке действуйте так, как подскажет вам ваше внутреннее чутье, – оно никогда вас не подведет.
  Однако, как в любом другом деле, в сольных путешествиях необходимо соблюдать постепенность: от простого к сложному двигайтесь плавно, без резких движений.
  Будьте готовы к тому, что люди, посвященные в ваши планы, будут вас отговаривать от них; на их взгляд – из лучших побуждений, естественно. Отнеситесь к этому, как к проверке на психологическую устойчивость. Находите для них аргументированные доводы, если это необходимо. Если вы сможете достойно, на ваш взгляд (только на ваш, и ничей другой!), ответить вашим оппонентам, значит, все в порядке, вы – готовы к предстоящему путешествию. При этом их не обязательно переубеждать, – достаточно ответить хотя бы мысленно. Самое главное – чтобы этот ответ устроил вас: люди могут просто не знать о возможностях, которыми вы обладаете, но которые хорошо знаете только вы. Если же появятся сомнения, то это – серьезный повод задуматься, а нужно ли вам это путешествие, и насколько хорошо вы к нему готовы? Будьте честными перед самими собой: не гоните от себя эти сомнения, а попытайтесь спокойно разобраться с ними, пока вы еще «на берегу».

Есть ли желание вернуться и выполнить задуманный план?

— Не вопрос. Конечно, продолжение следует.

Саша, спасибо за интересный разговор! Желаю тебе верить в себя, верить в свои мечты и идти им навстречу!

  А теперь я предлагаю проникнуться аурой Забайкалья, которую Александр запечатлел в своих дневниковых записях и фотографиях.

 31.07 — 04.08  Переезд Арзамас-Новая Чара, Новая Чара – Чара.

Погода 04.08: хорошая.

В такси сел сразу, как приехал (глубокая ночь по местному времени). В Чаре заявился у спасателей. На такси отъехал на окраину Чары, в сторону Чарских Песков и ГМС. Автономка началась. Остаток ночи – в палатке.

Километраж 04.08: пока практически 0.00.

  1. I. На Кодаре: 18 дней

05.08.14 (1)    Переход в сторону р.Ср.Сакукан.

Погода: пасмурная, в воздухе сырость, временами небольшой дождь.

  Не отследил поворот дороги на ГМС, он оказался очень неприметным, ушел в сторону Чарских Песков около полукилометра, пришлось вернуться. Вначале идти было нормально, потом – очень тяжело. Попытался «челночить». Стало легче, но скорость движения получилась раза в три меньше, чем планировалось. В связи с этим отменил решение идти под пик БАМ и ограничился планом-минимумом.
  Много мошки, от их укусов опухли руки.

Километраж: ходовые: ~10.00, радиальные: ~17.54 («челнок»). За день: 27.54.

06.08.14 (2)    Активная дневка.

Погода: солнечная, жаркая.

  Радиалка в пос.Чара. Перезаявил свой маршрут у спасателей, оставил ненужные теперь вещи у местной жительницы, пенсионерки (на базе МЧС хранение вещей туристов не предусмотрено), около базы МЧС.

Километраж: ходовые: 0.00, радиальные: 24.17. За день: 24.17.

07.08.14 (3)    Выход в низину р.Ср.Сакукан. Полудневка.

Погода: ночью – заморозок (замерз конденсат в углу палатки у земли). Весь день погода – солнечная, жаркая.

  Видел машину с туристами, они забрасывались, как мы в прошлом году; возможно, что даже на той же самой машине. Решил не «светиться»: отошел в сторону. В облегченном варианте идти стало намного легче. Тем не менее, когда начались кручи перед входом в ущелье Среднего Сакукана, снова было тяжело, – пару раз челночил. Во время обеда перегрелся на солнце (ничего не предвещало, что будет пекло, – я ставил палатку не в тени). Решил поберечься, устроил полудневку.
  Оставил закладку с продуктами для обратной дороги.

Километраж: ходовые: ~6.00, радиальные: ~5.72 («челнок»). За день: 11.72 .

01. Ущелье р.Средний Сакукан

Ущелье реки Средний Сакукан

08.08.14 (4)    Переход за размыв дороги.

Погода: хорошая в первой половине дня, во второй – пасмурно, в конце дня – дождь.

  На месте, где мы ночевали в прошлом году после заброски, я собирался встать на обед. Однако место было занято, – там находилась группа, которая ехала на машине. Отошел немного дальше; здесь место не такое хорошее, но для обеда,  отдыха и просушки вполне подходящее.
  После обеда открылось второе дыхание. В горах было прохладнее, – и идти стало гораздо легче, чем внизу. Незадолго до вечерней стоянки обогнал все ту же группу в месте, где дорога размыта; от этого места прошел еще с километр.

