«Вести Города» № 47 от 24 ноября 2010г. История с Еленой Мавлихановой
http://vesti.sarov.net/?id=22724
Одним из интересных событий после открытия пещер в 1992-м стало довольно рискованное дело. Двое решили остаться под землей на ночь, и что из этого вышло…
Два смельчака
Анатолий Агапов и Валерий Ганькин решились как-то переночевать в подземелье. Час-полтора, и всех первых пещерных гостей начинали переполнять сильные впечатления. Дух захватывало от кромешной тьмы, неизведанных лазов, заманчивых рассказов. А холод! Паром вырывался он при каждом выдохе даже теплым летним днем. Никому даже в голову не взбредало остаться в пещерах дольше часа. Но Толя с Валерой решили почувствовать, так сказать, все на собственной шкуре. Молодым туристам опыта не занимать, и экипировку взяли под стать экстремальным условиям — турспальники. Пошли. Возбужденный гул провожавших «с земли» быстро угасал с каждым их шагом и, наконец, совсем растворился. Побродили друзья в слабом свете фонарика, остановились в облюбованной келье, обустроились, побеседовали в тишине. Привычно ускользавшее в обыденности, здесь время становилось тягуче-медленным. Тишина, темнота и ровная температура — чем не вечность. Торжественность момента ребята не выпячивали. Наоборот, запросто и буднично, пожевав свой скромный ужин, они улеглись на не слишком ровном полу. Сон, как у всех людей со спокойной совестью, был крепок. Утром аккуратно собрались, неспешно вышли на вольный воздух и со словами «ДА, ХОРОШО» разошлись по домам. Вроде и не было никаких особых впечатлений.
Позже, спустя недели, озвучивая общественникам «Саровской пустыни» очередной раз свои ощущения, и Анатолий, и Валерий проговорились о некоей странности. Оба испытали ничем не примечательное состояние, поэтому поначалу не придали ему значения и не озвучили его. Как сон, только тоньше — словно слияние и сна и яви. Кстати, у монахов есть понятие «тонкого» сна, именно как пограничного между сном и явью. Так вот, оба энтузиаста испытали нечто похожее.
Итак, поздней ночью или ранним утром, по их ощущению где-то часа в четыре, они и продолжали спать, и как будто просыпались от света. Вроде как посветлело. Это удивило их — мол, откуда здесь свету быть? Длилось это недолго, у обоих образность мышления сработала по-своему. Анатолию казалось, что он стал видеть в темноте, до того четко увиделась бугристость доломитовых стен и потолка. Валера тоже огляделся вокруг, но объяснил свое умение видеть в полном мраке кажущимся присутствием рядом живого человека, может быть, даже монаха со свечой. И оба не настаивают ни на каких конкретных видениях — вроде спали.
Когда самому себе трудно объяснить мимолетность ощущения, то пересказывать еще хуже. Поэтому мне не хотелось бы, чтобы читатели выхватили и заштамповали простенькую картинку о якобы погостившем в их кельях монахе. Ближе к истине агаповское объяснение, вполне научное: в необычных условиях нехватки раздражителей, когда органы всех чувств человека не испытывают привычной смены цвета, света, звука, температуры, неизбежно возникает какая-либо картина, ну просто необходимая для не привыкшего к покою человеческого мозга. Собственно, это известный в науке феномен, и задолго до А.Агапова прошли подобные уроки и подводники, и космонавты. Кстати, испытавшие подобное попадаются среди гостей города, они при посещениях пещер охотно делятся своим опытом.
