Общеизвестно, что Императорская семья Николая второго приезжала в Саровский монастырь на масштабные торжества по канонизации (признания святым) преподобного Серафима Саровского в конце июля 1903 года. Для её размещения были подготовлены помещения в двухэтажном корпусе настоятеля в северной части монастырского каре – см. фото 1.

Фото 1

       Второй этаж заняли Николай II и Александра Фёдоровна. А первый – дядя Николая II – Великий князь Сергей Александрович с женой Елизаветой Фёдоровной. После торжеств настоятель не стал возвращаться в свои прежние покои, для него были построены другие – в этой же линии келий, но немного дальше от колокольни [1]. На фото 1 справа видно их строительство. А в прежних – оставили «всё как есть», назвали «Царским дворцом» и показывали VIP-гостям. Т.е. получилось что-то типа мемориальной экспозиции. Единственное изменение во внешней архитектуре «дворца» было сделано несколько позже – надстроен второй этаж над выступающим за линию соседних зданий входом (типа тамбура) в здание. Крыша которого использовалась до этого в качестве балкона.

      В советское время келии монахов в основном использовались как жильё. Но больше саровским старожилам это место известно, как детская библиотека, которая размещалась там почти 50 лет – с 1959 по 2007 год до переезда в новое, специально построенное для неё здание. А монастырские помещения вскоре вернули их бывшему владельцу – РПЦ. Сейчас они – часть Духовно-научного центра при монастыре Саровская Пустынь. Первоначально планировалось воссоздать там обстановку 1903 года и использовать как музейную экспозицию, посвящённую семье Императора Николая 2, признанную РПЦ святой. Но после революции вся обстановка была разграблена и найти сейчас её части (или их остатки) вряд ли возможно.

      Поиски различными исследователями чертежей здания образца 1903 года в архивах, где хранятся материалы по Саровскому монастырю (Саранск, Тамбов, Нижний Новгород и др.), ничего не дали. Фотографий, по которым можно было бы хотя бы частично восстановить обстановку, да и просто первоначальную планировку (за годы существования посёлка и города она сильно менялась в зависимости от использования здания), тоже почти не сохранилось – известны всего два-три фото, да и те не самого лучшего качества – см. фото 2,3.

Фото 2

 

Фото 3

      Единственно, что известно, это то, что для обустройства помещений для различных «высоких» гостей была привезена мебель из Московского кремлевского дворца [1]. Так что после переезда библиотеки в историческом здании в конце 2010-х годов был просто сделан добротный ремонт и на этом дело застопорилось.

      И вот, наконец, дело вполне может сдвинуться с мёртвой точки. Автором в интернете [2] обнаружены фотокопии дореволюционных детальных планировок «Царского дворца» – так он именуется в документе. Причём, не просто архитектурные планировки, а с указанием мест размещения и видов мебели. И не только собственно царских покоев, а обоих этажей и даже подвала. И найдены эти, можно сказать, уникальные документы, как это часто бывает, совсем не там, где искали (в окрестных архивах), а в музее Царского села. И источник сведений – авторитетнее не бывает – настоятель монастыря игумен Иерофей. Таким образом, появилась хорошая основа для работ по организации мемориальной экспозиции в «Царском дворце».

      25 апреля 1913 года на фирменном бланке монастыря настоятель пишет некоему Дмитрию Николаевичу следующее – см. фото 4:

Фото 4

            (Расшифровка письма):

«Ваше Высокоблагородие,

Дмитрий Николаевич

Во время пребывания в минувшую зиму,

в Январе месяце, в нашей обители, Вы упо-

минали о планах Саровского Царского дворца,

насколько возможно, планы эти изготовили, ко-

торые при сем посылаю Вам, если что не-

достаточно, то уведомите о дополнении.

С высокопочитанием и доброжелатель-

ством к Вам

Вашего Высокоблагородия

богомолец

и покорнейший служка

Смиренный Игумен Иерофей»

 

     К письму приложены 3 плана (см. фото 5-7) – подвал и оба этажа здания с масштабом и описанием обстановки. К сожалению, качество фото с трудом даёт возможность расшифровать некоторые подписи, но большая их часть всё-таки определяется. Не будем углубляться в их анализ и просто приведём здесь найденные поэтажные планы, а желающие могут заняться этим сами.

Фото 5

 

Фото 6

 

Фото 7

 

     Сотрудникам монастыря они переданы и для получения более качественных копий можно обратиться в Царскосельский музей от имени Саровского монастыря. Думаю, проблем с этим быть не должно. По крайней мере, автору в некоторых музеях по его просьбе (с объяснением причин) высылали дополнительные фотографии материалов из своих коллекций. Разумеется, с обязательным в таких случаях условием упоминания правообладателя при публичном использовании их материалов. Кроме того, сотрудники Царскосельского музея вполне могут знать, кто такой адресат письма – Дмитрий Николаевич – и какое отношение он имеет к Царскому Селу и к Саровской пустыни.

      Предварительные поиски в интернете дали такой результат. Адресатом письма игумена Иерофея вполне мог быть Дмитрий Николаевич Ломан (см. фото 8 из Википедии) — с 1910 года ктитор (церковный староста) Федоровского Государева собора в Царском селе (освящён в 1912 году). В котором был так называемый Пещерный храм с престолом преподобного Серафима Саровского. Ломан был инициатором и активным участником строительства Фёдоровского городка, начавшегося в 1913 году. И именно по этим делам он мог приезжать в Саров. В 1913 году он был сначала подполковником, а с середины апреля — полковником. И обращение «Ваше высокоблагородие» (как в письме) согласно Табелю о рангах полагалось именно чинам от майора до полковника. Как видим, всё один к одному. Впрочем, это предположение о личности адресата ещё нуждается в дополнительной проверке.

Фото 8

 

Приложение

Царская семья поднимается в «Царский дворец» (с северной стороны), 1903г.

 

Источники.

  1. Подурец А.М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. 4-е изд., доп. – Саров: ЗАО “ИНФО”; Саранск, 2012. С.198.
  2. Сайт «ГОСКАТАЛОГ.РФ» ФГБУК ГХАДПМЗ “Царское село”.

©В.Н.Ганькин, 2024

valery.sarov@mail.ru

К этой записи 5 комментариев

  • А. М. Подурец А. М. Подурец:

    И теперь легко можно найти точки, с которых были сделаны эти снимки.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Вставил в текст предположение об адресате письма в Царское село.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Статья перепечатана местным информагенством Затоновости Саров, как обычно — без указания авторства. Это уже с ними не первый раз. Воры!

    1. В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

      После письма главе агентства фамилия автора в перепечатке всё-таки появилась.

  • В.Н. Ганькин В.Н. Ганькин:

    Добавил фото Царского дворца с внешней (северной) стороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>