Новый туристический маршрут в окрестностях Сарова
Работу выполнила
ученица 9 класса Б
гимназии №2
Дорожкина Алла.
Руководители:
Кузнецова Валентина Федоровна,
Подурец Алексей Михайлович.
2008
С 28 апреля по 1 мая 2007 г. туристами клуба «Родные просторы» ЦВР был проведен 4-х-дневный поход по маршруту Коврез – Крутцы – Гари – Кавлей — Полупочинки. Поход был осуществлен как эколого-краеведческий маршрут, который планировался исходя из известных краеведческих объектов Дивеевского и Ардатовского районов, в том числе дома Лобисов в деревне Кавлей и урочища Моляне вблизи этой деревни. Эти объекты посещались туристами нашего клуба дважды: в 2000 и 2001 гг. Тогда заброска до Кавлея осуществлялась автобусом, а дальнейший маршрут проходил или через с. Челатьму (2000 г.), или по р. Сарме до Курихи (далее автобусом).
Цель похода: разработка нового эколого-краеведческого маршрута в Дивеевском и Ардатовском районах, в основу которого положены как известные ранее, так и вновь выявленные природно-исторические объекты. Кроме того, во время похода были проведены экологические исследования.
Общие сведения о походе:
Руководитель похода — Александров С.Г.
Отв. за краеведческую составляющую похода — Подурец А.М.
Отв. за экологическую часть похода – Кузнецова В.Ф.
Протяженность~43,5 км.
Длительность – 4дня.
Подробная нитка маршрута похода: автобусом доехали до Ковреза. Пешеходная часть: Коврез — ночевка на пруду (бывший поселок Привольный) — д. Крутцы – с. Гари — д. Кавлей (ночевка) — с. Гари — д. Крутцы — с. Челатьма (ночевка на р. Крутец) — д. Полупочинки — автобус.
Количество участников-21 человек (11 — школьники, 10 — взрослые).
Общий километраж:
28 апр.-3,5 км
29 апр.- 13,5 км
30 апр.-22 км
1 мая-4,5 км
Методика исследования:
Краеведческая: 1.Работа с литературой
2.Работа с картами
3.Опрос населения
Экологическая: 1.Анализ воды
2.Наблюдение за природой
Начало похода в деревне Коврез (картинки кликабельны)
Карта маршрута похода
Коврез
Деревня Коврез – первый населенный пункт, который мы посетили. До него нас довез автобус. Дорогу на бывший поселок Привольный мы спросили у пожилой женщины, жительницы посёлка. Когда мы дошли до прудика, оказалось, что наш путь неправильный — так эта старушка лет восьмидесяти энергично добежала до нас и все-таки указала правильную дорогу.
Историческая справка
Варианты написания: Каврез, Коврес, Каврес, Кавресь, Ковресь. Мы придерживаемся современной официальной формы названия.
По Морохину (он придерживается написания Каврез), название происходит от мордовского мужского языческого имени Каврезь, в свою очередь происходящего от основы кав (кев), что значит ‘камень’[1]. В атласе Менде (карта датирована 1850 г.) Ковресом назван ручей, левый приток ручья Крутца, в верховьях которого расположен нынешний посёлок. Самая верхняя часть этого оврага в атласе Менде обозначена как овраг Чернец.
Можно отметить народную этимологическую версию, объясняющую название тем, что во время Саровских торжеств по канонизации Серафима Саровского в 1903 году здесь располагался армейский кавалерийский резерв, — сокращённо «каврез».
История посёлка Коврез – сплошные загадки. Село с таким названием существовало в XVIII веке, а потом почему-то исчезло, сохранился только топоним и легенды, связанные с историей поселения.
Сведения о селе отрывочны. По сведениям В.И. Карпушова, в 1760-х годах в Коврезе числилось 376 жителей мужского пола и действовала церковь. Исчезновение Ковреза Карпушов связывает с активным участием его жителей в восстании Пугачёва в 1774 году. После подавления восстания село как бы «расформировали»: жителей расселили по другим населённым пунктам, жилища их (а как же церковь?) сровняли с землёй [2].
