Серия: Открытка в деталях.

Пруд Серафимо-Понетаевского монастыря

    Среди большого количества фотографий, знаменитых фотографов прошлого столетия, подчас встречаются снимки, которые,  на первый взгляд, кажутся незначительными и неинтересными. Однако так ли это? Может быть,  мы просто недостаточно хорошо знаем историю и те места, которые на них изображены?

Попробуем рассмотреть открытку, изданную нижегородским фотографом Максимом Петровичем Дмитриевым «Понетаевский женский монастырь. Вид на больничную церковь и пруд» (Рис.1).

Эта открытка издавалась несколько раз и имеет отличительные особенности (разновидности) каждого выпуска. Но мы не будем рассматривать разновидности этой открытки, а остановимся на её сюжете.

Рис. 1 —  «№ 363. Понетаевский женский монастырь. Вид на больничную церковь и пруд.  Собственное издание фотографа М. Дмитриева. Нижний Новгород»

   Представленное автором изображение относится к наиболее раннему выпуску, так называемой «красной серии», начавшейся выпускаться в 1904 году.

   Надо отметить, что данная фотография была представлена не только на открытке, но и печаталась  отдельно на паспорту большого формата, в наборе фотографий о Нижегородской губернии. (Рис. 2). Излишне говорить, что качество изображения на фотографии большого размера было намного лучше, чем на открытке.

Рис.2 —  Фотография на паспорту в рамке

Фотография печаталась с негатива, который сохранился до наших дней (Рис.3).

                              Рис.3 —  Негатив фотографии М.П. Дмитриева

На правой (вертикальной) стороне негатива автор снимка (М.П. Дмитриев) сделал пометку данной местности.

Она выглядит таким образом (Рис.4).

Рис. 4 – Пометка на негативе М.П. Дмитриева

Если попытаться прочесть, то получается «…… монастырский пруд».

Первое слово трудно прочесть, т. к. начало слова приходиться на белый фон. Можно предложить несколько вариантов, но вероятно это как-то связано с местностью. Например, может быть слово «Понетаевский» (полностью или часть слова) или «Понетаевка».

Вот такие варианты данного изображения сохранились в наше время.

Есть похожие фотографии данного места, сделанные примерно с этой же точки,  фотографом Н. Ольшанским и опубликованные в журнале «Родина» в 1903 году (Рис. 5-6).

Рис. 5 —  Фото Н. Ольшанского, 1903. Вид Серафимо-Сергиевской церкви со

стороны пруда

Рис. 6 —  Фото Н. Ольшанского, 1903 г. Пруд со стороны гостиницы

А теперь давайте посмотрим, что здесь изображено.  Для наглядности обсуждения выделим несколько значимых сюжетов (Рис.7).

Рис.7 —  Наиболее значимые детали данной открытки, на которые хотелось бы обратить внимание

                                            № 1 – Монастырский пруд

Сам пруд, а в дальнейшем, и ПРУДЫ (во множественном числе) играли важную роль в жизни монастыря. Как с эстетической, так и с практической стороны.  Как только паломник входил в монастырь – то сразу, за воротами,  ему нужно было пройти по дороге вдоль пруда. И ему открывался живописный вид с изумительными по красоте постройками живописного корпуса и колокольни,  которые отражались в глади пруда, т. к. находились на его берегу.

Летом 2020 года мне удалось побывать в Серафимо-Понетаевском монастыре, поэтому свой рассказ я буду сопровождать комментариями и фотографиями данной поездки.

Рис. 8 —  Фото живописной мастерской и колокольни, стоящие на берегу

пруда. В настоящее время там расположена Дирекция

психоневрологического интерната для душевнобольных

  Практическая сторона пруда заключалась в разведении рыбы. Поскольку монашеские служащие не вкушают мясо, то рыбные блюда подавались к монастырскому столу в те дни, когда это было позволено.

Монахини ухаживали за своими прудами, следя  за чистотой воды, а значит и за качеством рыбы. Пруды регулярно чистили. А специальная послушница каждый день убирала листву с водной поверхности, объезжая на лодке или с берега,  тем самым не допуская гниения в глубинах пруда.

Если мы ещё раз посмотрим на открытку, то увидим, какой чистотой сияет водная гладь пруда. Состояние нынешнего пруда, производит удручающее впечатление (Рис.9). Зелень, мусор, палки, бутылки – сегодняшнее естественное состояние наших прудов.

Рис. 9 — Фото пруда 2020 г.

