«Вести Города» № 47 от 24 ноября 2010г. История с Еленой Мавлихановой

http://vesti.sarov.net/?id=22724

 

     Одним из интересных событий после открытия пещер в 1992-м стало довольно рискованное дело. Двое решили остаться под землей на ночь, и что из этого вышло…

Два смельчака

     Анатолий Агапов и Валерий Ганькин решились как-то переночевать в подземелье. Час-полтора, и всех первых пещерных гостей начинали переполнять сильные впечатления. Дух захватывало от кромешной тьмы, неизведанных лазов, заманчивых рассказов. А холод! Паром вырывался он при каждом выдохе даже теплым летним днем. Никому даже в голову не взбредало остаться в пещерах дольше часа. Но Толя с Валерой решили почувствовать, так сказать, все на собственной шкуре. Молодым туристам опыта не занимать, и экипировку взяли под стать экстремальным условиям — турспальники. Пошли. Возбужденный гул провожавших «с земли» быстро угасал с каждым их шагом и, наконец, совсем растворился. Побродили друзья в слабом свете фонарика, остановились в облюбованной келье, обустроились, побеседовали в тишине. Привычно ускользавшее в обыденности, здесь время становилось тягуче-медленным. Тишина, темнота и ровная температура — чем не вечность. Торжественность момента ребята не выпячивали. Наоборот, запросто и буднично, пожевав свой скромный ужин, они улеглись на не слишком ровном полу. Сон, как у всех людей со спокойной совестью, был крепок. Утром аккуратно собрались, неспешно вышли на вольный воздух и со словами «ДА, ХОРОШО» разошлись по домам. Вроде и не было никаких особых впечатлений.

     Позже, спустя недели, озвучивая общественникам «Саровской пустыни» очередной раз свои ощущения, и Анатолий, и Валерий проговорились о некоей странности. Оба испытали ничем не примечательное состояние, поэтому поначалу не придали ему значения и не озвучили его. Как сон, только тоньше — словно слияние и сна и яви. Кстати, у монахов есть понятие «тонкого» сна, именно как пограничного между сном и явью. Так вот, оба энтузиаста испытали нечто похожее.

     Итак, поздней ночью или ранним утром, по их ощущению где-то часа в четыре, они и продолжали спать, и как будто просыпались от света. Вроде как посветлело. Это удивило их — мол, откуда здесь свету быть? Длилось это недолго, у обоих образность мышления сработала по-своему. Анатолию казалось, что он стал видеть в темноте, до того четко увиделась бугристость доломитовых стен и потолка. Валера тоже огляделся вокруг, но объяснил свое умение видеть в полном мраке кажущимся присутствием рядом живого человека, может быть, даже монаха со свечой. И оба не настаивают ни на каких конкретных видениях — вроде спали.

     Когда самому себе трудно объяснить мимолетность ощущения, то пересказывать еще хуже. Поэтому мне не хотелось бы, чтобы читатели выхватили и заштамповали простенькую картинку о якобы погостившем в их кельях монахе. Ближе к истине агаповское объяснение, вполне научное: в необычных условиях нехватки раздражителей, когда органы всех чувств человека не испытывают привычной смены цвета, света, звука, температуры, неизбежно возникает какая-либо картина, ну просто необходимая для не привыкшего к покою человеческого мозга. Собственно, это известный в науке феномен, и задолго до А.Агапова прошли подобные уроки и подводники, и космонавты. Кстати, испытавшие подобное попадаются среди гостей города, они при посещениях пещер охотно делятся своим опытом.