Отголоски этих (или каких-то подобных) событий надолго сохранились в народной памяти. В 1933 году старожилы вспоминали: «лет 150-200 тому назад на этом месте было село, но по распоряжению правительства оно переселено». Зафиксировано неофициальное название места – Вольный Каврезь, жители которого, как утверждала народная молва, когда-то сварили в котле барина [3]. Определение «вольный» также указывает на какое-то особенное положение поселения.
В 1837 году писатель П.А. Мельников-Печерский проезжал этими местами из Илёвского завода в Ардатов и ему показывали остатки села Ковреза.
Таким образом, во всех документах XIX века и начала ХХ-го населённого пункта с названием Коврез не значилось.
В.И. Карпушов не приводит сведений о дате возобновления поселения в Коврезе, видимо, они ему не известны, и он в своей книге «Пять веков Дивеевской земли» сразу начинает рассказ о послевоенных годах посёлка. Но недавно нам стали доступны сведения, из которых следует, что возникновение посёлка связано с городом Саровом, а именно с существовавшей здесь в 1930-е годы детской трудовой колонией. По-видимому, в этот момент и возникает нынешний посёлок Коврез.
В 1947 году организуется совхоз «Вперёд» и Коврез подчиняют ему. В перестроечные годы рядом с Каврезом было создано садоводческое общество, участки которого ныне почти все заброшены. 1 января 1995 года в посёлке проживал 51 человек. Посёлок относится к Большечереватовскому сельсовету.
От Ковреза до место ночевки шли зарастающими полями. Береза наступает на необрабатываемые поля плотной стеной. Места достаточно пустынные. Есть грунтовая дорога. Около пруда сохранились следы пикника. Но по всему видно, что народа здесь много не бывает. На дороге видели помет рябчика.
Привольный
Историческая справка
В начале 1920-х годов, после национализации земли, но до коллективизации, был короткий период относительной свободы для крестьян, когда на незанятых землях было образовано большое количество новых небольших населённых пунктов. К ним относился и посёлок Привольный. Он был основан выходцами из ближайших сёл и деревень: Дивеева, Вертьянова, Большого Череватова [4]. В 1933 году в посёлке организовали колхоз им. С.М. Буденного. В 1950 году произошло укрупнение хозяйств: колхозы Владимировки, Крутцов, Спасовки и Привольного объединили с Челатьминским, при этом и объединённый колхоз с центральной усадьбой в Челатьме стал носить имя Будённого [5]. С этого момента посёлок Привольный стал вымирать. В 1966 году в нём числилось только одно хозяйство. В 1973 году Привольный официально прекратил своё существование.
Остановились на ночевку на восточном берегу пруда среди березового леса. Пруд образован в результате перепруживания балки. Размеры пруда ≈ 100х30 м. С той стороны, где мы остановились на ночевку, по-видимому, когда-то был загон для скота: сохранилась кое-где загородь и очень обильна крапива. На противоположной (западной) стороне пруда, там, где проходят дороги на Крутцы и Челатьму, явно просматриваются признаки когда-то существовавшего здесь жилья: ямы от подвалов, сады. Пруд кишит земноводными (жаба серая). У них брачный период. Наблюдается активная миграция земноводных вблизи водоемов.
Ночью шел дождь со снегом. Периодически накатывал ветер. Ночь тихая, несколько раз кукушка пыталась прокуковать, но, наверное, замерзла, перестала куковать. Утром температура воздуха +2°С. Открыли палатку, а у выхода вся медуница в снегу
Пруд бывшего посёлка Привольный
Крутцы
На следующий день 29 апреля мы пришли в деревню Крутцы. В деревне остались жилыми 2 дома. В одном из них живут дачники из Сарова (пожилые муж и жена; она когда-то работала в 15 школе). Они приезжают на летний период.
