К канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году было выпущено много «сувенирной» продукции, посвящённой этому знаменательному событию – книги, литографии, иконы, крестики, медальоны и т.п. Их выпуск продолжался до революции и возобновился в 1991 году в связи со вторым обретением мощей преподобного. Автор начал их собирать в середине 1990-х годов, когда они были более доступны, чем сейчас. Видимо, из-за того, что известность Серафима Саровского ещё не приобрела те масштабы, которые проявились примерно с 2002 года в процессе широкой подготовки к празднованию 100-летия его канонизации.

     Сначала определимся, что можно назвать медальоном? Среди коллекционеров нет однозначного толкования. Некоторые ошибочно называют их «ладанками», но согласно словарю, «ладанка – это маленький мешочек с каким-либо предметом, заговором (первоначально с ладаном), носимый на груди как талисман». А вот медальон в словаре определяется как «овальная или круглая оправа или рамка для какого-нибудь изображения, украшения, а также рисунок, рельефный орнамент, заключенный в такую рамку» (подчёркнуто автором). Мне это определение кажется более близким к рассматриваемому предмету «мелкой пластики», хотя и часто используемый термин «нательный образок» тоже отражает его суть. Медальоны могут быть разных размеров, из разных материалов, с эмалью и ювелирными камнями и без. В основном – овальной формы, но встречаются и прямоугольные. Уточним, что далее рассмотрены только небольшие цельнометаллические медальоны из латуни (цинковая бронза) и серебра, предназначенные для ношения на шейной цепочке или шнурке и изготовленные, в основном, до 1917 года. Добавлены старые нательные крестики с изображением прп. Серафима, как близкие по большинству формальных признаков к медальонам. А также, для сравнения, несколько современных образцов по данной тематике.

Краткое описание старых бронзовых медальонов

      Дореволюционные бронзовые медальоны из коллекции автора имеют размер от 15х21мм до 33х48мм (с ушком). Большинство из них скомпонованы так – на одной из сторон изображение любимой иконы о.Серафима – «Умиление божьей матери» с ликом девы Марии и надписью вокруг нимба «Радуйся невеста неневестная», на другой – изображение прп. Серафима Саровского. Его изображение может быть или поясным (см. рис.1), или во весь рост. Ростовые разделяются в свою очередь на изображение прп.Серафима, стоящего на фоне Саровского монастыря (см. рис.2), и стоящего на коленях на камне на Ближней пустыни (см. рис.3) или в келье, с надписью сверху типа «БЛАЖЕН. КОНЧИНА ПР. СЕРАФИМА С.Ч.» (см. рис.4).

       

      

  

Рис. 1

.

        

 

 

Рис. 2

.

  

 

Рис. 3

.

 

 

Рис. 4

.

     Несколько особняком стоят медальоны с изображением пр. Серафима на одной из сторон, но без изображения иконы «Умиление» на другой. Среди них те, где есть изображение Саровского монастыря (см. рис.5). Один медальон – с изображением Успенского собора, главного собора Успенской Саровской пустыни с надписью «ВИДЪ САБОРА ГДЕ ПОЧИВАЮТЪ МОЩИ ПР.СЕРАФИМА САРОВ.». Другой – круглый с аналогичным текстом на обратной стороне и надписью «ВЪ ПАМЯТЬ ОТКРЫТИЯ СВ. МОЩЕЙ ПР.СЕРАФИМА САРОВСК.ЧУД*1903*» на другой. Третий – юбилейный с надписью «ВЪ ПАМЯТЬ ДВУХЪ СОТЪ ЛЕТIЯ САРОВСКОЙ ПУСТ. 1906 ГОДА IЮНЯ 16 ДНЯ». Сюжеты этих медальонов наводят на мысль, что они могли быть изготовлены по заказам Саровского монастыря.

     На других медальонах присутствуют изображения, напрямую не связанные с Саровом (см. рис.6). Один (с утраченным ушком) с изображением иконы Казанской пресвятой богородицы («КАЗАНСКIЯ ПР. БЦЫ»). Сюжет выбран, видимо, из-за Казанской церкви Дивеевского монастыря, построенной ещё в 1780 году, девичьей общине при которой, о.Серафим покровительствовал и мог быть изготовлен по заказу Дивеевского монастыря. И ещё один – с изображением так называемого «схимнического» креста или «голгофы» (такой тип изображения часто использовался и старообрядцами).

 

Рис. 5

.

 

Рис. 6

.

