Визуальное сравнение «нового» Успенского собора со «старым» по фотографиям М. П. Дмитриева

Автор Ал. А. Демидов

 

Одно из самых выдающихся событий в Сарове в 2019 году – это окончание строительства и освящение Успенского собора – главного храма Саровской Пустыни. Мы ещё подробно расскажем об этом в отдельном материале, а сегодня визуально сравним вновь отстроенный собор  с тем, что был в монастыре до подрыва в 1951 году. Наиболее подробно прежний («старый») собор запечатлён на двух фотографиях М. П. Дмитриева конца 19, начала 20 века. Первая фотография, где Успенский собор запечатлён с востока, есть у нас с фотопластины и на карточке  изданной РПЦ. Покажем.

Рисунок 1 –  Успенский собор Саровского монастыря с востока (Фото М. П. Дмитриева)

Рисунок 2 – Успенский собор Саровского монастыря с востока на карточке, изданной РПЦ

Войдём на территорию монастыря через новые восточные ворота и сделаем снимок собора с той же точки, как у Дмитриева. Покажем.

Рисунок 3 – Современный вид Успенского собора с востока

Сделаем очевидный вывод. Пропорции собора соблюдены ОЧЕНЬ БЛИЗКО к оригиналу! Разница есть в убранстве собора… Исчезла в центре ИКОНА на Демидовской церкви. Замуровано окно над часовней могилы Серафима Саровского. Исчезла надпись по порталу Успенского собора. Внимательный читатель найдёт и другие отличия.

Справедливости ради надо отметить, что очень похожая историческая фотография есть в знаменитом АЛЬБОМЕ Грибова.

Рисунок 4 – Успенский собор с востока из знаменитого альбома Грибова

Теперь посмотрим на Успенский собор Саровского монастыря с запада. К сожалению, в нашем распоряжении ТОЛЬКО ОТКРЫТКА РПЦ с изображением Собора. Покажем.

Рисунок 5 – Успенский собор с запада на открытке РПЦ (Фото М. П. Дмитриева)

Сделаем современный снимок собора с той же точки, что у Дмитриева.

Рисунок 6 – Современный вид Успенского собора с запада

Отметим, что и с запада пропорции собора выглядят ОЧЕНЬ ПОХОЖИМИ НА ОРИГИНАЛ! Очевидны лишь отличия во внешнем убранстве. Исчезла МАКОВКА и росписи собора над колоннадой. Исчезла надпись по периметру собора над вторым этажом. Внимательный читатель заметит и другие изменения.

В интернете присутствуют и другие исторические виды Успенского собора с запада.

Рисунок 7 – Фото неизвестного фотографа Успенского собора с запада.

В целом надо признать, что вновь отстроенный Успенский собор Саровского монастыря очень близок к оригиналу собора, взорванному нашими отцами в 1951 году.

Мы рады, что дожили до восстановления ГЛАВНОЙ СВЯТЫНИ Саровской Пустыни!

Алексей Демидов, Саров, 11.09.2019, 5:00.

 

 

Просмотров: 2 799

К этой записи 28 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Когда материал был уже опубликован, на просторах Интернета удалось найти фото Дмитриева с фотопластины:

    Успенский собор Саровского монастыря с запада (Фото М. П. Дмитриева).

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Всё-таки, какой же Дмитриев — МОЛОДЕЦ!!! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Константин Евгеньевич! Вам — ИДЕЯ!

    Разработайте ДВА ВИДА открыток евростандарта:

    «Успенский собор Саровского монастыря ВЧЕРА и СЕГОДНЯ»!

    Естественно — с использованием фото Дмитриева и Демидова! 🙂

    Взял бы по 50 штук каждой для отсылки друзьям и близким «Привета» из Сарова! 🙂

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Получается СЕГОДНЯ: возобновлённый Успенский собор в Саровском монастыре — НОВЫЙ БРЕНД САРОВА!!!

      1. Ткачёв К. И.:

        Я спрашиваю тебя, как истинно русского человека: «Что такое БРЕНД?». Я не поверю, что ты ненавидишь родной язык, чтобы писать такие слова.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Константин Иванович!

          Если ты такой «ярый защитник» чистоты русского языка, дай синоним — аналог слову «бренд» на «истинно русском» языке… 🙂

          Великий русский язык ЖИВОЙ, находится в постоянном развитии и заимствовал и продолжает заимствовать нужные для общения слова из других языков…

          Не вижу в этом ничего плохого…

          Другое дело, когда делается это надуманно, чтобы доказать «заклятым друзьям» и самим себе близость к ним… (Мы с вами, мы такие же как вы — европейцы — демократы — либералы и т. д. и т. п. — вот это действительно «тьфу»!)

