Главе города Сарова
А.Г. Орлову
Главе администрации г. Сарова
В.Д. Димитрову
Справка
о возможных датах основания города Сарова
1. Краткий обзор возможных исторических дат основания города
Вопрос о начале города Сарова представляет значительную сложность и допускает различные мнения. Это объясняется следующими объективными факторами:
-в истории города есть длительный «бесписьменный», «доисторический» период, объективная информация о котором получена только благодаря археологическим раскопкам;
-существуют устойчивые легенды, относящиеся к периоду средневековья, до сих пор влияющие на исторический образ города;
-поселение многократно на протяжении своей истории меняло свой статус: поселение монахов-отшельников; монастырь (пустынь); жилой посёлок; детская трудовая коммуна; исправительно-трудовой лагерь; трудовая колония; жилой посёлок; секретный объект КБ-11; современный город. В течение многих этих периодов местные органы власти в поселении отсутствовали.
-во времена, когда поселение переживало периоды своего максимального подъёма (мордовский культурно-сакральный центр, монастырь, объект) оно формально городом не являлось;
-статус города поселению присвоен только в 1954 году с секретным названием Кремлев, когда в городе уже жило около 47 тысяч человек;
-город с названием Саров появился только в 1995 году после проведения референдума среди жителей города.
2. О практике установления дат рождения городов
Общепринятая практика устанавливает начало отсчёта истории города или любого другого поселения по письменным источникам. Если в исторических документах прямо не указывается дата основания города, то за начало отсчёта принимается дата первого упоминания. Археологические датировки, как правило, при этом не учитываются. Основная причина этого – отсутствие точной даты: археологические исследования обычно могут указать лишь достаточно широкий хронологический интервал (десятки или сотни лет) датировки культурного слоя археологического памятника. К тому же в ходе последующих археологических работ эта датировка может меняться.
Известны случаи установления дат рождения городов по археологическим данным. Но часто эти случаи связаны с политическими амбициями руководителей (1500 лет Киеву, 1000 лет Казани) и значительной частью историков подвергаются сомнению.
Вопросы дат рождения городов, как правило, остро дискуссионные. Приведем некоторые примеры.
Нижний Новгород. Казалось бы, хорошо известна летописная дата – 1221 год, когда князь Юрий Всеволодович построил город у слияния Оки и Волги. Однако некоторые известные историки и краеведы отстаивают точку зрения о том, что на месте Нижнего Новгорода уже тогда существовало более раннее поселение-предшественник. Хотя, по мнению большинства, эта точка зрения основывается на умозрительных и полулегендарных сведениях [1].
Арзамас. Первое упоминание города относится к 1578 году, но в документе город упоминается как уже существующий. У ряда исследователей возникало желание определить точно, когда же город на самом деле появился, для чего также привлекались умозрительные заключения. Иногда фигурирует даже дата основания города 1552 год – время победного похода Ивана Грозного на Казань, что также не имеет под собой документального основания [2].
Темников. Самое раннее упоминание – 1536 год, когда город был перенесён с левого берега Мокши на правый, где он теперь располагается [3]. Естественно, город уже и до этой даты существовал, причём очевидно, что достаточно продолжительное время. Постоянно предпринимаются попытки определить время возникновения Темникова как XV, XIV и даже как XIII век, но все они основываются не на документах, а на довольно косвенных данных [4].
Мы ограничились только некоторыми географически близкими примерам и хотели ими подчеркнуть, что датировку начала города необходимо обосновывать только не вызывающими сомнений письменными источниками и ни в коем случае не доверять малодостоверным сведениям как бы заманчивы они не были.
3. Исторические этапы становления города Сарова
Рассмотрим те этапы истории нашего города, которые можно было бы принять за начало отсчёта его истории.
Самый древний период связан с находками, сделанными во время археологических раскопок – это керамика городецкой культуры раннего железного века, которую можно приблизительно датировать VII в. до н. э. — V в. н. э. Это означает, что территория городища использовалась как жилая в те древние времена. Диапазон расхождения в определении даты составляет около тысячи лет.
XII-XIII вв.
Центр средневековой мордвы.
Об этом периоде стало известно только на основании археологических раскопок, проведённых в 1994-2001 годах под руководством нижегородского археолога Н.Н. Грибова.
В это время на месте Сарова существовало большое средневековое поселение — культурный, сакральный, а возможно и административный центр средневековой мордвы, о чём говорят его большие размеры (городище занимает около 40 гектаров), система укреплений в виде валов и рвов, найденные на его территории ремесленные постройки и объекты культового назначения [5].
К сожалению, мордва письменности в то время не имела, и нам не известны ни название поселения, ни имя его властителя (если таковой был). Нет следов упоминаний об этом городе и в письменных документах иностранного происхождения: русских, арабских, персидских.
