Визуальное сравнение «нового» Успенского собора со «старым» по фотографиям М. П. Дмитриева
Автор Ал. А. Демидов
Одно из самых выдающихся событий в Сарове в 2019 году – это окончание строительства и освящение Успенского собора – главного храма Саровской Пустыни. Мы ещё подробно расскажем об этом в отдельном материале, а сегодня визуально сравним вновь отстроенный собор с тем, что был в монастыре до подрыва в 1951 году. Наиболее подробно прежний («старый») собор запечатлён на двух фотографиях М. П. Дмитриева конца 19, начала 20 века. Первая фотография, где Успенский собор запечатлён с востока, есть у нас с фотопластины и на карточке изданной РПЦ. Покажем.
Рисунок 1 – Успенский собор Саровского монастыря с востока (Фото М. П. Дмитриева)
Рисунок 2 – Успенский собор Саровского монастыря с востока на карточке, изданной РПЦ
Войдём на территорию монастыря через новые восточные ворота и сделаем снимок собора с той же точки, как у Дмитриева. Покажем.
Рисунок 3 – Современный вид Успенского собора с востока
Сделаем очевидный вывод. Пропорции собора соблюдены ОЧЕНЬ БЛИЗКО к оригиналу! Разница есть в убранстве собора… Исчезла в центре ИКОНА на Демидовской церкви. Замуровано окно над часовней могилы Серафима Саровского. Исчезла надпись по порталу Успенского собора. Внимательный читатель найдёт и другие отличия.
Справедливости ради надо отметить, что очень похожая историческая фотография есть в знаменитом АЛЬБОМЕ Грибова.
Рисунок 4 – Успенский собор с востока из знаменитого альбома Грибова
Теперь посмотрим на Успенский собор Саровского монастыря с запада. К сожалению, в нашем распоряжении ТОЛЬКО ОТКРЫТКА РПЦ с изображением Собора. Покажем.
Рисунок 5 – Успенский собор с запада на открытке РПЦ (Фото М. П. Дмитриева)
Сделаем современный снимок собора с той же точки, что у Дмитриева.
Рисунок 6 – Современный вид Успенского собора с запада
Отметим, что и с запада пропорции собора выглядят ОЧЕНЬ ПОХОЖИМИ НА ОРИГИНАЛ! Очевидны лишь отличия во внешнем убранстве. Исчезла МАКОВКА и росписи собора над колоннадой. Исчезла надпись по периметру собора над вторым этажом. Внимательный читатель заметит и другие изменения.
В интернете присутствуют и другие исторические виды Успенского собора с запада.
Рисунок 7 – Фото неизвестного фотографа Успенского собора с запада.
В целом надо признать, что вновь отстроенный Успенский собор Саровского монастыря очень близок к оригиналу собора, взорванному нашими отцами в 1951 году.
Мы рады, что дожили до восстановления ГЛАВНОЙ СВЯТЫНИ Саровской Пустыни!
Алексей Демидов, Саров, 11.09.2019, 5:00.
Когда материал был уже опубликован, на просторах Интернета удалось найти фото Дмитриева с фотопластины:
Успенский собор Саровского монастыря с запада (Фото М. П. Дмитриева).
Всё-таки, какой же Дмитриев — МОЛОДЕЦ!!! 🙂
Константин Евгеньевич! Вам — ИДЕЯ!
Разработайте ДВА ВИДА открыток евростандарта:
«Успенский собор Саровского монастыря ВЧЕРА и СЕГОДНЯ»!
Естественно — с использованием фото Дмитриева и Демидова! 🙂
Взял бы по 50 штук каждой для отсылки друзьям и близким «Привета» из Сарова! 🙂
Получается СЕГОДНЯ: возобновлённый Успенский собор в Саровском монастыре — НОВЫЙ БРЕНД САРОВА!!!
Я спрашиваю тебя, как истинно русского человека: «Что такое БРЕНД?». Я не поверю, что ты ненавидишь родной язык, чтобы писать такие слова.
Константин Иванович!
Если ты такой «ярый защитник» чистоты русского языка, дай синоним — аналог слову «бренд» на «истинно русском» языке… 🙂
Великий русский язык ЖИВОЙ, находится в постоянном развитии и заимствовал и продолжает заимствовать нужные для общения слова из других языков…
Не вижу в этом ничего плохого…
Другое дело, когда делается это надуманно, чтобы доказать «заклятым друзьям» и самим себе близость к ним… (Мы с вами, мы такие же как вы — европейцы — демократы — либералы и т. д. и т. п. — вот это действительно «тьфу»!)
