К канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году было выпущено много «сувенирной» продукции, посвящённой этому знаменательному событию – книги, литографии, иконы, крестики, медальоны и т.п. Их выпуск продолжался до революции и возобновился в 1991 году в связи со вторым обретением мощей преподобного. Автор начал их собирать в середине 1990-х годов, когда они были более доступны, чем сейчас. Видимо, из-за того, что известность Серафима Саровского ещё не приобрела те масштабы, которые проявились примерно с 2002 года в процессе широкой подготовки к празднованию 100-летия его канонизации.
Сначала определимся, что можно назвать медальоном? Среди коллекционеров нет однозначного толкования. Некоторые ошибочно называют их «ладанками», но согласно словарю, «ладанка – это маленький мешочек с каким-либо предметом, заговором (первоначально с ладаном), носимый на груди как талисман». А вот медальон в словаре определяется как «овальная или круглая оправа или рамка для какого-нибудь изображения, украшения, а также рисунок, рельефный орнамент, заключенный в такую рамку» (подчёркнуто автором). Мне это определение кажется более близким к рассматриваемому предмету «мелкой пластики», хотя и часто используемый термин «нательный образок» тоже отражает его суть. Медальоны могут быть разных размеров, из разных материалов, с эмалью и ювелирными камнями и без. В основном – овальной формы, но встречаются и круглые, и прямоугольные. Уточним, что далее рассмотрены почти только небольшие цельнометаллические медальоны из латуни (цинковая бронза), меди (редко) и серебра, предназначенные для ношения на шейной цепочке или шнурке и изготовленные, в основном, до 1917 года. Добавлены старые нательные крестики с изображением прп. Серафима, как близкие по большинству формальных признаков к медальонам. А также, для сравнения, несколько современных образцов по данной тематике.
Краткое описание старых бронзовых медальонов
Дореволюционные бронзовые медальоны из коллекции автора имеют размер от 15х21мм до 33х48мм (с ушком). Большинство из них скомпонованы так – на одной из сторон изображение любимой иконы о.Серафима – «Умиление божьей матери» с ликом девы Марии и надписью вокруг нимба «Радуйся невеста неневестная», на другой – изображение прп. Серафима Саровского. Его изображение может быть или поясным с правой рукой либо прижатой к сердцу, либо с поднятой в благословении (см. рис.1), или же во весь рост.
Рис. 1
.
Ростовые медальоны чаще встречаются с изображением прп.Серафима, стоящего на фоне Саровского монастыря – см. рис.2.
Рис. 2
.
Несколько реже встречается сюжеты с прп.Серафимом, стоящим на коленях на камне на Ближней пустыни (см. рис.3) или в келье, с надписью сверху типа «БЛАЖЕН. КОНЧИНА ПР. СЕРАФИМА С.Ч.» (см. рис.4). Из последних особенно интересен первый на рисунке (похоже медный) медальон «КОНЧЬ: СТАРЦА СЕРАФИМА» – на нём о.Серафим изображён без нимба, т.е. медальон изготовлен до 1903 года – года канонизации прп.Серафима и начала массового изготовления атрибутики с его изображением.
Рис. 3
.
Рис. 4
.
Несколько особняком стоят медальоны с изображением преп. Серафима на одной из сторон, но без изображения иконы «Умиление» на другой. Среди них те, где есть изображение Успенского собора, главного собора Саровской пустыни, где хранились мощи преподобного (см. рис.5). Два медальона с надписью типа «ВИДЪ САБОРА ГДЕ ПОЧИВАЮТЪ МОЩИ ПР.СЕРАФИМА САРОВ. * 19 ИЮЛЯ 1903 *». Ещё два – овальный и круглый – с аналогичным текстом на одной стороне и надписью «ВЪ ПАМЯТЬ ОТКРЫТИЯ СВ. МОЩЕЙ ПР.СЕРАФИМА САРОВСК.ЧУД» на другой. Следующий – овальный с изображением иконы «УСПЕНIЕ Б.М.» (видимо потому, что мощи прп. Серафима находились в Успенском соборе). И ещё один – овальный с ростовым изображением Серафима Саровского на фоне Саровского монастыря – юбилейный с надписью на обратной стороне «ВЪ ПАМЯТЬ ДВУХЪ СОТЪ ЛЕТIЯ САРОВСКОЙ ПУСТ. 1906 ГОДА IЮНЯ 16 ДНЯ» (известен такой медальон и из серебра с клеймом 84АС МАР). Сюжеты этих медальонов наводят на мысль, что они могли быть изготовлены по заказам Саровского монастыря.