     Здесь уместно озвучить слухи о том, что, возможно, и ныне в саровских пещерах уединяются ночами. Например, в бытность свою полномочным представителем ПФО Сергей Коновалов вместе с нижегородским епископом Георгием молились в подземной церкви целую ночь. Поскольку никакими пышными встречами их молитвенное уединение не сопровождалось, то и осталось практически никому не известным. Что, согласитесь, похвально в наше время показательных политических шоу. Здесь видится попытка возврата к истокам славного монастырского начала. И, знаете, эти два разделенные добрым десятилетием ночных события олицетворяют собой устремление науки и религии навстречу друг к другу, весьма характерное для современности. Другими словами, это попытка найти пути решения необыденных вопросов, стремление духовно-опытным путем проверить свои возможности в ограниченном подземном пространстве. А поскольку в отличие от сегодняшнего пространства, где светло, тепло и пол ровнехонький, в 90-х гг. нельзя и двинуться в тьму неизведанности, не согнувшись вполовину, то первопроходцы оказались просто смельчаками разведки. Ну а нам-то что с этих уроков, спросите вы. А то, что в отличие от получасовой групповой подземной пробежки под плотным рассказом экскурсовода, при тихом уединении можно получить более внятный результат. Но в целях безопасности следует испрашивать совета духовных отцов, помня врачебный принцип.

«Не навреди»

     Отцы-основатели подземного поначалу монастыря знали об уроках в пещерах не понаслышке. И опытные монахи готовили молодых своих послушников к самому важному в жизни: правильному и как они говорили, умному молитводеланию. Заметьте, не к молитве как механическому произнесению заученных слов, а молитвоДЕЛАНИЮ. Другими словами, молитва для них была не просто способом устного обращения к Всевышнему. Скорее, это было делание молитвой, что по нашему нехитрому разумению можно назвать и так: труд с постоянной памятью в сердце о самом главном в жизни — о спасении. Даже такое упрощенное объяснение, боюсь, ничего не прояснит нашему израненному в суетных боях сознанию. Поэтому кому-то покажется парадоксальным вывод: никто не спускался в пещеры на долгие года и не замуровывал себя заживо.

     Мне страшно даже повторить некоторые пересказы современных подземных экскурсий, где говорится о монахах, якобы висящих на собственной коже, прибитой гвоздями к стенам келий. Рискуя навлечь на себя гнев любителей столь ярких образов, занудно повторю: монахи проводили в подземных кельях ровно столько времени, сколько им было необходимо для усвоения молитвенных упражнений, не больше и не меньше. По словам мудрых монахов, хороший хозяин и скотину милует, не кладет на слабосильную лошаденку неподъемного груза. Значит, каждому — свое время пробыть в пещерах. Учитель или духовник, зная возраст своего подопечного, его характер, темперамент, воспитание, давал задание на молитвенную практику очень индивидуально. Самое большее, вероятно, дозволялось опытным отшельникам — провести там сорокадневный строгий пост перед Пасхой.

Вторая жизнь подземелий

     Добавлю, что с 1730-х годов пещеры были совсем заперты на полстолетия «за ветхостью престола и одежд». Вроде бы причиной их закрытия послужила сырость, которая испортила железный иконостас, дерево, книги и ткани. Версия эта слабовата, на то она и версия. Известно точно, что вторая жизнь подземной церкви началась с посещения ее в 1778 году высокими гостями, приехавшими для освящения нового Успенского собора. Среди гостей был Николай Афанасьевич Радищев, отец опального писателя, бывший военный, монастырский благотворитель и образованнейший человек своего времени. Увидев воочию старинные пещеры под замком из-за испорченных богослужебных предметов, он посоветовал их отремонтировать, чтобы затем всем людям показывать подземный памятник, как пример трудной аскетической жизни прежних монахов. Советы Радищев подкрепил материально. Именно на его деньги заменили в алтаре деревянный престол на мраморный, изготовили новый иконостас, выстроили вытяжную шахту-воздухоотвод.

     С августа 1780 года вновь в пещерном храме стали служить службы во имя преподобных Киево-Печерских чудотворцев. Но ремонты не прекращались. Самыми трудоемкими оказались работы по укреплению наиболее слабых мест кирпичными стенками. Монахи трудились над ними около 20 лет и, судя по всему, завершили к 1802–1803 годам. Во всяком случае, нарисованный монахами план 1802 года отражает современное состояние комплекса, учитывая схематичность изображения. Эта схема пещер интересна нам в привязке к наземным зданиям — видно, как ходы протянуты к Успенскому собору и келейным корпусам. (СМ. СХЕМУ ПЕЩЕР 1802г.).