Елена Егоровна Борискова, 1928 г. рождения, живет в крайнем доме на выходе из Крутцов в сторону Кудлея. Она родилась в Спасовке (расположена недалеко от Челатьмы; ныне вымершая деревня), затем ее родители переехали в Крутцы. Ее дочь Мария (живет в Нижнем Новгороде) приехала, чтобы помочь матери по хозяйству. Борисковы не рекомендовали нам идти лесной дорогой на с. Гари. По их словам, она стала трудно проходимой, и предложили пойти по хорошо сохранившейся насыпной дороге на Кудлей (6 км), которой они сами пользуются. Они сказали, что через р. Канергу есть самодельная переправа, типа мостика. Мария проводила нас до шоссейки (так они называют эту лесную грунтовую дорогу).
Историческая справка
Название деревни одноимённо с ручьём Крутец, берущим начало вблизи неё и впадающим в Илёвку. Деревень с названиями Крутцы (Крутец) насчитывается 15 в Нижегородской области. Эти топонимы имеют два варианта истолкования: 1) по местонахождению у крутых склонов; 2) по занятию жителей, если они крутили верёвки («крутцы» — верёвочные лапти) [6].
В 1859 году деревня числилась по удельному ведомству (т.е. доходы с неё шли в императорскую семью), жителей было 317 (больше, чем в Челатьме). В 1916 году в деревне действовало земское училище, которое посещали 42 ученика. В 1933 году в деревне был организован колхоз – им. Второй Пятилетки. В 1950 году крутцовский колхоз включили в состав челатьминского. В 1960 году укрупнение постигло местных жителей ещё раз: всех включили в вертьяновский колхоз «Октябрь», а с 1965 года в Дивеевский совхоз [7]. В результате этих преобразований деревня вымерла, в 1995 году в ней числилось два жителя.
Крутцы. Расспрос местных жителей
Дорога на Кудлей в достаточно хорошем состоянии. Она пригодна для пешего передвижения. Благодаря качественно сделанной отсыпке, она сухая, тогда как местами в лесу достаточно сыро и даже встречаются заболоченные участки. Завалов немного. Эта дорога старая, местами на полотне, ближе к обочинам стоят ≈ 60-летние деревья.
Дорога идет лесом. Лес не старый (также лет 60); это смешанные леса с сосной, которые чередуются с березовыми вторичными лесами. Ближе к р. Канерге посадки сосны.
Видели мертвого небольшого ежика. Свернувшись клубком, лежит на дороге. Возможно, это одна из жертв непутевой зимы, когда из-за небывалого тепла ежи вышли из спячки посреди зимы, а потом наступил холод, и зоологи прогнозировали гибель ежей, которые повторно в спячку не впадают.
Подошли к реке. Мы не нашли указанной нам Борисковыми переправы, ушли правее и выше по течению реки. Река не широкая (1-1,5 м), но не перепрыгнешь, берега крутые. Где-то метрах в 100 от дороги нашли узкое место, мужчины перебросили два бревна, по которым мы и перешли. Достаточно долго шли поймой р. Канерга, пересекая ее с юга на север (около 1 км) вдоль р. Кудлейки, которая впадает в этом районе в Канергу. Вся пойма р. Канерги заболочена. Отсыпка дороги здесь сохраняется, облегчая передвижение. На дороге часто встречается помет рябчиков, а также крупный птичий помет (темно-зеленого цвета с белыми кончиками – похож на гусиный помет, чей бы это?). Кроме того, пока мы шли по насыпной дороге, неоднократно встречался помет какого-то хищника – возможно лисы? (черного цвета, конусовидные колбаски, размер см 6-7). Вышли на асфальтированную дорогу Кудлей- Кавлей.
Фрагмент карты из атласа Менде (середина XIX века)
Фрагмент карты 1940-х годов. Район маршрута похода
После того как мы прошли по этой «шоссейке», нам захотелось выяснить насколько старая эта дорога. Мы нашли две старые карты, на которых была эта дорога. Одна карта примерно 1940-х годов, а другая — из атласа Менде – относится к середине 19-ого века. Из них мы выяснили, что эта дорого вела из Илева в Ардатов и проходила через Крутцы и Кудлей. По сравнению с другими дорогами эта шоссейка сохранилась в довольно хорошем состоянии. Наверно потому, что по ней не ездят машины.
