К канонизации преподобного Серафима Саровского в 1903 году было выпущено много сувенирной продукции, посвящённой этому знаменательному событию – книги, литографии, иконы, крестики, медальоны и т.п. Их выпуск продолжался до революции и возобновился в 1991 году в связи со вторым обретением мощей преподобного. Автор начал их собирать в середине 1990-х годов, когда они были более доступны, чем сейчас. Видимо, из-за того, что известность Серафима Саровского ещё не приобрела те масштабы, которые проявились примерно с 2002 года в процессе широкой подготовки к празднованию 100-летия его канонизации.

      Сначала определимся, что такое медальон? Среди коллекционеров нет однозначного толкования. Некоторые ошибочно называют их «ладанками», но согласно словарю, «ладанка – это маленький мешочек с каким-либо предметом, заговором (первоначально с ладаном), носимый на груди как талисман». А вот медальон в словаре определяется как «овальная или круглая оправа или рамка для какого-нибудь изображения, украшения, а также рисунок, рельефный орнамент, заключенный в такую рамку» (подчёркнуто автором). Мне это определение кажется более близким к рассматриваемому предмету «мелкой пластики». Медальоны могут быть разных размеров, из разных материалов, с эмалью и ювелирными камнями и без. В основном – овальной формы, но встречаются и прямоугольные. Уточним, что далее рассмотрены только небольшие цельнометаллические медальоны из латуни (цинковая бронза) и серебра, предназначенные для ношения на шейной цепочке или шнурке и изготовленные, в основном, до революции 1917 года. Добавлены старые нательные крестики с изображением прп. Серафима, как близкие по большинству формальных признаков к медальонам. А также, для сравнения, несколько современных образцов по данной тематике.

Описание старых медальонов и крестиков

        Дореволюционные латунные медальоны из коллекции автора имеют размер от 15х21мм до 33х48мм (с ушком). Большинство медальонов скомпонованы так – на одной из сторон изображение любимой иконы о.Серафима – «Умиление божьей матери» с ликом девы Марии и надписью вокруг нимба «Радуйся невеста неневестная», на другой – изображение прп. Серафима Саровского. Изображение прп. Серафима может быть или поясным, или во весь рост. Ростовые разделяются в свою очередь на изображение прп. Серафима, стоящего на фоне Саровского монастыря, и стоящего на коленях на камне на Ближней пустыни или в келье с надписью сверху «БЛАЖЕН. КОНЧИНА ПР. СЕРАФИМА С.Ч.».

       

      

  

 

.

   

.

        

 

  

           Несколько особняком стоят три медальона с изображением пр. Серафима на одной из сторон, но без изображения иконы «Умиление» на другой. Один медальон – с изображением Успенского собора, главного собора Успенской Саровской пустыни с надписью «ВИДЪ САБОРА ГДЕ ПОЧИВАЮТЪ МОЩИ ПР.СЕРАФИМА САРОВ.». Другой – юбилейный с надписью «ВЪ ПАМЯТЬ ДВУХЪ СОТЪ ЛЕТIЯ САРОВСКОЙ ПУСТ. 1906 ГОДА IЮНЯ 16 ДНЯ». Третий (с утраченным ушком) с изображением иконы Казанской пресвятой богородицы («КАЗАНСКIЯ ПР. БЦЫ»). Сюжет выбран, видимо, из-за Казанской церкви Дивеевского монастыря, построенной ещё в 1780 году, девичьей общине при которой, о.Серафим покровительствовал. Сюжеты этих медальонов наводят на мысль, что они могли быть изготовлены по заказам Саровского и Дивеевского монастырей соответственно.

  

       Памятный латунный (выпускался также в серебре и в золоте) жетон 1903 года, конечно, не является медальоном в полном смысле этого слова, да и на нём нет изображения о.Серафима. Но, судя по тому, что в 90% встречается без колодки, многими носился именно как медальон на шейной цепочке в память тех Саровских торжеств.

 

 

           Старые серебряные медальоны не столь многочисленны, как латунные. Они имеют размер от 13х18 до 18х24мм (с ушком). На них проставлены проба 84 (соответствует современной 875°) и клейма мастеров (НЧ, АЧ, МР и МАР). Первый из них односторонний, с поясным изображением пр.о.Серафима. Остальные – двусторонние, «традиционной» композиции. На одной стороне – изображение иконы «Умиление божьей матери», на другой – изображение пр.Серафима Саровского Чуд. Либо поясное, либо ростовое – на коленях молящийся в лесу (на камне?).

    

   

 

.

     Немного особняком стоит серебряный медальон (21х29мм), на одной стороне которого «св.преп.Серафимъ Саровс.», молящийся в лесу на камне. А на другой – «часовня надъ могилою преподобн.Серафима» с клеймом «АМ 84ил».