Диапазон расхождения определения даты составляет не менее 100 лет.
В монастырское время, за неимением научной археологической информации, имела хождение версия о золотоордынском (татарском) происхождении Саровского городища и существовавшем на его месте городе Сараклыче [6]. Первое дошедшее до нас письменное упоминание этой версии зафиксировано лишь в поздних архивных монастырских документах 1-й половины XVIII века. Появилась эта версия при обстоятельствах довольно сомнительных с точки зрения её достоверности, а именно, при решении земельных споров монастыря.
Впоследствии эта точка зрения стала довольно распространённой и вошла во многие научные и популярные публикации по истории Саровской пустыни, как дореволюционные, так и новейшие. При раскопках 1994-2001 гг. никаких находок, относившихся бы к золотоордынскому (2-я половина XIII – XV вв.) времени сделано не было, вследствие чего Сараклыч следует считать легендой, не получившей пока ни документального, ни археологического подтверждения. Поэтому иногда встречающуюся в литературе дату возникновения Сарова-Сараклыча — 1298 год – нельзя всерьёз принимать за дату начала города [7].
1664 год
Приход отшельника Феодосия.
Эта дата была получена на основании некоторых предположений – исследователем истории монастыря, саровским иеромонахом Порфирием жившим в конце XIX века [8].
В описании истории монастыря он датирует приход на Старое городище отшельника Феодосия 1664 годом. Впоследствии к Феодосию присоединился другой отшельник – Герасим. Письменный источник («Сказание о первом жительстве» первоначальника Иоанна) даёт только дату окончательного ухода Герасима с городища – 1678 год [9]. Дата же 1664 г. в источниках XVII и XVIII вв. отсутствует.
После ухода Феодосия и Герасима Старое Городище было необитаемым более десяти лет.
1691 год
Основатель монастыря иеросхимонах Иоанн (тогда монах арзамасского Введенского монастыря Исакий) селится у слияния Саровки и Сатиса. Начиная с этого года, он жил отшельником на Старом Городище – иногда один, иногда к нему присоединялись монахи из других монастырей.
Можно считать, что с 1691 года и до сегодняшнего дня это место постоянно обитаемо [10].
1700 год
По летописной истории монастыря эту дату можно считать датой образования массового поселения большой группы монахов на Саровской горе.
16 июня (29 июня по новому стилю) 1706 года
Основание Сатисо-градо-Саровской пустыни – скита Арзамасского Введенского монастыря.
В Саровском монастыре существовала традиция – считать днём рождения монастыря 16 июня 1706 года, когда была освящена его первая церковь в честь Пресвятой Богородицы и Ее Живоносного Источника. Эта дата отмечалась монахами Саровского монастыря в 1806 и 1906 годах, а также в 2006 году торжественно было отпраздновано 300– летие мужского Свято-Успенского Саровского монастыря.
По поводу начала отсчёта существования монастыря также существуют разные точки зрения. Саранский историк В.Б. Смирнова считает годом основания Саровской пустыни 1705-й, когда было получено разрешение на строительство первой церкви и отведена под это земля. Точной даты получения документов пока не обнаружено.
Как самостоятельный Саровский монастырь был утверждён 5 февраля 1709 года.
1938 год
После длительного периода в жилом поселке Саров впервые устанавливается советская власть. Избран поселковый совет рабочих и крестьянских депутатов.
Ещё до закрытия монастыря в 1927 году стало появляться значительное мирское население. Монастырские помещения постепенно отбирались и передавались под жильё и другие нужды. К сожалению, этот период истории города изучен ещё недостаточно, и мы не можем точно сказать, какие учреждения действовали в посёлке до создания первой коммуны в 1928 году, и как осуществлялось его управление.
В 1928-1938 годы на месте монастыря существовали исправительно-трудовые и воспитательные учреждения, которые подчинялись Наркомату труда, ОГПУ и НКВД. Помимо сотрудников этих учреждений и заключённых лагерей (воспитанников колоний) никакого населения в посёлке не было.
Именно к этому периоду относится первая попытка придания Сарову городского статуса. В 1936 году коллективом трудовой колонии было высказано предложение: преобразовать посёлок Сарова в город Погребинск (в честь руководителя Управления НКВД Горьковского края М.С. Погребинского) [11].
В 1938 году последнее из этого ряда учреждений (Саровская трудовая колония) было закрыто и его имущество было передано вновь образованному на территории поселка машиностроительному заводу. В том же году был образован посёлок Саров Мордовской АССР [12].
9 апреля 1946 года
Закрытым Постановлением правительства СССР на месте поселка Сарова был создан сверхсекретный объект КБ-11 по разработке отечественного ядерного оружия. Советская власть была передана начальнику объекта, поселковый совет был распущен.