«Шоссейка». Дорога из Крутцов в Кудлей
В чистом поле очень холодно, дует северо-восточный ветер. tº воздуха всего 5ºС. Вышли по асфальтовому шоссе в сторону Гарей.
Гари
Историческая справка
Село известно с 1606 года [8]. В 1641 году названо «деревня Чуварлей Гари тож». Чуварлейкой называется речка, по обе стороны которой стоит село (от эрзянского чувар/шувар – ‘песок’ и лей – ‘река’). Слово гари может обозначать место, на котором сгорел или был специально выжжен лес. В 1677 году числится мордовским селением. По переписи 1719 года в деревне уже значатся новокрещены (т.е. крещёное население), но деревня в целом ещё называется ясашной, т.е. в основном с нерусским населением.
Церковь во имя Николая Чудотворца построена в 1805 году, в настоящее время заброшена.
В 1805 году большая часть села относилась к Главному дворцовому ведомству, меньшая часть принадлежала князю А.Н. Щербатову. В 1828 году и дворцовая часть села перешла Щербатовым. В том же году село было выдано в приданое княжне Л.А. Щербатовой, вышедшей замуж за графа Блудова. Гари были имением Блудовых вплоть до 1917 года.
В 1859 году в селе проживали 887 человек, в 1912 году – 1034 человек [9]. Во второй половине XIX века в Гарях развился промысел – производство саней.
Церковь в Гарях
Кавлей
Историческая справка
Деревня, как и Гари, находится в подчинении Чуварлей-Майданской сельской администрации. Располагается по обоим берегам одноименной речки Кавлей (речку иногда называют Кавлейка) рядом с местом ее впадения в Канергу.
Название имеет мордовское происхождение и составлено из двух основ: кев – ‘камень’ и лей – ‘ручей’, ‘речка’. Л.Л. Трубе перевел название как «каменистый ручей», по его мнению, название указывает лишь на характер местности. Н.В. Морохин по-другому объясняет происхождение этого названия. По его мнению, река получила свое название от древнего мордовского святилища, расположенного около нее.
В документах начала XIX века значится, что деревня Кавлей была пожалована поручику, что потом был генерал-майором, Федору Ивановичу Ремеру. У местных жителей сохранились предания о том, что Ф.И. Ремер был жестоким помещиком, и что якобы он был убит разгневанными крестьянами, а его дом сгорел.
В 1815 году во владение имением вступили малолетние сыновья генерала Александр и Николай Ремеры. 19 августа 1815 года был вычерчен план владений наследников Ремера. Согласно этому плану за ними было закреплено 2621 десятина 2040 квадратных сажен земли. Вся деревня в это время состояла из двух улиц по два порядка.
В 1831 году владельцем кавлейского поместья значится титулярный советник Аким Данилович Лобис. Ему принадлежат 203 крепостных крестьянина и 6 дворовых. В 1858 году А.Д. Лобиса уже не было в живых, и поместьем владела его жена Елизавета Андреевна. На нее в губернское дворянское собрание поступила жалоба от крестьян деревни на несправедливые притеснения. Предводитель дворянства Ардатовского уезда подтвердил обоснованность жалобы. По его словам крестьяне деревни Кавлей были «доведены до жалкого состояния». Помещица забрала лучшую и ближайшую к деревне землю под господский посев, предоставив крестьянам худшую и более отдаленную. Из 77 дворов лошадей крестьяне имели только в 49. Своего хлеба жителям Кавлея не хватало, и они были вынуждены покупать его, начиная с ноября, при этом большинство деньги добывали милостыней. За своё отношение к крестьянам Е.А. Лобис даже заслужила прозвище «Ардатовской Салтычихи» [10].