       Теперь рассмотрим серебряные кресты, точнее, нательные крестики. Они встречаются нечасто. Размер одного 27х47 мм (с ушком), другого 26х42 мм (без ушка) с самодельным отверстием сверху (видимо, предназначена для шейной цепочки – из-за сломавшегося ушка). Их лицевая сторона – стандартная, с изображением распятого Иисуса Христа. На обратной стороне внизу выбито небольшое изображение прп. Серафима Саровского. На первом крестике – в рост, на втором – в три четверти. Рядом проставлены одинаковые на обоих крестах проба «84 АС» Костромского пробирного управления и клеймо мастера «МАР» – Михаил Андреевич Романов. (Такие же проба и клейма присутствуют на серебряном медальоне с изображением прп.Серафима, молящегося в лесу).

      А вот третий крестик изготовил другой костромской мастер-ювелир. Он односторонний – на обратной стороне выбиты лишь клейма. Внизу рядом с пробой «84 АС» клеймо «НЧ» (видимо, Николай Чулков). Крестик немного больше предыдущих – 32х55мм (с ушком), с остатками эмали и необычный по композиции. На лицевой стороне по центру вместо изображения распятого Иисуса Христа видна вертикальная и горизонтальная надпись «ГОСПОД. СПАСИ И СОХРАНИ ПОМИЛУЙ МЕНЯ». На левом конце креста изображение святого с буквами «СТ» (святой Тихон?), на правом – святого с буквами «СМ» (святой М…?). На нижнем конце креста изображение преподобного Серафима Саровского с буквами «пре.» и «сер.».

    

 

Краткое описание современных медальонов

        Ну и, наконец, о современных медальонах на эту тему. Их выпуск настолько разнообразен и многочисленен, что хочется употребить слово «продукция». Автор приобрёл только несколько образцов, наиболее интересных с его точки зрения. Это три овальных рельефных двусторонних серебряных (с клеймами 925° пробы на колечке) изготовленные в ювелирной мастерской при Ниловой пустыни (Тверская обл.). На одном (размер 14х19мм, масса 2.33г) изображение иконы «Умиление» с надписью на обратной стороне «Радуйся невеста неневестная». На другом, аналогичном по размеру и исполнению, изображён «СВ. ПРП. СЕРАФIМЪ САРОВС.» с надписью на обратной стороне «ПРП ОТЧЕ СЕРАФIМЕ МОЛИ Б˜ГА О НАС». Оба изготовлены в 2016г. Третий медальон (размер 15х23мм) с глубоким рельефом довольно массивный (7 грамм) с плоским узорным соединительным звеном, изготовлен в 2019г. На одной стороне изображение иконы «Умиление» с надписью «МР» (сокращённое Мария) и «ДУ» (Дева Умиление?). На другой стороне изображён «ПР. СЕРАФIМЪ САРОВС.».

        Два других двусторонних рельефных медальона с изображением иконы Серафима Саровского на одной стороне и текстом на другой – по форме близки к прямоугольнику. Один – серебряный с клеймом 925° пробы на колечке – размером 13х26мм и массой 1.93г изготовлен в 2015г. в ювелирной мастерской «Северная Фиваида» Красносельского р-на Костромской обл. На одной стороне надпись «ПРЕП.СЕРАФИМ САРОВ.ЧУД.» над изображением прп. Серафима. На другой стороне – восьмиконечный крест и надпись «По вере вашей да будет вам». Другой – «именная нательная иконка» – мельхиоровый с серебрением медальон размером 17х26мм и с чёрным шнурком в комплекте. Изготовлен в 2015-16г. в Московской мастерской «Изограф». На одной стороне – изображение прп. Серафима с подписью «СВ•ПРП•СЕРАФИМ САРОВ». На другой стороне – голубка и надпись «Моли Бога о мне  святый  О душе моей». И ещё один медальоноподобный образок– для разнообразия – кожаный, с цветным изображением прп. Серафима на металлической накладке и с чёрным шнурком в комплекте, размер 32х62мм.

       

       

  

.

Выставка в музее А.Рублёва

       В 2003 году примерно половина из тогдашней коллекции автора – шесть бронзовых, один серебряный односторонний медальон и три других предмета начала 20 века – были отобраны сотрудниками Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. А.Рублёва для участия в декабре 2003–марте 2004 во всероссийской выставке, посвящённой 100-летию канонизации преподобного Серафима Саровского (см. фото с открытия выставки в музее Рублёва).

        Оказалось, что широко распространённые в начале 20 века нашейные медальоны с изображениями святых в коллекциях музеев представлены довольно скудно. Видимо, ранее искусствоведы их серьёзно не воспринимали. Изображения 3-х бронзовых и одного одностороннего серебряного медальонов из коллекции автора вошли в большой альбом, выпущенный с благословения патриарха по итогам выставки  (см. «Преподобный Серафим Саровский. Агиография. Почитание. Иконография», М., Индрик, 480 стр., 2004. Тираж 1000 экз.). Причём фото серебряного медальона был помещено внизу на суперобложке альбома (см. фото).