Создание секретного объекта кардинально изменило судьбу этого места. Но считать дату выхода Постановления правительства датой рождения города, по нашему мнению, нельзя. Объект полностью унаследовал производственную базу и жилищный фонд машиностроительного завода и посёлка, население которого во время войны составляло по оценкам 7-9 тысяч человек [13].
17 марта 1954 года
В этот день вышло закрытое Постановление правительства РСФСР о присвоении закрытому объекту КБ-11 статуса города. Были проведены выборы в городской совет народных депутатов. Город получил секретное название Кремлёв.
Это наиболее поздняя из рассматриваемых нами дат, но именно она признаётся сейчас в качестве официальной даты рождения города Сарова.
Выводы
Таким образом, историю города Сарова можно разделить на два неравных периода, которые условно можно назвать «доисторическим» и «историческим». Между окончанием одного из них и началом второго лежит временной интервал в четыре века, когда на месте Сарова никто не жил.
Археологические раскопки 1994-2001 годов дали чрезвычайно важную, но, к сожалению, далёкую от полноты информацию о доисторическом периоде. Многое, относящееся к обсуждению результатов раскопок, носит характер не окончательных выводов, а научных гипотез, требующих дальнейшего исследования. В настоящее время археологические работы в городе прекращены. Новые письменные источники о поселениях на месте Сарова пока не выявлены.
Сейчас получается, что в городе, который в 2009 году будет праздновать свое 55-летие, находятся памятники XVII, XVIII и XIX веков (старейшее существующее здание Саровского монастыря построено в 1756 году, а пещеры ведут свою историю с 1692 года). По мнению комиссии, установление более ранней официальной даты возникновения Сарова, по сравнению с датой присвоения статуса города в 1954 году, позволит устранить эти несоответствия и восстановить историческую справедливость.
Члены комиссии:
Председатель исторического объединения
«Саровская пустынь» ____________А.А. Агапов
Директор Городского музея ____________Н.Л. Остриянская
Научный сотрудник
Городского музея ____________А.М. Подурец
Литература
1 Этот вопрос полно рассмотрен в: Пудалов Б.М. Начальный период истории древнейших русских городов Среднего Поволжья (XII – первая треть XIII в.). Н.Новгород, 2003.
2 Легендарной даты основания Арзамаса придерживался Николай Щегольков, см. его: Исторические сведения о городе Арзамасе. Арзамас, 1911.
3 Чернухин А.А. Темников. Саранск, 1973.
4 Первушкин В.В., Шишлов С.Л. Эволюция представлений о средневековой политической истории Окско-Ценско-Сурского междуречья (Темниковской Мещёры) в XIX-XX вв. // http://www.tatar-history.narod.ru/mesher-2.htm
Биккинин И. Татарская аристократия Темниковского княжества и ее потомки // http://tatar.yuldash.com/176.html
5 См.: Грибов Н.Н. Средневековое городище на месте бывшего Саровского монастыря // Древности Нижегородского Поволжья. Вып. 1. Н. Новгород, 1997, стр. 31-57 и другие работы этого автора.
6 Впервые эта версия опубликована в: Маркеллин (игумен), Краткое историческое описание Саровской пустыни. М., 1804.
7 Впервые эта дата упомянута как имеющая отношение к Сарову в: Порфирий (иеромонах). Житие и подвиги иеромонаха Иоанна, основателя и первоначальника Саровской пустыни. Муром, 1892.
8 Там же, стр. 12.
9 Иоанн (иеросхимонах), Сказание о первом жительстве монахов … // Известия Тамбовской Ученой Архивной комиссии. Тамбов, 1904. Вып. 49.
10 Там же.
11 Центральный государственный архив республики Мордовия, ф. Р-243, оп. 3, д. 88, л. 471.
12 Мордовская АССР. Административно-территориальное деление на 1 января 1941 года. Саранск, 1941, стр. 7.
13 Павлов Д.Г. Социально-демографический состав населения посёлка Саров в период существования машиностроительного завода № 550 // Материалы второй и третьей научно-практических конференций по проблемам истории, культуры и воспитания (август 1998, февраль 1999). Саров, 1999, стр. 237, 240.
10.07-04.09.2008
Всё-таки я считаю, что нельзя считать даты основания монастыря датами образования города.
«В 1938 году… был образован посёлок Саров Мордовской АССР» — более логично.
Хотя как город населённый пункт существует с 1954 г.
«Город», «посёлок» — понятия довольно условные. Что изменилось в Сарове в 1938 году? Сменили вывеску? А с 1691 года здесь непрерывно живут ЛЮДИ. Монахи разве не люди? Такие же, как мы с вами. Только работа у них другая. К тому же монастырь ведёт свой отсчёт с 1706 года.