В 1860 году после смерти хозяйки кавлейское поместье по «полюбовному согласию» было разделено на шесть частей – по количеству наследников. Каждый получил по 31 мужской и от 31 до 35 женских душ. Количество дворов в доле было от 8 до 11 – в зависимости от наличия в них мужских душ. Для того, чтобы каждому наследнику достались в более или менее равной пропорции пашня, луга и леса, вся дача деревни была поделена на 16 «частей», и эти «части» уже делились между наследниками целиком. Планы некоторых из этих частей хранятся в фонде объединения «Саровская пустынь», и по ним удалось восстановить план раздела имения в 1860 году [11].
Особенно интересен Кавлей тем, что там сохранился помещичий дом Лобисов, единственный сохранившийся помещичий сельский дом в Ардатовском районе.
До недавнего времени в этом здании располагалась кавлейская восьмилетняя школа, которая была закрыта в середине 1990-х годов. Сейчас в доме живёт семья Николая Андреевича Жирунова.
Точной даты постройки барского дома в Кавлее в документах, которыми мы располагаем, нет. В некоторых недавних документах, составленных современными жителями деревни, зданию приписывается время постройки от 1750-х до 1810-х годов (в книге[12], например, указано, что дому более 245 лет). По-видимому, помещичий дом моложе. В документах раздела поместья в 1860 году нет упоминания о доме. Кроме того, Кавлей в этих документах назван деревней, то есть по определению населенным пунктом, в котором нет ни церкви, ни помещичьего дома. В документе 1866 года Кавлей впервые назван «сельцом», это определение означает населенный пункт с барским домом. Название «сельцо Кавлей» затем повторяется на межевых планах, относящихся к 1868, 1881 и 1882 годам. Следовательно, строительство дома можно предположительно отнести к 1861-1866 годам. А.В. Базаев считает, что дом был построен несколько ранее – при Елизавете Лобис.
Согласно разделу поместья, участок земли, на котором стоит дом, достался Виктору Лобису. Возможно, и сам дом был построен им и ему принадлежал.
В 1908 году в Кавлее открылась трехклассная школа, инициатором ее создания была дочь В.А. Лобиса Надежда Викторовна Лобис. Она передала под школу помещичий дом, в котором жила, а сама стала учительницей в этой школе. Жители деревни долго хранили память об этой женщине. Рассказывали, что она проработала школьной учительницей до 1920-х годов, отдала свой фамильный дом государству, сама же купила небольшой дом в деревне и переселилась туда. Брат Надежды Викторовны – Михаил Викторович Лобис был в конце XIX века земским врачом в Ардатовском уезде (кроме Кавлея Лобисы владели также поместьем в деревне Четвертове того же уезда).
Рядом с домом сохранились остатки каскада прудов, выкопанных в XIX веке.
В настоящее время в Нижнем Новгороде живёт Дмитрий Александрович Лобис – правнук Виктора Акимовича Лобиса.
В 1859 году в Кавлее жили 392 человека, в 1912- 599.
В 1992 году в Кавлее числилось 120 жителей.
Дом Лобисов в Кавлее
Урочище Моляне
Чем же так знаменит этот камень, если по нему получили названия и речка и деревня? По преданию камень был местом языческого поклонения мордвы эрзи широкой округи – современных Ардатовского, Вознесенского и Дивеевского районов. Священное урочище расположено в одном километре от деревни Кавлей и носит название Моляне. Оно представляет собой поляну посреди соснового бора диаметром 80 метров. В центре поляны стоит валун, называющийся Грановой, размером 3,5 * 2 м. По преданию, моления происходили здесь во второй половине июня [13]. Название Грановой камень получил, по-видимому, за то, что по нему проходила граница дач села Гари и деревни Кавлей.
Сейчас у этого места сохраняется репутация необычного.
