Эта статья логически продолжает статью автора «Образцы рекламы в прессе Российской Империи», опубликованную на сайте «Саровский краевед» в апреле 2022 года.
В 1921 году в РСФСР было принято решение о смене политики Военного коммунизма на Новую Экономическую Политику (НЭП), в рамках которой разрешалось (правда, с ограничениями) мелкое и среднее предпринимательство и, следовательно, разрешались формы собственности, отменённые в 1917 году (артели, небольшие фабрики и заводы). Ну а где существует предпринимательство, там обычно появляется реклама товаров и услуг. Так случилось и при новом режиме. Правда, реклама в прессе видимо была ограничена. Она появлялась не везде, а преимущественно в специализированных изданиях и различных справочниках и путеводителях. И касалась в основном товаров, а не услуг (за исключением туристических и банных). Религиозная тематика, разумеется, отсутствовала.
Начнём с тех, кто обеспечивал распространение рекламы – например, «Комбинат издательства и печати» ‒ см. рис.1.
В том числе рекламы социализма в советской прессе, например, в журнале «Под знаменем Ленинизма», лучшим распространителям которого полагались солидные премии – плуг, веялка, радиоприёмник и даже динамо-машина ‒ см. рис.2.
Ну и связи, конечно, – вспомним бессмертное Ленинское наставление о том, что захват власти должен начинаться с почты, телеграфа и телефона ‒ см. рис.3.
Присутствовала реклама бирж и банков – они тоже существовали в то время. Хотя, банки, скорее всего, всё-таки были полугосударственные ‒ см. рис.4,5.
Были тогда и Биржи труда, организованные «в целях оказания трудовой помощи безработным…» ‒ см. рис.6.
Продолжим рекламой крупной промышленности. В объединение «ГОМЗЫ» входили и заводы нашей губернии – Сормовский и Ташинский (Первомайский) ‒ см. рис.7.
«Автономная индустриальная колония “КУЗБАСС”» (видимо, аналог современных зон свободной торговли) вышла аж на международный уровень (Берлин, Нью-Йорк) ‒ см. рис.8.
Может туда отправляли и продукцию «Башнаркомзема» с экзотическими названиями — «черемуховый обруч, корья луба, тесаная осиновая клепка» и т.п. ‒ см. рис.9.
А исходный материал (дерево) могла поставлять Нижегородская группа треста лесозаводов «Волга-Ока-лес» ‒ см. рис.10.
К деревянной продукции примыкает «Москательная, стекольно-обойная торговля М.П.Нахрапова» ‒ см. рис.11.
Рис.11
После работы не мешает приодеться. Так что теперь – про лёгкую промышленность. Думаете, что хлопчатобумажные фабрики «Красный Перекоп» и «Красный Перевал» находились в Крыму, как можно было бы предположить по их названиям? А вот и нет, в … Ярославле! И таки где же там перекоп и перевал, может, мы что-то не знаем за них? ‒ см. рис.12.
Для этих фабрик надо было сырьё, в т.ч. от заготконтор … — нет, не «рога и копыта», а, например, «Тряпье-лоскут» ‒ см. рис.13.
А в результате получалась не только продукция предприятия с незамысловатым названием «Одежда» ‒ см. рис.14.
Но и товары знаменитого объединения «Москвошвей», причём тут уже с выбором “экзотики” для модниц – «пуговиц кокосовых, пальмовых и других». Правда уже и «цены вне конкуренции» ‒ см. рис.15.
А для крестьян, пожалуй, во все времена не было ничего более актуального, чем продукция фабрики «Татваленка» ‒ см. рис.16.
После тяжёлого крестьянского труда не мешает помыться и тут как тут продукция (мыло, парфюмерия, косметика) широко известного в предвоенные годы треста с вроде бы французским прононсом «ТЭЖЭ». Но нет, оказывается это аббревиатура вполне себе русского названия – «Трест Жиркость» ‒ см. рис.17.