Рис. 5
.
На других медальонах кроме старца присутствуют изображения или надписи, напрямую не связанные с Саровом (см. рис.6). Один (с утраченным ушком) с изображением иконы Казанской пресвятой богородицы («КАЗАНСКIЯ ПР. БЦЫ»). Сюжет выбран, видимо, из-за Казанской церкви Дивеевского монастыря, построенной ещё в 1780 году, девичьей общине при которой, о.Серафим покровительствовал и который мог быть изготовлен по заказу Дивеевского монастыря. Ещё один – с изображением так называемого «схимнического» креста или «голгофы» (такой тип изображения креста часто использовался и старообрядцами). Другой – с надписью «СВЯТ. ОТЧЕ СЕРАФИМЪ МОЛ. БОГА О НАСЪ».
Рис. 6
.
И, наконец, медальоны с изображением на одной из сторон святых, никак не связанных с Саровом (см. рис.7). Один – с поясным изображением Серафима Саровского на одной стороне и иконы «ОБРАЗЪ СМОЛЕНСКIЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ» на другой. Второй – с ростовым изображением Серафима Саровского на фоне Саровской Пустыни на одной стороне и иконы «ОБРАЗЪ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ИВЕРСКIЯ» на другой. В интернете иногда встречаются и изображения других аналогичных медальонов такого типа.
Рис. 7
.
Памятный жетон 1903 года чеканился несколькими тиражами в конце 1903 – 1904 годах в латуни, серебре и золоте (последний – с прозрачной красной и молочно-белой эмалями) для лиц, принимавших непосредственное участие в проведении Саровских торжеств, размер 19х27мм на колодке 30х4мм (см. рис.8). Он, конечно, не является медальоном в полном смысле этого слова, да и на нём нет изображения о.Серафима. Но, судя по тому, что в 90% встречается без колодки, многими носился именно как медальон на шейной цепочке в память тех Саровских торжеств по канонизации преп.Серафима Саровского. Выпускался его латунный вариант и в виде броши для женщин (более редкий). Здесь же приведём фото двусторонних латунных крестиков (19х35мм – 27х40мм) с изображением о.Серафима на обратной стороне. Ну и «за компанию» изображение табельного рабочего жетона (34х31мм) с надписью «Дивеевский монастырь» и цифрой 802 на обратной стороне.
Отдельного упоминания заслуживает довольно большой медальон, выполненный в совершенно отличной от вышеупомянутых артефактах полукустарной технике. В латунную оправу 37х53мм с ушком вставлена хромолитография о.Серафима, молящегося на камне. Она наклеена на плотный картон и сверху прикрыта тонким стеклом. А у старца Серафима не изображён нимб, т.е. медальон (или, по крайней мере, эта хромолитография) изготовлен до его канонизации 1903 года.
Рис. 8
.
Краткое описание старых бронзовых крестиков
Бронзовые и медные нательные крестики (см. рис.9), с изображением о.Серафима на обратной стороне встречаются несколько реже медальонов и имеют размер от 19х35мм до 38х59мм.
Рис. 9
.
Краткое описание старых серебряных медальонов
Старые серебряные медальоны (см. рис.10-15) не столь многочисленны, как латунные. Они имеют размер в основном от 12х17 до 21х30мм (с ушком) кроме последнего медальона (35х48мм) на рис.11 и 3-го медальона на рис.12 (30х42мм). На них проставлены проба 84 (соответствует современной 875°) и клейма мастеров (АМ, АЧ, ВД, ВС, ДЧ, МР, НЧ, ЦАК или МАР). Сначала серебряные медальоны «традиционной» композиции. Первый из них односторонний, с поясным изображением пр.о.Серафима. Остальные – двусторонние, «традиционной» композиции. На одной стороне – изображение иконы «Умиление божьей матери», на другой – поясное изображение пр.Серафима Саровского Чуд. с правой рукой или прижатой к сердцу, или с поднятой в благословении. Чаще медальоны были без эмали, иногда даже не штампованные, а гравированные – видимо торопились изготовить пусть малый тираж, но к дате канонизации (см. рис.10). Реже – с голубой или синей горячей эмалью по периметру (см. рис.11).