 

Серафимо-Сергиевский храм — № 2

  Далее под №2 мы видим главку церкви преподобного Сергия Радонежского (Рис.10). Это одна из основных церквей комплекса Серафимо-Понетаевского монастыря.  Церковь очень интересная по своей архитектуре.

Рис. 10 — Открытка, изданная М.П. Дмитриевым с изображением церкви

   Она выполнена как четверик, к которому примыкает большое двухэтажное здание (больничный корпус). Сама церковь разделена на две части —  верхнюю и нижнюю. Верхняя церковь освящена в честь преподобного Сергия Радонежского.  Нижняя – в честь преподобного  Серафима Саровского. Поэтому этот храм часто называют Серафимо-Сергиевский.

На уровне второго этажа к храму преп. Сергия примыкал больничный корпус с кельями для престарелых и больных сестер с открытым коридором (Рис.11).

Рис. 11 — Почтовая открытка, с изображением Серафимо-Сергиевского храма со стороны больничного корпуса с гашением Дивеево. В настоящее время Серафимо-Понетаевский монастырь является скитом  Серафимо-Дивеевского монастыря. Фото М.П. Дмитриева, 1904 г. и М.А. Власовой, 2015 г.

  Открытый коридор сделан для того, чтобы лишённые возможности двигаться сестры могли слышать богослужение из своих комнат.

В годы Первой Мировой войны в монастыре был госпиталь. Монахини отдали свои кельи раненым солдатам. Поэтому солдаты, находясь на излечении и не способные двигаться, тоже могли слушать службу.

В советское время – верхняя часть храма, та самая, что видна на открытке – была разрушена и только изображение Иисуса Христа, как его не заделывали штукатуркой, было видно окружающим. В этом «виде» оно пребывает и сейчас (Рис.12).

Рис. 12 —  Изображение Иисуса Христа под слоем штукатурки

Серафимо- Сергиевского храма. Фото С. Гараевой

    В 2000 году это здание было передано церкви. Сейчас там идут большие строительные работы. Уже снова восстановлен купол верхнего храма (Рис.13).

Рис. 13 —  Восстановленный купол Серафимо-Сергиевского храма с наружной стороны

Рис.14 — Внутренний вид храма в часть преп. Сергия. Как видим, работы по его восстановлению здесь предстоит ещё очень много

Рис.15 — В храме местами сохранилась часть пола из мраморной плитки,

оставшаяся от царских времен

   В этом храме сейчас, без всяких удобств, трудятся 5 монахинь. Для них это помещение и кухня, и трапезная, и склад…

Вход  в церковь преп. Серафима Саровского (в нижнюю церковь) расположен с улицы, с правой стороны. Сначала поднимаешься на небольшое крыльцо, а потом по широкой деревянной лестнице опускаешься вниз в полуподвальное помещение, которое наполнено сияющими светлыми красками и чистотой образов (Рис.16).

                          Рис.16 — Внутренний вид Серафимовского храма

     В этом храме находятся много икон. Среди них список с  чудотворной иконы Божией Матери «Знамение», принесшей особую славу Серафимо-Понетаевскому монастырю (Рис.17).

Рис. 17  — Икона Божьей Матери «Знамение».  Фото из открытых источников

Перед этой иконой горит неугасимая лампада.

Есть в церкви и икона преп. Серафима Саровского (Рис.18), расположенная на видном месте.

Рис. 18 — Икона преп. Серафима Саровского. Фото из открытых источников

      В 2013 году Владыка Георгий освятил Серафимовский храм. И с тех пор, по престольным праздникам,  в нем проходит служба.

                                     Дом проживания монахинь — № 3

Если продолжим рассматривать открытку, то под №3 увидим небольшое одноэтажное деревянное здание. Весь корпус этого здания скрыт посадками молодых деревьев. Здание находится рядом с Серафимо-Сергиевским храмом, буквально в 10-15 метрах от его.

Есть другая открытка фотографа М. П. Дмитриева  1911 года издания, где данное здание можно рассмотреть более крупно (Рис. 19.)

Рис. 19 — Открытка, изданная М.П. Дмитриевым в 1911 году

С правой стороны видим это одноэтажное деревянное здание. В этом небольшом здании раньше жили в кельях монахини. Но самое интересное то, что данное здание сохранилось до сих пор и в нем по-прежнему живут монахини, те самые, о которых я упоминал выше (Рис.20).