И всё это можно использовать в банях 1 и 2 класса «Губкоммунотдела» и «Коммунальных купальнях на реке Волге с 1 мая по 6 октября 1925 года» ‒ см. рис.18.
Чистеньким и отдохнувшим можно «прошвырнуться» по магазинам. Сначала о «святом» – о ГУМе, имеющим тогда и «Иногородние отделения» и «Заграничные представительства» ‒ см. рис.19.
Старались не отстать в рекламе и более мелкие предприятия торговли, например «Всеукраинское паевое товарищ. розничной торговли “ЛАРЕК”» ‒ см. рис.20. Вот, оказывается, откуда в эпоху нового НЭПа в 1990-е взялось название для мелких торговых точек!
Теперь о «хлебе насущном» – о рекламе продуктов питания. Здесь разнообразие товаров пошире. Но начнём с не очень аппетитного названия – «Главная кишечная контора “КИШПРОМТОРГ”» из нашей «культурной столицы» – Ленинграда ‒ см. рис.21.
А вот наше Нижегородское предприятие носило пусть и незатейливое, но всё же несколько более аппетитное название – «Нижмясторг … вырабатывает ВСЕ (выделено мной – авт.) существующие сорта колбас» ‒ см. рис.22.
Рис.22
А какая Волга без рыбы?! Есть она и в Нижнем – «торговля всевозможными икрами, балыками, консервами, свежей парной красной рыбой, живыми стерлядями…». Прямо «довоенным» Елисеевским гастрономом пахнуло ‒ см. рис.23.
Ну а для «истинных ценителей» такого аппетитного колбасно-рыбного закусона наготове отдельное предложение и, оказывается, его «качество выше довоенного» (эх, знать бы его!) ‒ см. рис.24
И далее – прям глаза разбегаются (и это ещё не попробовав) ‒ см. рис.25-28. Мы уже согласны и не надо нас уговаривать. Знать бы ещё, что такое “бекмес”?
Рис.25 Рис.26
Рис.27 Рис.28
Достаточно расслабились? Пора на перекур – во всю трудилась видимо для истинных коммунистов «Государственная махорочная фабрика имени тов. Ленина в гор. Ярославле, восстановленная и переоборудованная силами рабочих». Правда почему-то она «вырабатывает … махорку качества довоенного времени», а не революционного ‒ см. рис.29.
Для остальных – «табак-махорка из отборного украинского сырья» (актуальненько!) ‒ см. рис.30.
Ну а кому здоровье не позволяло все эти «излишества», ну или после их чрезмерного употребления, могли поправить здоровье Нарзаном и Ессентуками, которые «способствуют правильному пищеварению, уничтожают отрыжку, изжогу, тошноту» ‒ см. рис.31.
Причём, даже на месте их проистекания – «Управление Кавказских минеральных вод» приглашает в Пятигорск, Ессентуки и Железноводск с 1-го мая по 30 сентября, а в Кисловодск – круглый год ‒ см. рис.32.
И не только туда, к их услугам «Крым, черноморское побережье, Абхазия (Сухум, Гагры), Украина … Все виды курортного и специального лечения… Симфонические концерты, театры, спорт, экскурсии и другие развлечения» ‒ см. рис.33. Интересно, что это за загадочные «другие развлечения»? Прямо заинтриговали!
Ну а кому позволяли средства, могли и теплоходах попутешествовать. Например, на линии «Черное море – Владивосток, Черное море – Ленинград». И даже (при определённых возможностях) за рубежи нашей необъятной Родины прокатиться на линиях «Ленинград–Гамбург, Владивосток–Шанхай»‒ см. рис.34.
Но это почти «довоенное» буйство рекламы длилось недолго. В 1928 году НЭП была фактически отменена (формально – только в 1931 году), количество рекламы (и её разнообразие) резко сократилось. И её описание уже не представляет такого интереса.
©2022 В.Н.Ганькин, ИО «Саровская пустынь»
valery.sarov@mail.ru
При написании материала использованы печатные источники с сайта НЭБ – Национальной электронной библиотеки.