Н.В. Морохин утверждает, что в настоящее время на поляне празднуется Троица русскими жителями деревни Кавлей и некоторых других окрестных населенных пунктов. В 1970-х годах к «камушку» ходили жители Кавлея, Кудлея, Канерги, Челатьмы и Крутцов. Любопытно, что в этом списке нет ближайшего с Кавлею села Гари, до которого от Кавлея 2 км, но есть Канерга, до которой 11 км по прямой и Челатьма, до которой 8 км. Видимо, традиции поклонения камню жили только в селах и деревнях, где святилище считали «своим».
Святилище мордвы «Моляне» сейчас охраняется как памятник природы.
В районе этого природного памятника ведутся рубки леса. Вырубка изменила облик местности. Даже был момент, что мы забеспокоились, не затронула ли вырубка поляну с грановым камнем? Пока мы разбивали лагерь, Алексей Михайлович Подурец сходил на поляну и успокоил — там все нормально. Вечером совершили экскурсию к Грановому камню, и Алексей Михайлович рассказал об этом памятнике природы. Катерина (Чеховская Катя), присев около камня, импровизировала на варгане. Потом, взявшись за руки и встав вокруг камня, мы попробовали «поделиться друг с другом энергией», передавая ее по кругу с помощью пожатия рук.
Вечером к нам в гости приходил мужчина из Гарей, у которого мы спрашивали про дорогу к Молянам. Он родом из Гарей, много лет проработал на шахте в Воркуте, 9 лет назад вернулся на родину. Ему 65 лет, очень хорошо выглядит. Он рассказал, что из Гарей родом директор одной из школ г. Сарова. Мы стали перечислять фамилии, выяснилось, что это А. М. Коробков (19 школа). Спрашивали мужчину про название Гарей. Он сказал, что есть какая-то связь с углежжением. Около Гарей даже сохранились земляные насыпи — остатки печей для выжигания древесного угля.
Нами были обследованы два родника около Молян и один около Гарей («Прощённый»). Сделаны описания. Отобрана вода для анализа. На поляне у 1-го родника (ближнего к Кавлею) есть стол и лавка, но все уже старое. Родник, около которого мы стояли, частично обустроен — обложен камнями (это дело рук нашего вечернего гостя из Гарей). Недалеко от родника, ближе к поляне находится огромный выворот ели, ну просто величественное зрелище. Мы не преминули сфотографироваться на его фоне.
Вывороченный корень ели в лесу вблизи Кавлея
Результаты экологического обследования родников
Родник около Молян:
tº воздуха +5ºС
tº воды +4ºС
рН 5,0 (лакмусовая бумажка).
Родник Прощенный:
tº воздуха +5ºС
tº воды +5,8ºС
рН 5,0 (лакмусовая бумажка).
Качество воды в роднике около Молян хорошее, в роднике Прощённом качество воды низкое, по-видимому, он весной заполняется верховой водой. Таким образом, по ходу маршрута были выявлены новые родники; работа по выявлению и обследованию родников нашего края планомерно ведётся в нашем клубе.
Грановой камень в урочище Моляне
Челатьма
Историческая справка
Происхождение названия села нигде не объяснено. Замечено только сходство с названием древнего русского города Елатьмы, который сейчас находится в Рязанской области [14]. Время основания поселения – предположительно рубеж XVIII-XIX вв.
В списке населённых мест 1859 года деревня Челатьма имеет и второе название – Боязня. Деревня стоит у речки Валченгужи, в ней 200 жителей. В атласе Менде ручей, протекающий через Челатьму, Челатьмой же и называется; он впадает в речку Валтеньжу, текущую с запада на восток от деревни Владимировки и являющуюся левым притоком Крутца.
Деревня числилась за удельным ведомством.
В 1894 году в деревне построили церковь Иоанна Предтечи, и она получила статус села. В настоящее время церкви нет. В 1896 году в Челатьме открылось начальное земское училище.