Рис.20 — Фото здания, где живут монахини монастыря сегодня. То самое здание, которое мы видим на открытке вековой давности

     Если внимательно присмотреться то видим, что многое изменилось: вход в здание теперь с обратной стороны – крыльца, ограды, цветника и даже водосточных труб уже нет. Окна сделали шире и светлее.  Но предназначение данного здания осталось прежнее, наверно, благодаря тем молитвам, которые стены дома слышали и слушают за свою более чем 100-летнюю жизнь.

                                       Монастырское кладбище — № 4

Если рассматривать открытку дальше, то под номером №4 мы видим молодые деревца, которые растут, как бы на острове посередине пруда.

И мало кто из паломников знает, что это на самом деле.  Для того, чтобы пройти туда надо выйти из монастыря и сделать круг. Это место – СТАРОЕ МОНАСТЫРСКОЕ КЛАДБИЩЕ!

«Неповторимую красоту и индивидуальность придавала монастырю система искусственных прудов, создававших полукольцо, на котором располагалось кладбище».

Если смотреть со стороны дороги, то данная территория действительно напоминает полуостров. Справа и слева его окружают протоки с водой. Протока слева (№ 6) в жаркое лето почти пересыхает. Протока справа (№ 5) остается полноводной, но почти полностью покрыта кронами деревьев и кустарников. Она больше похожа на лесной грот. Подойдя близко к ней, я спугнул семейство диких уток, которые выпорхнули из под кроны деревьев. Для меня это было так неожиданно, что я даже не успел их сфотографировать. Сестра Галина, которая нас сопровождала, сказала, что они с сестрами иногда приходят на пруд кормить уток хлебом.

И вот посередине этих проток находится кладбище, на котором,  в царское время, хоронили умерших монахинь монастыря.

В настоящее время это место представляет собой заросший травой пустырь, с молодыми побегами деревьев, растущих на могилах.  И только бугорки неухоженных могил, осыпавшиеся от времени, напоминают об этом скорбном месте. Да молодые когда-то деревья, растущие по краю берега,  превратились в кряжистые дубы (Рис.21).

Рис.21 — Место монастырского кладбища

  Разговорившись об усопших, мы узнали от монахини Галины, что существует старинный «Поминальник» с именами всех умерших монахинь и насельниц Серафимо-Понетаевского монастыря, в том числе и тех, кто вероятно, похоронен на этом кладбище. Он хранится вне стен монастыря у старенькой матушки Анны. Забегая вперед, скажу, что нам удалось с ней встретиться. И мы с трепетом держали в руках эту историческую реликвию (Рис.22).

Рис. 22 — Поминальник рукописный, на титульном листе есть надпись:

«Принадлежит Елизавете Никитишне Васильевой» и ручкой добавлено «мон(ахиня) Серафима»

Поминальный список открывает  «Первоначальница и основательница Святой Обители игумения Евпраксия». Здесь же поминается и игумения Нектария. Всего в Поминальнике более 800 имен, вероятно с самого начала основания монастыря. Почти у всех проставлены даты смерти. Самые ранние даты смерти относятся к периоду основания монастыря – 1862, 1863, 1869, 1870 годы (Рис. 23).

                      Рис. 23 — Фото страницы с ранними датами смерти

   Если попытаться определить возраст данного «Поминальника»,  то с большой долей вероятности можно сказать, что начало его написания относится к 1926-27 годам. Данную дату можно определить по нескольким именам, включенным в данный список. Игумения Нектария, упомянутая в этом списке, умерла в 1917 году. Но игуменья Евпраксия (Занятова), которая стала игуменьей после Нектарии, здесь не упоминается. А она умерла в 1927 году. Значит на момент написания она была ещё жива и продолжала управлять монастырем. Патриарха Тихона тоже поминают. А он умер в 1925 году. Кроме того, здесь поминается «О здравии» Епископ Арсений (Жадановский), который в 1926 — 27 годах был в ссылке в Серафимо-Понетаевском монастыре и был по праву включен в список монашествующих данного монастыря.

Без сомнения, что данный список представляет историческую ценность.  И  ценность его определяется тем,  что он дополняет и подтверждает списки монашествующих лиц и насельниц Серафимо-Понетаевского монастыря во все годы его существования.

Но вернемся к монастырскому пруду и нашей экскурсии.

Прочитав заупокойную молитву и поклонившись праху умерших, мы прошли чуть  дальше, по протоке.  В старые времена  в начале был один пруд, но со временем образовался каскад из нескольких прудов.

Рядом с протокой сохранился старинный дом с  лестничным крыльцом (Рис. 24).

Рис. 24 — Дом у протоки. Говорят,  что возможно, это был дом священника

 

Вернемся к открытке монастырского пруда (Рис.1).

