Когда весной 2015  года планировался традиционный тренировочный поход по Присаровью, возникла идея пройти маршрут от Серафимо –Понетаевского монастыря до поселка Сатис, недалеко от которого находится один из валунов. Мы хотели запечатлеть виды монастыря в лучах заходящего или восходящего солнца весной, когда еще не распустились листья на деревьях. И по возможности «повторить» снимки, сделанные в начале прошлого века известным фотолетописцем Нижегородского края Максимом Дмитриевым. А потом отправиться в направлении п.Сатис на поиски валуна.

Так сложилось, что планы поменялись и поход прошел далеко от Понетаевки.  В район п.Сатис на поиски валуна мы сходили одной из июньских суббот. А поездка в Понетаевку все откладывалась. Пока, наконец, в конце ноября мы не сказали решительно друг другу: «Пора!».

Мы решили, что поздняя осень удобное время в том плане, что листья уже опали и деревья не закрывают интересующих нас видов. День выдался пасмурный. Может быть, это и хорошо – не приходилось делать фотографии против солнца.

И так, задачей нашего посещения Серафимо-Понетаевского монастыря было по возможности «повторить» снимки Дмитриева. Точки съемки были приблизительно определены зарнее. Точь-в-точь у нас, вряд ли получилось, хотя бы потому что часть фото сделана Дмитриевым с возвышения.

Монастырь начинает свою летопись с 1864 года, когда  была утверждена женская община во имя  иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» , во главе с Гликерией Занятовой.   А через 5 лет, в 1869 году, община была возведена в степень третьеклассного женского монастыря, с учреждением при нем училища для девиц духовного звания. http://collection-nn.ru/2016/03/03/ponetaevskij-monastyr/http://ponetaevskiypni.ru/

Сегодня доминирующим сооружением в монастыре (его визитной карточкой) является колокольня, с примыкающим к ней трехэтажным корпусом. Ее строительство было завершено к 1911 году (где-то пишут, что после 1907 года), на фотографиях Дмитриева колокольного корпуса нет. Но это первое здание, которое вы увидите, войдя на территорию монастыря через восточные ворота. Перед колокольней находится монастырский пруд.

img_0100

На берегу пруда была наша первая точка съемки.

ponetaevka-5

Фото 1а. Вид на больничную церковь и пруд (фото М.Дмитриева)

ponetaevka-5_1

Фото 1б -Вид на больничную церковь и пруд (2015 г.)

В 1882 году был заложен игуменский (больничный) корпус – большое трехэтажное здание. В восточной части корпуса был устроен храм, составляющий с ним неразрывную связь. Назначение его – чтобы престарелые и больные, лишенные возможности двигаться, могли слышать богослужение из комнат, расположенных в соседстве с храмом. Храм был сделан в два яруса: нижний храм – на уровне 1 этажа и верхний – на уровне 2-го и 3-го этажей. Нижний храм (в честь Серафима Саровского), был предназначен для погребения в нем благотворителей обители, верхний ( в честь Сергия Радонежского) – для вседневных богослужений.

ponetaevka-4

Фото 2а — Больничная церковь и монастырские кельи (фото М.Дмитриева)

ponetaevka-4_2

Фото 2б — Здание больничной церкви и монастырских келий (2015 г.)

Еще один вид этого корпуса с водонапорной ветряной  башней (начало XX века)  на переднем плане.

ponetaevka-dmitriev-818-gankin

Фото 3а — Вид Серафимо-Понетаевского монастыря (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)

ponetaevka-11_

Фото 3б — Вид Серафимо-Понетаевского монастыря (2015)

ponetaevka-dmitriev-gankin

Фото 4а — Церковь преподобного Сергия Серафимо-Понетаевского монастыря (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)

sergiya_2

Фото 4б — Церковь преподобного Сергия Серафимо-Понетаевского монастыря (2015 г.)

Следующие две фотографии на все тот же корпус делалась, по-видимому, чуть сверху из здания  напротив. Мы же такой возможности не имели.

ponetaevka-dmitriev-821-gankin

Фото 5а — Серафимо-Понетаевский монастырь (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)

ponetaevka-14_1

Фото 5б — Серафимо-Понетаевский монастырь (2015 г.)

ponetaevka-13

Фото 6а- Серафимо-Понетаевский монастырь (фото М.Дмитриева)

ponetaevka-13_1

Фото 6б- Серафимо-Понетаевский монастырь

С первых же дней возникновения женской общины сёстры занимались живописными работами.

В 1860-е годы в монастыре сформировались два основных художественных направления — школа мозаическая и живописная. В середине 1870-х годов в монастыре были начаты работы по постройке каменного корпуса для художественной мастерской.

«Я прохожу мимо колоколенки, и внезапно взорам моим открывается прекрасное каменное здание, с палисадником, зеленью кругом, с орнаментами на фасаде.

   — Скажите, что это за корпус? — обращаюсь я к проходящей, совсем еще молодой черничке.

   — А это у нас живописный корпус. Тут с Афона монашенки обучают у нас, — и в ее голосе опять звучит нота гордости.» В.Г.Короленко, Записные книжки.