Километраж: ходовые: ~18.00, радиальные: ~2.64 (разведка). За день: 20.64.

09.08.14 (5)    Дневка.

Погода: весь день дождь разной интенсивности.

Решил сделать выходной после вчерашнего ударного перехода.

Километраж: за день: 0.00.

10.08.14 (6)    Выход на ГМС. Полудневка.

Погода: пасмурная, ближе к полудню – дождь разной интенсивности.

  Я – насквозь мокрый, как от дождя, так и от воды на густом кустарнике, которую невольно стряхивал на себя.
  Перешел за два захода р.Ср.Сакукан. Вначале планировал идти под Медвежий перевал, но при такой погоде и состоянии решил остановиться в ГМС, благо место было. Там вторые сутки жила группа, с которой я двигался параллельно по Среднему Сакукану. Группа – из Санкт-Петербурга, человек десять, все молодые люди, с тремя детьми (два мальчика и девочка). Накануне, пока я дневал в палатке, они дошли до ГМС, и дневали здесь вторые сутки.
  Ночью – в горах снег (по словам питерцев, отдельные снежинки долетали до ГМС).

Километраж: ходовые: 6.66, радиальные: 0.00. За день: 6.66.

11.08.14 (7)    Дневка.

Погода: пасмурная, дождя нет, густой туман. Окрестные горы – белые от плотного снега.

  В горы идти смысла нет. Невольно возникла мысль о том, что это – финиш, т.е., пришла осень, теперь путь только один: вниз, назад в лето. Рассказал питерцам, что знал, об ущелье Мраморном, про Уран и Л.Я. Пахарькову, они собирались сходить туда в радиалку. Дежурил в избе, когда питерцы в полном составе ходили в ущелье Мраморное. Довольно быстро вернулся один из них, Григорий, с детьми, а через некоторое время – и остальные: они не смогли перейти ручей Метельный. Пока не подошли остальные, я помогал Григорию ухаживать за детьми, разжигал печь, готовил чай.
  Погода явно не желала улучшаться. Руководитель питерцев был очень озабочен: «Еще одна такая дневка, и – начнется разложение в группе». В своем походе они дневали уже третий день из пяти, – начало у них действительно было не самое хорошее, учитывая, что маршрут у них был запланирован весьма серьезный.

Километраж: за день: 0.00.

 02. У ГМС (бывшая гидро-метеостанция). После снегопада в горах

У ГМС. После снегопада в горах

12.08.14 (8)    Подход под пер.Медвежий. Первый базовый лагерь. Радиалка на ледник Азаровой, перевал Трех Жандармов.

Погода: ночью заморозок (замерзла вода в кастрюле на улице), утром – солнечно; вечером – облачно.

  Все двинулись в путь, пока в сторону Медвежьего перевала. Я вышел замыкающим, но довольно скоро догнал и обошел всех (мы шли автономно). Не доходя метров 400 до первого озера, под перевалом Медвежий, решил остановиться. Дальше снегу на земле становилось все больше и больше, – решил встать на относительно сухом месте. Кроме того, мне ведь все равно предстояло возвращаться обратно, – не было смысла уходить далеко. Палатку ставил основательно, – жить здесь мне предстояло дней четыре-пять, а место – открытое, ветреное.

04. Перевалы Медвежие

Перевалы Медвежьи, вершина г.Сыгыкта

12. Долина ручья Медвежьего. В центре - мой чум

Долина ручья Медвежьего. В центре — мой «чум»

27. Моя крепость

Моя крепость

  После установки палатки и обеда-перекуса двинулся в радиалку на перевал Трех Жандармов. Решил не откладывать, т.к. погода ухудшалась (стало пасмурно). В это время проходила группа питерцев. Их деткам было тяжело, – хныкали. Я приободрял их, как мог, но сейчас им точно было не до меня. Дальнейший путь питерцев лежал на перевал Медвежий, и дальше, вниз по р.Ледниковому. Сообщили «радостную» весть: на ручье Медвежьем видели медведя.
  На леднике Азаровой много снега, на крутых склонах были «улитки», – предвестники возможных лавин.

06. Три жандарма на одноименном перевале, правее - пик БАМ

Три жандарма на одноименном перевале, правее — пик БАМ

07. `Улитки` - предвестники лавин

«Улитки»

  Набрал приличную высоту, – визуально поднялся гораздо выше перевала Медвежьего. Под ногами сыро, скользко. Подъем на жандармы на перевале был еще круче. Однако спуск на ту сторону мне показался вполне «съедобным». Где-то, со стороны перевала Сюрприз, прогрохотал камнепад, – слышимость была отличной, но увидеть его не удалось.

