Часто при поиске материалов по истории Присаровья в дореволюционной литературе попадались интересные (по мнению автора) с точки зрения современного человека образцы рекламы, отражающие быт и вкусы тогдашних обывателей. И постепенно сложилось желание ознакомить с ними читателей сайта «Саровский краевед». Ни разу не специалист в области рекламы и не претендую на системный метод в её историческом описании в этом материале. Поэтому применю несколько менее научный подход.
По наблюдениям автора, реклама в печатных российских изданиях начала появляться в конце 19 века, но широко распространилась только с начала 20 века. Сначала – в периодических изданиях и справочниках, а потом и в остальных книгах. Причём в религиозных изданиях присутствовала реклама товаров и услуг преимущественно на соответствующую тематику – в основном, религиозной атрибутики, литературы и т.п. ‒ см. рис.1.
Теперь о «хлебе насущном» – о рекламе продуктов питания ‒ см. рис.2-6. «Боржомъ продается везде» – я бы добавил «и во все времена».
«Электро-колбасное заведение» – что бы это значило? Сейчас-то в моде всё натуральное.
А вот и тогдашний супермаркет – разнообразный ассортимент. У нас в Сарове его бы назвали «лифчики-огурчики»!
Чудо-дрожжи – «наивысшей подъемной силы»!
«Нарзанъ» раньше можно было не только пить, но и курить, причём с «Иосифом Джигитом». Были и специальные «излюбленные публикой папиросы Студенческие» (дешёвые или, может, просто “забористые”?).
Продолжим интересными образцами рекламы промтоваров ‒ см. рис.7-17. «Т-во Брокаръ и Ко» в СССР стало носить название «Красная заря». А его хит продаж – духи «Букет Императрицы» – получили новое имя «Красная Москва».
Фирма «Треугольник» в советское время стала, как не трудно догадаться, «Красным треугольником».
Товарищество Нижегородской льнопрядильной мануфактуры в новое время стало фабрикой «Красный Октябрь».
В советское время многие мечтали об обуви немецкой фирмы «Саламандер», а вот до революции аналогичное название носила отечественная фирма с «несколько» другим ассортиментом – вплоть до «бронебойных и фугасных снарядов всех величин».
Ну и куда же без знатного капиталиста и, по совместительству, основателя знаменитой премии Альфреда Нобеля? Заметим, что основной свой капитал он заработал именно в Российской Империи. Так что эта премия, выплачиваемая с процентов от его размещения в зарубежных банках, можно сказать, выплачивается за наш счёт. Кстати, на нефтепромыслах Нобеля в Баку работало много крестьян из присаровского села Елизарьево – одним из управляющих там был наш земляк.
А вот и гаджет тех времён – суперзеркало с музыкой и стереоскопическими «интересными и забавными видами».
Искус быстро разбогатеть вечен, и уже наготове «популярное руководство для желающих испытать счастье на Бирже».
Не забывали и про охотников и рыболовов – причём, видимо считалось (судя по рекламе), что эти занятия можно было совместить с занятиями спортом. На зимнюю рыбалку можно добраться на лыжах и коньках. А если промахнулся на медведя – тут и пригодится велосипед.
Ну а после таких приключений неплохо бы помыться и простирнуться, а затем приготовить что-то съедобное из трофеев, если повезло, конечно.
А потом пора и за работу – всё для земледелия уже наготове.
Поработали? Напряглись? Самое время подлечиться ‒ см. рис.18-24. Средства от геморроя тут как тут.
После этого тоже не мешает помыться.
И следует «НОВОЗОНЪ принимать внутрь при всех болезнях».
Ну кроме облысения, конечно, тут наготове другое чудо-средство.
«Делу – время, потехе – час». Как станешь волосатым и красивым, потянет на разные «подвиги». Тем более, дамы уже тоже подготовились.
И не волнуйтесь за последствия. В крайнем случае – «новейшее средство “SALO ПИЧИЛИНЪ” действует быстро и радикально».
О вас подумал и доктор Блюменталь (опечатка – Борменталь? втайне от профессора Преображенского?).
Ну и, наконец, реклама услуг ‒ см. рис.25-28. Судя по названию акционерного общества, уже тогда предвидели современные тренды.
Такая реклама не эффективна? «Плакаты Гиршовича достигают цель»!
После такой чертовщины вполне уместна следующая реклама.
В крайнем случае (не дай бог), и такая — «новые колесницы» как-никак!
А как с печатной рекламой было после революции? Об этом в следующий раз.
©2022 В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь»
valery.sarov@mail.ru
При написании материала использованы печатные источники с сайта НЭБ – Национальной электронной библиотеки.