А.М. Подурец, К.И. Ткачёв
Да простят нас сегодняшние тележурналисты, но роль местного телевидения в жизни города 50 – 60 лет назад была несомненно гораздо выше, чем сейчас. Недавно к нам в гости приходил человек, чьё лицо было известно всему городу, и которого самого можно уверенно называть «лицом» городского телевидения 70-х – 80-х годов. Речь идёт о Ларисе Ивановой. Разговор с Ларисой Сергеевной шел о её работе, жизни, сегодняшних делах. Фрагменты этой беседы мы предлагаем вашему вниманию. Иллюстрации – из богатого фотоархива Л.С. Ивановой.
— Расскажите, пожалуйста, немного о себе.
— Мой дедушка – из яицких казаков, жил в городе Уральске, держал аптеку. Звали его Семен Михайлович Трофимов. Семья была большая — 13 человек детей, самым младшим был мой отец Георгий.
Георгий решил, что ему не надо никакого образования и отправился на прииски в Магаданскую область. Историю знакомства его с моей матерью Софией (она приехала из Смоленской области), я не знаю.
В общем, Георгий золота не добыл, а мне было 4 года, когда он сказал, что ему ни Лариса, ни София не нужны. Он отдал меня в Москве сестрам, была мысль отдать меня даже в детский дом. Но тут вмешивается в историю мой дедушка С.М. Трофимов. Он распоряжается: никакого детского дома! И меня взял к себе в семью Сергей, средний сын, своих детей у него не было. Вот так я стала Сергеевной. Сергей работал железнодорожником, жил в Саратовской области. Матерью мне стала его жена Елизавета. А со своей настоящей матерью встретилась только через 35 лет.
С моим отцом Георгием я потом встретилась, уже в студенческие годы, когда я поступила в театральное училище. И это тоже была тайна, хотя мы виделись достаточно часто.
История имеет тайны, которые мне никто за мою жизнь так и не открыл. Я от всех отделена, от меня всё скрывали. И в Сарове оказалась с чистого листа.
В школу я ходила в городе Ершове в Саратовской области, её закончила и уехала учиться в театральное училище в Ростов-на-Дону. Туда на наш выпускной курс приехал режиссер Фейдман из нашего городского театра. Было это в 1965 году.
Сюда мы приехали вдвоём с другой выпускницей, Леной Шницер. Театр был музыкально-драматический, в нём было две труппы — драматическая и музыкальная.
Когда я сюда ехала, мне было сказано: поедете в Москву Центр 300. Подкуп «Москва» затмевал всё. Я пришла в министерство культуры и встретилась с куратором театрального дела закрытых городов, товарищем Шаховым. Я считала, что место моего назначения в двух часах от Москвы. Куратор мне говорил: это ведь 2 часа на самолёте. Но я этого не слышала.
Когда пошли уже эти места, эти болота, Берещино, КП, солдаты с собаками, это был ужас: куда я попала?! А самым большим потрясением было, когда я пришла в театр и увидела, что сцена на алтаре. На какой же прииск я попала?
Пришла я в театр на 5 лет. Потом вышла замуж и перешла под колокольню на телевидение. На телевидение я пришла в 68 – 69 году. Пригласила меня Валентина Евдокимовна Городничая, которая была актрисой нашего театра и одновременно работала на телевидении. Она меня позвала, сказала, что у них ушла в декрет диктор Алла Козлова.
Начала я с дикторства, но скоро поняла, что только объявлять мультфильм в 7 часов – это не интересно. Я стала искать, как реализовать себя. Надо было встречаться с людьми разных занятий и профессий: педагогами, медиками, спортсменами, пионерами – это всё было доступно, можно было приходить к ним, приглашать их к себе и отрывать людей для себя и для других.
Меня сначала взяли временно, но я очень быстро адаптировалась и стала сама делать передачи.
В театре – по-другому, там образы написанные, которые надо было воплощать, подчиняясь режиссёру. А мне оказались интереснее образы живых людей в закрытом городе.
— Как было устроено городское телевидение?
Телевидение работало только вечером. Всё начиналось с мультиков 7 часов — это обязательно, потому что мультики ждали все дети города. Потом шли тематические передачи, продолжавшиеся около часа. Вся техника была без видеозаписи, только прямые эфиры. Самая продолжительная передача могла идти 45 минут. Потом от живого эфира переключали на Москву. Программа в телевизоре была тогда одна. Наше телевидение работало каждый день, кроме воскресенья. После нашей передачи могли включить и какой-нибудь фильм.
Во время передачи работали три камеры. Был пульт, АСК – аппаратно-студийный комплекс. У нас была своя новостная программа, называвшаяся «Новости города», продолжительностью 20 минут. Телевизионная студия находилась в красном кирпичном здании. Студия была на 1-м этаже, на 2-м – редакция радио. В башне – аппаратная и передатчики УКВ.
Когда приходили выступающие, им надо было дать расписку, что вы ничего не скажете, противоречащего режиму.
— А были нештатные ситуации, когда кто-то проговаривался?