Рис. 10
.
Рис. 11
.
А вот фигура старца в полный рост (либо в ¾) обычно изображалась на фоне Саровского монастыря или его Успенского собора (см. рис.12). Или же на коленях, молящегося в лесу на камне (см. рис.13). Немного особняком стоит серебряный медальон (20х30мм), на одной стороне которого тоже молящийся в лесу на камне «св.преп.Серафимъ Саровс.». А вот на другой – «часовня надъ могилою преподобн.Серафима» с клеймом «АМ 84ил».
Рис. 12
.
Рис. 13
.
Медальоны с изображением кончины преподобного (на коленях со сложенными крестообразно руками) встречаются несколько реже. Первый из таких односторонний, с поясным изображением о.Серафима. Остальные – двусторонние – см. рис.14.
Рис. 14
.
И, наконец, медальоны (см. рис.15) с изображениями на одной из сторон обычного поясного изображения прп.Серафима, а на обратной – других икон (не Умиление) или просто надписи «СПАСИ И СОХРАНИ». Первый – с «ОБР. КАЗАНСКОЙ БОЖ. МАТ.», видимо, в связи с Казанской церковью Серафимо-Дивеевского монастыря. Этим он перекликается с латунным медальоном, приведённом на рис.6. Второй – с «ОБР. ЗНАМЕНИЕ БОЖИЯ М.». Возможно, он изготовлен для Серафимо-Понетаевского монастыря, где особо почиталась эта икона. Третий – с иконой, точно никак не связанной с Саровом, – «ОБР. АФОНСК. БОЖ. МАТ. МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦЫ». Таким образом, это уже третий серебряный медальон такого типа (латунные – см. рис.7) в представленной коллекции. На обратной стороне четвёртого медальона вообще нет изображения иконы – просто надпись «СПАСИ И СОХРАНИ» и клеймо.
Рис. 15
.
Краткое описание старых серебряных крестиков
Теперь рассмотрим серебряные кресты, точнее, нательные крестики (см. рис.16), связанные с прп.Серафимом. Они встречаются нечасто. Размер одного 27х47 мм (с ушком), другого 26х42 мм (без ушка) с самодельным отверстием сверху для шейной цепочки (видимо из-за сломавшегося ушка). Их лицевая сторона – стандартная, с изображением распятого Иисуса Христа. На обратной стороне внизу выбито небольшое изображение прп. Серафима Саровского. На первом крестике – в рост, на втором – в три четверти. Рядом проставлены одинаковые на обоих крестах проба «84 АС» Костромского пробирного управления и клеймо мастера «МАР» – Михаил Андреевич Романов. (Такие же проба и клейма присутствуют на серебряном медальоне с изображением прп.Серафима, молящегося в лесу). Третий крестик этого же мастера размером 28х47 мм также с изображением прп.Серафима на обратной стороне. А вот на лицевой – по центру вместо изображения распятого Иисуса Христа сверху видна традиционная надпись «IНЦI», по бокам крестика «I С» и «Х С».
А вот четвёртый крестик (28х47мм) изготовил другой костромской мастер-ювелир. Он несколько необычный по композиции – односторонний, на обратной стороне выбиты лишь клейма. Внизу рядом с пробой «84 АС» клеймо «НЧ» (видимо, Николай Чулков). Крестик немного больше предыдущих – 32х55мм (с ушком), с остатками эмали. На лицевой стороне по центру вместо изображения распятого Иисуса Христа видна крестообразная вертикальная и горизонтальная надпись «ГОСПОД. СПАСИ И СОХРАНИ ПОМИЛУЙ МЕНЯ». На левом конце креста изображение святого с буквами «СТ» (святитель Тихон), на правом – святого с буквами «СМ» (святитель Митрофаний). На нижнем конце креста изображение преподобного Серафима Саровского с буквами «пре.» и «сер.».
Рис. 16
.