Корпус и сегодня выглядит довольно симпатично.

ponetaevka-dmitriev-371-gankin

Фото 7а — Школа живописи (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)

ponetaevka-6_2

Фото 7б — Живописный корпус (2015 г.)

ponetaevka-dmitriev-1912g-gankin

Фото 8а — Живописный корпус Серафимо-Понетаевского монастыря (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)

zhivopisnyj-korpus_2

Фото 8б — Живописный корпус (2015)

Вот так выглядит здание вблизи.

img_0114

Фото 9- Живописный корпус (2015 г.)

 В 1867-1873 годах построен каменный корпус — трапезная и большое помещение для сестер, в нем домовая церковь в честь Пресвятой Богородицы Живоносного Источника.

otkrytka-372

Фото 10а — Живоносная церковь (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)

ponetaevka-dmitriev-358-gankin

Фото 10б — Живоносная церковь с садом (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)

img_2130

Фото 10в — Здание, в котором размещалась живоносная церковь (2015)

Для того чтобы сделать следующий  снимок на пришлось перебираться через овраг. Это вид на здание школы живописи с обратной стороны.

ponetaevka-8

Фото 11а — Серафимо-Понетаевский монастырь (фото М.Дмитриева)

ponetaevka-8_

Фото 11б — Серафимо-Понетаевский монастырь (2015 г.)

Первая церковь, тогда еще будущей обители, в честь иконы Божьей матери Всех Скорбящим Радость была освящена 20 июня 1863 года. Иконы в церкви были написаны самими сестрами. При советской власти здание было приспособлено под гараж. Несколько лет назад началась реконструкция храма. 25 сентября 2014 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил чин Великого освящения храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

img_0178

Фото 12- Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (2015 г.)

img_0176

Фото 13 — Часовня над колодцем начало XX века (2015 г.)

ponetaevka-dmitriev-816-gankin

Фото 14  —  На пути из Серафимо-Понетаевского монастыря (фото М.Дмитриева из коллекции В.Ганькина)

dscn3141

Фото 15 — На пути в Серафимо-Понетаевский монастырь (июнь, 2015 г.)

img_0223

Фото 16 — Колокольня  церкви Владимира Равноапостольного в селе Понетаевка (за территорией монастыря)

 Участники фотосессии:

img_0184

К этой записи 53 комментариев

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марин! Я думал, только я по ночам работаю… 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    О-очень доволен! Марина — ТЫ — ЛУЧШАЯ! МОЛОДЕЦ!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Марина! Сегодня у нас есть сканы открыток Дмитриева из собрания Валеры Ганькина! Это лучше, чем иллюстрации из книги О. А. Рябова!
    Сегодня тебе скину…

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Вот, например!

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Что-то не вставляется! Но мы тоже снимали…

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Ещё попытка!

    2. М.А. Власова:

      сделала замену фотографий

      1. Валерий Валерий:

        Да, стало лучше!

  • К.Зайцев:

    Очень ИНТЕРЕСНО !
    Может быть мне это и использовать ? Кто автор Фото ?

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Костя! Всё КОНКРЕТНО! Называйте, какие фото Вам нужны, и мы назовём АВТОРА! 🙂

      1. К.Зайцев:

        Вот прикинул макеты На Ваше усмотрение. Нужны авторы Фото 2015

        1. К.Зайцев:

          № 2

          1. К.Зайцев:

            № 3

  • Валерий Валерий:

    Хороший материал, всё кратко и по делу!
    Единственное небольшое замечание — некоторые фото темноваты, надо бы было их чуть осветлить при обработке.

    1. К.Зайцев:

      № 4

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        №4 — точно фото моё — Демидова Ал. А.!

        № 1, 2, 3, кто — то из троих: Власова М. А., Стасевич А. или Демидов Ал. А. — Марина Власова может уточнить!

        1. К.Зайцев:

          1) Уточните…
          2) Нет ли фото «Участники фотосессии», без участников ??? Хороший фон, который есть на открытке…
          3) Я не понял по самому макету — устроит так ? В принципе, на односторонней карточке больше никак не разместить…

          1. М.А. Власова:

            1)Первые три фото — Стасевич А.
            2) Думаю, есть. Чуть позже посмотрю. Но на этом фото нет водонапорной башни и на переднем плане забор. И смысл был повторить максимально фото Дмитриева.
            3)По формату фото наиболее удачен конверт №2, плюс фотографии совпадают. НО, чтобы говорить, что не устроит нужно что-то предложить самому. У меня пока вариантов иных нет. Наверное, я бы предложила фото с другой цветовой гаммой, потому что после контрастирования эти фото ушли в фиолетовый оттенок. Может быть, лучше не сюда выкладывать, а на почту выслать?
            Если года фото приводить, тогда уж 111 лет спустя?

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Да, Марин! Здорово! МОЛОДЕЦ! О-очень доволен!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      О-очень нравится, Марина, твоя фраза!