Здесь уместно озвучить слухи о том, что, возможно, и ныне в саровских пещерах уединяются ночами. Например, в бытность свою полномочным представителем ПФО Сергей Коновалов вместе с нижегородским епископом Георгием молились в подземной церкви целую ночь. Поскольку никакими пышными встречами их молитвенное уединение не сопровождалось, то и осталось практически никому не известным. Что, согласитесь, похвально в наше время показательных политических шоу. Здесь видится попытка возврата к истокам славного монастырского начала. И, знаете, эти два разделенные добрым десятилетием ночных события олицетворяют собой устремление науки и религии навстречу друг к другу, весьма характерное для современности. Другими словами, это попытка найти пути решения необыденных вопросов, стремление духовно-опытным путем проверить свои возможности в ограниченном подземном пространстве. А поскольку в отличие от сегодняшнего пространства, где светло, тепло и пол ровнехонький, в 90-х гг. нельзя и двинуться в тьму неизведанности, не согнувшись вполовину, то первопроходцы оказались просто смельчаками разведки. Ну а нам-то что с этих уроков, спросите вы. А то, что в отличие от получасовой групповой подземной пробежки под плотным рассказом экскурсовода, при тихом уединении можно получить более внятный результат. Но в целях безопасности следует испрашивать совета духовных отцов, помня врачебный принцип.
«Не навреди»
Отцы-основатели подземного поначалу монастыря знали об уроках в пещерах не понаслышке. И опытные монахи готовили молодых своих послушников к самому важному в жизни: правильному и как они говорили, умному молитводеланию. Заметьте, не к молитве как механическому произнесению заученных слов, а молитвоДЕЛАНИЮ. Другими словами, молитва для них была не просто способом устного обращения к Всевышнему. Скорее, это было делание молитвой, что по нашему нехитрому разумению можно назвать и так: труд с постоянной памятью в сердце о самом главном в жизни — о спасении. Даже такое упрощенное объяснение, боюсь, ничего не прояснит нашему израненному в суетных боях сознанию. Поэтому кому-то покажется парадоксальным вывод: никто не спускался в пещеры на долгие года и не замуровывал себя заживо.
Мне страшно даже повторить некоторые пересказы современных подземных экскурсий, где говорится о монахах, якобы висящих на собственной коже, прибитой гвоздями к стенам келий. Рискуя навлечь на себя гнев любителей столь ярких образов, занудно повторю: монахи проводили в подземных кельях ровно столько времени, сколько им было необходимо для усвоения молитвенных упражнений, не больше и не меньше. По словам мудрых монахов, хороший хозяин и скотину милует, не кладет на слабосильную лошаденку неподъемного груза. Значит, каждому — свое время пробыть в пещерах. Учитель или духовник, зная возраст своего подопечного, его характер, темперамент, воспитание, давал задание на молитвенную практику очень индивидуально. Самое большее, вероятно, дозволялось опытным отшельникам — провести там сорокадневный строгий пост перед Пасхой.
Вторая жизнь подземелий
Добавлю, что с 1730-х годов пещеры были совсем заперты на полстолетия «за ветхостью престола и одежд». Вроде бы причиной их закрытия послужила сырость, которая испортила железный иконостас, дерево, книги и ткани. Версия эта слабовата, на то она и версия. Известно точно, что вторая жизнь подземной церкви началась с посещения ее в 1778 году высокими гостями, приехавшими для освящения нового Успенского собора. Среди гостей был Николай Афанасьевич Радищев, отец опального писателя, бывший военный, монастырский благотворитель и образованнейший человек своего времени. Увидев воочию старинные пещеры под замком из-за испорченных богослужебных предметов, он посоветовал их отремонтировать, чтобы затем всем людям показывать подземный памятник, как пример трудной аскетической жизни прежних монахов. Советы Радищев подкрепил материально. Именно на его деньги заменили в алтаре деревянный престол на мраморный, изготовили новый иконостас, выстроили вытяжную шахту-воздухоотвод.
С августа 1780 года вновь в пещерном храме стали служить службы во имя преподобных Киево-Печерских чудотворцев. Но ремонты не прекращались. Самыми трудоемкими оказались работы по укреплению наиболее слабых мест кирпичными стенками. Монахи трудились над ними около 20 лет и, судя по всему, завершили к 1802–1803 годам. Во всяком случае, нарисованный монахами план 1802 года отражает современное состояние комплекса, учитывая схематичность изображения. Эта схема пещер интересна нам в привязке к наземным зданиям — видно, как ходы протянуты к Успенскому собору и келейным корпусам. (СМ. СХЕМУ ПЕЩЕР 1802г.).