08. На перевале Трех Жандармов (Три Жэ). Слева от центра-пик БАМ

На перевале Трех Жандармов. Слева от центра-пик БАМ

09. По ту сторону перевала Три Жэ (подножие пика БАМ, верховья р.Бюрокан)

По ту сторону перевала Трех Жандармов (Голубые озера, верховья р.Бюрокан)

10. Ледник Азаровой, долина р.Медвежий с перевала Три Жэ

Ледник Нины Азаровой, долина р.Медвежий с перевала Трех Жандармов

11. Пик Пионер, одноименный перевал с перевала Три Жэ

Пик Пионер, одноименный перевал с перевала Трех Жандармов

Километраж: ходовые: 5.01, радиальные: 7.61. За день: 12.62.

13.08.14 (9)    Радиалка на перевал Медвежий, проход по хребту Кодар до горы Гляциолог.

Погода: пасмурно, туман, – видимость – не более 50 метров.

  Несмотря на плохую видимость, решил сходить на Медвежий перевал «по приборам», – по навигатору. Во второй половине дня туман начал рассеиваться, долина ручья Медвежьего расчистилась. Долина р.Ледникового, та, что находится по другую сторону перевала,  оставалась в тумане. Решил погулять по хребту, двинулся на север, в сторону горы Гляциолог. Поразился: не хребет, а какой-то вал из валунов. Откуда они здесь взялись? Если они откололись от основного хребта, то тогда где то, что от него осталось? Загадки, загадки…
  Постепенно туман рассеялся и в долине р.Ледникового. Открылись ледники Тимашева и Советских Географов, на которые я планировал пойти.

13. Узоры ледника Азаровой

Узоры ледника Нины Азаровой

14. Долина р.Медвежий, озеро `Спящая Красавица` (на ручье Пионер)

Долина р.Медвежий, озеро «Спящая Красавица» на ручье Пионер

15. На хребте Кодар над перевалом Медвежий. Слева - ледник Азаровой, справа - ледники Советских Географов и Тимашева

На хребте Кодар над перевалом Медвежий. Слева — ледник Нины Азаровой, справа — ледники Тимашева и Советских Географов

Километраж: ходовые: 0.00, радиальные: 5.02. За день: 5.02.

14.08.14 (10)  Радиалка перевал Медвежий – ледник Советских Географов – перевал Ленинградец.

Погода: отличная.

  По разведанному накануне пути поднялся на перевал Медвежий, начал спуск на ту сторону, и завис. Начались отвесные скалы, явно не 1А-1Б. В поисках пути, по которому проходили питерцы, траверсировал склон: прошел метров 200 в северном направлении, и нашел отличную тропу, выводящую на хребет севернее того места, которое с ручья Медвежьего отчетливо различалось как седловина одноименного перевала. Как потом оказалось, настоящий перевал, находится здесь, хоть он и повыше, а тот, что хорошо различается, – это перевал Медвежий ложный, он метров на 200 южнее первого.
  После спуска с перевала двигался в южном направлении, в сторону ледников Тимашева и Советских Географов. Путь осложняли россыпи валунов. За ледником находился пик БАМ, путь к которому преграждала стена перевала Ленинградец. Она была невысокой, но смотрелась внушительно.
  Я увидел «лазейку» на этой стене, и попытался проскочить в нее. «Лазейка» – это косая полка, ведущая от центра влево-вверх, сносно проходимая. Но скалы были очень хрупкими, их нужно было тщательно проверять, прежде чем браться за них. Для этого даже снял перчатки, чтобы лучше чувствовать надежность скал. Левый конец полки заканчивался на отвесном кулуаре, наверху которого находилась пробка – большой валун. Дальнейший путь лежал только по этому кулуару. Можно было пройти его весь, до пробки, и пролезть под нее, или свернуть направо, пройдя по этому кулуару всего метра 3-4. Некоторое время я раздумывал, идти дальше, или вернуться, – это был ключевой участок восхождения. Был риск как срыва, так и того, что что-нибудь упадет сверху. Принял решение идти дальше, соблюдая предельную осторожность. После прохождения кулуара подъем на перевал не представлял труда.

На стене перевала Ленинградец

На стене перевала Ленинградец

17. Долина ручья Ледникового, гора Сыгыкта (правее центра) с перевала Ленинградец.JPG

Долина ручья Ледникового, гора Сыгыкта (правее центра) с перевала Ленинградец

  Здесь пик БАМ находился, казалось бы, на расстоянии вытянутой руки, но на самом деле до него отсюда – около 700 метров.