    И, наконец, медальоны с изображениями на одной из сторон, никак не связанными с Саровом (см. рис.7). Один – с поясным изображением Серафима Саровского на одной стороне и иконы «ОБРАЗЪ СМОЛЕНСКIЯ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ» на другой. Второй – с ростовым изображением Серафима Саровского на фоне Саровской Пустыни на одной стороне и иконы «ОБРАЗЪ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ИВЕРСКIЯ» на другой. В интернете иногда встречаются и изображения других аналогичных медальонов.

 

Рис. 7

.

     Памятный латунный (выпускался также в серебре и в золоте) жетон 1903 года (см. рис.8), конечно, не является медальоном в полном смысле этого слова, да и на нём нет изображения о.Серафима. Но, судя по тому, что в 90% встречается без колодки, многими носился именно как медальон на шейной цепочке в память тех Саровских торжеств.

 

Рис. 8

.

Краткое описание старых серебряных медальонов

     Старые серебряные медальоны (см. рис.9) не столь многочисленны, как латунные. Они имеют размер от 12х17 до 20х30мм (с ушком). На них проставлены проба 84 (соответствует современной 875°) и клейма мастеров (НЧ, АЧ, МР и МАР). Первый из них односторонний, с поясным изображением пр.о.Серафима. Остальные – двусторонние, «традиционной» композиции. На одной стороне – изображение иконы «Умиление божьей матери», на другой – изображение пр.Серафима Саровского Чуд. либо поясное, либо ростовое – на фоне Саровского монастыря (см. рис.9). Или же на коленях, молящегося в лесу на камне (см. рис.10). Немного особняком стоит серебряный медальон (20х30мм), на одной стороне которого «св.преп.Серафимъ Саровс.», молящийся в лесу на камне. А на другой – «часовня надъ могилою преподобн.Серафима» с клеймом «АМ 84ил».

    

 

 

Рис. 9

.

 

 

Рис. 10

.

     И, наконец, медальон с изображением, никак не связанным с Саровом (см. рис.11). На одной из сторон медальона – поясное изображение прп.Серафима, а вот на другой стороне – изображение иконы «ОБР. АФОНСК. БОЖ. МАТ. МЛЕКОПИТАТЕЛЬНИЦЫ». Таким образом, это уже третий медальон такого типа (см. рис.7) в представленной коллекции.

Рис. 11

.

Краткое описание старых серебряных крестиков

     Теперь рассмотрим серебряные кресты, точнее, нательные крестики (см. рис.12). Они встречаются нечасто. Размер одного 27х47 мм (с ушком), другого 26х42 мм (без ушка) с самодельным отверстием сверху (видимо, предназначена для шейной цепочки – из-за сломавшегося ушка). Их лицевая сторона – стандартная, с изображением распятого Иисуса Христа. На обратной стороне внизу выбито небольшое изображение прп. Серафима Саровского. На первом крестике – в рост, на втором – в три четверти. Рядом проставлены одинаковые на обоих крестах проба «84 АС» Костромского пробирного управления и клеймо мастера «МАР» – Михаил Андреевич Романов. (Такие же проба и клейма присутствуют на серебряном медальоне с изображением прп.Серафима, молящегося в лесу). Третий крестик этого же мастера размером 28х47 мм также с изображением прп.Серафима на обратной стороне. А вот на лицевой – по центру вместо изображения распятого Иисуса Христа сверху видна традиционная надпись «IНЦI», по бокам крестика «I С» и «Х С».

      А вот четвёртый крестик (28х47мм) изготовил другой костромской мастер-ювелир. Он несколько необычный по композиции – односторонний, на обратной стороне выбиты лишь клейма. Внизу рядом с пробой «84 АС» клеймо «НЧ» (видимо, Николай Чулков). Крестик немного больше предыдущих – 32х55мм (с ушком), с остатками эмали. На лицевой стороне по центру вместо изображения распятого Иисуса Христа видна крестообразная вертикальная и горизонтальная надпись «ГОСПОД. СПАСИ И СОХРАНИ ПОМИЛУЙ МЕНЯ». На левом конце креста изображение святого с буквами «СТ» (святой Тихон?), на правом – святого с буквами «СМ» (святой Михаил?). На нижнем конце креста изображение преподобного Серафима Саровского с буквами «пре.» и «сер.».

    

Рис. 12

.