Население села продолжало расти, и к 1926 году достигло 617 человек [15]. В 1931 году в Челатьме был организован колхоз «Красная звезда». В 1950 году к колхозу присоединили хозяйства окрестных деревень, но в 1960 году и челатьминцев постигла аналогичная участь – их включили в состав сначала вертьяновского колхоза, а затем с 1965 года – дивеевского совхоза. Население Челатьмы начало перетекать в Дивеево. На 1 января 1995 года в селе жили только 67 человек.
Деревня довольно большая — дома тянутся вдоль длинной дороги. Больше всего запомнилось то, что немолодая жительница вынесла нам молока и хлеба, да и еще хотела накормить всю группу жареной картошкой.
Полупочинки
Историческая справка
Деревня относится к Дивеевской сельской администрации.
Название её в XIX веке было неустойчивым. На карте атласа Менде (1850 г.) она называется Теренбеидеев Починок. На карте Ардатовского уезда (дата неизвестна, вероятно, рубеж XIX-XX вв.) – Тербеидеев Починок. В списке населённых мест Нижегородской губернии 1859 года – Полупочинки. Происхождение имени Теренбеидей/Тербеидей пока не понятно, в других документах оно нам не встречалось.
В 1859 году Полупочинки числятся владельческой деревней с населением 191 человек. Принадлежала деревня помещику Редькину [16]. Ручей, текущий вдоль деревни (приток Крутца) в атласе Менде обозначен как Портомойка. Сейчас Портомойкой местные жители называют родник на берегу Крутца, расположенный в том месте, где его пересекала когда-то дорога из Илёва в Большое Череватово (точнее, из Шацка в Арзамас).
В XIX веке деревня славилась пчеловодством. И действительно, в атласе Менде по берегу Крутца обозначены несколько пасек.
До революции 1917 года в деревне существовало земское училище. В 1926 году в деревне уже 578 жителей. В 1931 году в Полупочинках создан колхоз «Бунтарь».
1 мая. Туристы на параде
Это был последний населенный пункт, в котором мы побывали. Именно оттуда нас забрал автобус. Больше всего запомнились пруд, что-то вроде завода по изготовлению бревен для строительства и просто красивая природа.
ВЫВОДЫ
Поход, который состоялся с 28 апреля по 1мая, был удачным, так как нам удалось пройти новый туристический маршрут, на котором есть как известные ранее краеведческие объекты, так и новые, из которых интересны место посёлка Привольный и старая дорога – «шоссейка». На маршруте также удалось сделать анализы воды из 3 родников и просто насладиться природой.
Использованная литература
1 Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь. НН, 1997, стр. 99.
2 Пять веков Дивеевской земли. XVI-XX столетия. НН, 1998, стр. 167-168.
3 Климкова Л.А. Микротопонимический словарь Нижегородской области (Окско-Волжско-Сурское междуречье). Часть 1. Арзамас, 2006, стр. 218.
4 Пять веков Дивеевской земли, стр. 394.
5 Карпушов В.И. Дивеевская деревня. Саранск, 1999, стр. 157.
6 Трубе Л. Как возникли географические названия Горьковской области. Горький, 1962, стр. 122.
7 Карпушов В.И. Дивеевская деревня. Саранск, 1999, стр. 157.
8 Базаев А.В. Исторические сведения о селениях Ардатовского района. Ардатов-Арзамас, 2004, стр. 37.
9 Ардатовский край: прошлое и настоящее. НН, 2000, стр.317-320.
10 Знаменитые люди Ардатовского края XVI-XXI веков. Ардатов-Арзамас, 2002, стр. 126.
11 Липянина М., Подурец А.М., Кузнецова В.Ф. Деревня Кавлей // Открытие родной земли, т. 1. Саров, 2002, стр. 165-181.
12 Ардатовский край: прошлое и настоящее, стр. 321.
13 Морохин Н.В. Фольклор в традиционной региональной экологической культуре Нижегородского Поволжья. Киев, 1997, стр. 207.
14 Пять веков Дивеевской земли, стр. 397.
15 Карпушов В.И. Дивеевская деревня, стр. 18
16 Пять веков Дивеевской земли, стр. 297.