18. Пик БАМ с минимально близкого расстояния за все путешествие (около 700 м), с перевала Ленинградец

Пик БАМ с перевала Ленинградец

  После традиционной «фотосессии» – спуск обратно.
  Он оказался, как обычно, труднее подъема. Я расчистил себе путь, чтобы обезопаситься хотя бы от ненадежно лежавших камней.
  Обратно я шел по языку ледников: было сыро, зато двигался быстрее, чем когда поднимался сюда по камням.

Километраж: ходовые: 0.00, радиальные: 15.82. За день: 15.82.

19. Прощальние фото пика БАМ с ледника Советских Географов

Прощальное фото пика БАМ с ледника Советских Географов

15.08.14 (11)  Радиалка перевал Пионер – пик Пионер.

Погода: нормальная в первой половине дня; во второй – гроза, небольшой кратковременный дождь.

  По пути на перевал озеро «Спящая Красавица» обходил справа. Подъем проходил по среднему курумнику.
  После осмотра перевала Пионер, пика БАМ и долины р.Бюрокан, по сыпухе поднялся на хребет, разделявший долину ручьев Пионерского и Сюрпризного, а оттуда – на пик Пионер. Перед окончательным подъемом пришлось снова принимать решение о целесообразности: место явно небезопасное. До чего же здесь разрушенные горы! На пике Пионер провел основательную фотосъемку склонов пика БАМ, его окрестностей и панораму Кодара.
  Спуск на перевал Сюрприз, куда я планировал идти дальше, мне представился опасным (много сыпухи, крутых участков и неясный маршрут), поэтому спускался по пути подъема.

Километраж: ходовые: 0.00, радиальные: 12.94. За день: 12.94.

20. Озеро `Спящая Красавица`

Озеро «Спящая Красавица»

21. Пик БАМ с востока (с перевала Пионер)

Пик БАМ с перевала Пионер

22. Подъем на пик Пионер. Вид в сторону перевала Три Жэ (левее - подножие пика БАМ)

Подъем на пик Пионер. Вид в сторону перевала Трех Жандармов

23. Восточная стена пика БАМ, по которой совершают восхождения `по классике` (вид с пика Пионер, 2900м)

Восточная стена пика БАМ с пика Пионер (2900м)

24. Долина ручья Сюрпризного, озеро

Долина ручья Сюрпризного, озеро

25. Расписной склон вдоль ручья Сюрпризного

Расписной склон вдоль ручья Сюрпризного

26. Озеро `Спящая Красавица`

Озеро «Спящая Красавица»

16.08.14 (12)  Радиалка на перевал Сюрприз.

Погода: пасмурная весь день; днем – дожди, с небольшими перерывами. В горах – туманы.

  На перевал поднимался по ручью Сюрпризному. По дороге встретил озеро, позади которого была необыкновенно гладкая площадка. Затем начались камни; нередко путь проходил вдоль ручья.
  На перевале провел около получаса, ожидая, когда откроется долина верховьев ручья Бюрокан с пиком БАМ, чтобы заснять их с этого места. Но за это время только пару раз открылась долина ручья Сюрпризного, и мне удалось разглядеть путь, по которому шел сюда.

Километраж: ходовые: 0.00, радиальные: 18.65. За день: 18.65.

28. По дороге на перевал Сюрприз. Озеро на одноименном ручье

По дороге на перевал Сюрприз. Озеро на одноименном ручье

17.08.14 (13)  Начало возвращения. Переход за размыв дороги.

Погода: нормальная весь день. Не жарко, – комфортно.

  По дороге неоднократно встречал следы жизнедеятельности местного хозяина, – медведя, что не добавляло радости.
  На ГМС никого не было, но по огромному количеству вещей, которые здесь были разложены, понял, к своей радости, что город Саров на Кодаре представлен не только моей скромной персоной. Вскорости появилась хозяйка, Елена. А Вадим с Валерой три дня назад ушли на восхождение на пик БАМ, через перевал Балтийский. Первой мыслью было догнать их, чтобы совершить-таки заветное восхождение вместе с ними. Но, когда эмоции улеглись, то, конечно, не стал менять своей программы, и двинулся дальше.

29. Долина ручья Медвежьего. Прощальное фото

Долина ручья Медвежьего. Прощальное фото

30. На ГМС после окончания высокогорной части путешествия

На ГМС после окончания высокогорной части путешествия

31. р.Средний Сакукан около ГМС (брод)

р.Средний Сакукан около ГМС (брод)

Километраж: ходовые: 15.04, радиальные: 0.00. За день: 15.04.

18.08.14 (14)  Выход в низину р.Ср.Сакукан. Полудневка.

