Астраханский рыбопромышленник, бедняк, выбившийся в дворяне, а впоследствии миллионер, Кирилл Фёдорович Фёдоров, оставил заметный след в истории Саровской пустыни. На его деньги была в 1820-е годы построена церковь Иоанна Предтечи, в те же годы Фёдоров пожертвовал значительную сумму на отливку самого большого «тысячного» колокола. В общем, дружба К.Ф. Фёдорова и саровской братии была продолжительной и плодотворной. Истории строительства на деньги Фёдорова церкви Иоанна Предтечи была посвящена специальная статья.
Поскольку упомянутая статья была написана уже давно, мне хочется вспомнить историю её появления (оказалось, что это имеет отношение к событиям совсем недавним).
В 2000 году я со своим семейством проводил летний отпуск в плавании на теплоходе по Волге. Конечным южным пунктом этого путешествия была Астрахань. И там я, вместо экскурсии по городу, помчался в краеведческий музей, чтобы попробовать что-нибудь разузнать о Фёдорове. И попытка удалась — мне посчастливилось пообщаться с заместителем директора музея Эвелиной Викторовной Кугрышевой. «Известно ли вам что-нибудь про такого Фёдорова?», — спросил я. «Конечно известно, — ответила Эвелина Викторовна, — у него даже дом в Астрахани сохранился». Я не поверил своему счастью – целый сохранившийся дом! Но времени у меня уже не было («Михаил Светлов» – Ту-ту-у!!!, хотя на самом деле это был «Михаил Фрунзе»), и дома я тогда не увидел. Эвелина Викторовна оказалась так любезна, что на оставленный мной адрес прислала потом не только фотографию дома, но и ксерокопии сведений о К.Ф. Фёдорове, что были опубликованы в астраханской краеведческой литературе. Всеми этими знаниями я поделился в упомянутой выше заметке.
И вот спустя 19 лет я опять оказался в Астрахани. Дом Фёдорова по-прежнему стоит на своём месте, и теперь мне удалось увидеть его собственными глазами.
Дом находится в самом центре города, буквально в минуте ходьбы от кремля и занимает почти половину квартала, образованного улицами Кирова, Чернышевского и Красного Знамени (топонимия Астрахани довольно уныла — это стандартный советский пантеон, что сильно мешает ориентироваться в городе). Правильнее поэтому говорить не «дом», а «усадьба Фёдорова», поскольку зданий тут не одно, а несколько.
Усадьба Фёдорова на плане Астрахани
Главным украшением усадьбы являются ворота, выходящие на ул. Кирова, наверху которых установлены два гипсовых льва, поэтому дом Фёдорова часто называют «дом со львами».
Ворота со львами. Фасад со стороны ул. Кирова
Со стороны двора ворота выглядят не так презентабельно
Когда-то сверху от львов на воротах была установлена ещё фигура китайца под зонтиком (см. фотографию ниже).
Фотография дома конца XIX века
Дело в том, что после Фёдорова особняком владел торговец чаем Козлов, и статуя служила рекламой китайского чая. Фигура китайца не сохранилась, а львы уцелели.
Если войти в ворота, можно попасть внутрь обширного двора, в котором много чего есть: и квартиры астраханцев, и трансагентство, и магазин спорттоваров, и остатки складских помещений.
Внутренний двор усадьбы Федорова
Если подняться по одной из лестниц, ведущей из двора к квартирам, можно попасть чуть ли не в XIX век, во всяком случае, возникает ощущение, что деревянные ступени помнят шаги саровского монаха Иллариона, приезжавшего в Астрахань к Фёдорову.
На фасаде со стороны улицы Чернышевского повешена табличка, говорящая о том, что дом является памятником, охраняемым государством.
С этой же стороны находится главный на сегодняшний день хозяин усадьбы – городская дума Астрахани. Туда меня не пустили. Сказали: «Вот вы сейчас будете ходить по зданию с рюкзаком и фотоаппаратом, это можно только с сопровождающим. А сопровождать вас сейчас некому». Ну ладно, я понимаю, что безопасность народных избранников превыше интереса заезжего краеведа.
Вход в городскую думу Астрахани
Вид на дом со стороны улицы Чернышевского
«В нашем городе дома лучше моего нет», — писал в 1825 году Кирилл Фёдоров саровскому игумену Нифонту.
О Фёдорове в Астрахани до сих пор ходят любопытные, но малоправдоподобные слухи. Одна из экскурсоводов рассказала нам, что Кирилл Фёдорович прожил 94 года и за год до кончины, когда он уже чувствовал её приближение, спустил всё своё миллионное состояние на кутежи и развлечения. «На тот свет я с собой ничего забрать не смогу», — под таким лозунгом якобы прожил Фёдоров свой последний год. На самом деле Фёдоров прожил не 94, а около 82 лет (что тоже, конечно, немало, особенно для 1-й половины XIX века), а своё состояние потерял, будучи ограбленным собственным внуком (об этом подробнее в старой статье, ссылка на которую дана в начале этой).
Дом Фёдорова сгенерировал ещё одно чудесное событие – в Астрахани мы совершенно незапланированно встретились с Э.В. Кугрышевой! Она оказалась гидом нашей группы в нескольких экскурсиях. За 19 лет, что мы не виделись, Эвелина Викторовна защитила диссертацию, написала две книги и ушла из музея. Теперь она свободный предприниматель, но её бизнес связан с историей Астрахани.
Эвелина Викторовна и я на священной горе Богдо. Сзади – панорама озера Баскунчак
Между прочими сведениями Эвелина Викторовна рассказала нам легенду о том, что когда Фёдоров строил свой знаменитый дом, он попросил строителей придать гипсовым львам свои черты. Так что если какой-нибудь художник захочет нарисовать портрет К.Ф. Фёдорова (изображения его неизвестны), то вот ему образец:
Алексей Михайлович!
Ты как всегда в своём АМПЛУА: красиво и с юмором! 🙂