После 1802 года монахи практически не рыли крупных ходов. В начале ХIХ века пещеры, вероятно, перестали использоваться по прямому назначению. Во всяком случае, игумен Меркеллин в 1819 году упоминает о пещерных кельях, как о помещениях, «в коих прежде сего живали монахи». Т.е. сейчас не живут. Но в познавательных целях монахи водили в пещеры паломнические группы. Текущие ремонты и обновления хоть и продолжались, но касались исключительно входа и убранства церкви. В 1812 году было «выведено от пещерного входа каменное строение, внутри коего сделана деревянная лестница, для схода к церкви Иоанна Предтечи, что на роднике»; в 1866 году «вместо обветшавшего престольного одеяния, усердием благотворителей изготовлено бронзовое с позолотой»; в 1872–1890 годах чугунный иконостас заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами.
Головоломка
К 90-м годам прошлого века пещерки оказались без единого фрагмента богатого убранства, перечисленного в летописях. Настолько все было вычищено уже в 30-40 годах, что в августе 96-го археолог московского института «СИМАРГЛ» Елена Хворостова произнесла фразу: «Впервые из ВСЕХ Российских памятников я вижу такой СТЕРИЛЬНЫЙ, ну все выскребли в один момент».
Для археолога отсутствие находок не просто несчастье — катастрофа. Так и пришлось всем — и москвичам, и музейщикам — дружно искать в книгах, документах любые записи о пещерах, любые схемы. А упоминаний-то раз-два и обчелся. Помню, сколько радости доставлял хоть отрывок фразы, хоть клочок схемы. Долгими вечерами мы перебирали свое нехитрое богатство, крутили листки со схемами, ювелирно прилаживая их друг к другу, пытаясь понять логику подземных маршрутов. А они почти не совпадали ни с ранними документами, ни с реальными ходами. Просто головоломка какая-то.
Несмотря на сделанный объем реставрационных работ в пещерах, они нуждаются в таком же плотном внимании, какое уделяли им отцы-основатели: в ремонте и дальнейшем исследовании. Пожалуй, самым для нас поучительным уроком из десятилетия после современного открытия пещер стало дружное решение этой общей для города проблемы: сохранить и сделать доступным для каждого древний красивый памятник. Объединились в едином порыве физики и лирики, энтузиасты и краеведы, чиновники и спонсоры, строители и добровольные помощники, власти города и ВНИИЭФ. Мало кому известно, как взрывники из РФЯЦ-ВНИИЭФ восстанавливали входы в подземелья… Но об этом речь в последующих номерах газеты.
Елена Мавлиханова
Опубликовано на сайте газеты «Вести Города» 24 ноября 2010г.
Схема пещер 1802г.
А.Агапов с планом пещер
1992.07.26 В.Н.Ганькин
Примечания В.Н.Ганькина к главе Два смельчака:
1. С Агаповым в пещере ночевал не я, а другой член ИО СП Антон Маслов (ныне покойный).
2. Фото в пещерах – мои.
Алексей Михайлович и Валерий Николаевич!
Вопросы к вам обоим!
1. На фото так называемый «Тамбовский план. 1802 г.»
У тебя в Книге, Алексей Михайлович, только часть этого Плана без объектов 6 и 7 наземных построек Монастыря! Но сами ПЕЩЕРЫ переданы «один к одному»!
Означает ли это, что до 1802 года РЕАЛЬНО СУЩЕСТВОВАЛ ВЫХОД ПЕЩЕР НА ЮЖНУЮ СТОРОНУ МОНАСТЫРСКОГО ХОЛМА? Ход юго-восточнее Успенского Собора с точным выходом ЮЖНЕЕ Собора?
На Плане Маслова этот ход тоже есть, но обрывается как Т (?) Тупик или З — завал или П — провал?