Погода: отличная; во второй половине дня – жара.

  Резво дошел до места, где перегрелся на третий день своего путешествия. Решил здесь сделать полудневку и прощальный ужин (заканчивалась горная часть Кодара), место для этого здесь отличное. Забрал закладку, она сохранилась нормально, – не пострадала от дождей.

Километраж: ходовые: 16.94, радиальные: 0.00. За день: 16.94.

19.08.14 (15)  Выход на оз.Аленушка. Полудневка.

Погода: пасмурная. Во второй половине дня – небольшой постоянный дождь.

  Дойдя до места, откуда на юге виднелись Чарские Пески, в двух-трех километрах, повернул к ним. Перешел вброд несколько рукавов Среднего Сакукана, которые текли как справа налево, так и слева направо, вышел на его низкий правый берег. Это сырое, заболоченное место, с мелким сухостоем. Идти трудно, но сносно. Тропы – нет. Мошка облепляла рюкзак сплошным покрывалом.
  Палатку ставил под проливным дождем – единственный раз за все путешествие.

Километраж: ходовые: 15.25, радиальные: 0.00. За день: 15.25.

32. Просторы р.Средний Сакукан; на дальнем плане - Чарские Пески

Просторы р.Средний Сакукан; на дальнем плане — Чарские Пески

20.08.14 (16)  Радиалка по Чарским Пескам.

Погода: малооблачная, туманы. Во второй половине дня – ясно, жарко.

  Прогулялся по Чарской пустыне по вершинам барханов. Осмотрел широкую долину Среднего Сакукана, горы Кодара. Там погода явно испортилась, но мои товарищи, по идее, должны завершить восхождение и вернуться в ГМС.
  Дошел до дороги, ведущей в Чару, к востоку от Песков, думал погулять по ней. Но она оказалась ужасно заболоченной, в лагерь пришлось возвращаться по Пескам.

Километраж: ходовые: 0.00, радиальные: 15.71. За день: 15.71.

33. Чарские Пески, озеро Аленушка

Чарские Пески, озеро Аленушка

34. Утро на Чарских Песках

Утро на Чарских Песках

35. Чарские Пески

Чарские Пески

36. Чарские Пески, ущелье Среднего Сакукана

Чарские Пески, ущелье Среднего Сакукана

37. Чарские Пески. На гребне бархана

Чарские Пески. На гребне бархана

38. Чарские Пески, подвижные

Чарские Пески, подвижные

39. Чарские Пески. Долина Среднего Сакукана, одноименное ущелье

Чарские Пески. Долина Среднего Сакукана, одноименное ущелье

40. Чарские Пески. На другом бархане

Чарские Пески. На другом бархане

41. Около Чарских Песков

Около Чарских Песков

21.08.14 (17)  Переход за р.Ср.Сакукан. Полудневка. Радиалка в пос.Чара.

Погода: облачная, без дождя.

  Дорога от Чарских Песков до р.Средний Сакукан была заболоченной.
Перебродил р.Средний Сакукан. Русло широкое, метров пятьдесят, и скорость воды была внушительной. Но глубина оказалась небольшой – всего сантиметров восемьдесят.
  Встал на полудневку рядом с бродом, т.к. дальше лес заканчивался, и начинались болота. Сходил в Чару (около часа ходьбы в один конец), на разведку, за продуктами и справиться о своей закладке. Доложился в МЧС.

42. Чарские Пески. Озеро Аленушка

Чарские Пески. Озеро Аленушка

43. р.Средний Сакукан в нижнем течении (около брода)

р.Средний Сакукан в нижнем течении (около брода)

Километраж: ходовые: 9.26, радиальные: 9.47. За день: 18.73.

22.08.14 (18)  Переход в пос.Чара, переезд в Новую Чару.

Погода: хорошая в первой половине дня, во второй – небольшие дожди, к вечеру – интенсивнее. Ночью – ясное, звездное небо, ветер.

  По натоптанной уже дороге дошел до поселка Чара, снялся с регистрации у спасателей, забрал закладку.

44. Дорога на Чару

Дорога на Чару

  Удалось сесть в маршрутку до Новой Чары.
 В Новой Чаре оставил вещи в лесу, в укромном местечке, сходил в Каларский краеведческий музей. После закупки продуктов для Северомуйского этапа своего путешествия укрылся в палатке и от дождя, и чтобы отдохнуть перед посадкой на ночной, по местному времени, поезд. На перроне, в ожидании поезда около часа, сушил на ветру палатку.
  До свидания, Чара! До новых встреч, Кодар!

Километраж: ходовые: 4.90, радиальные: 11.72 (в Новой Чаре). За день: 16.62.