     После 1802 года монахи практически не рыли крупных ходов. В начале ХIХ века пещеры, вероятно, перестали использоваться по прямому назначению. Во всяком случае, игумен Меркеллин в 1819 году упоминает о пещерных кельях, как о помещениях, «в коих прежде сего живали монахи». Т.е. сейчас не живут. Но в познавательных целях монахи водили в пещеры паломнические группы. Текущие ремонты и обновления хоть и продолжались, но касались исключительно входа и убранства церкви. В 1812 году было «выведено от пещерного входа каменное строение, внутри коего сделана деревянная лестница, для схода к церкви Иоанна Предтечи, что на роднике»; в 1866 году «вместо обветшавшего престольного одеяния, усердием благотворителей изготовлено бронзовое с позолотой»; в 1872–1890 годах чугунный иконостас заменен медным посеребренным с медными позолоченными иконами.

Головоломка

     К 90-м годам прошлого века пещерки оказались без единого фрагмента богатого убранства, перечисленного в летописях. Настолько все было вычищено уже в 30-40 годах, что в августе 96-го археолог московского института «СИМАРГЛ» Елена Хворостова произнесла фразу: «Впервые из ВСЕХ Российских памятников я вижу такой СТЕРИЛЬНЫЙ, ну все выскребли в один момент».

     Для археолога отсутствие находок не просто несчастье — катастрофа. Так и пришлось всем — и москвичам, и музейщикам — дружно искать в книгах, документах любые записи о пещерах, любые схемы. А упоминаний-то раз-два и обчелся. Помню, сколько радости доставлял хоть отрывок фразы, хоть клочок схемы. Долгими вечерами мы перебирали свое нехитрое богатство, крутили листки со схемами, ювелирно прилаживая их друг к другу, пытаясь понять логику подземных маршрутов. А они почти не совпадали ни с ранними документами, ни с реальными ходами. Просто головоломка какая-то.

     Несмотря на сделанный объем реставрационных работ в пещерах, они нуждаются в таком же плотном внимании, какое уделяли им отцы-основатели: в ремонте и дальнейшем исследовании. Пожалуй, самым для нас поучительным уроком из десятилетия после современного открытия пещер стало дружное решение этой общей для города проблемы: сохранить и сделать доступным для каждого древний красивый памятник. Объединились в едином порыве физики и лирики, энтузиасты и краеведы, чиновники и спонсоры, строители и добровольные помощники, власти города и ВНИИЭФ. Мало кому известно, как взрывники из РФЯЦ-ВНИИЭФ восстанавливали входы в подземелья… Но об этом речь в последующих номерах газеты.

Елена Мавлиханова
Опубликовано на сайте газеты «Вести Города» 24 ноября 2010г.

4-1 Схема монастыря

Схема пещер 1802г.

4-2 А. Агапов с планом пещер 6

А.Агапов с планом пещер

4-3 1992.07.26 В.Ганькин 18

1992.07.26 В.Н.Ганькин

Примечания В.Н.Ганькина к главе Два смельчака:

1. С Агаповым в пещере ночевал не я, а другой член ИО СП Антон Маслов (ныне покойный).

2. Фото в пещерах – мои.

К этой записи 21 комментарий

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Алексей Михайлович и Валерий Николаевич!
    Вопросы к вам обоим!

    1. На фото так называемый «Тамбовский план. 1802 г.»
    У тебя в Книге, Алексей Михайлович, только часть этого Плана без объектов 6 и 7 наземных построек Монастыря! Но сами ПЕЩЕРЫ переданы «один к одному»!
    Означает ли это, что до 1802 года РЕАЛЬНО СУЩЕСТВОВАЛ ВЫХОД ПЕЩЕР НА ЮЖНУЮ СТОРОНУ МОНАСТЫРСКОГО ХОЛМА? Ход юго-восточнее Успенского Собора с точным выходом ЮЖНЕЕ Собора?
    На Плане Маслова этот ход тоже есть, но обрывается как Т (?) Тупик или З — завал или П — провал?
    Было бы ЗДОРОВО РАСЧИСТИТЬ этот ХОД! Оформить Портал на южной стороне холма и водить туристов НАСКВОЗЬ МОНАСТЫРСКОГО ХОЛМА!
    НЕСПРОСТА этот ход ИСЧЕЗ с более поздних Планов Пещер!?