Слева мы видим женщину (№7), идущую по мостику с деревянным ведром.  Вероятно, ходила по воду (Рис. 25).

                            

                                       Рис. 25 — Послушница с ведром

      Белый платок на голове указывает на то, что она послушница монастыря, уже в годах. То, что именно в этом месте она берет воду,  совсем не удивительно. Ибо как раз в этом месте, рядом с прудом, находились гостиницы, а значит потребность в воде,  была большая.

Кто она? Если посмотреть список монахинь Серафимо-Понетаевского монастыря за 1917 год, то мы в нем находим 3-х монахинь и одну рясофорную послушницу, которые проходили послушание при гостинице.

  1. Монахиня Александра (Агания Чернышёва). В 1917 году ей было 54 года (на 1904 год соответственно 43 года).
  2. Монахиня Таисия (Ирина Яковлевна Волкова). В 1917 году ей было 74 года. В монастыре с 1869 года, подстрижена в монахини в 1906 году. Значит в 1904 году она была послушницей.
  3. Монахиня Анфиса (Анна Георгиевна Полянина, она же Полянчева). В 1917 году ей было 64 года. В монастыре с 1870 года. Подстрижена в монахини в 1913 году. В 1904 году была послушницей.
  4. Рясофорная послушница Ксения Григорьевна Лисейкина — 60 лет, в монастыре с 1879 года. В 1904 году ей было 49 лет.

Вполне возможно, что одна из этих женщин изображена на открытке М.П. Дмитриева.

При посещении организованных групп паломников, к ним могли быть приставлены и другие монахини, для временного послушания. Если это перевести на современный язык, то они выполняли роль экскурсоводов – организовывали их проживание, питание, проводили моление и ознакомительные экскурсии. Такое посещение учеников арзамасского духовного училища описано в «Нижегородском церковно-общественном вестнике» № 23 от 1909 года.   «… Уже заранее предуведомленная о посещении юных паломников обитель с полной готовностью озаботилась, как оказалось, даже о малейших удобствах ожидавших гостей. Им представлена была почти вся так называемая «новая» каменная обширная гостиница, где приготовлены были отдельные спальные, столовые, раздевальные, а для старших-отдельные номера. Паломников встретила в обители и затем всё время их пребывания неотступно и с удивительным терпением, любовью и предупредительностью руководила всюду ими, монахиня Дорофея, по поручению настоятельницы игумении Нектарии.  Монахиня Дарофея – почтенная и пожилая особа, с 13-летнего возраста исполняющая в монастыре различные послушания. Немало приходилось потом прямо дивиться неутомимости и сердечному отношению её к детям-паломникам. В помощь её при ней находилось несколько сестёр. Всё, по слову «благочинной» Дорофеи, делалось замечательно быстро, своевременно и аккуратно». При их прибытии «После чая с молоком и белым хлебом, детям был накрыт ещё обильный праздничный ужин».

В Понетаевском монастыре было несколько гостиниц. Они подразделялись на типы – для мещан («черная») и для дворян.

Рис.26 — Современный вид бывшей гостиницы, находящейся

рядом с прудом

Та гостиница, что мы видим на снимке (Рис.26) предназначена для самых бедных – для странников, паломников из крестьян и мещан. Хотя назвать её гостиницей трудно, правильное название таких помещений, на  то время, было «странноприемные дома».

Из исторических документов нам известно, что летом 1903 года количество паломников, идущих в Саров, и заходящих для ночлега в Серафимо-Понетаевский монастырь, составляло ежедневно около 50 человек, а в отдельные дни до 200 человек.

Данная гостиница, для их ночлега, представляет собой «двухэтажный корпус, длиной в 48 аршин, шириной 7 аршин и высотой 4 ¼ аршина каждый этаж (на современный язык – 34 м х 5 м и высотой 3 м.). Оба этажа разделяются на две большие половины, в одной положены мужчины, в другой женщины. В нижнем этаже по 15 окон. Для сна устроены деревянные сплошные нары в два этажа. При здании кухня в 7 аршин (5 метров) в квадрате, где для богомольцев приготовляется простая постная пища (щи и суп, гречневая каша, чёрный хлеб, кипяток для чая). Больные могут иметь в монастыре бесплатную медицинскую помощь в амбулатории. Осмотром больных и приготовлением лекарств занимаются приспособившиеся к этому монахини, не имеющие специального образования. Монастырская амбулатория навещается два раза в месяц уездным врачом из г. Арзамаса».    Если во время большого количества паломников нар не хватало, то спали прямо на полу. Туалет представлял собой примитивное отхожее место.