Краткое описание современных медальонов
Ну и, наконец, о современных медальонах на эту тему. Их выпуск настолько разнообразен и многочисленен, что хочется употребить слово «продукция». Автор приобрёл только несколько относительно недорогих образцов, наиболее интересных с его точки зрения (см. рис.17). Это три овальных рельефных двусторонних серебряных (с клеймами 925° пробы на колечке) изготовленные в ювелирной мастерской при Ниловой пустыни (Тверская обл.). На одном (размер 14х19мм, масса 2.33г) изображение иконы «Умиление» с надписью на обратной стороне «Радуйся невеста неневестная». На другом, аналогичном по размеру и исполнению, изображён «СВ. ПРП. СЕРАФIМЪ САРОВС.» с надписью на обратной стороне «ПРП ОТЧЕ СЕРАФIМЕ МОЛИ Б˜ГА О НАС». Оба изготовлены в 2016г. Третий медальон (размер 15х23мм) с глубоким рельефом довольно массивный (7 грамм) с плоским узорным соединительным звеном, изготовлен в 2019г. На одной стороне изображение иконы «Умиление» с надписью «МР» (сокращённое Мария) и «ДУ» (Дева Умиление?). На другой стороне изображён «ПР. СЕРАФIМЪ САРОВС.».
Два других двусторонних рельефных медальона с изображением иконы Серафима Саровского на одной стороне и текстом на другой – по форме близки к прямоугольнику. Один – серебряный с клеймом 925° пробы на колечке – размером 13х26мм и массой 1.93г изготовлен в 2015г. в ювелирной мастерской «Северная Фиваида» Красносельского р-на Костромской обл. На одной стороне надпись «ПРЕП.СЕРАФИМ САРОВ.ЧУД.» над изображением прп. Серафима. На другой стороне – восьмиконечный крест и надпись «По вере вашей да будет вам». Другой – «именная нательная иконка» – мельхиоровый с серебрением медальон размером 17х26мм и с чёрным шнурком в комплекте. Изготовлен в 2015-16г. в Московской мастерской «Изограф». На одной стороне – изображение прп. Серафима с подписью «СВ•ПРП•СЕРАФИМ САРОВ». На другой стороне – голубка и надпись «Моли Бога о мне святый О душе моей». Следующий медальон жёлтого металла (30х46мм) интересен тем, что его центральный овал с изображением преподобного сделан из стекла. Ещё один медальоноподобный образок – для разнообразия – кожаный, с цветным изображением прп. Серафима на металлической накладке и с чёрным шнурком в комплекте, размер 32х62мм. И, наконец, серебряная плакета размером 23х35мм с клеймом СВ3 В925 и цветным изображением лика святого.
Рис. 17
.
Выставка в музее А.Рублёва
В 2003 году почти половина из тогдашней коллекции автора – шесть бронзовых, один серебряный односторонний медальон и три других предмета (финифти) начала 20 века с изображением Серафима Саровского – были отобраны сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублёва для участия в декабре 2003–марте 2004 во всероссийской выставке, посвящённой 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского (см. фото с открытия выставки в музее Рублёва).
Оказалось, что широко распространённые в начале 20 века нашейные медальоны с изображениями святых в коллекциях музеев представлены довольно скудно. Видимо, ранее искусствоведы их серьёзно не воспринимали. Изображения 3-х бронзовых и одного одностороннего серебряного медальонов из коллекции автора вошли в большой альбом, выпущенный с благословения патриарха по итогам выставки (см. «Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография», М., Индрик, 480 стр., 2004. Тираж 1000 экз.). Причём фото одностороннего серебряного медальона был помещено внизу на суперобложке альбома — см. фото.
Изображения тех медальонов из альбома 2004 года (и ещё пары финифтей с изображением прп.Серафима из коллекции автора) перекочевали в альбом «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии России», М.: Лето, 464 стр., 2015. Тираж 1500 экз. (фактически, это существенно переработанное и дополненное издание 2004 года). Но, в отличие от предыдущего издания, в этом в подписи к фото медальонов не указана фамилия владельца, только «Частное собрание, Саров». Впрочем, аналогичная история и с предметами других частных коллекционеров – указан только их город.
С тех пор коллекция автора значительно расширилась – в т.ч. на крестики с изображениями о.Серафима. Но конца пределам разнообразия Саровских медальонов так не видно.
P.S. Выражаю признательность Денисюку Олегу Николаевичу, который нашёл и безвозмездно передал в коллекцию автора 5 старых небольших медных медальонов стандартного типа, 4 – с поясным изображением прп. Серафима и один – ростовой на фоне монастыря (сканы добавлены в конец ряда изображений соответствующих видов медальонов).