Итоговый километраж по Кодару:

ходовые: 107.06,
радиальные: 147.01.
Всего: 254.07.

45. Ожерелье

Ожерелье

Вторая часть: На Северо-Муйском хребте

23.08.14 (1)    Переезд на ж/д ст.Окусикан. Переход на пер.Северомуйский. Базовый лагерь. Полудневка. Радиалка по старому БАМу в восточном направлении (к восточном порталу тоннеля), и обратно.

Погода: утром, пока ехал, были дожди. На Окусикане – облачно, но сухо, а днем – солнечно, жарко.

  При подъеме на перевал по автодороге, не отказался от предложения подвезти меня к станции Перевал на «буханке», в которой ехали грибники (4.26 км).
  Установил палатку около Старого БАМа, в зарослях берез. С водой некоторые неудобства: рядом – только маленькая лужа на дороге; до ручья – сотни полторы метров, но там негде ставить палатку.
  Пользуясь хорошей погодой, после небольшого отдыха решил сходить по Старому БАМу в восточную сторону. Сказано – сделано: за оставшуюся часть дня сходил туда, откуда вышел, рядом с ж/д ст. Окусикан, и вернулся.

Километраж: ходовые: 9.70, радиальные: 24.84. За день: 34.54.

01. Северомуйский хребет. Стелла одноименного поселка. Там, где ЛЭП - старый путь БАМа

Северо-Муйский хребет. Стела одноименного поселка. Там, где ЛЭП — Старый БАМ

02. У перевала. Озеро, второй ствол тоннеля, автодорога, старый путь БАМа; справа от ЛЭП - современный северомуйский обход

У перевала. Озеро, второй ствол тоннеля, автодорога, Старый БАМ; справа от ЛЭП — современный Северомуйский обход

03. Старый путь БАМа (до ~1985г.)

Старый БАМ

Семафор на Старом БАМе

Семафор на Старом БАМе

04. Современный северомуйский обход

Современный Северомуйский обход

24.08.14 (2)    Радиалка по Старому БАМу в западном направлении, к месту бывшего соединения с современным БАМом; обратно – по автомобильной дороге.

Погода: нормальная в первой половине дня; во второй – дожди.

  Осмотрел галереи, – защитные сооружения железнодорожных путей, проходящих рядом с лавиноопасными горными склонами, от камнепадов и лавин, и западный портал Северомуйского тоннеля. Над порталом автодорога взмывает вверх, открывая живописный вид на долины рек Итыкит, Ангаракан. Проходил под знаменитым мостом-виадуком, называемым «Чертовым». Непонятно, как его строили. Невероятно узкие и высокие опоры, – как телеграфные столбы.   Многотонные поезда ходят по нему, как акробаты по канату.

Километраж: ходовые: 0.00, радиальные: 30.28. За день: 30.28.

05. `Чертов мост`

«Чертов» мост

06. Окончание спуска с северомуйского перевала. Галерея на северомуйском обходе

Окончание спуска с Северомуйского перевала. Галерея на Северомуйском обходе

07. Западный портал Северомуйского тоннеля

Западный портал Северомуйского тоннеля

08. Над западным порталом. Слева - северомуйский обход, справа - пути, ведущие в тоннель

Над западным порталом. Слева — Северомуйский обход, справа — пути, ведущие в Северомуйский тоннель

09. Над западным порталом

Над западным порталом, станция Итыкит

10. Первый туннель северомуйского обхода. В этой горе он делает почти полный круг

Первый туннель Северомуйского обхода. В этой горе он делает почти полный круг

11. `Чертов мост`

«Чертов» мост

12. Под мостом

Под мостом

13. Долина реки Итыкит

Долина реки Итыкит

25.08.14 (3)    Радиалка на вершину горы (холма) к западу от восточного портала. Траверс в южном направлении. Выход к Северомуйскому обходу, возвращение по дороге рядом с ним.

Погода: пасмурная в первой половине дня; во второй – солнечно, жарко.

  Подъем был осложнен отсутствием дороги, зарослями стланика и другого кустарника. Весь склон усеян засохшими корявыми стволами стланика, похожими на скелеты мамонтов. С высоты птичьего полета осмотрел восточный портал Северомуйского тоннеля, второй тоннель Северомуйского обхода и поселок Северомуйск. На вершине была какая-то заброшенная база непонятного назначения (трансформаторы, телеграфные столбы, несколько разрушенных бытовок). От этой базы удалось найти дорогу, ведущую вниз, на юг, к петлям Северомуйского обхода. Эта дорога  хоть и удлиняла мой путь, но идти по ней было легче, чем напролом по зарослям. В базовый лагерь прошел по автодороге, около Северомуйского обхода.