Я не стану искать синонима, а спрошу тебя: «Как бы ты сказал ещё не так давно, когда и в помине не знал этих новомодных иноземных словечек?». Я всё прекрасно понимаю, что язык – это живой организм, что он не стоит на месте, что он постоянно развивается и т. д. и т. п. Это всё, наверное, хорошо, правильно, и этот процесс невозможно остановить и повернуть вспять. Но, вот только что происходит с нашей самобытностью? Все эти новомодные иноземные слова не приходят в русский язык сами собой, их УСИЛЕННО (во всяком случае, у меня такое впечатление) нам насаждают и навязывают наши же СМИ. Эта накачка не обогащает и без того ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ, как сказал Иван Сергеевич, РУССКИЙ ЯЗЫК. Раньше процесс внедрения в язык чуждых русским людям слов проходил исподволь – потихоньку, не торопясь. Бутерброд, ранец, этаж и т. п. – эти слова не навязывались, как сейчас, а пришли в наш язык в течение, может быть, сотни лет. С приходом 90-х этот процесс принял взрывной характер. Как написал на одном из сайтов некто Егор Гусляр: «…русский язык флективен, т. е. удобен в словообразовании, чем и занимались наши предки на протяжении веков. И замещать русские слова американскими обезьянизмами, т. е. в буквальном смысле уничтожать родной язык, может только народ-дегенерат, не достойный своих предков, создавших величайшую в мире литературу именно на этом языке». По мнению Гусляра (и я с ним полностью согласен), русский язык засоряется по нескольким причинам, одна из которых – «психологическая ущербность нынешнего поколения русских, в ушах которых американское слово звучит круче или «умнее», чем русское. На самом деле это культурно-национальное плебейство. Лизоблюдство, если хотите, перед более развитой в экономическом и технологическом плане нацией». Я ещё лет двадцать назад слышал, что в Китае на радио и телевидении дикторам и ведущим запрещено употреблять иностранные слова. А почему? Думаю, потому, что в Поднебесной берегут свою культуру и дорожат родным языком, а в итоге сохраняют свою самобытность и идентичность, в отличие от нас (к слову «нас» я не причисляю себя)…
Ты, наверное, не читал моего материала http://sarpust.ru/2017/11/k-voprosu-o-bezgramotnosti-i-ne-tolko/,хотя размещал его на нашем сайте.
Константин Иванович, почитай вот это:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Бренд
Успенский собор в Сарове теперь — комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о Соборе в сознании не только православного народа, но и жителей Сарова в целом…
ЛУЧШЕ НЕ СКАЖЕШЬ, А КОРОТКО —
ПРАВОСЛАВНЫЙ БРЕНД РПЦ, да и ГОРОДА Сарова в целом!
ЧТО В ЭТОМ ПЛОХОГО!? 🙂
Костя тебя не смущает, что «КОСМОС» и «ПЛАНЕТА» — слова заимствованные нами (русскими) из греческого, а «РАКЕТА» — из итальянского языка… Просто ты сегодня даже не задумываешься о происхождении этих русских слов… 🙂
Ты так и не ответил на мой вопрос: «Как бы ты сказал ещё не так давно, когда и в помине не знал этих новомодных иноземных словечек?», а стал прикрываться «планетами», да «ракетами». А твой, с позволения сказать, «бренд», характеризующий «продукты либо услуги в сознании потребителя», ну никак не подходит под характеристику Успенского собора. Потому, что, хоть нас всех и хотят сделать потребителями, но собор не является ни продуктом, ни услугой.
А я бы сказал просто, коротко и по-русски – достопримечательность.
Костя! Какой же ты всё-таки чистый и наивный ЧЕЛОВЕК!
Это для тебя Собор — достопримечательность…
А для РПЦ Собор — ПРОДУКТ, ТОВАР, УСЛУГА для многочисленных православных паломников! Если в него вернут часть мощей прп. Серафима Саровского чуд., то паломники будут стремиться СЮДА в САРОВ в Успенский собор Саровского монастыря за ЛЮБЫЕ ДЕНЬГИ…
Ты всё свёл к «золотому тельцу», а я-то думал, что вложил в свой «бренд» совсем иной смысл, тем более, что сказал: «… Успенский собор в Саровском монастыре — НОВЫЙ БРЕНД САРОВА!!!», т. е. достопримечательность именно Сарова, а не РПЦ.
В выходных данных набора открыток РПЦ 2014 г. «Святые места земли Саровской» указано, что обе фотографии Успенского собора Саровского монастыря с востока и с запада Максим Петрович Дмитриев сделал в 1904 году.