Краткое описание современных медальонов

       Ну и, наконец, о современных медальонах на эту тему. Их выпуск настолько разнообразен и многочисленен, что хочется употребить слово «продукция». Автор приобрёл только несколько образцов, наиболее интересных с его точки зрения (см. рис.13). Это три овальных рельефных двусторонних серебряных (с клеймами 925° пробы на колечке) изготовленные в ювелирной мастерской при Ниловой пустыни (Тверская обл.). На одном (размер 14х19мм, масса 2.33г) изображение иконы «Умиление» с надписью на обратной стороне «Радуйся невеста неневестная». На другом, аналогичном по размеру и исполнению, изображён «СВ. ПРП. СЕРАФIМЪ САРОВС.» с надписью на обратной стороне «ПРП ОТЧЕ СЕРАФIМЕ МОЛИ Б˜ГА О НАС». Оба изготовлены в 2016г. Третий медальон (размер 15х23мм) с глубоким рельефом довольно массивный (7 грамм) с плоским узорным соединительным звеном, изготовлен в 2019г. На одной стороне изображение иконы «Умиление» с надписью «МР» (сокращённое Мария) и «ДУ» (Дева Умиление?). На другой стороне изображён «ПР. СЕРАФIМЪ САРОВС.».

      Два других двусторонних рельефных медальона с изображением иконы Серафима Саровского на одной стороне и текстом на другой – по форме близки к прямоугольнику. Один – серебряный с клеймом 925° пробы на колечке – размером 13х26мм и массой 1.93г изготовлен в 2015г. в ювелирной мастерской «Северная Фиваида» Красносельского р-на Костромской обл. На одной стороне надпись «ПРЕП.СЕРАФИМ САРОВ.ЧУД.» над изображением прп. Серафима. На другой стороне – восьмиконечный крест и надпись «По вере вашей да будет вам». Другой – «именная нательная иконка» – мельхиоровый с серебрением медальон размером 17х26мм и с чёрным шнурком в комплекте. Изготовлен в 2015-16г. в Московской мастерской «Изограф». На одной стороне – изображение прп. Серафима с подписью «СВ•ПРП•СЕРАФИМ САРОВ». На другой стороне – голубка и надпись «Моли Бога о мне  святый  О душе моей». И ещё один медальоноподобный образок– для разнообразия – кожаный, с цветным изображением прп. Серафима на металлической накладке и с чёрным шнурком в комплекте, размер 32х62мм.

       

       

  

Рис. 13

.

Выставка в музее А.Рублёва

      В 2003 году почти половина из тогдашней коллекции автора – шесть бронзовых, один серебряный односторонний медальон и три других предмета начала 20 века – были отобраны сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублёва для участия в декабре 2003–марте 2004 во всероссийской выставке, посвящённой 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского (см. фото с открытия выставки в музее Рублёва).

       Оказалось, что широко распространённые в начале 20 века нашейные медальоны с изображениями святых в коллекциях музеев представлены довольно скудно. Видимо, ранее искусствоведы их серьёзно не воспринимали. Изображения 3-х бронзовых и одного одностороннего серебряного медальонов из коллекции автора вошли в большой альбом, выпущенный с благословения патриарха по итогам выставки  (см. «Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография», М., Индрик, 480 стр., 2004. Тираж 1000 экз.). Причём фото серебряного медальона был помещено внизу на суперобложке альбома (см. фото).

    Изображения тех медальонов из альбома 2004 года (и ещё пары финифтей с изображением прп.Серафима из коллекции автора) перекочевали в альбом «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии России», М.: Лето, 464 стр., 2015. Тираж 1500 экз. (фактически, это существенно переработанное и дополненное издание 2004 года). Но, в отличие от предыдущего издания, в этом в подписи к фото медальонов не указана фамилия владельца, только «Частное собрание, Саров». Впрочем, аналогичная история и с предметами других частных коллекционеров – указан только их город.

     С тех пор коллекция автора значительно расширилась – в т.ч. на серебряные и серебряные крестики с изображениями о.Серафима. Но конца пределам разнообразия Саровских медальонов так не видно.

P.S. Выражаю признательность Денисюку Олегу Николаевичу, который безвозмездно передал в коллекцию автора 5 старых небольших латунных медальонов стандартного типа, 4 – с поясным изображением прп. Серафима и один – ростовой на фоне монастыря (сканы добавлены в конец ряда изображений соответствующих видов медальонов).

©2019, 2021. В.Н.Ганькин, ИО «Саровская Пустынь».

К этой записи 37 комментариев

  • Валерий Валерий:

    Алексей Михайлович, закинь, пожалуйста, этот материал в раздел Фалеристика

    1. Валерий Валерий:

      Так как с размещением в раздел Фалеристика?
      И, кстати, только сейчас обратил внимание, что списки разделов сверху в заголовке сайта не совпадают со списками рубрик в правой колонке — так и должно быть?
      И ещё — тег Филателия есть, а тегов Фалеристика и Филокартия — нет. Это такая концепция или просто «руки не доходят»?

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Очень интересный и познавательный материал!