Было бы ЗДОРОВО РАСЧИСТИТЬ этот ХОД! Оформить Портал на южной стороне холма и водить туристов НАСКВОЗЬ МОНАСТЫРСКОГО ХОЛМА!
НЕСПРОСТА этот ход ИСЧЕЗ с более поздних Планов Пещер!?
Ваше мнение!?
2. Что за ПЛАН ПЕЩЕР держит А. А. Агапов на фото!? Этот ПЛАН не фигурирует ни в каких опубликованных наших материалах!? 🙂
Этот план Агапову тогда под большим секретом дал кто-то из режимной службы (очевидно, он имел гриф секретности). Много лет спустя такой же план мне прислала М.А.Рогозина из Санкт-Петербурга, она его обнаружила в архиве ВНИПИЭта, который проектировал наш город.
По моим предположениям, он был снят в конце сороковых — начале пятидесятых и засекречен. Но снят халтурно. Мы-то тогда приняли его за правду, а когда спустились вниз, оказалось, что он имеет к реальности весьма отдалённое отношение.
Алексей Михайлович!
Ждём от Вас ПОЛНУЮ ХРОНИКУ ПЛАНОВ САРОВСКИХ ПЕЩЕР!!!
Надо, наконец, систематизировать все «эти планы подземелий Сарова»!
Кто, когда, где найдены, кем сделаны, насколько отражают реальность!? Надо собрать ВСЁ В КУЧКУ! А то как то не очень солидно! По ПЛАНАМ ДО СИХ ПОР — ОТРЫВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ! 🙁
Ход на южный склон завален, причём в самом начале. И чувствуется, что завален давно и капитально.
Ход под Успенский собор сохранился лучше. В начале там крутой спуск метра на 2, потом метров 10 был узкий проход, но пройти можно было, и ещё метров 10-15 — только ползком. Дальше была только узкая щель сантиметров в 30.
Мы с Масловым начали этот ход откапывать, но потом я отошёл от этого и Антон расчищал его с молодым парнем и ещё с кем-то. Удалось расширить те 10-15 метров и прочистить вперёд ещё метров 10-15. Когда я был в пещерах последний раз (года 2 назад) — посмотрел и на этот ход. Там кто-то его ещё немного расширил и расчистил несколько метров в длину. Расчищать дальше, видимо смысла нет — всё капитально завалено. Скорее всего после взрыва собора.
Какой смысл было копать ход под Собор!?
Разве что, найти вход в Пещеры из Успенского Собора?!
Такое, вообще, могло быть! УЙТИ В ПЕЩЕРЫ ПРЯМО ИЗ СОБОРА!
ОЧЕНЬ УДОБНО ПРЯТАТЬ ЗОЛОТУЮ И СЕРЕБРЯНУЮ УТВАРЬ, другие драгоценности, когда ВОРОГИ взяли Монастырь и окружили Собор! Есть шанс, спастись самим и спасти ГЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ!
Так что надо и этот ход расчищать!
Успехов тебе! Только не забудь о.Никона спросить.
Что ты будешь говорить потом, когда эти идеи овладеют не только о. Никоном, но и «массами»!? И СТАНУТ МАТЕРИАЛЬНОЙ СИЛОЙ! 🙂
Скажу, что здесь решают не «массы», а настоятель монастыря. А он вряд ли ради твоих абстрактных идей разрешит подкоп под фундамент собора без серьёзных исследований. И так здесь грунт не очень!! Да и финансировать этот проект некому. Может, лет через 20-30 и займутся этим. «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе!»
Валера! Можно ли с помощью современных приборов «НАЩУПАТЬ ПОЛОСТЬ» на южном склоне холма!? Найти вход в пещеры с ЮГА!?
Что значит:»ход завален давно и капитально»!?
Какие СИЛЫ и СРЕДСТВА нужны на его расчистку!?
Промышленная проходка шахтёрами!? 🙂
«ход завален давно и капитально» означает, что похоже его завалили ещё монахи и что нет никаких щелей, в отличие от хода под собор.