Выходные данные с открыток с фото Дмитриева здесь:
http://sarpust.ru/2016/04/nash-krasavets-uspenskij-sobor/
Добрый День! Габариты собора в плане определены археологом Хворостовой Еленой Леонидовной (2007 г.). Высотные габариты указаны в старинных описях. Для сверки пропорций накладывали проектную объемную модель на фотографии Дмитриева.
Да! Очень интересная информация! Спасибо, Анна!
сопоставление
Это сопоставление не с фотографией Дмитриева!
А вот с чьей!? На фото Собор с северо-запада!
Первый раз вижу этот вид…
Добрый день! Это зеркальное отображение фотографии. Вид с юго-востока. Оригиналы снимков Дмитриева на стекле, поэтому часто встречаются зеркальные виды.
Анна! «Зеркальное отображение» КАКОЙ фотографии? Вид Успенского собора с юго-востока дан у меня в материале на Рис.4. Дело в том, что виды Собора с востока и запада существенно различаются! Это видно на фотографиях Дмитриева!
Вы, наверное, уважаемая Анна, НЕ ИЗ САРОВА?
На Вашем «фото — сопоставлении», что Вы представили выше, ПРЯМОЕ, а не зеркальное изображение Успенского собора с северо-запада, т. к. слева на фото видна ВОСТОЧНАЯ ПРОЕЗДНАЯ БАШНЯ Саровского монастыря…
Добрый день! Вы правы: я не из Сарова. Мы накладывали проектную модель на фото, которое у Вас в статье под номером 7 (автор неизвестен). Это было очень давно (2007 год)… после раскопок (Хворостовой Е.Л.) мы уточняли габариты собора. Вначале ориентировались на Казанский собор в Тамбове, но он оказался на 5 м меньше в плане, чем собор в Сарове. Позже мы взяли фотографии хорошего качества в АРХАДНО. Но на момент «сопоставления» пользовались фотографиями из интернета, и нам попалась отзеркаленная. Кстати, в архиве иногда сканируют со стекла с обратной стороны (бывает). Фотография под номером 7 из альбома «Видов саровской пустыни». Дата съемки близка к дате съемки Дмитриева. Я сужу по пристройке к северному келейному корпусу. На фото 5 и 7 эта пристройка на стадии строительства (без штукатурки). На фото 7 леса еще не сняты, значит она сделана чуть раньше. Я тоже не знаю, кто автор этого фото (рис.7). Наверное, некорректно, выразила мысль…имела ввиду, что архивные фотографии частенько встречаются зеркальными.
Аня! Физики отличаются от лириков, что всегда готовы поставить прямой эксперимент! Вот Ваша фотография в зеркальном отображении:
Сейчас видно по колонаде слева, что это «ЗЕРКАЛКА» Вашей фотографии…
А если её подрезать слева и справа, то эта «зеркалка» будет выглядеть как прямоё фото!
Так что Вы были правы насчёт зеркального отображения фотографии неизвестного автора…
Можно с большой вероятностью сказать, что данная фотография — это фото Грибова. Она помещена в «Альбоме видов Саровской пустыни», в которой большинство фотографий подписаны как «М.Грибов». Другая часть не имеет подписи (в том числе и эта), но вероятно сделана им же. Не могли в одном альбоме располагаться несколько авторов одновременно. Но тут получается один интересный момент. Если по дате фотография близка к фотографии Дмитриева. Получается, что Грибов был в Сарове ДВАЖДЫ ?? Раз на фотографии слева видны леса строительства
Константин Евгеньевич!
Позволю себе не согласиться с Вами!
«Альбом видов Саровской пустыни» проанализирован у нас на сайте здесь:
http://sarpust.ru/2016/11/razgadka-alboma-vidov-sarovskoj-pustyni-1/
Сам этот анонимный «Альбом» представлен здесь:
http://andcvet.narod.ru/arxan/24/sam.html;
Так вот авторство представленного фото ПРИ АНАЛИЗЕ АЛЬБОМА нами НЕ ОПРЕДЕЛЕНО! Что это не «грибовское» фото говорит и Ваше предположение о вторичном пребывании Грибова в Сарове…
Если бы это было фото Грибова, он бы ОБЯЗАТЕЛЬНО поместил бы это замечательное фото В СВОЙ АВТОРСКИЙ АЛЬБОМ…
Наш большой друг разработал для нас вот такие карточки!
Вид с востока:
Вид с запада: