Текст и фотографии А.М. Подурца и В.Ф. Кузнецовой
История местной металлургии давно находилась в «сфере наших интересов». Отдельные исследовательские работы, основанные на полевых материалах, были посвящены заводам, построенным Баташёвыми в Илёве и Сноведи. И вот, побывав в разных «металлургических» местах нашего угла Нижегородской области, захотелось посмотреть – а что стало с другими бывшими баташёвскими заводами конца XVIII века? Можно ли найти их? Тем более что о сегодняшнем дне некоторых из них нам ни в литературе, ни в Сети ничего обнаружить не удалось. Так появилась идея этой экспедиции, организованной при содействии Центра внешкольной работы города Сарова силами его (тогда) двух преподавателей (В.Ф. Кузнецова и А.М. Подурец), четырёх учеников (Алла Дорожкина, Аня Миронова, Яна Косяк и Лёня Михайлов) и сочувствовавшего им всем Алексея Ковалёва. Поездка состоялась 22 — 25 августа 2009 года.
Схема маршрута
Наши средства передвижения
В разных литературных источниках число заводов, основанных Баташёвыми, варьируется, иногда доходя до 18-ти. Происходит это из-за того, что по-разному ведётся подсчёт. Иногда три Выксунских завода (Верхний, Средний и Нижний) считают как один, а иногда по отдельности. Проволочный завод иногда не отделяют от Вильского (Верхне-Железницкого). Да и в Илёве иногда насчитывают 2 завода, потому что располагалось производство на двух прудах на одной и той же речке.
Сейчас места баташёвских заводов находятся на территории трёх областей: Нижегородской, Владимирской и Рязанской. Мы составили кольцевой маршрут таким образом, чтобы посетить семь заводов: Ермишинский, Мердушинский, Сынтульский, Гусевский, Унженский, Верхне-Унженский и Велетьминский.
В ходе поездки нами были сформулированы некоторые практические принципы поиска заводов, которые кому-то могут показаться тривиальными. Тем не менее, вот они:
- На месте заводов, которые назывались чаще всего по имени речек, как правило, остались посёлки, одноименные металлургическим заводам. Например, на месте Мердушинского завода на реке Мердушь осталось село Мердушь. На месте Верхне-Унженского завода – деревня Верхоунжа. Это правило было нарушено лишь однажды – Унженский завод стоит рядом с селом Ермоловым. Вероятно, это село существовало до завода.
- Места заводов надо искать по прудам. Пруды служили источниками энергии. После закрытия заводов они, как правило, не разрушались. Из всех 14-ти (или более – как считать) заводов, пруды не сохранились лишь в трёх (Гусевский, Унженский, Верхне-Унженский). После заводов пруды иногда используются для разведения рыбы (Велетьма, Илёв). На пруду Сынтульского завода находится база сборной России по гребле на байдарках и каноэ.
- Сами заводы располагались непосредственно ниже плотины, где стояли водяные колёса. Там следует искать фундаменты построек или их остатки.
- На наличие заводов указывают россыпи металлургических шлаков, которые могут использоваться при отсыпке дорог, дамб и т.п. В ходе экспедиции на местах всех заводов были собраны образцы доменных и других шлаков для возможного последующего химического анализа. Доменные шлаки имеют синий или зеленоватый цвет. Если такого шлака нет, то скорее всего, на этом заводе домен не было. Шлак передельного производства – чёрного цвета.
Ермишь
Первый пункт на нашем маршруте – посёлок Ермишь на одноимённой речке. Ермишинский завод был построен в 1776 году, после раздела 1783 года достался Андрею Родионовичу Баташёву.
Сейчас Ермишь – районный центр Рязанской области, ближайший к Сарову. Сохранился большой пруд, слив которого забетонирован. А вот от заводских построек не сохранилось ничего. По крайней мере, так нам сказали местные жители, и мы им поверили на слово.
Ермишь. Пруд
Слив воды из пруда на реке Ермишь
А вот и образец металлургического шлака
Мердушь
Мердушинский завод построен Андреем Баташёвым в 1791 году на реке Мердушь. Сейчас тут село Мердушь Ермишинского района Рязанской области, в 12-ти км от райцентра.
Село встретило нас полуразрушенным остовом церкви у начала дамбы большого (больше, чем в Ермиши) пруда. Запустение и безмолвие. В дамбе пруда установлены сливные трубы. В воде и на берегу много голубых кусочков шлака, — видимо, он использовался при строительстве дамбы.
Руины церкви в Мердуши
Подошёл местный житель, ввиду нетрезвого состояния, разговорчивый. Мы сначала попытались оградить наших детей от такого общения, но это не удалось, тем более что информатор стал сообщать ценные сведения. Показал старые постройки, где находился завод. Рассказал, как в середине 1950-х годов, ещё школьником, наблюдал, как разрушали колокольню, от которой сейчас не осталось и следа. На вопрос, чем занимаются жители Мердуши, ответил: «Чем — чем? – Пьют!»
Мердушь. Бывшие конюшни
Ниже плотины был завод
Образец доменного шлака
Шлака много на берегу пруда
На другой наш вопрос, есть ли на кладбище чугунные надгробия – предмет нашего особенного интереса, мужик ответил положительно, и мы подъехали туда. На кладбище действительно есть старые могилы, но надгробия, в основном, каменные. Есть несколько чугунных, но таких, как в Сноведи или Илёве, нет.
Чугунная плита на кладбище в Мердуши
Кадом
В Кадоме никогда не было металлургического завода, но проехать мимо этого посёлка, а некогда города, мы сочли неправильным. Кадом впервые упомянут в 1209 году и стоит на берегу нашей родной реки Мокши. К сожалению, в Кадом, как и в другие города по нашему маршруту, мы приехали уже вечером, дневное время посвятив более важным разведывательным делам. И краеведческий музей уже не работал. Но мы всё равно прошлись по улочкам, полюбовались провинциальной купеческой архитектурой, осмотрели постройки женского монастыря.
Ночуем в палатках в лесополосе около дороги из Кадома в Касимов. Дожди не давали возможности нашим не самым высокопроходимым автомобилям далеко удаляться от асфальта. Но тем не менее, у нас было всё необходимое для организации быта: костровой тент, складные стол и стульчики, канистры для воды.
Лагерь под Кадомом
Второй день экспедиции. День пасмурный, дождливый и унылый. Температура воздуха 17. Низкие облака цепляются за землю, ветра нет. Осень, одним словом.
Гусь Железный
Гусевский завод был построен в 1759 году на реке Гусь, после раздела отошёл Андрею Баташёву. Здесь жил и сам заводчик. Теперь посёлок Гусь-Железный входит в Касимовский район Рязанской области.
В центре посёлка стоит стела, установленная недавно в честь 250-летия завода. Написано, что Гусевский завод – второй из лепестков «железной розы», т.е. второй по времени создания баташёвский завод. Троицкая церковь в псевдоготическом стиле — гигантских размеров, облицованная белым камнем, строилась очень долго, с 1802 по 1868 годы. В бывшем главном доме – детский санаторий, поэтому здание цело, хотя и в неважном состоянии.
Реку Гусь пересекает высокая длинная дамба с мостом. Пруд спущен. Вдоль дамбы можно увидеть развалины бывших заводских построек.
Гусь-Железный. Памятная стела в центре посёлка
Гусь-Железный. Троицкая церковь
Главный дом
Железо здесь везде, даже колонны из него
Датировка этой детали не вызывает сомнений
Жилые постройки
Река Гусь. Вид с моста
Здесь был пруд
Развалины заводских построек
Сынтул
Построен Андреем Баташёвым в 1787 году. Теперь тут посёлок городского типа Сынтул Касимовского района.
Завод работает (напомним, это было в 2009 году, как дела в 2015-м – нам не известно), но состояние его явно не блестящее. Зашли в проходную. Там сидела дежурная и лузгала семечки. Она не переставала этим заниматься даже, когда с нами разговаривала. Сказала, что на территории сохранились кое-какие старые постройки, но пройти к ним не разрешила – выходной день и разрешения спросить не у кого. Завод работает всего 3 дня в неделю и специализируется на изготовлении чугунных крышек канализационных люков. Мы прошли к дамбе пруда, который расположен совсем рядом с заводом. Вода сливается небольшим ручьем и теряется из вида в зарослях травы и кустов. В Сынтуле находится тренировочная база сборной России по гребле на байдарках и каноэ, но при нас никто по пруду не грёб.
Проходная Сынтульского завода
Пруд в Сынтуле
Слив пруда
Касимов
Обедали в лесополосе на природе, а ближе к вечеру заехали в Касимов – красивейший город, имеющий древнюю историю и своё архитектурное лицо. Город известен с XII века, назывался первоначально Городец Мещерский, с XV по XVII век тут была столица татарского Касимовского ханства, вассала Москвы. К сожалению, опять был поздний вечер, и опять были закрыты музеи.
Торговые ряды
Ока в Касимове
Место для ночевки долго искали. Съехали с основной трассы и по какой-то второстепенной дороге, не доезжая до деревни, свернули по грунтовке к соснам. Место очень уютное, зарастающие лесом полянки, а рядом находится, также поросший соснами, глубокий овраг. Где-то вдалеке слышны голоса и звуки деревенской жизни. Хотя трава и примята колесами машин, но никто нас не потревожил. Мы, как все уважающие себя автотуристы, искали место для бивака у воды, но, как всегда, в овраге воды не оказалось, так что пришлось снова довольствоваться припасенными запасами из канистр.
Ермолово
Здесь на реке Унже находился Унженский завод — первый, построенный Баташёвыми на Средней Оке в 1755 году. После раздела 1783 года заводом владел Иван Баташёв.
О местоположении завода, кроме того, что он находится около села Ермолова, нам ничего не было известно, пруд не сохранился, поэтому мы обратились с расспросами к местному населению в центре села — у магазина. Две пожилые женщины даже слегка обиделись, что мы обращаемся к ним с вопросами о такой старине, — они ведь ещё не так стары! — «Мы еще молодые, мне без году 70. Вон спросите у Надежды Петровны, она много чего знает».
Надежда Петровна Якунькина, 1929 года рождения, жила в домике напротив. Мы постучались, и бабушка с готовностью выглянула — оказалось, она ждала приезда городских родственников, чтобы копать картошку. Тем не менее, помочь нам она с готовностью согласилась, провела к месту, откуда были уже видны развалины завода.
Остатки Унженского завода
Панорама Унженского завода
Это была печь
Река делит село на две части. По рассказу Надежды Петровны, на противоположном берегу жили работники завода, эта часть села называлась «город», и жизнь там тоже была другая. Например, в «городе» женщины носили короткие юбки, а в селе — «долгие», по деревенской моде. Надежда Петровна вспомнила, что в детстве мама рассказывала о двух братьях Баташевых, будто бы в революцию сын одного из братьев открыл шлюзы и затопил завод.
Река Унжа
«Город»
Улица в Ермолове
Ермолово. Церковь
Сейчас через неширокую Унжу перекинут деревянный мост, развалины завода находятся в пойме реки, между обоими населёнными берегами.
В Ермолове красивая церковь, от которой открываются замечательные виды на окрестные дали.
Елатьма
Некогда город (известен с 1381 года), а ныне посёлок городского типа.
Осмотр начали с центральной площади с памятником Ленину и торговыми рядами. Музей, расположенный в Доме культуры, закрыт — понедельник выходной. Так за нашу поездку мы ни в одном музее и не побывали. Зато совершили продолжительную прогулку по посёлку. Есть довольно интересные старинные дома, каменные и деревянные. Бывший городской собор стоит в руинах. На одной из центральных улиц выделяются хорошим состоянием здания Елатомского приборного завода, продукцию которого, помогающую от всех известных и неизвестных болезней, постоянно рекламирует радиоточка. Судя по внешнему виду завода, реклама действует.
Елатьма. Центральная площадь с торговыми рядами
Вид на Оку
Остатки крепостного рва?
Развалины собора
Красиво…
Елатомский приборный завод
У Яны в Елатьме нашлась своя улица
Елатьма. Здесь живут весёлые люди
Меленки
Уютный провинциальный городок, коих на Руси десятки. Прошлись по улицам, посетив в поисках чугунных надгробий местное кладбище. Вход на погост — под колокольней. Старинные надгробия в основном каменные, есть отдельные чугунные кресты. Памятников интересующих нас типов нет.
А где культура?
Детвора дорвалась
Меленки. На кладбище
На ночевку остановились в сосновом лесочке около заброшенного карьера. Место немного «техногенное», но довольно уютное и уединённое. Водоёма опять нет, — приходится обходиться водой из канистр — зато сухо и много дров.
Место нашей третьей ночёвки
Верхоунжа
Верхне-Унженский завод построен Андреем Баташёвым и пущен в 1783 году.
О месте завода подсказало говорящее название деревни. Поворот на неё с дороги Меленки — Бутылицы у села Архангел. Первыми людьми, встретившимися нам в деревне были двое мужчин, строившие что-то деревянное. Они как-то очень неохотно отвечали на наши расспросы, но дорогу к бывшему заводу в конце концов указали.
Через Унжу около развалин ведёт симпатичный деревянный мостик. Сама речка тихая и чистая, в её русле сверкают голубым и зелёным россыпи доменного шлака. Заводского пруда нет.
Вскоре мы поняли, почему с нами неохотно общались местные жители. Остатки Верхне-Унженского завода XVIII века превращены в карьер по добыче щебня и бутового камня. Можно сказать, открытое месторождение. Благодаря вскрытию сооружений, мы, однако, увидели в разрезе, как устроены земляные дамбы. Оказалось, что внутри них каменная кладка, скрепленная раствором.
«Карьер» на месте Верхне-Унженского завода
Так выглядит дамба в разрезе (остатки каменной кладки)
В общем, это место навеяло грустные мысли. И о разрушительном беге времени, и о разрушительном действии людей, не ценящих даже то немногое, что остается им от предков.
Река Унжа
Велетьма
Велетьминский завод был построен в 1770 году на реке Велетьме. Теперь здесь посёлок Велетьма (ударение на втором слоге) Кулебакского района Нижегородской области. Пруд используется рыбоводным хозяйством. На месте металлургического завода можно увидеть практически полностью разрушенные остатки каких-то кирпичных строений, возможно, что-то осталось на территории, принадлежащей рыбному хозяйству. Дамба и дорога отсыпаны металлургическим шлаком, но шлак — черного цвета. Очевидно, доменного производства в Велетьме не было, что подтверждается и литературными источниками.
Пруд в Велетьме
Остатки заводских построек
Территория бывшего завода, ныне — рыбхоза
Этот камень явно не природного происхождения
После небольшой разведки мы расположились за раскладным столиком на берегу пруда, чтобы перекусить. И тут мы подверглись нападению… лошадей. Пасшаяся невдалеке пара красивых белых лошадей воспринималась нами как пасторальная деталь пейзажа. Но лошади подходили всё ближе и ближе. В конце концов они просто подошли к нашему столу и стали жрать наши припасы. Попытки прогнать животных чуть было не окончились плачевно для некоторых из нас, учитывая размер их копыт. Этими копытами лошади легко прорывали пакеты с крупой и тут же уничтожали их содержимое. Из съедобного эти сволочи не оставили ничего — ни хлеба, ни сахара, а нам оставалось только наблюдать за всем этим с почтительного расстояния. Никаких признаков хозяев этих копытных хищников поблизости не было. Такое с нами всеми было впервые.
В конторе рыбного хозяйства нам посоветовали зайти в местную библиотеку — её хозяйка собирает сведения по истории посёлка. Библиотекарь Ольга Борисовна оказалась на месте, она рассказала и показала нам много интересного. В её коллекции есть старые фотографии, записки местных краеведов — любителей, газетные вырезки.
В велетьминской библиотеке
Велетьма была последним пунктом нашего маршрута.
Алексей Михайлович!
Так каковы же Ваши выводы, заключение по итогам автопробега!?
Почему не подведены итоги вашего познавательного путешествия!? 🙂
Какие будут замечания и рекомендации для продолжателей ваших исследований!?
Интересное путешествие. Мы были в Приочье на месяц раньше http://velo.nnov.ru/?id=9735
1. На данный момент завод в Сынтуле закрыт.
2. Здание Елатомского приборного завода — один из баташевских домов Приочья.
3. Еще я слышал, что часть Ермолова, где жили работные, называлась «завод», что подтверждается картографическими материалами.
Спасибо. Ваш отчет «Лепестки железной розы» я читал перед тем, как мы отправились по своему маршруту. У нас есть и другие совпадения по интересам: Сноведь, узкоколейка (см. на этом сайте). Был бы благодарен за сканы или ссылки на картографические материалы по Ермолову.
Спасибо. На этом сайте прочитал большинство отчетов (о некоторых знал давно, но «добыть» их не удавалось раньше). кан карты-километровки по Ермолову ->
Спасибо. Хотелось бы ещё знать, какого года эта карта.
Трудно сказать. Издание, вроде бы, нулевых годов, а состояние местности — кто его знает. К примеру, пруда в Мердуши на этой карте нет (пруд восстановили лет 25 назад).
А как же г. Кулебаки?
Завод в Кулебаках Баташевым не принадлежал, он возник позже.