    Ваше мнение!?

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      2. Что за ПЛАН ПЕЩЕР держит А. А. Агапов на фото!? Этот ПЛАН не фигурирует ни в каких опубликованных наших материалах!? 🙂

      1. А. М. Подурец А. М. Подурец:

        Этот план Агапову тогда под большим секретом дал кто-то из режимной службы (очевидно, он имел гриф секретности). Много лет спустя такой же план мне прислала М.А.Рогозина из Санкт-Петербурга, она его обнаружила в архиве ВНИПИЭта, который проектировал наш город.
        По моим предположениям, он был снят в конце сороковых — начале пятидесятых и засекречен. Но снят халтурно. Мы-то тогда приняли его за правду, а когда спустились вниз, оказалось, что он имеет к реальности весьма отдалённое отношение.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Алексей Михайлович!
          Ждём от Вас ПОЛНУЮ ХРОНИКУ ПЛАНОВ САРОВСКИХ ПЕЩЕР!!!
          Надо, наконец, систематизировать все «эти планы подземелий Сарова»!
          Кто, когда, где найдены, кем сделаны, насколько отражают реальность!? Надо собрать ВСЁ В КУЧКУ! А то как то не очень солидно! По ПЛАНАМ ДО СИХ ПОР — ОТРЫВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ! 🙁

    2. В.Н. Ганькин Валерий:

      Ход на южный склон завален, причём в самом начале. И чувствуется, что завален давно и капитально.
      Ход под Успенский собор сохранился лучше. В начале там крутой спуск метра на 2, потом метров 10 был узкий проход, но пройти можно было, и ещё метров 10-15 — только ползком. Дальше была только узкая щель сантиметров в 30.
      Мы с Масловым начали этот ход откапывать, но потом я отошёл от этого и Антон расчищал его с молодым парнем и ещё с кем-то. Удалось расширить те 10-15 метров и прочистить вперёд ещё метров 10-15. Когда я был в пещерах последний раз (года 2 назад) — посмотрел и на этот ход. Там кто-то его ещё немного расширил и расчистил несколько метров в длину. Расчищать дальше, видимо смысла нет — всё капитально завалено. Скорее всего после взрыва собора.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Какой смысл было копать ход под Собор!?
        Разве что, найти вход в Пещеры из Успенского Собора?!
        Такое, вообще, могло быть! УЙТИ В ПЕЩЕРЫ ПРЯМО ИЗ СОБОРА!
        ОЧЕНЬ УДОБНО ПРЯТАТЬ ЗОЛОТУЮ И СЕРЕБРЯНУЮ УТВАРЬ, другие драгоценности, когда ВОРОГИ взяли Монастырь и окружили Собор! Есть шанс, спастись самим и спасти ГЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ МОНАСТЫРЯ!

        Так что надо и этот ход расчищать!

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Успехов тебе! Только не забудь о.Никона спросить.

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Что ты будешь говорить потом, когда эти идеи овладеют не только о. Никоном, но и «массами»!? И СТАНУТ МАТЕРИАЛЬНОЙ СИЛОЙ! 🙂

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            Скажу, что здесь решают не «массы», а настоятель монастыря. А он вряд ли ради твоих абстрактных идей разрешит подкоп под фундамент собора без серьёзных исследований. И так здесь грунт не очень!! Да и финансировать этот проект некому. Может, лет через 20-30 и займутся этим. «Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе!»

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Валера! Можно ли с помощью современных приборов «НАЩУПАТЬ ПОЛОСТЬ» на южном склоне холма!? Найти вход в пещеры с ЮГА!?

    Что значит:»ход завален давно и капитально»!?
    Какие СИЛЫ и СРЕДСТВА нужны на его расчистку!?
    Промышленная проходка шахтёрами!? 🙂

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      «ход завален давно и капитально» означает, что похоже его завалили ещё монахи и что нет никаких щелей, в отличие от хода под собор.
      А копать «промышленно» тебе никто не разрешит, по крайней мере, до «воссоздания» Успенского собора. Да и смысла особого я не вижу. Саровские пещеры не проходной двор, а ритуальное сооружение. И посетить подземную церковь можно спокойно через существующий вход. «Пробок» там не бывает.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Цитата:
        «…похоже его завалили ещё монахи…»
        Видать, НЕСПРОСТА ЗАВАЛИЛИ! Может что-то прятали… 🙂

        Тогда вдвойне ИНТЕРЕСНЕЕ расчистить этот ход на юг!!!