— Самое большее, это когда однажды художник театра сказал о вместимости зала. А это было запрещено – тогда можно было бы по каким-то показателям посчитать население города.
Это была цензура. Редакторы носили материал в отдел режима, там его заверяли. Много внимания телевидению уделял Матюшкин, третий секретарь горкома партии. Заведующему отделом агитации и пропаганды Угроватову я лично приносила свои сценарные планы. Цензура обращала внимание на идейность передач.
— Было что-нибудь, что не пропустили?
— В Доме учёных собирались ребята, увлекающиеся джазом. Среди них был Владимиров, сын известного в городе хирурга. Мы написали вместе с ними сценарий передачи. Но джаз не пропустили. То, что разрешалось в Доме учёных, не всегда дозволялось на телевидении. Это было ещё до Угроватова, когда инструктором по пропаганде была Труфанова.
Других случаев вмешательства цензуры не было. Мы были отточены в этом плане.
— А за зоной городское телевидение ловилось?
— Ловилось. Кто-то даже в Рязани видел.
— Говорят, вы вели КВН.
— Я в городе много чего вела. Дворец культуры был для меня живой сценой. Организатором первого КВН был горком комсомола, кажется, это было в 66-м году. Гена Куликов был тогда секретарём горкома. Когда я приехала в театр, то меня взяли в городской комитет комсомола. Когда зародилась идея КВН, позвали меня. Участвовали в КВН сектора ВНИИЭФ. Первый КВН мы вели с Николаем Безнасюком.
В ДК и помимо КВНа я вела много творческих вечеров.
Меня всегда мучил вопрос, почему наши учёные не имели выхода в эфир на телевидении. Никакого лица не должно было быть, никакого имени. Я всё это понимала, но меня это не удовлетворяло. Я могла говорить об учёных только тех, которые пели, которые танцевали, рисовали, вышивали. Из такой категории, например, Е. Е. Мешков. Он был представлен как художник. Н.Г. Макеев выступал как комсомольский деятель. Но таких людей было больше во Дворце культуры, а не на телевидении.
Некоторых людей прийти к нам приходилось уговаривать долго. Например, Ефима Денисовича Гоголева, художника театра. Я его даже на спор пригласила, давала зарок. Также как Гусева, главного дирижера. Про него тоже на спор говорили, что не придёт. Просто не все даже известные люди стремились к публичности.
Передача ко дню рождения комсомола. В центре Н.Г. Макеев
Передача «Театральные встречи». В.Арсеньев, Б.Меликджанов, Э.Арсеньева, Е.Гоголев. 1978 г.
На передаче «Концерт после концерта». Ведущие – Елена Капилевич и Лариса Иванова
ВИА «Нижний Новгород». Весна 1978 г.
ВИА школы № 20. 1978 г.
Передача после IV конкурса молодёжной песни «Комсомольская юность моя». Ансамбль «Юность» школы № 3. Апрель 1978 г.
24 марта 1978 г. День театра
Передача «Музыкальные встречи». Исполнители на народных инструментах из Златоуста и преподаватель Лариса Горская. Апрель 1978 г.
Передача о театре. Справа стоят Л.Магалинская, Б.Меликджанов, Л.Иванова. В центре А.Ломоносов
Передача «Ритмы трудовых пятилеток». Наум Иванович Кучерявых (сидит второй справа), Владимир Григорьевич Громышев, Николай Киреев – лауреат премии ленинского комсомола. Апрель 1979 г. В центре работники телевидения Л.Иванова, Л.Магалинская и Л.Сапрыгина. Слева сидит Владимир Савинкин
Работа в доме отдыха «Прогресс». 11-12 августа 1979 г.
Передача «А женщина женщиной будет». 6 марта 1980 г.
Передача «Огонь Олимпиады в наших сердцах». Встреча с жителями города, побывавших на играх в Москве. Николай Виноградов, Андрей Воинов, ведущая Лариса Иванова, Николай Сорока. 28 ноября 1980 г.
Дом учёных. Спектакль – композиция «Поднятая целина». Режиссер спектакля Марина Ковалёва. 1980 г. Слева Л. Иванова и Л. Кряжимская
Передача «Ленин и мы» к 110-летию со дня рождения Ленина. Пионеры города и Угроватов. 1980 г.
Передача «У нас в гостях» Клуб самодеятельной песни. А.Буданов (с гитарой), Е.Калина и С.Игумнов (закрыт Л.Ивановой). 29 октября 1981 г.
Встреча с врачами Ю.Калачёвой, И.И.Астаховым и В.П.Зверевой. Справа сидит Л.С.Саратова. 1982 г.
Передача «Каникулы». Николай Васильевич Николаев, тренер по гимнастике и его ученики. 6 января 1983 г.
Съёмки детской передачи
Выступают ученики музыкальной школы
М.Афанасьев и его ученики из театральной студии Дома пионеров
Выступает Вадим Карауловский
Одна из последних передач с участием Л.Ивановой. Встреча со спортсменами. Справа на операторском месте А.Синельщиков. Декабрь 1986 г.