    Можно сделать отдельно статью «Современные медальоны и образки прп. Серафима Саровского в серебре»! Есть очень интересные экземпляры…

    Всегда покупаю эти освящённые образки для подарка друзьям… Буря положительных эмоций! 🙂

  • Валерий Валерий:

    Идентифицировал данные о клеймах на серебренных крестиках и добавил в текст

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Есть более качественное изображение!

    1. Валерий Валерий:

      Это изображение медальона не из моей коллекции — см. название материала.
      Кстати, интересный факт — этот хоть и лучшей сохранности, но без позолоты, следы которой присутствует на моём. Нигде не встречал данных о том, что такие (с позолотой) производились (а, может, раньше просто не обращал внимания). Хотя они иногда встречаются. Предполагаю, что это можно объяснить тем, что была дочеканка первоначального тиража. Вряд ли дочеканивали для «обывателей», скорее всего, для руководства. И именно для них выпустили медальон улучшенного качества, поэтому этот доптираж и был с позолотой.

  • Олег:

    Фото сделано в условиях плохого освещения. Есть такой, готов передать в коллекцию:
    [URL=http://savephoto.ru/f/2xmev22g04n44][IMG]http://savephoto.ru/Files/2xmev22g04n44_t.jpg[/IMG][/URL][URL=http://savephoto.ru/f/2umf4d4jpy2t4][IMG]http://savephoto.ru/Files/2umf4d4jpy2t4_t.jpg[/IMG][/URL]

  • Олег:

    Готов передать в коллекцию.

    1. Валерий Валерий:

      Спасибо, не ожидал. Пишите на эл. адрес valery.sarov@mail.ru, договоримся о встрече

    2. Валерий Валерий:

      Большое спасибо Олегу за переданные медальоны. В течении недели отсканирую медальоны и их изображения вставлю в этот материал

  • Валерий Валерий:

    Вторая редакция.
    Добавлены изображения пяти новых бронзовых медальонов и Постскриптум (P.S.).
    Добавлены сведения о пробах на серебряных медальонах и немного подредактирован текст.

  • Олег:

    Валерий, Вам спасибо! Если при разборе обнаружу что-либо интересное — обязательно дам знать!
    С уважением.

  • Валерий Валерий:

    Новая редакция — добавил один серебряный медальон с изображением часовни над могилой Серафима Саровского

  • Валерий Валерий:

    Добавил ещё один серебряный маленький медальон с изображением о.Серафима на камне

  • Валерий Валерий:

    Новая редакция — добавлен один не совсем обычный серебряный крестик с изображением Серафима Саровского и немного подредактирован текст

  • Валерий Валерий:

    Новая 5-я редакция — добавлены два современных двусторонних медальона с изображением Серафима Саровского (второй ряд изображений в соответствующем разделе) и немного подредактирован текст.

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Обнаружил на «просторах Интернета» вот такую медаль «В память открытия св. мощей пр. серафима саровского чуд. 1903».
    Она у нас где-нибудь описана

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Виден размер:

      1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

        Оборот:

        1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

          Опять размер:

          1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

            На обороте Успенский собор:

            «Вид собора где покоются мощи пр. серафима саровского чуд.»

          2. Валерий Валерий:

            В апреле и мае был в командировках в Москве и приобрёл себе аналогичный латунный медальон (на предыдущем фото похоже на медный), только сохран похуже — зато недорого.

          3. Валерий Валерий:

            Вот обратная сторона.
            Приобрёл и ещё несколько медальонов с о.Серафимом — вставлю их изображения в следующую редакцию своей статьи.

  • Валерий Валерий:

    Я видел такую лет 5-6 назад на Вернисаже — она маленькая и я бы назвал её не медалью, а медальоном. Был в лучшей сохранности, но просили дороговато (не помню точно сколько, но помню, что цена была как будто он серебряный) и я его не купил. А в этом материале описана только моя коллекция.

    1. Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

      Так может поместить эту медальку в «Медали города Сарова», где есть уже несколько медалей в честь 100-летия канонизации пр. Серафима Саровского?…

      1. Валерий Валерий:

        Дело в том, что во-первых, я привык к системному подходу. Если включить этот медальон, то надо включать и сотни других медальонов, посвящённых о.Серафиму. Именно поэтому, я не стал включать свои медальоны в общие Каталоги, а сделал для них отдельный.
        Во-вторых, в моих Каталогах я стараюсь придерживаться довольно высоких стандартов описаний каждого из объектов, приведённых в них, т.е. приведены не любые фото, а определённого качества, а также описания объектов — размер, материал, тип крепления и т.п. Исключения единичны — на несколько тысяч объектов всего лишь около десятка. А здесь нет одной из самых главных характеристик — размера. Если б такой медальон был единичным, то ладно. Но их, как я уже писал, — сотни. Т.е. сотни исключений! А это существенно снижает качество каталогов, чего не хотелось бы.
        Может, имеет смысл сделать отдельный каталог церковных медальонов на Саровскую тематику со сниженными требовании к его содержанию. Где просто выкладывать все найденные фото. Но я пока к этому не готов — надо много времени на поиски фото в инете и на их систематизацию.