А копать «промышленно» тебе никто не разрешит, по крайней мере, до «воссоздания» Успенского собора. Да и смысла особого я не вижу. Саровские пещеры не проходной двор, а ритуальное сооружение. И посетить подземную церковь можно спокойно через существующий вход. «Пробок» там не бывает.
Цитата:
«…похоже его завалили ещё монахи…»
Видать, НЕСПРОСТА ЗАВАЛИЛИ! Может что-то прятали… 🙂
Тогда вдвойне ИНТЕРЕСНЕЕ расчистить этот ход на юг!!!
Вообще, Валера, речь не о «пробках», а О ДАЛЬНЕЙШИХ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПЕЩЕР!
НАМЕЧАЕМ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ! 🙂
Прятали в 19 веке? Насколько я помню, этого хода нет уже на планах пещер конца 19 века. От кого тогда надо было прятать?!
БАНДИТОВ всякого толка всегда вокруг нашей ПУСТЫНИ было НАВАЛОМ!!! 🙂
Или Серафима нашего Саровского не бандиты искалечили!?
А, это были «простые крестьяне» из Кремёнок…
И кордоны, охраняющие монастырский лес, тоже просто так создавались, для перевоспитания проштрафившихся монахов и послушников… 🙂
Какие бандиты? Это не уединённая Дальняя пустынь. А сам монастырь!
И века ты не путаешь?! Это не 18 век, когда в монастыре было несколько десятков монахов. А по переписи конца 19в. здесь было уже в общей сложности около тысячи человек!!! Чтобы с ними что-то сделать нужен целый полк бандитов. Или, хотя бы, восстание типа Пугачёва. Были такие в 19 веке?! Назови. Проверим, как ты учил историю в школе.
Заметь, Валера! Я ТЕБЕ и ВСЕМ ПРЕДЛАГАЮ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПО СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ПРОДОЛЖЕНИЮ ОСВОЕНИЯ ПЕЩЕР, а ты хочешь «проверить, как я учился в школе»!? 🙂
Какая — то «женская логика»…
УЧИЛСЯ ОТЛИЧНО! Документы представить!? Или поверишь на слово!?
ГОТОВ ЗАПИСАТЬСЯ В ПЕРВОПРОХОДЦЫ «Южного хода» и «Соборного хода»!!!
Ещё есть желающие!? 🙂
Насчёт школы я, может, и погорячился. Но уж больно версия (про саровских бандитов конца 19 века) у тебя фантастическая.
А по существу вопроса повторю ещё раз — осваивать чужую собственность без разрешения владельца нельзя (сейчас не анархия 1990-х годов), можешь нарваться на неприятности. А благословление о.Никон вряд ли даст — под суд идти ему из-за тебя некогда (если тебя вдруг там завалит). И так дел у него невпроворот. Надо нанимать специализированную организацию, имеющую лицензию на подземные работы. А это стоит хороших денег, которых не хватает и на воссоздание храмов монастыря.
Если только сам найдёшь спонсоров, а это вряд ли. Так что, опускайся на землю (а не под неё) и предлагай что-нибудь поближе к реальности.
НИКАКОЙ АНАРХИИ!
Только под руководством специалистов и профессионалов с согласия ВСЕХ ОТВЕЧАЮЩИХ СТОРОН:
МИНКУЛЬТА РОССИИ (Памятник Федерального значения);
РПЦ (на балансе которой сегодня Пещеры ?);
Администрации Сарова (организация работ на территории ЗАТО) и ОИО «СП» (как современный Первооткрыватель Пещер и организатор добровольцев-волонтёров-помощников)!
Вот как то так! 🙂 ЕДИНЫЙ ПРОЕКТ всех ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН!
Перечислил-то многих, но хочется задать вопрос, аналогичный известному вопросу Пятачка Винни-Пуху: «А Кролик-то знает, что мы идём к нему в гости?!».
После того, как ВЛАСТЬ В ГОРОДЕ ПЕРЕМЕНИЛАСЬ, Кролик скоро узнает, что Мы с Винни «идём к нему в гости»!!! 🙂
«Блажен, кто верует»