Километраж: ходовые: 0.00, радиальные: 27.61. За день: 27.61.

14. Фабрика погоды

Фабрика погоды

15. Северомуйский перевал

Северомуйский перевал

16. Северомуйский перевал, автодорога, старый путь БАМа

Северомуйский перевал, автодорога, Старый БАМ

17. Восточный портал Северомуйского тоннеля

Восточный портал Северомуйского тоннеля

18. Еще один круговой тоннель северомуйского обхода, автодорога и старый путь БАМа

Второй круговой тоннель Северомуйского обхода, автодорога и Старый БАМ

19. Восточный портал Северомуйского тоннеля, одноименный поселок

Восточный портал Северомуйского тоннеля, одноименный поселок

 26.08.14 (4)    Переезд до ж/д ст.Казанкан (35.27 км), переход к ж/д ст.Окусикан, базовый лагерь неподалеку. Полудневка. Радиальные выходы в сторону перевала (за закладкой) и в окрестностях восточного портала.

Погода: пасмурная и туманная в первой половине дня (на перевале); днем дожди; к вечеру – солнечно (около Северомуйска).

  Проехал на рабочем поезде Новый Уоян – Таксимо до платформы Казанкан.
  С платформы перешел на станцию Окусикан. За прошедший год здесь ничего не изменилось, я пришел сюда, как к себе домой, до укромного места, где ночевал в прошлом году.
  После улучшения погоды забрал закладку, которую сделал по пути на перевал, дообследовал Старый БАМ: определил, в каком месте он соединялся с основным путем действующего БАМа.

Километраж: ходовые: 4.73, радиальные: 11.76. За день: 16.49.

27.08. – 31.08.           Переезд ж/д ст.Окусикан – Арзамас, Арзамас – Саров.

Погода 27.08: весь день – солнечно, жарко. Лето продолжается.

  Мое второе пребывание в Забайкалье закончилось.

Километраж 27.08: ходовые: ~0.80, радиальные: ~1.40. За день: 2.20.

Итоговый километраж по Северо-Муйскому хребту:

ходовые: 15.23,
радиальные: 95.89.
Всего: 111.12.

Километраж за все путешествие:

ходовые: 122.29,
радиальные: 242.90.
Всего: 365.19.

 23. Жд ст.Окусикан (на оргаждении моя палатка), автодорога на перевал; в центре - гора, на которой я был

Станция Окусикан, автодорога на перевал; в центре — гора, на которой я был два дня назад

20. Монумент строителям тоннеля (снято в 2013-м)

Монумент строителям тоннеля (фото 2013 г.)

21. Монумент строителям тоннеля, мемориальная доска (снято в 2013-м)

Мемориальная доска на монументе (фото 2013 г.)

22. Восточный портал тоннеля (снято в 2013-м)

Восточный портал тоннеля (фото 2013 г.)

Вопросы задавала М. Власова

Дневник и фото представил А.Стасевич

Просмотров: 8 129

К этой записи 16 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Саша и Марина! Спасибо за отличный материал по Кодару-2014! Очень интересно и познавательно для тех, кто пойдёт ДАЛЬШЕ! МОЛОДЦЫ!

    Вместе с тем, не могу согласиться с оценкой и результатами (по Стасевичу) экспедиции «Кодар-2013»!
    В Каларском краеведческом музее в Новой Чаре нас принимали как ГЕРОЕВ и снимали нашу пресс-конференцию на видео для будущих путешественников.
    Видимо мне, всё-таки придётся сделать развёрнутый фоторепортаж об экспедиции «Кодар-2013» и указать некоторым слабодисциплинированым участникам, как надо себя вести в спортивных категорийных походах…

    1. М.А. Власова:

      Наверное, здесь не место для дискуссий. Это его мнение.
      Ссылка на твой анонс: http://sarpust.ru/2013/09/e-kspeditsiya-kodar-2013/

  • В.Н. Ганькин Валерий:

    Как когда-то заметил Гоголь: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Не только Днепра, оказывается, при попытке прочтения. Да и из Чехова кое-что вспоминается.

  • К.Зайцев:

    Класс !!

  • А.А. Стасевич:

    Уважаемые посетители сайта «Саровский Краевед»!