  • М.А. Власова:

    пусть будет

    1. Валерий Валерий:

      Спасибо. Теперь понятно, почему И.Можейко (Кир Булычёв) в своей книге «Должностные знаки Российской империи» 1993г. написал, что эти знаки изготовлены в 1906 году (см. скан). Видимо, Можейко нашёл только эти документы и на их основании сделал свой вывод. Теперь мы знаем, что на самом деле их делали в 1903-04 годах — см. «Каталог значков города Саров» на этом сайте. А в 1906г. было не «учреждение», а только узаконено их ношение «нижними чинами» и, соответственно, внешний вид ношения.

      1. Валерий Валерий:

        Начинающие неопытные коллекционеры часто путаются в терминологии — медаль, медальон, жетон. Действительно, чёткого определения медальона и жетона нет. Но даже не слишком опытные коллекционеры никогда не назовут медальон медалью — медальон не может быть наградным, он может быть памятным, юбилейным, сувенирным или церковным. И по толщине он обычно намного тоньше медали. Да и по другим размерам тоже обычно меньше.
        А вот медаль и жетон — могут быть и наградными, но не равноценными наградами. Наградной жетон до революции часто выдавался за события «местного» негосударственного калибра, например, за победу в каком-нибудь соревновании — призовой жетон. Таковые были обычно не низкопрофильные цельноштампованные (как медали и медальоны), а рельефные и накладные, часто с эмалью. Были и служебные жетоны — у дворников, полиции и т.д. После революции понятие наградной жетон постепенно исчезло.
        Видимо, чтобы избежать пустых споров по этому поводу, Можейко в своей книге употребил более общее понятие — знак.

  • М.А. Власова:

    и два

  • Валерий Валерий:

    Новая 6-я редакция — добавлено изображение ещё одного серебряного крестика, одного латунного круглого медальона и двух прямоугольных медальонов. А также заменено изображение прямоугольного медальона в плохой сохранности на более лучшее и немного подредактирован текст.

  • Максим:

    Здравствуйте. Подскажите. Именно такую нигде не нашёл.

    1. Валерий Валерий:

      Изображение иконы «Умиление божьей матери» самое распространённое на бронзовых медальонах с Серафимом Саровским. Только в моём собрании таких гораздо больше десятка (см. рис. 1-3). Просто мои медальоны в лучшей сохранности — почти все с ушком, а у этого оно отломано. Так что ваше утверждение мне не понятно. Уточните вашу мысль.
      Более интересно было бы посмотреть на другую стону медальона — вот там большее разнообразие сюжетов.

  • Валерий Валерий:

    Новая 7-я редакция — немного подредактирована структура Каталога… и текст.
    Добавлены изображения двух медальонов в конец Рис.3, трёх медальонов в новый Рис.4 и двух медальонов с изображениями на одной из сторон икон, не связанными с Саровом, в новый Рис.7. В связи с этим изменена нумерация рисунков.

  • Валерий Валерий:

    Случайно обнаружил на просторах Интернета перепечатку 5-й редакции (2019-го года) этого своего Каталога на сайте https://troitskshop.ru/svyatye-i-ikony/serafima-sarovskogo-foto-kartinki.html. Фамилия автора указана, а вот ссылки на наш сайт «Саровский краевед» нет.
    P.S. Тем временем готовлю уже 8-ю редакцию Каталога…, в которую будут добавлены новые серебряные медальоны.

  • Валерий Валерий:

    Новая 8-я редакция — немного подредактирована структура Каталога… и текст.
    Добавлены изображения серебряных медальонов:
    четырёх — в конец Рис.9,
    трёх — в начало обновлённого Рис.10 и
    двух медальонов с изображениями на одной из сторон икон, не связанными с Саровом, в новый Рис.11.
    В связи с этим изменена общая нумерация рисунков, начиная с Рис.10.

  • Валерий Валерий:

    Подкорректирован Рис.11 — исключён один из двух медальонов на нём (с буквой «С» справа от изображения святого), идентифицированный с помощью читателя из Пскова как посвящённый не Серафиму, а скорее Сергию Радонежскому.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>