©В.Н.Ганькин, ИО «Саровская Пустынь», 2019-2024.
valery.sarov@mail.ru
Алексей Михайлович, закинь, пожалуйста, этот материал в раздел Фалеристика
Так как с размещением в раздел Фалеристика?
И, кстати, только сейчас обратил внимание, что списки разделов сверху в заголовке сайта не совпадают со списками рубрик в правой колонке — так и должно быть?
И ещё — тег Филателия есть, а тегов Фалеристика и Филокартия — нет. Это такая концепция или просто «руки не доходят»?
Очень интересный и познавательный материал!
Можно сделать отдельно статью «Современные медальоны и образки прп. Серафима Саровского в серебре»! Есть очень интересные экземпляры…
Всегда покупаю эти освящённые образки для подарка друзьям… Буря положительных эмоций! 🙂
Идентифицировал данные о клеймах на серебренных крестиках и добавил в текст
Есть более качественное изображение!
Это изображение медальона не из моей коллекции — см. название материала.
Кстати, интересный факт — этот хоть и лучшей сохранности, но без позолоты, следы которой присутствует на моём. Нигде не встречал данных о том, что такие (с позолотой) производились (а, может, раньше просто не обращал внимания). Хотя они иногда встречаются. Предполагаю, что это можно объяснить тем, что была дочеканка первоначального тиража. Вряд ли дочеканивали для «обывателей», скорее всего, для руководства. И именно для них выпустили медальон улучшенного качества, поэтому этот доптираж и был с позолотой.
Готов передать в коллекцию.
Спасибо, не ожидал. Пишите на эл. адрес valery.sarov@mail.ru, договоримся о встрече
Большое спасибо Олегу за переданные медальоны. В течении недели отсканирую медальоны и их изображения вставлю в этот материал
Вторая редакция.
Добавлены изображения пяти новых бронзовых медальонов и Постскриптум (P.S.).
Добавлены сведения о пробах на серебряных медальонах и немного подредактирован текст.
Валерий, Вам спасибо! Если при разборе обнаружу что-либо интересное — обязательно дам знать!
С уважением.
Новая редакция — добавил один серебряный медальон с изображением часовни над могилой Серафима Саровского
Добавил ещё один серебряный маленький медальон с изображением о.Серафима на камне
Новая редакция — добавлен один не совсем обычный серебряный крестик с изображением Серафима Саровского и немного подредактирован текст
Новая 5-я редакция — добавлены два современных двусторонних медальона с изображением Серафима Саровского (второй ряд изображений в соответствующем разделе) и немного подредактирован текст.
Обнаружил на «просторах Интернета» вот такую медаль «В память открытия св. мощей пр. серафима саровского чуд. 1903».
Она у нас где-нибудь описана
Виден размер:
Оборот:
Опять размер:
На обороте Успенский собор:
«Вид собора где покоются мощи пр. серафима саровского чуд.»
В апреле и мае был в командировках в Москве и приобрёл себе аналогичный латунный медальон (на предыдущем фото похоже на медный), только сохран похуже — зато недорого.
Вот обратная сторона.
Приобрёл и ещё несколько медальонов с о.Серафимом — вставлю их изображения в следующую редакцию своей статьи.
Я видел такую лет 5-6 назад на Вернисаже — она маленькая и я бы назвал её не медалью, а медальоном. Был в лучшей сохранности, но просили дороговато (не помню точно сколько, но помню, что цена была как будто он серебряный) и я его не купил. А в этом материале описана только моя коллекция.
Так может поместить эту медальку в «Медали города Сарова», где есть уже несколько медалей в честь 100-летия канонизации пр. Серафима Саровского?…
Дело в том, что во-первых, я привык к системному подходу. Если включить этот медальон, то надо включать и сотни других медальонов, посвящённых о.Серафиму. Именно поэтому, я не стал включать свои медальоны в общие Каталоги, а сделал для них отдельный.
Во-вторых, в моих Каталогах я стараюсь придерживаться довольно высоких стандартов описаний каждого из объектов, приведённых в них, т.е. приведены не любые фото, а определённого качества, а также описания объектов — размер, материал, тип крепления и т.п. Исключения единичны — на несколько тысяч объектов всего лишь около десятка. А здесь нет одной из самых главных характеристик — размера. Если б такой медальон был единичным, то ладно. Но их, как я уже писал, — сотни. Т.е. сотни исключений! А это существенно снижает качество каталогов, чего не хотелось бы.