      «Пока, наконец, в конце ноября мы не сказали решительно друг другу: «Пора!»». 🙂

      Это касается и написания тобой, Марина, светоносной статьи для сайта СК почти год спустя!… 🙂

      РАБОТАЕМ ДАЛЬШЕ!

  • М.А. Власова:

    летнее фото Живописного корпуса

    1. К.Зайцев:

      Марина, Спасибо, но это фото не подходит. Я хотел сделать совместить с открыткой Изданной в Арзамасе. ее изображение помещено в разделе Филателия. Фото группы ТОЧНО совпадает с этой открыткой, но…
      Я понимаю, что № 2 наиболее удачен. Это из-за того, что она вертикальная и с ней проще работать. Когда ДВА горизонтальных изображения, то тут сложнее.
      Что касается фиолетового оттенка. Я, конечно, попробую исправить. Но здесь Валера Г. уже сделал замечание, что фото слишком темные — т.е. первичные фотографии сделаны или ближе к вечеру или в пасмурную погоду. Поэтому нет контрастности. Все серо. Я из осветлил сколько мог, но нужно было убрать серое (темное) небо, поэтому так и получилось. Будем считать, что этот цвет говорит о цвете кирпича из которого они сделаны..
      К годам придираться не будем. Ведь эта статья тоже называется «100 лет спустя» 🙂

      1. М.А. Власова:

        Нет, это фото я так поместила, для красоты. Как выглядит Понетаевка солнечным днем летом. Я про то, что на других фотоаппаратах получились другие оттенки цвета. Я предлагаю их тоже посмотреть. МОжет быть, они лучше будут сочетаться.
        Открытку посмотрела — сейчас подберу.

  • М.А. Власова:

    Например

    1. К.Зайцев:

      Вот это фото подошло. Посмотрите. Кто автор ?

      1. М.А. Власова:

        Власова М.А.

        1. К.Зайцев:

          Принято. Спасибо.

  • М.А. Власова:

    и

  • М.А. Власова:

    еще одно

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Нашёл свои фото «Понетаевка — 2015»! Сброшу, если надо, ЛЮБЫЕ ВИДЫ! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Костя! ЧТО ВАМ НАДО!?

    1. М.А. Власова:

      зачем ему ЛЮБЫЕ ВИДЫ, если нужна связь фотографий. Мы уже разобрались… Фото выбраны. Все различие в цветовых оттенках: твои и мои фото близнецы-братья, у Стасевича — другие.

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Марин! Как могут быть у Стасевича «другие» виды, если мы БЫЛИ ВМЕСТЕ?
        Завтра тебе скину СВОИ ФОТО «Понетаевка-2015», и ты увидишь, что не так всё однозначно! 🙂

    2. К.Зайцев:

      Есть ли ещё замечания по Почтовым карточкам ? Мне можно отдавать их в работу ?

      1. М.А. Власова:

        У меня возражений нет. Что Алексей Александрович?

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          «Алекей Александрович» просит очень аккуратно отнестись к авторству фото 2015 года!

          № 1, 2, 3 — Александр Стасевич;
          № 4 — Алексей Демидов;
          № 5 — Марина Власова.

          А то на открытке №5 уже указан А. А. Демидов, что НЕ ВЕРНО!

          1. К.Зайцев:

            Открытка № 5 — был Макет и, на тот момент, я не знал автора. Так что тут все нормально. Тогда я отдаю заказ в типографию. Сколько надо делать ? И как будем гасить ?

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Костя! Мне пять на пять! По две из пяти гасить ЗДЕСЬ!

    1. К.Зайцев:

      Это надо специально ехать… 🙁

    2. М.А. Власова:

      Ну и нам с Сашей Стасевичем по одной каждого вида.

      1. К.Зайцев:

        Вам, как авторам Фото, и так полагается… Принято.

        1. Валерий Валерий:

          Мне как обычно — по паре каждого вида

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Чудо- почта, где сохраняются ВСЕ ВЫВЕСКИ!

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      А заржавела, наверное, ЦАРСКАЯ ВЫВЕСКА! 🙂

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    А вот СОВЕТСКАЯ!!!

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Зачем — ехать?
    Берётся большой конверт с открытками и посылается ЗАКАЗНЫМ письмом на имя начальника почтового отделения в Понетаевку с подробными инструкциями как погасить открытки!

    У нас в Саров регулярно приходят ТАКИЕ ПИСЬМА со ВСЕЙ РОССИИ для гашения СПЕЦШТЕМПЕЛЯМИ… 🙂

    1. К.Зайцев:

      Докладываю. Почтовые карточки ГОТОВЫ. Находятся у меня.

      1. К.Зайцев:

        Могу предложить, до кучи, Новогодние Почтовые карточки с Дивеевскими церквями и соборами..

        1. Валерий Валерий:

          Мне по 2 шт. чистых

        2. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Мне, как всегда! Две чистых и одну, прошедшую почту! 🙂

  • Молодцы! Сделали большую и нужную работу. Надо и в Сарове сделать подобное.

    1. Валерий Валерий:

      Что-то подобное по Сарову давно уже сделал в своём альбоме один твой давний знакомый некто Агапов. Надо читать своих идейных руководителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>