Изображения, связанные с Саровским и Дивеевским монастырями, на дореволюционном фарфоре встречаются довольно редко, что понятно – прошло более века, а фарфор не самый прочный материал. В собрании автора предметов такой фарфоровой посуды немного – две чайные чашки и два блюдца – см. рис.1-10. Предположительно они изготовлены в самом начале 20 века. Три из них имеют на дне клейма с двуглавым орлом голубого или зелёного цвета (а вторая чашка – ещё и вдавленное клеймо) знаменитого Кузнецовского фарфорового завода. Вот что о нём сообщает Википедия.
«Кузнецовский фарфоровый завод был детищем семьи Кузнецовых — выходцев из крестьян-старообрядцев. Предприятие начинало свою деятельность в 1832 году в городке Дулёве и уже через несколько десятков лет этот завод становится ведущим фарфоровым производителем в России. 29 сентября 1887 года было зарегистрировано «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». В него со временем вошло 7 российских заводов по производству фаянсовой и фарфоровой посуды: в Риге, Дулёве, Новгороде и другие. К 1898 году «Товарищество» стало крупнейшим в Европе, а в начале XX века на фабриках «Товарищества» производилось около 2/3 российского фарфора. На всероссийских промышленных выставках в Москве (1872) и Нижнем Новгороде (1896) за высокое качество изделий фирма была удостоена права изображения государственного герба, на международных выставках в Париже (1889, 1890) награждена золотыми медалями, на международных выставках в Реймсе (1903) и Льеже (1905) — Гран-при. В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества».
На первой чашке с немного выпуклыми снизу стенками диаметром 68мм и высотой 67мм изображён в цвете вид Саровского монастыря с северной стороны – см. рис.1-3. Над ним по дуге надпись «НА ПАМЯТЬ ИЗЪ САРОВА» зелёного цвета. На дне рукописные цифры «321.» тоже зелёного цвета.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
На второй цилиндрической чашке диаметром 80мм и высотой 87мм изображён в чёрно-белых тонах вид Дивеевского монастыря с юго-восточной стороны – см. рис.4-6. Под ним надпись «САРОВСКИЙ ДИВЕЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ». На дне выбито рельефное клеймо с двуглавым орлом, а поверх него клеймо голубого цвета «ТОВАРИЩЕСТВА М.С.КУЗНЕЦОВА ТФ» (Тверская фабрика).
Рис.4
Рис.5
Рис.6
По-видимому, пару к этой кружке составляет блюдце диаметром 135мм из коллекции музея-заповедника «Царское Село» (см. приложение 2). Оно подходит и по цветовой гамме, и по размеру, и по стилю изображения.
На первой тарелке из собрания автора диаметром 180мм в широкой голубой окантовке изображён венок из сиреневых и жёлтых роз – см. рис.7-8. В центре надпись в две строки «На память изъ Дивеева.» золотистого цвета. На обратной стороне тарелки в центре клеймо голубого цвета с надписью «Тво М.С.КУЗНЕЦОВА въ Москве» под двуглавым орлом.
Рис.7
Рис.8
На второй тарелке диаметром 98мм со слегка волнистыми краями в голубовато-зеленоватой окантовке изображены четыре розовые розы – см. рис.9-10. В центре надпись в две строки «На память изъ Дивеева.» тёмно-золотистого цвета. На обратной стороне в центре тарелки клеймо зелёного цвета с надписью «Тво М.С.КУЗНЕЦОВА въ Москве» под двуглавым орлом.
Рис.9
Рис.10
Встречаются тарелки и с видами Саровского и Дивеевского монастырей.
©В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь», 2021,2024.
valery.sarov@mail.ru
Приложение 1. Образцы современного фарфора на темы Сарова и Дивеева.
Приложение 2. Образцы дореволюционного фарфора из музейных коллекций РФ.
Для представления о том, какой ещё фарфор на тему Саров/Дивеево выпускался ранее, приведём изображения с сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.
1) Тарелочка из собрания Саровского МБУК «Городской музей» с цветным изображением монастыря с северной стороны с надписью под ним «ВИДЪ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ.». Аналогичные тарелочки имеются и в двух других музеях РФ.
2) Тарелочка с однотонным изображением Серафимо-Дивеевского монастыря из коллекции ФГБУК “ГХАДПМЗ «Царское село»”.
3) Стакан с однотонным изображением Серафимо-Дивеевского монастыря из собрания ГАУК ЯО «Ярославский художественный музей».
На дне стакана клеймо голубого цвета с надписью «Т ва М.С.КУЗНЕЦОВА» под двуглавым орлом.
4) Молочник из коллекции ГБУК «Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей им. И.Д.Воронина» с цветным изображением монастыря с северной стороны с надписью под ним «ВИДЪ САРОВСКОЙ ПУСТЫНИ.» (изображение идентично изображению на первой тарелочке этого приложения).
На дне молочника клеймо голубого цвета с надписью «Т ва М.С.КУЗНЕЦОВА» под двуглавым орлом.
Тема ОЧЕНЬ интересная и мало исследованная. Без сомнения её нужно продолжать и пополнять новыми «находками» из других источников. Автор правильно пишет, что данного материала сохранилось мало и собирать его приходиться по крупицам.
В моём Архиве имеются несколько фотографий данных вещей. которыми я дополню данную статью.
1) Тарелка с изображением Саровской пустыни. Фотографии оборотной стороны не было, поэтому о производителе ничего сказать не могу.
2) Дивеевский монастырь Тарелка и чашка из одного набора Т-ва Кузнецова.
Оборотная сторона клейма —
3) Дивеевский монастырь — Тарелка
Оборотная сторона — Т-во Кузнецова
Интересно. Я таких тарелок «вживую» и не видел.
Кстати, Костя, а ты не в курсе, что такое цифра 321 на дне первой чашки? Запускал в инете поиск по фото — ничего похожего не нашлось. Думаю, что это что-то вроде личного клейма. Или типа клейма тогдашнего «ОТК».
«321» — Думаю, что это клеймо или ОТК или мастера изготовителя.
нашел ещё одну тарелку Кузнецова — она такая же. что на Рис. 7 — только зеленого цвета…
Оборотная сторона —
Клеймо —
Добавил Приложение 2, где приведены две тарелочки, стакан и молочник из фондов музеев России.