    На Ваши вопросы по публикации отвечу по e-mail akew@rambler.ru

    Александр

  • М.А. Власова:

    Поясню про Архангельск. С 7 по 9 марта мы в составе большой экскурсионной группы посетили Архангельск. Программа у нас была довольно-таки насыщенная. Посмотрели как живут сегодня оленеводы-кочевники, спустились в «Голубинский провал», посетили музей деревянного зодчества под открытым небом «Малые Корелы» , Музей народных промыслов и ремесел Приморья и др. музеи, конечно же, погуляли по набережной Северной Двины и пешеходному проспекту Чумбарова- Лучинского (все улицы, что параллельны Сев. Двине — называются проспектами) и не только.
    Так вот, Константин Ткачев (а он был с нами в группе) всю информацию и свои впечатления аккуратно записывал в записную книжку, чтобы потом поделиться на сайте «Саровский краевед». Ждем-с!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валера! Поясняю лично для тебя!
    Кодар — это район Восточной Сибири Северо-Западного Забайкалья, с которого началась ВСЯ ИСТОРИЯ Саровского туризма и альпинизма… Именно после работы на первом урановом месторождении «Мраморное» в 1949-1950 гг. на нашем «Объекте» появилось СРАЗУ ТРИ Заслуженных Мастера спорта СССР по альпинизму: Ходакевич, Багров, Пахарькова. Именно они заложили в Сарове основы туризма, альпинизма, да и по большому счёту краеведения в целом… Поэтому все спортивные походы, экспедиции, и теперь сольныё выходы Саровян на Кодар вызывают неподдельный интерес многих жителей нашего Города. Саша Стасевич — человек нашей крымской команды и участник экспедиции «Кодар — 2013». Он соавтор материалов «Тропой Волошина…» и «Восхождение на крышу Крыма», наших походов по Присаровью, которые нашли широкий отклик у наших горожан и любителей Крыма… Поэтому я был одним из инициаторов размещения материалов его соло-похода на нашем сайте. И не жалею об этом. Кодар его «пустил» и «отпустил». И слава БОГУ! Это не было спортивным мероприятием (он нигде «не выпускался»), но он сумел посетить несколько красивых перевалов и сделать замечательные снимки!

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Лёша! Поясняю лично для тебя!
      У нас полстраны (а, может, и вся) так или иначе связана с Саровом — и что?! Писать на КРАЕВЕДЧЕСКИЙ сайт о всей стране?! И не надо притягивать «за уши» заслуженных людей, когда вы писали о них — никто слова не сказал. Не надо и мании величия — когда ты будешь ЗМС, тогда и поговорим о твоих крутых маршрутах. «Неподдельный интерес многих жителей нашего Города» вызывает много тем — например, плата за жильё, а ещё, к примеру, порнуха. Так что, это тоже надо обсуждать на КРАЕВЕДЧЕСКОМ сайте?!
      Впрочем, ты это прекрасно понимаешь и сам. А твои наивные потуги обосновать расширение тематики сайта вызвано только одним — что тебя «забанили» на всех других городских сайтах и тебе негде развернуться. Пора, кажется, уже понять, что агрессивное навязывание своего (единственно правильного) мнения — хорошо не кончается. За 25 лет можно было бы и отвыкнуть от этой «совковой» привычки. Или тебе придётся делать свой сайт.

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Господа краеведы и туристы! Я нашёл, как отключаются комментарии. Если бессмысленная перепалка не прекратится, я сумею это сделать.
    Прошу комментировать только по существу поста.

    1. ОдинИзНас:

      Уважаемый, Админ!
      1.Подскажите пожалуйста, где тут у Вас «Правила пользования» данным сайтом?
      (Кто и о чем может писать?)
      2.Как далеко нужно развести друг от друга краеведов и туристов?
      3.Неужели Вы думаете, что спор здесь идет между туристами и краеведами?

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Критерий предлагаю следующий.
        Админ прикидывает, что если бы некие слова комментатора X были бы направлены не комментатору Y, а лично админу, то админ бы обиделся. В этом случае комментарий админ удаляет.
        Комментатор Y при этом может и не обижаться.

        1. ОдинИзНас:

          Дорогой, админ!
          Критерий выбран хороший, только применяется он лишь к моим коментам. Прошу удалить (оскорбительные) коменты Демидова в адрес Стасевича к этой статье.
          …а за одно и коменты в мой адрес.

  • ОдинИзНас:

    Дорогая Марина! Присаровье — часть суши, куда Саровские Краеведы могут добраться за выходные
    (праздничные) дни. Ни Кодар, ни Крым в Присаровье не входят, но ваша с Александром статья мне понравилась.
    Спасибо!

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    Почин сделан. Первые три коммента (трёх разных авторов) — в корзине.

    1. ОдинИзНас:

      А жаль. Я, кажется, не все успел прочесть. Будьте так добры, вышлете на почту. Обещаю, что оставлю их без ответа.

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Эти комментарии были не в Ваш адрес.
        А на нашем сайте есть и более интересные материалы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>