      С тех пор коллекция автора несколько расширилась – на 4-5 латунных, тройку серебряных медальонов и серебряные крестики. Изображения тех же медальонов из альбома 2004 года (и ещё пары финифтей с изображением прп.Серафима из коллекции автора) перекочевали в альбом «Преподобный Серафим Саровский в историко-культурном наследии России», М.: Лето, 464 стр., 2015. Тираж 1500 экз. (фактически, это существенно переработанное и дополненное издание 2004 года). Но, в отличие от предыдущего издания, в этом в подписи к фото медальонов не указана фамилия владельца, только «Частное собрание, Саров». Впрочем, аналогичная история и с предметами других частных коллекционеров – указан только их город.

P.S. Выражаю признательность Денисюку Олегу Николаевичу, который безвозмездно передал в коллекцию автора 5 старых небольших латунных медальонов стандартного типа, 4 – с поясным изображением прп. Серафима и один – ростовой на фоне монастыря (сканы добавлены в конец ряда изображений соответствующих видов медальонов).

©2019. В.Н.Ганькин, ИО «Саровская Пустынь».

К этой записи 16 комментариев

  • Валерий Валерий:

    Алексей Михайлович, закинь, пожалуйста, этот материал в раздел Фалеристика

    1. Валерий Валерий:

      Так как с размещением в раздел Фалеристика?
      И, кстати, только сейчас обратил внимание, что списки разделов сверху в заголовке сайта не совпадают со списками рубрик в правой колонке — так и должно быть?
      И ещё — тег Филателия есть, а тегов Фалеристика и Филокартия — нет. Это такая концепция или просто «руки не доходят»?

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Очень интересный и познавательный материал!

    Можно сделать отдельно статью «Современные медальоны и образки прп. Серафима Саровского в серебре»! Есть очень интересные экземпляры…

    Всегда покупаю эти освящённые образки для подарка друзьям… Буря положительных эмоций! 🙂

  • Валерий Валерий:

    Идентифицировал данные о клеймах на серебренных крестиках и добавил в текст

  • Ал. А. Демидов Ал. А. Демидов:

    Есть более качественное изображение!

    1. Валерий Валерий:

      Это изображение медальона не из моей коллекции — см. название материала.
      Кстати, интересный факт — этот хоть и лучшей сохранности, но без позолоты, следы которой присутствует на моём. Нигде не встречал данных о том, что такие (с позолотой) производились (а, может, раньше просто не обращал внимания). Хотя они иногда встречаются. Предполагаю, что это можно объяснить тем, что была дочеканка первоначального тиража. Вряд ли дочеканивали для «обывателей», скорее всего, для руководства. И именно для них выпустили медальон улучшенного качества, поэтому этот доптираж и был с позолотой.

  • Олег:

    Фото сделано в условиях плохого освещения. Есть такой, готов передать в коллекцию:
    [URL=http://savephoto.ru/f/2xmev22g04n44][IMG]http://savephoto.ru/Files/2xmev22g04n44_t.jpg[/IMG][/URL][URL=http://savephoto.ru/f/2umf4d4jpy2t4][IMG]http://savephoto.ru/Files/2umf4d4jpy2t4_t.jpg[/IMG][/URL]

  • Олег:

    Готов передать в коллекцию.

    1. Валерий Валерий:

      Спасибо, не ожидал. Пишите на эл. адрес valery.sarov@mail.ru, договоримся о встрече

    2. Валерий Валерий:

      Большое спасибо Олегу за переданные медальоны. В течении недели отсканирую медальоны и их изображения вставлю в этот материал

  • Валерий Валерий:

    Вторая редакция.
    Добавлены изображения пяти новых бронзовых медальонов и Постскриптум (P.S.).
    Добавлены сведения о пробах на серебряных медальонах и немного подредактирован текст.

  • Олег:

    Валерий, Вам спасибо! Если при разборе обнаружу что-либо интересное — обязательно дам знать!
    С уважением.

  • Валерий Валерий:

    Новая редакция — добавил один серебряный медальон с изображением часовни над могилой Серафима Саровского

  • Валерий Валерий:

    Добавил ещё один серебряный маленький медальон с изображением о.Серафима на камне

  • Валерий Валерий:

    Новая редакция — добавлен один не совсем обычный серебряный крестик с изображением Серафима Саровского и немного подредактирован текст

  • Валерий Валерий:

    Новая 5-я редакция — добавлены два современных двусторонних медальона с изображением Серафима Саровского (второй ряд изображений в соответствующем разделе) и немного подредактирован текст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>