          1. Ткачёв К. И.:

            Я не стану искать синонима, а спрошу тебя: «Как бы ты сказал ещё не так давно, когда и в помине не знал этих новомодных иноземных словечек?». Я всё прекрасно понимаю, что язык – это живой организм, что он не стоит на месте, что он постоянно развивается и т. д. и т. п. Это всё, наверное, хорошо, правильно, и этот процесс невозможно остановить и повернуть вспять. Но, вот только что происходит с нашей самобытностью? Все эти новомодные иноземные слова не приходят в русский язык сами собой, их УСИЛЕННО (во всяком случае, у меня такое впечатление) нам насаждают и навязывают наши же СМИ. Эта накачка не обогащает и без того ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ, как сказал Иван Сергеевич, РУССКИЙ ЯЗЫК. Раньше процесс внедрения в язык чуждых русским людям слов проходил исподволь – потихоньку, не торопясь. Бутерброд, ранец, этаж и т. п. – эти слова не навязывались, как сейчас, а пришли в наш язык в течение, может быть, сотни лет. С приходом 90-х этот процесс принял взрывной характер. Как написал на одном из сайтов некто Егор Гусляр: «…русский язык флективен, т. е. удобен в словообразовании, чем и занимались наши предки на протяжении веков. И замещать русские слова американскими обезьянизмами, т. е. в буквальном смысле уничтожать родной язык, может только народ-дегенерат, не достойный своих предков, создавших величайшую в мире литературу именно на этом языке». По мнению Гусляра (и я с ним полностью согласен), русский язык засоряется по нескольким причинам, одна из которых – «психологическая ущербность нынешнего поколения русских, в ушах которых американское слово звучит круче или «умнее», чем русское. На самом деле это культурно-национальное плебейство. Лизоблюдство, если хотите, перед более развитой в экономическом и технологическом плане нацией». Я ещё лет двадцать назад слышал, что в Китае на радио и телевидении дикторам и ведущим запрещено употреблять иностранные слова. А почему? Думаю, потому, что в Поднебесной берегут свою культуру и дорожат родным языком, а в итоге сохраняют свою самобытность и идентичность, в отличие от нас (к слову «нас» я не причисляю себя)…
            Ты, наверное, не читал моего материала http://sarpust.ru/2017/11/k-voprosu-o-bezgramotnosti-i-ne-tolko/,хотя размещал его на нашем сайте.

          2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Константин Иванович, почитай вот это:

            https://ru.wikipedia.org/wiki/Бренд

            Успенский собор в Сарове теперь — комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о Соборе в сознании не только православного народа, но и жителей Сарова в целом…

            ЛУЧШЕ НЕ СКАЖЕШЬ, А КОРОТКО —

            ПРАВОСЛАВНЫЙ БРЕНД РПЦ, да и ГОРОДА Сарова в целом!

            ЧТО В ЭТОМ ПЛОХОГО!? 🙂

          3. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Костя тебя не смущает, что «КОСМОС» и «ПЛАНЕТА» — слова заимствованные нами (русскими) из греческого, а «РАКЕТА» — из итальянского языка… Просто ты сегодня даже не задумываешься о происхождении этих русских слов… 🙂

          4. Ткачёв К. И.:

            Ты так и не ответил на мой вопрос: «Как бы ты сказал ещё не так давно, когда и в помине не знал этих новомодных иноземных словечек?», а стал прикрываться «планетами», да «ракетами». А твой, с позволения сказать, «бренд», характеризующий «продукты либо услуги в сознании потребителя», ну никак не подходит под характеристику Успенского собора. Потому, что, хоть нас всех и хотят сделать потребителями, но собор не является ни продуктом, ни услугой.
            А я бы сказал просто, коротко и по-русски – достопримечательность.

        2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Костя! Какой же ты всё-таки чистый и наивный ЧЕЛОВЕК!

          Это для тебя Собор — достопримечательность…

          А для РПЦ Собор — ПРОДУКТ, ТОВАР, УСЛУГА для многочисленных православных паломников! Если в него вернут часть мощей прп. Серафима Саровского чуд., то паломники будут стремиться СЮДА в САРОВ в Успенский собор Саровского монастыря за ЛЮБЫЕ ДЕНЬГИ…

          1. Ткачёв К. И.:

            Ты всё свёл к «золотому тельцу», а я-то думал, что вложил в свой «бренд» совсем иной смысл, тем более, что сказал: «… Успенский собор в Саровском монастыре — НОВЫЙ БРЕНД САРОВА!!!», т. е. достопримечательность именно Сарова, а не РПЦ.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    В выходных данных набора открыток РПЦ 2014 г. «Святые места земли Саровской» указано, что обе фотографии Успенского собора Саровского монастыря с востока и с запада Максим Петрович Дмитриев сделал в 1904 году.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Выходные данные с открыток с фото Дмитриева здесь:

      http://sarpust.ru/2016/04/nash-krasavets-uspenskij-sobor/

  • Анна Ильина:

    Добрый День! Габариты собора в плане определены археологом Хворостовой Еленой Леонидовной (2007 г.). Высотные габариты указаны в старинных описях. Для сверки пропорций накладывали проектную объемную модель на фотографии Дмитриева.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Да! Очень интересная информация! Спасибо, Анна!

