Через территорию монастырских владений когда-то проходили пути сообщения, имевшие значение не только для самого монастыря, но и для населения окрестных сёл и городов. Самой известной из таких дорог являлась большая Темниковская (она же Арзамасская, она же Посольская, она же Царская) дорога, ведшая из Арзамаса в Темников и дальше. Дорога эта проходила через монастырские владения, пересекала реку Сатис в двух километрах от монастыря (где нынешняя городская плотина) и служила основным путём, по которому путешественники прибывали в Саров. Другой дорогой, проходившей по монастырской территории, была дорога, которую в Сарове называли Пурдошанской, она соединяла два крупных села по разные стороны от монастырских владений — Кремёнки и Пурдошки. Об этой дороге мы и поведём сейчас разговор.
Известный, в том числе по публикациям на нашем сайте, саровский старожил и краевед Лев Сергеевич Русин рассказывал когда-то о некой старой дороге, известной ему в окрестностях города. А недавно он нам эту дорогу ещё и показал. Ему, в свою очередь, дорогу эту когда-то давно показывал Владимир Михайлович Ганькин, называвший её Посольской, также как и Темниковскую дорогу. Как считает Лев Сергеевич — и мы с ним в этом согласны — эта дорога является старым путём из Кремёнок в Пурдошки, а точнее, одним из вариантов этого пути.
Географические карты — сущность, обладающая большой инерцией. Бывает, что дорога, мост или населенный пункт давно не существует, — а на картах продолжает обозначаться. Примером может служить уже упоминавшаяся Темниковская / Арзамасская дорога, — нет, наверное, ни одной топографической карты, на которой бы её не было, хотя сама дорога на большем своём протяжении давно растворилась в вечности.
Глянем на топографическую километровку 1987 года издания.
Фрагмент карты 1987 года
Дорога, идущая из Кремёнок на юг (село на карту не вошло), при приближении к границе монастырских владений (совпадающей с границами административных единиц Российской империи, СССР и РФ) разветвляется на три направления. Дорога, которую мы пометили буквой А, направляется к Маслихинскому мосту через Сатис, некогда она была кратчайшим путём из Сарова в Кремёнки.
Дорога Б пересекает Сатис в районе Баклашихи, потом теряется на территории профилактория, обозначенного, видимо, в целях конспирации, как пионерлагерь. Южнее она опять попадает на карту, к её описанию мы ещё вернёмся.
Дорога В пересекает Сатис у кордона Новенького (по-другому, Новеньковского — в этом месте был монастырский стражнический дом, потом кордон заповедника) и дальше идёт через Протяжку. Последний вариант пути из Кремёнок в Пурдошки дольше всего продержался на современных картах. Он присутствует и на карте Мордовской АССР конца 1930-х годов,
Фрагмент карты Мордовской АССР конца 1930-х годов
и даже на карте Мордовии XXI века.
Фрагмент карты Республики Мордовии. 2002 г.
Все три пути опять сходятся в один в районе Филипповки (нынешний Третий Филипповский пруд). Понятно, что с того момента, как вокруг зоны натянули проволоку, ни одной из этих дорог пользоваться по первоначальному назначению стало невозможно.
Есть ещё один вариант километровой топографической карты, детали на которой немного отличаются. Год издания на этой карте обозначен как 1977, при этом Кремешковские огороды занимают на ней меньшую территорию (как будто более ранняя подоснова), в то время как пионерский лагерь «Чайка» вообще отсутствует (более поздняя?). На этой карте дорога Б подходит к реке в районе всё той же Баклашихи, но реку не пересекает, а идёт по правому берегу Сатиса и через некоторое время, без моста, оказывается на его левом берегу. Как мы увидим ниже, в этом месте действительно когда-то был мост.
Фрагмент карты 1977 года
А что нам могут сказать о Пурдошанской дороге карты монастырского времени?
На самой старой саровской карте — карте своекоштного межевания 1749 года (её можно посмотреть в каталоге В.Н. Ганькина) Пурдошанская дорога уже есть. Поскольку карта эта сугубо межевая, подробностей и ориентиров внутри отмежеванной Саровской дачи на ней почти нет, и дорога показана схематично, но чувствуется, что она считалась значительной. Дорога на карте подписана так: «Пурдовская дорога что ездят в село Пу[рдошки]». Сатис дорога пересекала приблизительно в районе Баклашихи, т.е. шла она по варианту Б.
На карте Менде Тамбовской губернии (1850-е гг.) можно найти только дорогу А, идущую через монастырь.
На карте Саровской дачи 1867 года (в экспозиции Городского музея) дорога Б, проходящая по монастырским владениям, так и подписана: «Пурдошанская дорога».
Таким образом, мы делаем вывод, что историческая Пурдошанская дорога, которая упоминается в монастырских документах, шла по маршруту Б. А дорога, которую нам показал Л.С. Русин — это она и есть.
Отдельно стоит сказать об упоминания Пурдошанской дороги в письменных архивных документах монастыря. Тут оказалось больше вопросов, чем ответов.
В документе 1860 года встретилась фраза «Через Протяжнинский исток шла Пурдошанская дорога»[1]. Эта запись сделана практически синхронно с надписью «Пурдошанская дорога» на карте 1867 года, при этом на упомянутой карте имеется в виду маршрут Б, а в документе, поскольку дорога идёт через Протяжку, — маршрут В. Вероятно оба маршрута существовали одновременно.
В другом документе, датированным 1870 годом, есть фраза «…до Пурдошанской дороги, где ныне Александрова пустынка»[2]. Местонахождение Александровой пустынки нам не известно, есть только упоминание, что она стояла на берегу Саровки[3]. Очевидно, тут имеется в виду маршрут Б, а это значит, что двойная привязка Александровой пустынки и к реке, и к дороге облегчит в будущем задачу тому, кто пожелает её – пустынку — найти.
Наконец, в документе, который можно датировать 1902 – 1903 годами[4], упомянут маршрут проезда из города Краснослободска Пензенской губернии в Саров через Пурдошки, Филькину пустынку, Протяжную и Дальнюю пустынку Серафима Саровского, всего 70 вёрст. Оставляем это без комментария, так как тут идёт речь о дороге, соединяющей Пурдошки не с Кремёнками, а с Саровом, хотя и маршрут А тоже может проходить через Саров.
Теперь вернёмся к современной карте и попробуем дальше проследить на ней старую Пурдошанскую дорогу. Места, где мы осматривали дорогу, и где она пересекает другие дороги и просеки, нанесены на карту и пронумерованы.
Отметки на Пурдошанской дороге
Лев Сергеевич начал показывать дорогу с того места, где был мост через Сатис (точка 1 на карте). В молодости он ещё застал этот мост существовавшим, это была деревянная однопролётная конструкция. Место бывшего моста — примерно в 100 — 200 метрах ниже второго висячего моста на Кремешках, в пределах прямой видимости. Сейчас никаких зримых остатков моста в реке нет.
Здесь был мост. Точка 1
Вблизи места, где стоял мост, в пойме реки сохранились остатки дорожной насыпи. Дальше дорога поднимается на надпойменную террасу, этим участком дороги сейчас пользуются любители приречных пикников.
Насыпь. Точка 1
Насыпь и на ней Лев Сергеевич для масштаба. Точка 1
Здесь дорога поднимается от реки вверх. Вид на север
Сразу после подъёма от реки дальнейший ход дороги не прослеживается, и её можно уловить уже после профилактория. Точка 2 — место пересечения Пурдошанской дороги с дорогой на пионерлагерь / родники.
Дорога уходит в даль. Точка 2, вид на юг
Точка 3 — место пересечения с просекой, ведущей к воротам заброшенного пионерлагеря. Лев Сергеевич рассказал, что Владимир Михайлович Ганькин очень переживал, что историческая дорога зарастает, и поэтому один — два раза в год он садился на свой Запорожец и по дороге катался. Мы решили продолжить дело Владимира Михайловича. Удалось проехать на машине от точки 3 к точке 4. Мне показалось, что дорога не совсем заброшена. Машины, конечно, по ней сейчас не ездят, но завалов нет, а по краям даже есть остатки отпиленных стволов. — Может быть, лыжники? или велосипедисты?
Точка 4. Вид на северо-запад
Точка 4. Вид на юго-восток
Между точками 4 и 5 дорога почти не читается. После точки 5 она опять становится заметной, но в этом месте проехать по ней нельзя — много завалов.
Точка 5. Вид на юго-восток
Дальше мы дорогу не прослеживали. Судя по карте, можно было бы определить ещё место выхода Пурдошанской дороги на нынешнюю дорогу на Протяжку.
Вот так наши предки путешествовали и ездили по своим делам. А ежели сегодня кому-нибудь потребуется проехать из Кремёнок в Пурдошки, то придётся объезжать кругом через Первомайск и Ельники. Зато по асфальту.
[1] ЦГАРМ ф. 1, оп. 1, д. 851, л. 128.
[2] Там же, д. 991, л. 177.
[3] Там же, л. 184об.
[4] Там же, ф. 124, оп. 1, д. 9, л. 10об.
Уточню — ты написал после первой приведённой карты (1987) «на территории профилактория, обозначенного, видимо, в целях конспирации, как пионерлагерь». Но на этой карте две надписи «пионерлагерь». Твои слова относятся к той надписи, что находится слева сверху. А вот надпись, расположенная справа ниже, это действительно пионерлагерь.
Конечно же.
Южный участок дороги, от Филипповки к Пурдошкам, существует в каком-то виде и сейчас. Он просматривается на снимках из космоса. Сам много лет назад проехал по крайней мере часть этой дороги на велосипеде. А вот северный участок проходит через сравнительно молодой лес, если судить по фотографиям. И его-то совершенно не видно на космических снимках. Похоже, именно в этих местах были очаги крупных лесных пожаров, которые были в 1920-21 годах примерно.