Может, имеет смысл сделать отдельный каталог церковных медальонов на Саровскую тематику со сниженными требовании к его содержанию. Где просто выкладывать все найденные фото. Но я пока к этому не готов — надо много времени на поиски фото в инете и на их систематизацию.
пусть будет
Спасибо. Теперь понятно, почему И.Можейко (Кир Булычёв) в своей книге «Должностные знаки Российской империи» 1993г. написал, что эти знаки изготовлены в 1906 году (см. скан). Видимо, Можейко нашёл только эти документы и на их основании сделал свой вывод. Теперь мы знаем, что на самом деле их делали в 1903-04 годах — см. «Каталог значков города Саров» на этом сайте. А в 1906г. было не «учреждение», а только узаконено их ношение «нижними чинами» и, соответственно, внешний вид ношения.
Начинающие неопытные коллекционеры часто путаются в терминологии — медаль, медальон, жетон. Действительно, чёткого определения медальона и жетона нет. Но даже не слишком опытные коллекционеры никогда не назовут медальон медалью — медальон не может быть наградным, он может быть памятным, юбилейным, сувенирным или церковным. И по толщине он обычно намного тоньше медали. Да и по другим размерам тоже обычно меньше.
А вот медаль и жетон — могут быть и наградными, но не равноценными наградами. Наградной жетон до революции часто выдавался за события «местного» негосударственного калибра, например, за победу в каком-нибудь соревновании — призовой жетон. Таковые были обычно не низкопрофильные цельноштампованные (как медали и медальоны), а рельефные и накладные, часто с эмалью. Были и служебные жетоны — у дворников, полиции и т.д. После революции понятие наградной жетон постепенно исчезло.
Видимо, чтобы избежать пустых споров по этому поводу, Можейко в своей книге употребил более общее понятие — знак.
и два
Новая 6-я редакция — добавлено изображение ещё одного серебряного крестика, одного латунного круглого медальона и двух прямоугольных медальонов. А также заменено изображение прямоугольного медальона в плохой сохранности на более лучшее и немного подредактирован текст.
Здравствуйте. Подскажите. Именно такую нигде не нашёл.
Изображение иконы «Умиление божьей матери» самое распространённое на бронзовых медальонах с Серафимом Саровским. Только в моём собрании таких гораздо больше десятка (см. рис. 1-3). Просто мои медальоны в лучшей сохранности — почти все с ушком, а у этого оно отломано. Так что ваше утверждение мне не понятно. Уточните вашу мысль.
Более интересно было бы посмотреть на другую стону медальона — вот там большее разнообразие сюжетов.
Новая 7-я редакция — немного подредактирована структура Каталога… и текст.
Добавлены изображения двух медальонов в конец Рис.3, трёх медальонов в новый Рис.4 и двух медальонов с изображениями на одной из сторон икон, не связанными с Саровом, в новый Рис.7. В связи с этим изменена нумерация рисунков.
Случайно обнаружил на просторах Интернета перепечатку 5-й редакции (2019-го года) этого своего Каталога на сайте https://troitskshop.ru/svyatye-i-ikony/serafima-sarovskogo-foto-kartinki.html. Фамилия автора указана, а вот ссылки на наш сайт «Саровский краевед» нет.
P.S. Тем временем готовлю уже 8-ю редакцию Каталога…, в которую будут добавлены новые серебряные медальоны.
Новая 8-я редакция — немного подредактирована структура Каталога… и текст.
Добавлены изображения серебряных медальонов:
четырёх — в конец Рис.9,
трёх — в начало обновлённого Рис.10 и
двух медальонов с изображениями на одной из сторон икон, не связанными с Саровом, в новый Рис.11.
В связи с этим изменена общая нумерация рисунков, начиная с Рис.10.
Подкорректирован Рис.11 — исключён один из двух медальонов на нём (с буквой «С» справа от изображения святого), идентифицированный с помощью читателя из Пскова как посвящённый не Серафиму, а скорее Сергию Радонежскому.
Новая 9-я редакция.
Добавлены изображения латунных медальонов: четыре стандартного типа на Рис.1, а в начало Рис.4 особенный — прп. Серафим изображён без нимба.
Новая 10-я редакция.
Разделены многочисленные медальоны, представленные на рис.9, на два рисунка — 9 и 10 (без эмали и с эмалью). В связи с этим изменена общая нумерация рисунков, начиная с Рис.10.