  • Анна Ильина:

    сопоставление

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Это сопоставление не с фотографией Дмитриева!

      А вот с чьей!? На фото Собор с северо-запада!

      Первый раз вижу этот вид…

      1. Анна Ильина:

        Добрый день! Это зеркальное отображение фотографии. Вид с юго-востока. Оригиналы снимков Дмитриева на стекле, поэтому часто встречаются зеркальные виды.

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Анна! «Зеркальное отображение» КАКОЙ фотографии? Вид Успенского собора с юго-востока дан у меня в материале на Рис.4. Дело в том, что виды Собора с востока и запада существенно различаются! Это видно на фотографиях Дмитриева!

          Вы, наверное, уважаемая Анна, НЕ ИЗ САРОВА?

          На Вашем «фото — сопоставлении», что Вы представили выше, ПРЯМОЕ, а не зеркальное изображение Успенского собора с северо-запада, т. к. слева на фото видна ВОСТОЧНАЯ ПРОЕЗДНАЯ БАШНЯ Саровского монастыря…

          1. Анна Ильина:

            Добрый день! Вы правы: я не из Сарова. Мы накладывали проектную модель на фото, которое у Вас в статье под номером 7 (автор неизвестен). Это было очень давно (2007 год)… после раскопок (Хворостовой Е.Л.) мы уточняли габариты собора. Вначале ориентировались на Казанский собор в Тамбове, но он оказался на 5 м меньше в плане, чем собор в Сарове. Позже мы взяли фотографии хорошего качества в АРХАДНО. Но на момент «сопоставления» пользовались фотографиями из интернета, и нам попалась отзеркаленная. Кстати, в архиве иногда сканируют со стекла с обратной стороны (бывает). Фотография под номером 7 из альбома «Видов саровской пустыни». Дата съемки близка к дате съемки Дмитриева. Я сужу по пристройке к северному келейному корпусу. На фото 5 и 7 эта пристройка на стадии строительства (без штукатурки). На фото 7 леса еще не сняты, значит она сделана чуть раньше. Я тоже не знаю, кто автор этого фото (рис.7). Наверное, некорректно, выразила мысль…имела ввиду, что архивные фотографии частенько встречаются зеркальными.

          2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Аня! Физики отличаются от лириков, что всегда готовы поставить прямой эксперимент! Вот Ваша фотография в зеркальном отображении:

          3. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Сейчас видно по колонаде слева, что это «ЗЕРКАЛКА» Вашей фотографии…

            А если её подрезать слева и справа, то эта «зеркалка» будет выглядеть как прямоё фото!

            Так что Вы были правы насчёт зеркального отображения фотографии неизвестного автора…

      2. Константин:

        Можно с большой вероятностью сказать, что данная фотография — это фото Грибова. Она помещена в «Альбоме видов Саровской пустыни», в которой большинство фотографий подписаны как «М.Грибов». Другая часть не имеет подписи (в том числе и эта), но вероятно сделана им же. Не могли в одном альбоме располагаться несколько авторов одновременно. Но тут получается один интересный момент. Если по дате фотография близка к фотографии Дмитриева. Получается, что Грибов был в Сарове ДВАЖДЫ ?? Раз на фотографии слева видны леса строительства

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Константин Евгеньевич!

          Позволю себе не согласиться с Вами!

          «Альбом видов Саровской пустыни» проанализирован у нас на сайте здесь:

          http://sarpust.ru/2016/11/razgadka-alboma-vidov-sarovskoj-pustyni-1/

          Сам этот анонимный «Альбом» представлен здесь:

          http://andcvet.narod.ru/arxan/24/sam.html;

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            Так вот авторство представленного фото ПРИ АНАЛИЗЕ АЛЬБОМА нами НЕ ОПРЕДЕЛЕНО! Что это не «грибовское» фото говорит и Ваше предположение о вторичном пребывании Грибова в Сарове…

            Если бы это было фото Грибова, он бы ОБЯЗАТЕЛЬНО поместил бы это замечательное фото В СВОЙ АВТОРСКИЙ АЛЬБОМ…

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Наш большой друг разработал для нас вот такие карточки!

    Вид с востока:

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Вид с запада:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>