        Вообще, Валера, речь не о «пробках», а О ДАЛЬНЕЙШИХ СИСТЕМАТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПЕЩЕР!
        НАМЕЧАЕМ ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ЗАДАЧИ! 🙂

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Прятали в 19 веке? Насколько я помню, этого хода нет уже на планах пещер конца 19 века. От кого тогда надо было прятать?!

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            БАНДИТОВ всякого толка всегда вокруг нашей ПУСТЫНИ было НАВАЛОМ!!! 🙂
            Или Серафима нашего Саровского не бандиты искалечили!?
            А, это были «простые крестьяне» из Кремёнок…
            И кордоны, охраняющие монастырский лес, тоже просто так создавались, для перевоспитания проштрафившихся монахов и послушников… 🙂

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            Какие бандиты? Это не уединённая Дальняя пустынь. А сам монастырь!
            И века ты не путаешь?! Это не 18 век, когда в монастыре было несколько десятков монахов. А по переписи конца 19в. здесь было уже в общей сложности около тысячи человек!!! Чтобы с ними что-то сделать нужен целый полк бандитов. Или, хотя бы, восстание типа Пугачёва. Были такие в 19 веке?! Назови. Проверим, как ты учил историю в школе.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Заметь, Валера! Я ТЕБЕ и ВСЕМ ПРЕДЛАГАЮ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПО СИСТЕМАТИЧЕСКОМУ ПРОДОЛЖЕНИЮ ОСВОЕНИЯ ПЕЩЕР, а ты хочешь «проверить, как я учился в школе»!? 🙂
    Какая — то «женская логика»…
    УЧИЛСЯ ОТЛИЧНО! Документы представить!? Или поверишь на слово!?

    ГОТОВ ЗАПИСАТЬСЯ В ПЕРВОПРОХОДЦЫ «Южного хода» и «Соборного хода»!!!
    Ещё есть желающие!? 🙂

    1. В.Н. Ганькин Валерий:

      Насчёт школы я, может, и погорячился. Но уж больно версия (про саровских бандитов конца 19 века) у тебя фантастическая.
      А по существу вопроса повторю ещё раз — осваивать чужую собственность без разрешения владельца нельзя (сейчас не анархия 1990-х годов), можешь нарваться на неприятности. А благословление о.Никон вряд ли даст — под суд идти ему из-за тебя некогда (если тебя вдруг там завалит). И так дел у него невпроворот. Надо нанимать специализированную организацию, имеющую лицензию на подземные работы. А это стоит хороших денег, которых не хватает и на воссоздание храмов монастыря.
      Если только сам найдёшь спонсоров, а это вряд ли. Так что, опускайся на землю (а не под неё) и предлагай что-нибудь поближе к реальности.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        НИКАКОЙ АНАРХИИ!
        Только под руководством специалистов и профессионалов с согласия ВСЕХ ОТВЕЧАЮЩИХ СТОРОН:
        МИНКУЛЬТА РОССИИ (Памятник Федерального значения);
        РПЦ (на балансе которой сегодня Пещеры ?);
        Администрации Сарова (организация работ на территории ЗАТО) и ОИО «СП» (как современный Первооткрыватель Пещер и организатор добровольцев-волонтёров-помощников)!

        Вот как то так! 🙂 ЕДИНЫЙ ПРОЕКТ всех ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН!

        1. В.Н. Ганькин Валерий:

          Перечислил-то многих, но хочется задать вопрос, аналогичный известному вопросу Пятачка Винни-Пуху: «А Кролик-то знает, что мы идём к нему в гости?!».

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            После того, как ВЛАСТЬ В ГОРОДЕ ПЕРЕМЕНИЛАСЬ, Кролик скоро узнает, что Мы с Винни «идём к нему в гости»!!! 🙂

          2. В.Н. Ганькин Валерий:

            «Блажен, кто верует»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>