Добавлены изображения пяти серебряных медальонов: три стандартного типа в конец Рис.9, один большой медальон с прп.Серафимом на фоне монастыря — в конец Рис.10 и один медальон с образом Казанской богоматери — в начало Рис.12.
Новая 11-я редакция.
Добавлены изображения восьми латунных медальонов:
шесть с прп.Серафимом на фоне Саровской пустыни — на Рис.2,
два больших медальона с изображением Успенского собора Саровской пустыни на одной из сторон — на Рис.5.
Новая 12-я редакция.
Добавлены изображения пяти серебряных медальонов:
— три покрытых по периметру горячей эмалью с поясной иконой прп.Серафима и иконой «Умиление» — в новый Рис.10, в связи с чем дальнейшая нумерация рисунков увеличена на единицу;
— один медальон с поясной иконой прп.Серафима на одной стороне и ростовой на обратной стороне в конец Рис.11;
— один медальон с поясной иконой прп.Серафима на одной стороне и надписью «Спаси и сохрани» на другой — в конец Рис.13.
Новая 13-я редакция.
Добавлены изображения:
— три латунных медальона в середину Рис.1;
— один латунный медальон в начало Рис.2;
— один латунный крестик и латунный табельный жетон в конец Рис.8;
— три серебряных медальона в Рис.9;
— один большой эмалевый серебряный медальон в конец Рис.10;
— одна серебряная плакета в конец Рис.15.
Новая 14-я редакция.
— Выделены в отдельный рисунок (№13) серебряные медальоны с изображением кончины прп.Серафима Саровского.
— В связи с этим, изменена дальнейшая нумерация рисунков.
— Подредактировано описание некоторых медальонов.
— Заменено изображение прямоугольного медальона (рис.1) на изображение аналогичного, но лучшей сохранности.
Добавлены изображения:
— двух серебряных медальона в середину и конец Рис.9;
— одного серебряного медальона в середину Рис.12;
— одного серебряного медальона в середину Рис.14.
Здравствуйте, сможете ответить на несколько вопросов касаемо данного медальона? Примерный год выпуска и какова его данная стоимость на сегодняшний день? Спасибо
Здравствуйте. Трудно вам что-то ответить, т.к. нет изображения обратной стороны. Скорее всего, там прп.Серафим Саровский. Если он там с нимбом, то это после 1903 года, когда он был канонизирован.
Насчёт цены — зависит от размера и сохранности, а у вашего она не очень — большие потёртости. А также зависит от сюжета на обратной стороне. Наиболее распространён поясной портрет о.Серафима, пореже — стоящий на коленях на камне в лесу или в рост на фоне монастыря или кончина. Но в любом случае, это не торговый сайт и публичная бесплатная оценка предметов не входит в круг задач сайта. Если хотите что-то предложить лично мне — в конце статьи есть адрес моей эл. почты, пишите туда.
Новая 15-я редакция.
Подредактированы описания некоторых медальонов.
Добавлены изображения:
— большого латунного медальона в середину Рис.1;
— медного медальона в середину Рис.3;
— латунной женской броши САРОВО Рис.8;
— латунного крестика Рис.8;
— двух серебряных медальонов в конец Рис.9, в т.ч. гравированного (без ушка);
— одного ромбовидного медальона в середину Рис.16.
Заменено изображение медальона САРОВО (рис.8) на изображение аналогичного, но лучшей сохранности.
Новая 16-я редакция.
Подредактированы описания некоторых медальонов.
Добавлены изображения:
— одного большого латунного медальона и одного среднего размера медного медальона в середину Рис.1;
— малого медного медальона в конец Рис.2;
— двух латунных крестиков в конец Рис.8;
— литографии под стеклом в большой латунной оправе в конец Рис.8;
— малый серебряный медальон в конец Рис.9;
— малый серебряный медальон с эмалью в середину Рис.10.
Новая 17-я редакция.
В отдельный раздел выделены бронзовые крестики.
Добавлены изображения:
— одного овального бронзового медальона в конец Рис.5;
— одного прямоугольного бронзового медальона в конец Рис.6;
— одного латунного крестика в конец Рис.9;
— оного малого серебряного медальона в начало Рис.13;
— одного среднего серебряного медальона в конец Рис.13.