Кроме кипятка богомольцам в гостинице давали квас, который разбавлялся в Понетаевском монастыре кипяченной водой во избежании заболеваний (в Дивееве – сырой, что вызывало нарекания со стороны санитарных служб).

Странноприемный двухэтажный дом состоял внизу из кирпича, а верх был деревянный.

На открытке с изображением пруда мы не видим гостиницы. Зато мы можем посмотреть её фрагменты на других открытках М.П. Дмитриева (Рис. 27-28).

Рис. 27 – «Странники в Понетаевском монастыре на пути в Саров.»

Рис. 28 – «Мордва, Симбирской губернии, по дороге в Саров.»

    На открытках мы видим богомольцев, у края гостиницы. С левой стороны от них должен быть пруд.

Именно это мы и видим на открытке (Рис.1) и фотографии. Тут же, между гостиницей и прудом были поставлены столы и скамейки, где паломники могли вкусить хлеба, наслаждаясь красивым видом монастыря.

   

Рис. 29 — Паломники у стен гостиницы около пруда.

Фото Н. Ольшанского, 1903 г., журнал «Родина»

В открытом доступе, нашел ещё одну фотографию гостиницы (Рис. 30).

Рис. 30 —  Фото гостиницы из открытых источников

Эта фотография видимо начала 2000 годов. На ней отсутствует забор, который сейчас отделяет здание от пруда. Да, и видимо в ней кто-то ещё жил – окна не разбитые и аккуратные. Кстати, если приглядеться, то мы можем увидеть за этой гостиницей другую гостиницу. Она стояла параллельно ей, являлась частью стены и полностью была из красного кирпича. Кроме того, при гостиницах была баня, где паломники могли помыться.

А вот через дорогу от неё была гостиница для дворян или как её называли в то время – «купеческая», предназначенная «для привилегированных господ» (Рис. 31).

В 1903 году, тех, кто прибыл на извозчиках со станции Шатки, «по приезду в монастырь, посетителей встречает почтенная гостиная матушка Еванфия», которая «отводит в один из свободных номеров».

Сия «… гостиница с чудной террасой, выходящей окнами на пруд. На стоящих на террасе столиках посетители Серафимо-Понетаевского пьют чай, обедают, любуясь чудным видом, открывающимся на пруд и монастырские постройки».

При ней была столовая. В преддверии Саровских торжеств в 1903 году, паломников бесплатно кормили монастырским ужином: — «тюря из квасу, с огурцами и сныткой (трава, которой питался Серафим), щи, конечно, постные, и отличная пшенная каша».

Рис. 31 — Бывшая гостиница для дворян. Сейчас 9-й корпус ПНИ

    Писатель В.К. Короленко,  в 1903 году совершая паломничество во время Саровских торжеств, побывал в Понетаевке и так описывает своё пребывание там: «Прибыли в Понетаевку. Предстояло или поселиться в «черной», переполненной совершенно, или искать чего-нибудь получше. Мы зашли в «купеческую», но тут оказалось тоже полно. Наконец… я нашел помещение о котором мы и не мечтали. Монахини, оказывается, отвели целый корпус со своими кельями для публики почище.   … Мать Феофания, заведующая этим корпусом, … нерешительно сказала, что есть номерок с тремя кроватями. … И мы внедрились в чистенький, светлый номер, келейку какой-нибудь «сестрицы».

Вот такую историю может рассказать невзрачная на первый взгляд, старая открытка об историческом месте монастырского пруда и его роли в старой жизни Серафимо-Понетаевского Скорбященского монастыря. И нет сомнения в том, что наступит время, когда монастырский пруд снова будет радовать всех верующих своей  чистотой воды и красивым видом.

Список использованных источников

— О.В. Букова. «Женские обители преподобного Серафима Саровского»,  изд. «Книги», 2003 г.

— М.С. Шумилкин, С.М. Шумилкин, Т.В. Шумилкина «Нижегородское монастырское зодчество», г. Н. Новгород, 2018 г.

— «Нижегородская земская газета», № 20, 1905 г.

— «Нижегородская земская газета»,  № 31, 1908 г.

— «Нижегородский церковно-общественный вестник», № 23, 1909 г.

— Журнал «Родина», 1903 г.

—  В.К. Короленко.  «Письма о путешествии в Саров в 1903 году».

 

© К.Е. Зайцев, 2021 г.

Просмотров: 1 062

К этой записи 9 комментариев

Добавить комментарий для Ал. А. Демидов Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>